Развитие поведенческих навыков с помощью "Социальных историй"
статья
Развитие поведенческих навыков методом «Социальные истории».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_mashina_pravki_3.docx | 22.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт –Петербург
ГБОУ школа №46 Центр «РиМ»
Калининский район
Учитель ОУ для обучающихся с ОВЗ
Машина Л. С.
Развитие поведенческих навыков методом «Социальные истории».
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие физические и психические отклонения.
В результате эти отклонения приводят к нарушению общего развития ребенка, которые могут выражаться в виде агрессии и повышенной тревожности.
Проблема поведения детей является серьезной социальной, психологической и педагогической проблемой.
Период начала обучения детей в школе считается фактором, который усугубляет хронические проблемы ребенка. Детям трудно адаптироваться к учебному процессу и процессу социализации.
Коррекция поведения и особенности его проявления приобретают особую значимость, когда мы говорим о детях с ОВЗ. Процесс социализации этих детей и так осложнен спецификой дефекта. Такие факторы, как психологическая и физиологическая незрелость, задержка темпов нервно-психических процессов усложняют процесс обучения ребенка в школе. Как показал анализ литературы, за последнее десятилетия уделялось много внимания изучению формирования способностей к учебному процессу детей с ОВЗ.
Существуют разные точки зрения определения поведения. В психологическом словаре поведение определяется как присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредствованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью [1]. Сторонники теории черт считают, что поведение - это продукт генетически обусловленных диспозиций, оно обладает значительной внутренней согласованностью в разных ситуациях и во времени. В справочной литературе по психиатрии поведение определяется как психологическая и физиологическая манера вести себя в определенной социальной группе, к которой принадлежит личность, где установлены свои стандарты поведения. Такое поведение называется социально одобряемым.
С возрастом у детей с ОВЗ появляется все больше проблем в адаптации. Д.Вебер и X.Ремшмидт выделяют четыре причины кризовых расстройств у подростков с ОВЗ [2]:
• внезапные изменения среды и микросоциального окружения;
• коммуникативные проблемы;
• фазы развития и созревания как кризовый момент;
• изменение условий и течения возможных основных заболеваний.
Одна из целей - формирование социально одобряемого поведения, Конечная цель, которую ставят перед собой психологи и педагоги – это научить ребенка справляться с агрессией и тревожностью, скорректировать его поведение и направить в нужном русле, т.е. привести к социально одобряемому поведению. Самое распространенное поведение среди детей с ОВЗ – агрессивное, так как это самый быстрый и эффективный способ достижения своей цели.
Основоположником методики Социальные истории, разработанной в 1991 году, является Кэрол Грей.
Главная цель метода «Социальные истории» – это научить детей с ОВЗ социальным навыкам, то есть - помочь улучшить навык взаимодействия с другими людьми до нормального уровня. Психокоррекционная методика используется для снижения таких поведенческих характеристик как агрессия и тревожность.
Социальные истории пишутся как для небольшой группы детей, так и для каждого ребенка индивидуально. В написании истории обязательно должны учитываться интересы и ценности конкретного ребенка. Также желательно включить рисунки, фотографии, реальные предметы, так как дети с ОВЗ лучше воспринимают информацию в виде картинки.
В конкретных случаях социальная история может включить такую информацию, как:
• почему это происходит?
• что можно ожидать в конкретной ситуации?
• предложить варианты социально одобряемого поведения.
При использовании метода «Социальные истории» происходит интеграция информации. Вся история разбивается по шагам. Происходит представление событий на вербальном и визуальном уровнях. Идет обучение альтернативному поведению (например, как можно выразить злость социально одобряемым способом). В итоге ребенок получает новые знания и знает, как можно реагировать в конкретной ситуации.
Схема написания истории:
1. Описательные предложения. В них описывается, что конкретно делают люди в этой истории и почему, кто еще участвует в истории, где эта история происходит.
2. Перспективные предложения. Здесь описывается желательная реакция других людей. Описывается состояние другого человека, его настроение, мысли и эмоции.
3. Директивные предложения. Предложения строятся только в утвердительной форме и описывают подходящий образ действий. Здесь идут конкретные подсказки, как нужно реагировать в складывающейся ситуации.
4. Контролирующие предложения. Здесь определяется стратегия, которую ребенок может использовать для того чтобы понять либо вспомнить социальную историю.
Пример обучающей социальной истории о дружбе. Когда он хотел играть – начинал трогать детей, нюхать. Когда не хотел играть - грубо и резко отталкивал. Историю читали утром, в обед и вечером. Я специально моделировала ситуации, в которых к ребенку подходили одноклассники и предлагали поиграть. Или наоборот, создавала ситуации, когда он интересовался деятельностью детей.
