Применение технологии социальных историй в формировании эмоциональной компетентности учащихся
методическая разработка
Данная социальная история является инструментом формирования эмоциональной компетентости учащихся начальной и средней школы. Комплексная работа с социальной историей и цветовыми зонами эмоций помогает учащимся понять свои эмоции и то, зачем они нужны, соотнести их со своими действиями и действиями окружающих, развивает навыки самоконтроля, коммуникации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_k_posobiyu_sotsialnaya_istoriya.docx | 17.71 КБ |
sotsialnaya_istoriya_-_emotsionalnaya_kompetentnost.docx | 477.1 КБ |
fony_i_emotsii_zon.docx | 836.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение технологии социальных историй в формировании эмоциональной компетентности учащихся.
Социальные истории являются описанием жизненной ситуации, события или деятельности с участием ребенка или другого персонажа его заменяющего.
Социальная история может включать информацию:
- Чего можно ожидать в этой ситуации?
- Почему?
- Варианты социально одобряемого поведения.
В плане формирования эмоциональной компетентности данная социальная история помогает оценить свое состояние с точки зрения готовности или неготовности к работе, оценить и убрать факторы, мешающие продуктивной работе. А также помогает оценить свое состояние и выбрать форму поведения или вид деятельности, который поможет справиться с ним, изменить в лучшую сторону.
Цель данной социальной истории – научить ребенка выбирать вектор собственных дальнейших действий в связи со своим состоянием. Социальная история предваряет занятие, направленное на обучение пониманию эмоций. Так же она используется как рутина в течение дня для развития рефлексивных способностей детей. Педагог или родитель предъявляет последовательно страницы социальной истории, сопровождая их определенным пояснением. А затем предлагает охарактеризовать свое состояние и выбрать, исходя из него, варианты дальнейших действий.
Работа с социальной историей может проводиться фронтально (с несколькими детьми) и при индивидуальной работе.
По сути, социальная история является способом сделать зримой связь между своим состоянием и действиями. Помогает выбрать эффективный способ реагирования на ситуацию.
Кроме того, данная социальная история помогает дать обобщенные представления об эмоциях, об их месте в жизни человека, о важности понимания себя и других людей, своих и чужих действий. Вокруг данной социальной истории может быть создана целая рабочая система формирования саморегуляции ребенка. Такую программу я, как психолог, и предлагаю Вам, уважаемые родители, попробовать составить для своего ребенка. Для этого надо пройти несколько этапов:
- Ознакомиться с социальной историей.
- Распечатать листы Зон эмоций.
- Определить, где в квартире будут располагаться данные зоны.
- Подумать и вспомнить, с какими эмоциями (из представленных в зонах) Ваши дети сталкиваются чаще всего, как обычно себя ведут в таких ситуациях.
- Подумать, что помогает Вашему ребенку справиться с эмоциями. Ответить себе на вопрос: какое поведение моего ребенка в данной ситуации я считаю желательным.
- Поиграть с ребенком в игры из файлов, размещенных мной в обсуждениях вашего класса в группе Вконтакте.
- Проконсультироваться с психологом (со мной).
- Составить (при необходимости, с моей помощью) социальные истории на разные эмоциональные ситуации для своего ребенка.
- Включить социальные истории в повседневную жизнь.
- Быть последовательными и терпеливыми.
Обучение пониманию эмоций ведется комплексно, включает разные способы, методики и пособия. Среди них: мимические упражнения, работа с пиктограммами, фотографиями и картинками эмоций, драматизация, задания на подражание, коллажирование, рисование, арт-терапевтические методики.
Пособие, предназначенное для обучения пониманию мимическиого выражения различных эмоций, связано с описанной социальной историей идеей цветовых зон. Цель использования пособия – научить различать внешние проявления эмоциональных состояний и соотносить их с определенными ситуациями и обстоятельствами. Первым этапов является умение находить одинаковые графические изображения лиц. Затем к этим изображениям подбираются соответствующие пиктограммы. Потом – фотографии. В итоге ребенок должен научиться различать мимические выражения лица, анализируя отдельные его части и оценивая выражение лица в целом. А также изображать разные эмоции на собственном лице.
При достаточном уровне графических навыков у ребенка его учат рисовать лица с разными эмоциями.
Конечно, понимание эмоций не конечный результат этой работы, а этап.
