Родительское собрание "Учимся понимать своего ребёнка (2-4 кл.)"
презентация к уроку (2, 3, 4 класс)

Штайц Татьяна Константиновна

Цель: помощь родителям в осознании психологических особенностей ребёнка в младшем школьном возрасте.

 

Задачи:

- прояснить психологические особенности ребёнка в младшем школьном возрасте;

- предложить родителям рекомендации по взаимодействию с ребёнком во время обучения в младших классах.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Учимся понимать своего ребёнка» для 2-4 классов

Составлено

Педагогом-психологом

МОБУ ДО «ЦПМСС «Доверие»

Мирнинский район, РС (Я)

Штайц Т.К.

Цель: помощь родителям в осознании психологических особенностей ребёнка в младшем школьном возрасте.

Задачи:

- прояснить психологические особенности ребёнка в младшем школьном возрасте;

- предложить родителям рекомендации по взаимодействию с ребёнком во время обучения в младших классах.

Дополнительные материалы (для использования при наличии возможности): презентация «Учимся понимать своего ребёнка (2-4 кл.)».

Текст лекции

Младший школьный возраст, который длится от 6-7 до 9-10 лет чаще всего не обращает на себя много внимания со стороны родителей и специалистов. Самой важной вехой в эти года оказывается поступление ребёнка в первый класс и его привыкание к школьной жизни, которая предъявляет ему множество новых требований. Если адаптация к школе проходит хорошо, наступает относительно спокойный период на протяжении нескольких лет.

Однако приблизительно во время того же поступления ребёнка в школу он проходит через так называемый кризис семи лет, который и позволяет ему приспособиться к новым условиям.

Последствия кризиса семи лет

- Слайд 2 -

Во время прохождения этого кризиса изменяется отношение ребёнка к самому себе. В дошкольном возрасте малыш всё ещё обладает ярко выраженной эгоцентрической позицией – ребёнок в тот период ещё не осознаёт себя как часть общества, остро ощущает собственную уникальность, сосредоточен, в первую очередь, на своих переживаниях и интересах, он не способен принимать чужую точку зрения, обладает завышенной самооценкой – он по умолчанию считает себя лучше всех.

В младшем школьном возрасте эта уверенность исчезает. Постепенно формируется осознание себя, как части группы. Если раньше к ребёнку надо было обратиться индивидуально, по имени, чтобы он понял, что речь предназначена для него, то теперь он начинает адекватно воспринимать обращения вроде «класс», «дети» и т.п. Ребёнок начинает оценивать себя в сравнении с другими – именно с этого возраста могут срабатывать приёмы, побуждающие ребёнка делать что-то, чтобы быть, по крайней мере, не хуже других. Большое значение для малыша приобретают собственные достижения и оценка окружающих, особенно, учителя. Он стремиться соответствовать ожиданиям взрослых, быть «правильным».

Уменьшается импульсивность ребёнка. В младшем школьном возрасте, особенно его начале, у малыша ещё может быть ярко выражена возбудимость, однако в его нервной системе развиваются процессы торможения, которые являются физиологической основой для таких качеств, как самоконтроль и сдержанность. Ребёнок уже лучше, чем в детском саду, регулирует свою активность, может подчинять её требованиям извне – например, просидеть положенное время на уроке. Кроме того, ребёнок приобретает способность оценивать последствия своих действий.

В этот же период ребёнок начинает лучше осознавать свои и чужие эмоции, появляется способность выражать их вслух и связывать с ситуацией. Если раньше малыш разбрасывал игрушки и капризничал, то теперь он может сказать: «Я расстроен, потому что…».

Повышается самостоятельность ребёнка. Раньше ему требовалась помощь для выполнения каких-то действий (например, одеваться), теперь он стремится сделать это сам. Раньше он занимался тем, что предлагали ему взрослые, теперь будет стараться выбирать деятельность, которая ему нравится, приносит удовлетворение. Уменьшается внешний контроль, который требуется ребёнку для выполнения дел – от взрослого уже не требуется непрерывно поддерживать его внимание к выполнению задания.

Важность учебной деятельности

- Слайд 3 -

Изменяется также потребность в основной деятельности. Если в дошкольном возрасте для ребёнка важной была игра, в которой он развивался и получал необходимые навыки, то теперь на первый план выходит учебная деятельность и всё, что с ней связано, хотя игра, особенно на первых порах, всё ещё остаётся значимой.

