актуальность ранней диагностики нарушений речи у детей
консультация
Актуальность ранней диагностики нарушений речи у детей
Если ребенок в 2-2,5 года совсем не говорит или говорит мало слов, это обычно вызывает тревогу родителей, и они обращаются к специалисту-логопеду. Ну, а если ребенок говорит много, но плохо? Нередки случаи, когда малыш в 3 – 4 года говорит так невнятно, что понять его может только мать. Бывает, что в этом возрасте дети не произносят некоторых звуков, заменяют одни звуки другими, они говорят захлебываясь, очень быстро или, наоборот, тянут слова и т.д. Ребенок не может повторить за взрослым небольшое предложение, ответить на вопрос, поделиться впечатлениями. Такие нарушения, как правило, мало волнуют родителей. А зря…
Конечно, речь формируется постепенно. Так, на ранних этапах развития речи (2 – 3 года), артикуляция звуков у всех детей несовершенна: они искажают, пропускают или заменяют многие звуки. Но ребенок к концу 3 года жизни должен иметь активный словарный запас не менее 1000 – 1200 слов, причем эти слова он должен не просто понимать, а активно ими пользоваться. К этому возрасту речь становится основным средством общения со взрослыми и сверстниками, вытесняя мимику и жесты: ребенок может повторить за взрослым небольшое предложение, стихотворные строчки, может ответить на понятный вопрос взрослого, поделиться информацией («Коля пришел»), пожаловаться на неудобство («Замерз, устал»)или действия сверстника(«Отнимает, обижает»), сопровождать речью игровые и бытовые действия. Его речь должна быть понятна не только его родственникам, но и другим взрослым, а главное – детям. Понятно, что если малыш в 2,5 - 3 года молчит или только начинает говорить, то все дальнейшее развитие речи будет запаздывать и отставать от нормальных показателей развития речи. Причем стоит разобраться, по какой причине происходит эта задержка развития? Статистика в этом вопросе заставляет содрогнуться. По данным Института коррекционной педагогики РАО, доля здоровых новорожденных в течение последних лет снизилась с 48,3% до 26,5 – 36,5%. Сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70% имеют патологию периода беременности и родов. В этих случаях, в первую очередь, страдает нервная система ребенка. К счастью, при грамотном подходе со стороны родителей и врачей, основные проблемы компенсируются в возрасте до одного года. Нормальное развитие отмечается у 15 – 20% детей. Но длительные наблюдения показывают, что и эти дети в возрасте 3 – 5 лет характеризуются различными речевыми нарушениями. Обследования детей раннего возраста показали, что наиболее частыми являются именно речевые расстройства – 50, 5%, так как речь является наиболее сложной психической функцией. Что же делать в сложившейся ситуации? Специалисты едины в этом вопросе: только ранняя диагностика и комплексная коррекция позволяет скомпенсировать уже имеющиеся отклонения в развитии и предупредить появление дальнейших «вторичных» проблем. Работа по коррекции речевых нарушений должна проводиться сразу же, как только замечено появление задержки речи. Нельзя ждать пока ребенок «выговорится». Важно не упустить столь значимый в полноценном развитии ребенка сензитивный период (до 3 – 5 лет). Только ранняя диагностика и своевременная квалифицированная помощь логопеда помогут достигнуть успехов в работе по коррекции речи ребенка.
