Применение технологии социальных историй в формировании эмоциональной компетентности учащихся
методическая разработка

Данная социальная история является инструментом формирования эмоциональной компетентости учащихся начальной и средней школы. Комплексная работа с социальной историей и цветовыми зонами эмоций помогает учащимся понять свои эмоции и то, зачем они нужны, соотнести их со своими действиями и действиями окружающих, развивает навыки самоконтроля, коммуникации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение технологии социальных историй в формировании эмоциональной компетентности учащихся.

Социальные истории являются описанием жизненной ситуации, события или деятельности с участием ребенка или другого персонажа его заменяющего.

     Социальная история может включать информацию:

- Чего можно ожидать в этой ситуации?

- Почему?

- Варианты социально одобряемого поведения. 

     В плане формирования эмоциональной компетентности данная социальная история помогает оценить свое состояние с точки зрения готовности или неготовности к работе, оценить и  убрать факторы, мешающие продуктивной работе. А также помогает оценить свое состояние и выбрать форму поведения или вид деятельности, который поможет справиться с ним, изменить в лучшую сторону.

     Цель данной социальной истории – научить ребенка выбирать вектор собственных дальнейших  действий в связи со своим состоянием. Социальная история предваряет занятие, направленное на обучение пониманию эмоций. Так же она используется как рутина в течение дня для развития рефлексивных способностей детей. Педагог или родитель предъявляет последовательно страницы социальной истории, сопровождая их определенным пояснением. А затем предлагает охарактеризовать свое состояние и выбрать, исходя из него, варианты дальнейших действий.

     Работа с социальной историей может проводиться фронтально (с несколькими детьми) и при индивидуальной работе.

     По сути, социальная история является способом сделать зримой связь между своим состоянием и действиями. Помогает выбрать эффективный способ реагирования на ситуацию.

     Кроме того, данная социальная история помогает дать обобщенные представления об эмоциях, об их месте в жизни человека, о важности понимания себя и других людей, своих и чужих действий. Вокруг данной социальной истории может быть создана целая рабочая система формирования саморегуляции ребенка. Такую программу я, как психолог, и предлагаю Вам, уважаемые родители, попробовать составить для своего ребенка. Для этого надо пройти несколько этапов:

  1. Ознакомиться с социальной историей.
  2. Распечатать листы Зон эмоций.
  3. Определить, где в квартире будут располагаться данные зоны.
  4. Подумать и вспомнить, с какими эмоциями (из представленных в зонах) Ваши дети сталкиваются чаще всего,  как обычно себя ведут в таких ситуациях.
  5. Подумать, что помогает Вашему ребенку справиться с эмоциями. Ответить себе на вопрос: какое поведение моего ребенка в данной ситуации я считаю желательным.
  6. Поиграть с ребенком в игры из файлов, размещенных мной в обсуждениях вашего класса в группе Вконтакте.
  7. Проконсультироваться с психологом (со мной).
  8. Составить (при необходимости, с моей помощью) социальные истории на разные эмоциональные ситуации для своего ребенка.
  9. Включить социальные истории в повседневную жизнь.
  10.  Быть последовательными и терпеливыми.

     Обучение пониманию эмоций ведется комплексно, включает разные способы, методики и пособия. Среди них: мимические упражнения, работа с пиктограммами, фотографиями и картинками эмоций, драматизация, задания на подражание, коллажирование, рисование, арт-терапевтические методики.

     Пособие, предназначенное для обучения пониманию мимическиого выражения различных эмоций, связано с описанной  социальной историей идеей цветовых зон. Цель использования пособия – научить различать внешние проявления эмоциональных состояний и соотносить их с определенными ситуациями и обстоятельствами. Первым этапов является умение находить одинаковые графические изображения лиц. Затем к этим изображениям подбираются соответствующие пиктограммы. Потом – фотографии. В итоге ребенок должен научиться различать мимические выражения лица, анализируя отдельные его части и оценивая выражение лица в целом. А также изображать разные эмоции на собственном лице.

     При достаточном уровне графических навыков у ребенка его учат рисовать лица с разными эмоциями.

     Конечно, понимание эмоций не конечный результат этой работы, а этап.

