Особенности нарушения речи у детей от 4 лет. Диагностика и дифференциация ОНР и СНР.
консультация по логопедии ( класс) на тему
Данная статья может оказать помощь в диагностике и дифференциации сложных речевых нарушений у детей, имеющих отставание в умственном развитии. Учителям - логопедам ТПМПК и практикующим специалистам в работе с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_narusheniy_rechi_detey_4-15_let.docx | 30.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности нарушений речи детей 4-15 лет, выявляемые в рамках логопедического обследования.
Большая часть моей работы как логопеда ТПМПК состоит в проведении логопедического обследования и составления подробного описательного заключения о состоянии речи ребёнка.
Контингент детей разный, но всегда "отягощённый" психиатрическими диагнозами и, как правило, речевыми нарушениями. В начале своей работы я столкнулась с проблемой точного определения логопедического заключения, т.к.:
*не очень полно (по критериям логопедического обследования) описаны в литературе особенности различных уровней ОНР и СНР;
*выпадают из описанных в специальной литературе случаи тяжёлой и средней степени речевого недоразвития у школьников без умственной отсталости.
Окончательное определение речевого нарушения происходит на основе анализа специфичности речевой продукции детей в разных видах тестовых заданий. А так же сопоставления этой специфичности с описанными в специальной литературе особенностями речи при патологии и согласованием с диагнозом психиатра (т.к. этот врач смотрит и диагностирует состояние развития интеллекта, что является одним из основополагающих факторов в различении ОНР и СНР).
В книге "Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного учреждения.Сборник методических рекомендаций", С-ПБ.: "Детство- Пресс", 2000 г. (очень, кстати, хорошая книга!) рекомендуется у школьников с нормальным интеллектом и ЗПР ставить: ОНР (III уровня), ФФНР, НПОЗ. Это - лёгкие нарушения, но ведь в школах учится много школьников с тяжелой и средней степенью речевого недоразвития и проблемами в развитии психических процессов - как быть с ними? У нас же (в. Хабаровском крае и ЕАО) на лекциях факультетов, изучающих логопедию, многократно повторяют, что у школьников ОНР быть не может!
Я понимаю это так: если у ребёнка к началу школьного обучения не компенсировались недоразвитие речи и задержка психического развития, то речь идёт об органическом поражении мозговых структур и, как следствие, недоразвитии составляющих интеллекта, что является основным фактором в различении ОНР и СНР. Органическое поражение головного мозга или ЦНС с лёгким или умеренным снижением интеллекта – далеко не умственная отсталость! (подробнее – в меню «Психические нарушения»). У «органиков» есть компенсаторные возможности, которых нет у умственно отсталых детей. Нарушение интеллекта есть, но не тотальное. Поэтому «органикам» мы пишем не ОНР, а СНР.
Однако в общедоступной литературе я не нашла межуровневого описания речевого недоразвития школьников - "органиков". В той же книге "Диагностика нарушений речи..." описаны краткие характеристики уровней системного недоразвития речи у школьников с умственной отсталостью. Сделав сравнительную характеристику разных уровней дошкольников с ОНР и СНР при умственной отсталости, я пришла к выводу, что по ряду показателей общие характеристики речевого недоразвития по уровням совпадают у ОНР и СНР, но есть и качественные отличия. Я предположила, что у школьников будет наблюдаться та же тенденция проявления схожести общих межуровневых характеристик речевого недоразвития. Поэтому я, при совпадении с описаниями уровней СНР при УО, относила детей - "органиков" к лёгкой, средней или тяжёлой степенямсистемного недоразвития речи.
Так, за 18 месяцев (июль 2008 - декабрь 2009) мною было обследовано 436 детей от 4 до 15 лет и выявлено:
- • 113 дошкольников (из них - 44 ребёнка с умственной отсталостью и 69 детей - "органиков");
- • 323 школьника (из них 141 ребёнок с умственной отсталостью, 181 ребёнок – «органик» и 1(!) ребёнок без нарушения речи);
У детей – «органиков» выявлено: ОНР разного уровня (69 дошкольников); ФНР, ФФНР, ЛГНР, НПОЗ, нарушения письма и чтения (61 школьник); СНР разной степени тяжести (120 школьников).