Учебная деятельность обладает следующими особенностями:

- результативность – ребёнок действует уже не просто ради самого действия, а для достижения определённой цели, его результат может быть проверен и оценён другими и им самим;

- обязательность – ребёнок не может выбирать стоит ли ему этим занимать, когда и сколько времени посвятить новой деятельности, он подчинён расписанию школьной жизни;

- произвольность – новый вид деятельности требует от ребёнка возрастающих навыков самоконтроля и планирования своих действий, преднамеренной концентрации на занятии;

- самостоятельность – хотя учитель и принимает активное участие в обучении, его роль заключается в организации и «запуске» деятельности, основную же работу ребёнок выполняет сам, обращаясь к взрослым только в случае неудачи.

Для того чтобы учебная деятельность проходила успешно, необходима положительная мотивации, чтобы ребёнок сам очень хотел учиться. Выделяют несколько мотивов, важных для младшего школьника в обучении:

- познавательные – направленные на овладение знаниями, способами получения знаний, приемами самостоятельной работы, приобретение дополнительных знаний, программы самосовершенствования);

- социальные – ответственность, понимание социальной значимости учения, стремление занять определённую позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение;

- узколичные – получить хорошую отметку, заслужить похвалу.

В этот период особо важными для ребёнка становятся отношения с учителем, в котором оказываются воплощены требования общества. Важными настолько, что даже взаимодействие с родителями отходит на второй. Система «ребёнок–учитель» сейчас определяет отношения школьника и к родителям, и к сверстникам. Мнение учителя в этот период для ребёнка является основным, главным и попытки его оспорить или опровергнуть могут восприниматься негативно.

Формирование психических функций во время обучения в младших классах

- Слайд 4 -

В процессе обучения в младшей школе у ребёнка ещё отсутствуют, но постепенно формируются новые психические особенности:

Появляется рефлексия – способность осознавать, анализировать и оценивать свои желания, мысли, побуждения, а также действия и их результаты.

Формируется тесно связанный с ней внутренний план действий – способность выполнять действия в уме до тех пор, как прибегнуть к ним в реальности.

Интенсивно развивается самосознание – самооценка, система ценностей и норм, потребность в самоутверждении.

- Слайд 5  -

Повышается произвольность действий и психических функций:

- внимание – непроизвольное ориентировочное – реакция на новый стимул, отвлекающая от предыдущей деятельности – сменяется потребностью в осознанной концентрации на деятельности, способностью игнорировать неважные посторонние раздражители. В среднем в 1-2 классах ребёнок способен концентрироваться на своей деятельности в течение 15-20 минут, после чего наступает утомление, и внимание рассеивается;

- восприятие изначально является недифференцированным – ребёнок воспринимает не то, что является главным, существенным, а наиболее яркие признаки, выделяющие один объект на фоне других, часто путает схожие предметы (например, цифры 9 и 6). К 3-4 классу восприятие становится более точным, ребёнок учится выделять основные признаки, определять сходства и различия объектов. Постепенно улучшается восприятие времени и пространства – в начале обучения ребёнку трудно правильно определять, к примеру, длительность временного отрезка.

- память – поначалу ребёнок легко запоминает лишь то, что ярко, необычно, вызвало эмоциональные впечатления, непосредственно включено в его деятельность. Но постепенно школьник овладевает произвольным запоминанием – он осознаёт задачу, требующую от него именно запомнить какую-то конкретную информацию, начинает использовать приёмы запоминания – в особенности самый простой: многократное повторение материала. Для того, чтобы овладеть более сложными приёмами, детям, чаще всего, требуется специальное обучение;

- мышление сперва остаётся поверхностным, основанным на внешних, очевидных признаках. Поэтому в начале обучения для детей важна наглядность – им легче понять конкретный пример, чем абстрактное рассуждение. Постепенно развиваются аналитические, логические способности, формируются научные понятия. К концу младшего школьного начинают проявляться индивидуальные различия в мышлении (теоретическое, практическое, художественное и т.п.).

- воображение развивается от репродуктивного, опирающегося на конкретные знакомые предметы, в продуктивное, создающее новые образы;

- воля – появляются и улучшаются со временем способность к самоконтролю, самодисциплине, самоорганизации.

Рекомендации родителям по взаимодействию с ребёнком младшего школьного возраста:

- Слайд 6 -

∙ Обсуждайте с ребёнком всё, что касается его. Обговорите с ним его новые обязанности, на доступном ему уровне объясните ему причины, по которым вы ему что-то не разрешаете или чего-то требуете от него. Расскажите, в чем суть «взрослости», какие обязанности есть у родителей, бабушек и дедушек. Преподнесите ребёнку требования как расширение его полномочий. Нужно создать у школьника ощущение, что ответственность, которая на него возлагается, – это проявление доверия и надежды на его помощь, а не стремление его нагрузить и заставить что-то делать.

