Этапы развития речи ребенка. Литература, рекомендованная для чтения родителями детям на каждом этапе речевого развития. |
Возраст | Этапы становления речи | Речевые новообразования | Рекомендуемая родителям литература для чтения детям | Первый год жизни | 1 этап – 0-3 мес.
2 этап – 3-6 мес.
3 этап – 6-10 мес.
4 этап – 10-12 мес. | Развитие эмоционально-выразительные реакции
Появление голосовых реакций, гуления, лепета
Начало развития понимания речи, активного лепета
Время появления первых слов. К году словарь ребенка составляет 8-10 слов | Русские народные песенки, потешки. «Идет коза рогатая», «Сорока-белобока», «Ладушки», «Большие ноги…», «Водичка, водичка», «Баю-бай, баю-бай...», «Киска, киска, киска, брысь!..», «Как у нашего кота...», «Пошел кот под мосток...» | Второй год жизни | 1г. 3 мес.-1г. 8 мес.
1г. 8 мес.-1г. 10 мес.
1г. 10 мес.-2г. 1мес. | В речи используются отдельные аморфные слова в роли предложения(25-30 слов): названия лиц, предметов «мама», «биби», позже появляются названия действий «ди», «бух» Объединяет в одном предложении 2 аморфных слова(75-90 слов): «Мама, ди!»
Рост предложения до 3-4 слов. Появляются первые грамматические отношения между словами
| Русские народные сказки. «Курочка Ряба», «Репка» (обр. К. Ушинского); «Как коза избушку построила» (обр. М. Булатова).
Поэзия. 3. Александрова.. «Прятки»; А. Барто. «Бычок», «Мячик», «Слон» (из цикла «Игрушки»); В. Берестов «Курица с цыплятами»; В. Жуковский. «Птичка»; Г. Лагздынь. «Зайка, зайка, попляши!»; С. Маршак. «Слон», «Тигренок», «Совята» (из цикла «Детки в клетке»); И. Токмакова. «Баиньки».
Проза. Т. Александрова. «Хрюшка и Чушка» (в сокр.); Л. Пантелеев. «Как поросенок говорить научился»; В. Сутеев. «Цыпленок и утенок»; Е. Чарушин. «Курочка» (из цикла «Большие и маленькие»); К. Чуковский. «Цыпленок».
| Третий год жизни | 2г. 1 мес.- 2 г. 3.мес.
2г. 3 мес.-3 г. | Дальнейший рост предложения до 5-8 слов и усвоение грамматических отношений. В речи появляются предлоги и союзы.
Развитие сложного предложения. К 3м годам усвоен в основных чертах грамматический строй родного языка. Дальнейший темп его формирования замедляется. В речи наблюдается смешение артикуляционно близких звуков. | Песенки, потешки. «Наши уточки с утра...»; «Пошел котик на Торжок...»; «Заяц Егорка...»; «Наша Маша маленька…», « Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу», «Бежала лесочком лиса с кузовочком…», «Из-за леса, из-за гор…», «Огуречик, огуречик…»
Сказки. «Козлятки и волк (обр. К.Ушинского), Теремок (обр. М.Булатова), «Маша и медведь» (обр. М. Булатова). Поэзия. А. Барто. «Мишка», «Грузовик», «Слон», «Лошадка» (из цикла «Игрушки»), «Кто как кричит»; В. Берестов. «Больная кукла», «Котенок»; Г. Лагздынь. «Петушок»; С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке»; Э. Мошковская. «Приказ» (в сокр.); Н. Пикулева. «Лисий хвостик»; К. Чуковский. «Федотка». Проза. Л. Толстой. «Спала кошка на крыше...», «Три медведя», «Был у Пети и Миши конь...»; В. Сутеев. «Кто сказал „мяу"».