У 185 детей выявлено СНР при умственной отсталости (44 дошкольника и 141 школьник с умственной отсталостью).
Из 305 детей с СНР выло выявлено:
- • 20 человек с СНР тяжёлой степени (9 дошкольников с УО, 9 школьников с УО, 2 школьника -«органика»);
- • 121 человек с СНР средней степени (33 дошкольника с УО, 54 школьника с УО, 34 школьника – «органика»);
- • 124 человека с СНР лёгкой степени (2 дошкольника с УО, 50 школьника с УО, 72 школьника – «органика»);
- • 40 человек с НВСНР (28 школьников с УО, 12 школьника – «органика»).
Сравнительный анализ результатов обследования детей дошкольного и школьного возраста (с УО и органическими нарушениями) выявил ряд сходств и различий в усвоении языковых средств на разных уровнях речевого недоразвития. Сходство проявляется в общих этапах патологического развития речи, качественном своеобразии речи, проявляемом на том или ином уровне недоразвития. Однако равномерность недоразвития всех компонентов речевой системы, качественное и количественное снижение словарного запаса, слабость эмоциональных проявлений, низкий уровень критичности, значительные трудности при переносе алгоритма действий в другую ситуацию (а порой и невозможность переноса) у детей с умственной отсталостью противопоставляется некоторой асинхронности в формировании речевых навыков у детей с сохранным интеллектом и «органиков» со снижением интеллекта. Импрессивная речь у данной категории детей развивается значительно быстрее экспрессивной, пассивный словарь намного шире активного, принимается и продуктивно используется обучающая помощь, ярко проявляется эмоциональная реакция на свой дефект - понимают и переживают. При умственной отсталости в абсолютном большинстве случаев наблюдается в динамике плавная компенсация системного речевого недоразвития – от тяжёлой степени к лёгкой. А у «органиков» чаще всего «исход» - ФНР, ФФНР, НПОЗ или ЛГНР, нарушения письма и чтения в стадии субкомпенсации.
Данные сравнительного анализа речевого недоразвития детей дошкольного и школьного возраста с разными уровнями развития речи и степенью сохранности интеллекта я предлагаю Вашему вниманию в виде таблиц, отражающих все компоненты логопедического обследования:
- • Характеристика уровней общего недоразвития речи (ОНР) при обследовании дошкольников с нормальным интеллектом и сохранным слухом.
- • Характеристика уровней системного недоразвития речи (СНР) при обследовании дошкольников с умственной отсталостью.
- • Характеристика уровней системного недоразвития речи (СНР) при обследовании школьников с умственной отсталостью.
- • Характеристика уровней системного недоразвития речи (СНР) при обследовании школьников с органическим поражением головного мозга или ЦНС (или др.)со снижением интеллекта.
В характеристиках дано общее описание разных уровней речевого недоразвития в рамках психолого-педагогической классификации. При исследовании речи с точки зрения клинико-педагогической классификации выделяется ряд особенностей речевого недоразвития того или иного компонента речи (в зависимости от нарушения – дизартрии, сенсорной или моторной алалии, дислалии и др.). Но это – тема для другой статьи.
Надеюсь, что данная информация окажет Вам существенную помощь в Вашей работе!