∙ Оказывайте ребёнку помощь тогда, когда он сам её попросит. Не вмешивайтесь без необходимости в его дела – позвольте малышу самостоятельно справиться со своими трудностями.

∙ Не ждите, что ребёнок сразу догадается обо всех способах выполнения тез или иных дел, которые могут быть очевидны взрослому человеку. Позвольте ему попробовать разные пути решения и выбрать оптимальный для себя.

∙ Расширяйте зону ответственности ребёнка постепенно.

∙ Обсудите с ребёнком точную систему санкций, которые последуют за теми или иными его проступками. Обязательно придерживайтесь её в жизни и следите, чтобы также поступали все взрослые члены семьи.

∙ Не огораживайте ребёнка от всех бед и не лишайте права учиться на собственных ошибках – позвольте ему почувствовать последствия своих поступков (разумеется, если они не угрожают его безопасности). Это поможет ребёнку понять, что он сам ответственен за некоторые неприятности в собственной жизни, и научиться их предотвращать.

∙ Не нужно при ребёнке критиковать школу, учителей и одноклассников. Не оспаривайте авторитет учителя, не унижайте его в глазах ребёнка. Любые спорные ситуации между семьёй и школой старайтесь решать, не вовлекая непосредственно ребёнка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учимся понимать своего ребёнка МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК

Слайд 2

Последствия кризиса семи лет Осознание себя частью группы. Оценивание себя в сравнении с другими. Стремление соответствовать ожиданиям окружающих. Развитие самоконтроля. Осознание своих эмоций, их озвучивание и привязывание к ситуации. Повышение самостоятельности.

Слайд 3

Учебная деятельность - ведущая Особенности деятельности: результативность обязательность произвольность самостоятельность Виды мотивации к учебной деятельности: познавательная социальная узколичностная Высокую значимость имеет общение с учителем – представителем социума.

Слайд 4

Новые психические особенности Рефлексия – способность осознавать, анализировать и оценивать свои желания, мысли, побуждения, действия и их результаты. Внутренний план действий – способность выполнять действия в уме. Самосознание – самооценка, система ценностей и норм, потребность в самоутверждении.

Слайд 5

Развитие психических функций Внимание : ориентировочное (реакция на стимул)  концентрация Восприятие : яркие признаки  существенные признаки Память : запоминание наиболее яркого, эмоционального  з апоминание конкретной информации Мышление : поверхностное  аналитические способности Воображение : репродуктивное  продуктивное Воля : способности к самоконтролю, самоорганизации. Непроизвольность Произвольность

Слайд 6

Рекомендации Обсуждайте с ребёнком всё, что касается его . Оказывайте ребёнку помощь тогда, когда он сам её попросит . Не ждите, что ребёнок сразу догадается обо всех способах выполнения. Позвольте ему попробовать разные пути решения и выбрать оптимальный для себя. Р асширяйте зону ответственности ребёнка постепенно. Обсудите с ребёнком точную систему санкций. Обязательно придерживайтесь её. Не огораживайте ребёнка от всех бед и не лишайте права учиться на собственных ошибках. Не нужно при ребёнке критиковать школу, учителей и одноклассников .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест для родителей:"Понимаете ли Вы своего ребёнка?"

Тест для родителей: "Понимаете ли Вы своего ребёнка?"...

Понимаем ли мы своего ребёнка?

Что означает «быть ответственным родителем»?Устанавливать жесткую дисциплину или стать другом своему ребенку? Оберегать или дать возможность учиться на своих ошибках?  Направлять развитие ре...

Методическая разработка родительского собрания "Как мы понимаем своих детей"

Методическая разработка родительского собрания в 1 классе...

Родительское собрание на тему: «Всегда ли мы понимаем своих детей».

middot;         Познакомить родителей с особенностями поведения детей;·         обсудить причины возникновения проблем во взаимоотно...

Родительское собрание "Учимся понимать своего ребёнка (1 кл.)"

Цель: помощь родителям в осознании психологических особенностей ребёнка в первом классе и профилактика школьной дезадаптации.           Задачи:- ...

Родительское собрание «Всегда ли мы понимаем своих детей? Как научиться их понимать?»

Цель: осмыслить целесообразность принятых в семье подходов к воспитанию ребенка.Задачи:Выявить типичные затруднения родителей, возникающие в ходе повседневной практики семейного воспитания.Получить оп...