     Следующим шагом является обучение учащихся самостоятельному выбору правильной реакции на ситуацию, в которой проявляются те или иные эмоции. Для этого отдельные эмоциональные реакции разбираются более подробно  с точки зрения поступков, действий. Наблюдая за ребенком в разных ситуациях, предлагая ему разные способы справиться с неприятными переживаниями, психолог и педагог составляют список возможных реакций на разные стимулы и разные виды помощи. Далее создаются персонифицированные рекомендации. Для каждого ребенка они могут выглядеть, как книжечка из четырех страниц четырех цветов на кольце. На каждой странице помещаются карточки с изображениями, пиктограммами или словами, обозначающими деятельность, которая может помочь ребенку справиться с ситуацией: выбрать и сделать конкретное действие.

     То есть ребенок, у которого есть проблемы с пониманием своего состояния или с беспокойным поведением, имеет свои собственные четыре странички четырех цветов. На каждой из них помещены картинки или слова-подсказки для выбора дальнейших действий. И в ситуации, когда нам надо обратить внимание ребенка на его поведение, мы помогаем ему обратиться к этой книжке, как к справочнику или дневнику (если хотите). Например, ребенок научился определять, что он волнуется и находится в желтой зоне, а мы опытным путем определили, что ему нравится и помогает успокоиться надавливание на плечи, пересыпание гороха или (в случае 1 варианта) оречевление проблемы. У него, на его личной желтой страничке есть карточки, изображающие данные активности. Мы помогаем ему выбрать и попросить то, что поможет ему успокоиться. То же самое с усталостью, болезнью и т.д.

     Использование социальных историй является  эффективным инструментом коррекции поведения и элементом прикладного анализа. В такой работе данная методика является:

1. Предупредительной  (зная заранее трудности ребенка мы предвосхищаем проблемную ситуацию. Поездка на поезде, поход с классом в театр, мы можем проговорить и обсудить варианты поведения в той или иной ситуации)

2. Обучающей ( в результате происходит научение новому социальному навыку)

3. Реактивной (поведение произошло и мы анализируем почему)



Предварительный просмотр:

В какой я зоне?

Пойми свое состояние

                

Зоны

Эти четыре зоны помогают тебе описать, как ты себя чувствуешь

                

Синяя зона

Когда ты все делаешь медленно?, ты в синей зоне

В синей зоне ты чувствуешь:

усталость, грусть, болезнь, хочешь спать

    

Зеленая зона

В зеленой зоне ты чувствуешь себя хорошо и готов к работе

В зеленой зоне ты чувствуешь

счастье, спокойствие, внимательность, готовность заниматься

     

Желтая зона

В желтой зоне ты расстроен и двигаешься слишком быстро.

Успокойся, когда ты в желтой зоне!

В желтой зоне ты чувствуешь

растерянность, волнение, страх, злость, обиду, дурашливость, испытываешь трудности

     

Красная зона

В красной зоне ты теряешь контроль над собой.

Тебе трудно правильно себя вести.

В красной зоне тебе нужно остановиться!

В красной зоне ты можешь чувствовать

гнев, ужас, желание кричать, ударить, ругаться.

   

Я испытываю много разных чувств.

                

Можно испытывать любые чувства, важно их контролировать.

Мне надо стараться вести себя спокойно и безопасно.



Предварительный просмотр:

красная зона

жёлтая зона

зелёная зона

синяя зона


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальной школы на уроках литературного чтения

Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности....

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ"

Статья  посвящена особенностям формирования читательской компетентности у младших школьников...

Формирование ИКТ-компетентности учащихся в условиях реализации ФГОС

Уважаемые коллеги!Вашему вниманию предлагается опытформирования ИКТ-компетентности  учащихся младших классов....

Письменные творческие работы как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка (из опыта работы)

В данном пособии представлен опыт работы учителя по формированию коммуникативной компетентности на уроках русского языка с помощью различных видов письменных творческих работ....

«Формирование читательской компетентности учащихся как основы полноценного нравственно-эстетического и творческого развития личности на основе использования инновационных технологий».

Могут пользоваться учителя начальных классов. Статья поможет в воспитании читающего учащегося, который владеет необходимым уровнем – техники читательской деятельности, способного самостоятельно мысли...

«Формирование читательской компетентности учащихся как основы полноценного нравственно-эстетического и творческого развития личности на основе использования инновационных технологий».

    «В России уменьшается доля «читающего населения» - такое мнение высказал президент Российского книжного союза, Сергей Степашин.        По исслед...