| Четвертый год жизни | 3-4 года | Дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложения. Звуковая сторона речи в основном усвоена. После 3х лет ребенок прислушивается и способен оценить свое и чужое произношение. | Песенки, потешки. «Пальчик —мальчик...», «Заинька, попляши...», «Сорока, сорока...», «Еду-еду к бабе, к деду...», «Тили-бом! Ти-ли-бом!...». Сказки. «Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого; «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской. Поэзия. К. Бальмонт. «Осень»; А. Блок. «Зайчик»; А. Плещеев. «Осень наступила...»; А. Майков. «Колыбельная песня»; А. Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч!...» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»); С. Маршак. «Зоосад», «Жираф», «Зебры», «Белые медведи», «Страусенок», «Пингвин», «Верблюд», «Где обедал воробей» (из цикла «Детки в клетке»); К. Чуковский. «Путаница», «Краденое солнце», «Мойдодыр». Проза. Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца — Длинные косые глаза, короткий хвост»; Л. Воронкова. «Маша-растеряша», « идет» (из книги «Снег идет»); Н. Носов «Ступеньки»; Л. Толстой. «Птица свила гнездо...»: «Таня знала буквы...»; К. Ушинский. «Васька», «Лиса-Патрикеевна»; В. Бианки. «Купание медвежат»; В. Сутеев. «Три котенка». | Пятый год жизни | 4-5 лет | К 5 годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь. Его высказывания начинают напоминать по форме короткий рассказ. | Песенки, потешки. «Наш козел...»; «Зайчишка-трусишка...»; «Гуси, вы гуси...»; «Ножки, ножки, где вы были?...», «Сидит, сидит зайка...», «Кот на печку пошел...», Сказки. «Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького; «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр.А. Н. Толстого; «Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова; «Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова. Поэзия. И. Бунин. «Листопад» (отрывок); А. Майков. «Осенние листья по ветру кружат...»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из романа «Евгений Онегин»); С. Маршак. «Багаж», «Про все на свете»; С. Михалков. «Дядя Степа»; Ю. Мориц. «Дом гнома, гном — дома!». Проза. В. Вересаев. «Братишка»; А. Введенский. «О девочке Маше, о собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы из книги); М. Зощенко. «Показательный ребенок»; В. Осеева. «Волшебная иголочка»; Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»; К. Чуковский. «Телефон», «Тараканище». | Шестой год жизни | 5-6 лет | Наряду с количественным и качественным обогащением речи, в речи ребенка 5-6-ти лет наблюдается увеличение грамматических ошибок, неправильные изменения слов, нарушения в структуре предложений, затруднения в планировании высказывания. | Сказки. «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы; «Крылатый, мохнатый да масляный» обр. И. Карнауховой; «Хаврошечка», обр. А. Н. Толстого; «Заяц-хвастун», обр. О. Капицы; «Царевна-лягушка», обр. М. Булатова; «Сивка-Бурка», обр. М. Булатова; «Финист — Ясный сокол», обр. А. Платонова. Поэзия. И. Бунин «Первый снег; А. Пушкин «Уж небо осенью дышало...» (из романа «Евгений Онегин»); С. Есенин. «Береза»; И. Никитин. «Встреча зимы»; А. Пушкин «Зимний вечер» (в сокр.) Проза. В. Дмитриева «Малыш и Жучка» (главы); Л. Толстой «Косточка», «Прыжок»; Н. Носов «Живая шляпа»; Т. Александрова. «Домовенок Кузька» (главы); B. Бианки. «Сова»; Б. Заходер. «Серая звездочка». А. Гайдар. «Чук и Гек» (главы); А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане»; П. Бажов. «Серебряное копытце». | Седьмой год жизни | 6-7 лет | К 7 году жизни ребенок употребляет слова, обозначающие отвлеченные понятия, использует слова с переносным значением. К этому возрасту дети полностью овладевают разговорно-бытовым стилем речи. | Сказки и былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (отрывок); «Василиса Прекрасная» (из сборника сказок А.Афанасьева); «Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова; «Добрыня и Змей», пересказ И. Колпаковой; «Снегурка» (по народным сюжетам); «Садко» (отрывок); X. К. Андерсен. «Дюймовочка», пер. с дат. А. Ганзен , Ф. Зальтен. «Бемби», пер. с нем. Ю. Нагибина; Шарль Перро (франц.): «Кот в сапогах». Поэзия. М. Волошин. «Осенью»; С. Городецкий. «Первый снег»; М. Лермонтов. «Горные вершины» (из Гёте); Г. Сапгир. «Считалки, скороговорки»; С. Есенин. «Пороша»; А. Пушкин «Зима! Крестьянин, торжествуя...» (из романа «Евгений Онегин») |
|