Следующим шагом является обучение учащихся самостоятельному выбору правильной реакции на ситуацию, в которой проявляются те или иные эмоции. Для этого отдельные эмоциональные реакции разбираются более подробно с точки зрения поступков, действий. Наблюдая за ребенком в разных ситуациях, предлагая ему разные способы справиться с неприятными переживаниями, психолог и педагог составляют список возможных реакций на разные стимулы и разные виды помощи. Далее создаются персонифицированные рекомендации. Для каждого ребенка они могут выглядеть, как книжечка из четырех страниц четырех цветов на кольце. На каждой странице помещаются карточки с изображениями, пиктограммами или словами, обозначающими деятельность, которая может помочь ребенку справиться с ситуацией: выбрать и сделать конкретное действие.
То есть ребенок, у которого есть проблемы с пониманием своего состояния или с беспокойным поведением, имеет свои собственные четыре странички четырех цветов. На каждой из них помещены картинки или слова-подсказки для выбора дальнейших действий. И в ситуации, когда нам надо обратить внимание ребенка на его поведение, мы помогаем ему обратиться к этой книжке, как к справочнику или дневнику (если хотите). Например, ребенок научился определять, что он волнуется и находится в желтой зоне, а мы опытным путем определили, что ему нравится и помогает успокоиться надавливание на плечи, пересыпание гороха или (в случае 1 варианта) оречевление проблемы. У него, на его личной желтой страничке есть карточки, изображающие данные активности. Мы помогаем ему выбрать и попросить то, что поможет ему успокоиться. То же самое с усталостью, болезнью и т.д.
Использование социальных историй является эффективным инструментом коррекции поведения и элементом прикладного анализа. В такой работе данная методика является:
1. Предупредительной (зная заранее трудности ребенка мы предвосхищаем проблемную ситуацию. Поездка на поезде, поход с классом в театр, мы можем проговорить и обсудить варианты поведения в той или иной ситуации)
2. Обучающей ( в результате происходит научение новому социальному навыку)
3. Реактивной (поведение произошло и мы анализируем почему)
Предварительный просмотр:
В какой я зоне?
Пойми свое состояние
Зоны
Эти четыре зоны помогают тебе описать, как ты себя чувствуешь
Синяя зона
Когда ты все делаешь медленно?, ты в синей зоне
В синей зоне ты чувствуешь:
усталость, грусть, болезнь, хочешь спать
Зеленая зона
В зеленой зоне ты чувствуешь себя хорошо и готов к работе
В зеленой зоне ты чувствуешь
счастье, спокойствие, внимательность, готовность заниматься
Желтая зона
В желтой зоне ты расстроен и двигаешься слишком быстро.
Успокойся, когда ты в желтой зоне!
В желтой зоне ты чувствуешь
растерянность, волнение, страх, злость, обиду, дурашливость, испытываешь трудности
Красная зона
В красной зоне ты теряешь контроль над собой.
Тебе трудно правильно себя вести.
В красной зоне тебе нужно остановиться!
В красной зоне ты можешь чувствовать
гнев, ужас, желание кричать, ударить, ругаться.
Я испытываю много разных чувств.
Можно испытывать любые чувства, важно их контролировать.
Мне надо стараться вести себя спокойно и безопасно.
Предварительный просмотр:
красная зона
жёлтая зона
зелёная зона
синяя зона
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальной школы на уроках литературного чтения
Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности....
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ"
Статья посвящена особенностям формирования читательской компетентности у младших школьников...
Формирование ИКТ-компетентности учащихся в условиях реализации ФГОС
Уважаемые коллеги!Вашему вниманию предлагается опытформирования ИКТ-компетентности учащихся младших классов....
Письменные творческие работы как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка (из опыта работы)
В данном пособии представлен опыт работы учителя по формированию коммуникативной компетентности на уроках русского языка с помощью различных видов письменных творческих работ....
«Формирование читательской компетентности учащихся как основы полноценного нравственно-эстетического и творческого развития личности на основе использования инновационных технологий».
Могут пользоваться учителя начальных классов. Статья поможет в воспитании читающего учащегося, который владеет необходимым уровнем – техники читательской деятельности, способного самостоятельно мысли...
«Формирование читательской компетентности учащихся как основы полноценного нравственно-эстетического и творческого развития личности на основе использования инновационных технологий».
«В России уменьшается доля «читающего населения» - такое мнение высказал президент Российского книжного союза, Сергей Степашин. По исслед...
Применение информационно-коммуникационных технологий обучения как средство формирования ключевых компетентностей младших школьников
Инновационные технологии обучения....