В данном методе акцент делался на прямое обучение конкретным навыкам и поведению. В психологической коррекции использовались наглядные пособия - картинки, фотографии, рисунки, проводилось модулирование поведения в определенной среде через игры и упражнения.
В современных условиях, метод «Социальной истории» очень распространён и применяется в различных организациях и странах. «Социальные истории помогают людям в спектре аутизма считывать и понимать социальные ситуации. Цель - предоставить аутичному человеку ответы на вопросы о том, как взаимодействовать с другими людьми подобающим образом». По методу «Социальные истории», как качественному инструменту работы с детьми с ОВЗ, можно сказать, что его можно использовать не только для адаптивных навыков, но и для освоения новых знаний. стиль
Так же метод «Социальные истории» можно использовать как:
• предупреждающая методика (предупреждаем нежелательное поведение)
• обучающая методика (обучить определенным навыкам, одобряемым поступкам, словам)
• реактивная методика (помощь в интеграции информации в ситуации, которая произошла).
Важно отметить, что для работы с детьми ОВЗ используются и другие методики, такие как: это до метода социальных историй
• АВА-терапия (поведенческая терапия для аутистов
• иппотерапия, дельфинотерапия, пет-терапия
• арт-терапия (музыка, живопись, движение, театр)
• холдинг-терапия, сенсорная интеграция и пр.
Заинтересованным в изучении данной темы можно порекомендовать искать более эффективные методы развития навыков социального бесконфликтного и внеагрессивного взаимодействия для детей с ОВЗ После применения методики «Социальные истории» выявлено снижение уровня тревожности и различных типов агрессивности, в том числе физической и вербальной агрессии, аутоагрессии, вспыльчивости в физических действиях, вспыльчивости в речи, негативизма, отказов и конфликтности у детей, что является показателем её эффективности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков // интернет - ресурс: http://www.twirpx.com/file/279631/
2. Агрессия в психологии // интернет - ресурс:http://kak-bog.ru/agressiya-v-psihologii
3. Веденина М.Ю. Общие трудности бытовой адаптации аутичных детей // Аутичный ребенок: проблемы в быту. Методические рекомендации по обучению социально-бытовым навыкам аутичных детей и подростков. – М.: Добро, 2012.
4. ГалагузоваМ.А., ГалагузоваЮ.Н., ШтиноваГ.Н., Тищенко Е.Я., Дьяков Б. Социальная педагогика: курс лекций.:Учеб.пособ. для студ. высш. учебн. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 416 с.
5. Головин С. Ю. Словарь практического психолога // Минск.: Харвест, 1998. - С. 150
6. Кон И.С. Социология личности. // – Книга по требованию, 2015. –384 c.
7. Конюхов Н. И. «Словарь-справочник по психологии». - Спб.: Питер, 2015. -251 с.
8. Копытин А. И. Теория и практика // интернет - ресурс: http://www.twirpx.com/file/279132/
9. Краткий психологический словарь // интернет - ресурс: http://www.twirpx.com/file/1537172/ .
10. Шипицына Л.М., Первова И.Л. Социальная реабилитация детей с аутизмом - СПб. Питер, 2008. - 199 с.
11. Психологос. Энциклопедия практической психологии// интернет - ресурс:http://www.psychologos.ru/articles/view/povedenie
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
развитие коммуникативных навыков у учашихся младших классов с ограничинными возможностями развития .
У данной категории детей нет четких представлений о социальных законах, недостаточное развитие эмоционально-выразительных средств осложняет овладение навыками коммуникативной деятельности. Дети не все...
развитие коммуникативных навыков у учашихся младших классов с ограничинными возможностями развития .
У данной категории детей нет четких представлений о социальных законах, недостаточное развитие эмоционально-выразительных средств осложняет овладение навыками коммуникативной деятельности. Дети не все...
Опыт работы по теме: "Социально - поведенческие навыки старших дошкольников"
Мой опыт работы по данной теме....
Методические рекомендации на тему: ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ.
Чеченкова Е.В. учитель ГБСКОУ школы №439Петродворцового района СПб Методические рекомендации на тему:ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ГРАФИЧЕСКИХ НА...
Выступление на заседании школьного и муниципального методических объединений учителей начальной школы на тему "Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития"
Выступление на заседании МО...
Методическая разработка: "Развитие коммуникативных навыков учащихся начальной школы (3-4 классов) с ОВЗ (имеющих задержку психического развития)".
Аннотация.Представлен конспект группового психокоррекционного занятия для учащихся начальной школы (3-4 классов), имеющих задержку психического развития. В конспекте представлены упражнения спос...
"Использование ИКТ в развитии коммуникативных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития"
XXI век называют веком компьютерных технологий. Это вполне справедливо и для образовательного процесса, где без компьютера не обойтись....