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktualnost.docx | 16.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность ранней диагностики нарушений речи у детей
Если ребенок в 2-2,5 года совсем не говорит или говорит мало слов, это обычно вызывает тревогу родителей, и они обращаются к специалисту-логопеду. Ну, а если ребенок говорит много, но плохо? Нередки случаи, когда малыш в 3 – 4 года говорит так невнятно, что понять его может только мать. Бывает, что в этом возрасте дети не произносят некоторых звуков, заменяют одни звуки другими, они говорят захлебываясь, очень быстро или, наоборот, тянут слова и т.д. Ребенок не может повторить за взрослым небольшое предложение, ответить на вопрос, поделиться впечатлениями. Такие нарушения, как правило, мало волнуют родителей. А зря…
Конечно, речь формируется постепенно. Так, на ранних этапах развития речи (2 – 3 года), артикуляция звуков у всех детей несовершенна: они искажают, пропускают или заменяют многие звуки. Но ребенок к концу 3 года жизни должен иметь активный словарный запас не менее 1000 – 1200 слов, причем эти слова он должен не просто понимать, а активно ими пользоваться. К этому возрасту речь становится основным средством общения со взрослыми и сверстниками, вытесняя мимику и жесты: ребенок может повторить за взрослым небольшое предложение, стихотворные строчки, может ответить на понятный вопрос взрослого, поделиться информацией («Коля пришел»), пожаловаться на неудобство («Замерз, устал»)или действия сверстника(«Отнимает, обижает»), сопровождать речью игровые и бытовые действия. Его речь должна быть понятна не только его родственникам, но и другим взрослым, а главное – детям. Понятно, что если малыш в 2,5 - 3 года молчит или только начинает говорить, то все дальнейшее развитие речи будет запаздывать и отставать от нормальных показателей развития речи. Причем стоит разобраться, по какой причине происходит эта задержка развития? Статистика в этом вопросе заставляет содрогнуться. По данным Института коррекционной педагогики РАО, доля здоровых новорожденных в течение последних лет снизилась с 48,3% до 26,5 – 36,5%. Сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70% имеют патологию периода беременности и родов. В этих случаях, в первую очередь, страдает нервная система ребенка. К счастью, при грамотном подходе со стороны родителей и врачей, основные проблемы компенсируются в возрасте до одного года. Нормальное развитие отмечается у 15 – 20% детей. Но длительные наблюдения показывают, что и эти дети в возрасте 3 – 5 лет характеризуются различными речевыми нарушениями. Обследования детей раннего возраста показали, что наиболее частыми являются именно речевые расстройства – 50, 5%, так как речь является наиболее сложной психической функцией. Что же делать в сложившейся ситуации? Специалисты едины в этом вопросе: только ранняя диагностика и комплексная коррекция позволяет скомпенсировать уже имеющиеся отклонения в развитии и предупредить появление дальнейших «вторичных» проблем. Работа по коррекции речевых нарушений должна проводиться сразу же, как только замечено появление задержки речи. Нельзя ждать пока ребенок «выговорится». Важно не упустить столь значимый в полноценном развитии ребенка сензитивный период (до 3 – 5 лет). Только ранняя диагностика и своевременная квалифицированная помощь логопеда помогут достигнуть успехов в работе по коррекции речи ребенка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция".
Методы ранней диагностики....
Особенности нарушения речи у детей от 4 лет. Диагностика и дифференциация ОНР и СНР.
Данная статья может оказать помощь в диагностике и дифференциации сложных речевых нарушений у детей, имеющих отставание в умственном развитии. Учителям - логопедам ТПМПК и практикующим специалис...
Профилактика нарушений речи у детей раннего возраста в условиях логопедического кабинета лечебно-профилактического учреждения
Предлагаемая система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития стимулирует моторное, сенсорное, перцептивное речевое развитие ребёнка, позволяет постепе...
Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция
Представлена методика выявления нарушения чтения и методы их коррекции...
Статья " Актуальные проблемы диагностики нарушений чтения и письма у детей. Особенности овладения правилами русского языка у младших школьников с нарушениями письменной речи"
Статья предназначена для учителей начальной школы , из рубрики " Логопед учителю"...
Дифференциальная диагностика нарушений речи у младших школьников с ТНР
В данной статье рассматриваются особенности обследования младших школьников с ТНР, два варианта классификаций речевых нарушений, по которым уточняется логопедическое заключение, а так же различия неко...
Характеристика нарушений речи у детей с нарушением интеллекта
Статья , в которой описываеися характеристика нарушений речи у детей с интеллектуальными нарушениями...