Характеристики уровней СНР на фоне органического поражения головного мозга или ЦНС у школьников 7 - 15 лет
Заключение | СНР тяжёлой степени | СНР средней степени | СНР лёгкой степени | |||
В состоянии орального праксиса
| Часто не выполняет движения «не могу»; реже – по показу открывает рот, показывает язык, совершает простые движения. Грубо нарушен объём, точность, активность, переключаемость движений губ и языка. | Нарушение точности, переключаемости движений органов артикуляции, тонких дифференцированных движений языка. | Без особенностей. | |||
В состоянии просодики и динамической стороны речи
| Темп | Медленный, реже – быстрый или нормальный. | Медленный, быстрый или нормальный.
| Нормальный, медленный или быстрый. | ||
Ритм | Доступен ритм 1, 2 – много.
| Воспроизводит ритм до 4-5. | Воспроизводит ритм до 5 и более. | |||
Интонация | Монотонная. | Чаще монотонная. | Без особенностей. | |||
Дыхание | Низкий объём речевого дыхания. Часто дыхание «поверхностное». | Снижен объём речевого дыхания. | Без особенностей. | |||
Голос | Нередко снижена сила голоса. | Чаще – без особенностей. | Без особенностей. | |||
В состоянии звукопроизношения
| Полиморфное нарушение произношения. Нарушение чёткости, внятности (многочисленные замены, искажения, смешения звуков). | Полиморфное или мономорфное нарушение произношения. Нарушение дифференциации автоматизированных звуков (смешения, нестойкие замены звуков). | Нарушения отсутствуют или имеют мономорфный характер (в основном соноры, реже – свистящие и \ или шипящие). В речи наблюдаются нечёткое произношение автоматизированных во фразах звуков или их замены. | |||
В состоянии звукослоговой структуры слов и фраз
| Затруднено воспроизведение структуры малознакомых трёхсложных слов, фраз из 3-4 и более слов. Нарушение структуры многочастотных и сложных слов и фраз. | Затруднения в воспроизведении структуры многочастотных и сложных слов и фраз (часто при сохранении рисунка слова нарушается звуконаполняемость – перестановки, замены звуков и слогов, упрощение сложных слов).
| Незначительные затруднения в воспроизведении структуры многочастотных и сложных слов и фраз (пропуски и/или перестановки слов, нарушение звуконаполняемости слов). | |||
В состоянии фонематического восприятия
| Грубое недоразвитие фонематического восприятия. | Сформирована слухо-зрительная и слухо-произносительная дифференциация оппозиционных звуков в словах; но нарушена или затруднена слухо-произносительная дифференциация оппозиционных звуков в слогах. | Фонематическое восприятие в основном сформировано, но нередко незначительно затруднена слухо-произносительная дифференциация оппозиционных звуков в слогах. | |||
В состоянии звукослогового анализа и синтеза
| Грубое недоразвитие фонематического анализа и синтеза (сложных и простых форм). | Недоразвитие фонематического анализа и синтеза (определяют первый и \ или последний звук в слове, количество слогов в знакомых 2-3-хсложных словах, но затрудняются определить характеристики звука, количество и последовательность звуков \ слов в слове \ предложении). По аналогии выполняют разбор слова.
| Фонематический анализ и синтез в основном сформирован (затруднения в определении количества и последовательности звуков \ слов в слове \ предложении на сложном речевом материале), затруднения в определении характеристик звуков. | |||
В состоянии импрессивной речи
| Понимание грамматических изменений слов
| Имеется в зачаточном состоянии понимание значений грамматических изменений слова: затруднено различение единственного – множественного числа существительных и глаголов, приставочных глаголов, форм мужского и женского рода, уменьшительно- ласкательной формы существительных, значений предлогов.
| Сформировано понимание различных грамматических изменений слов. Изредка допускает ошибки в различении приставочных глаголов, редко – в различении сложных предлогов. | Без особенностей.
| ||
Понимание фраз
| При восприятии речи доминирует лексическое значение. Понимает простые социально-бытовые инструкции, простые вопросы, простые сравнения. Грубо нарушено понимание сложных логико-грамматических конструкций. Частично понимает инверсию, предложно-падежные конструкции. | Понимает 2-3-хступенчатые инструкции, простые сравнения. Затруднено понимание инверсии, сложных вопросов и инструкций, переносного смысла. Нарушено понимание скрытого смысла, сложных сравнений, сложных предложно-падежных конструкций и конструкций в творительном падеже. | Наблюдаются незначительные трудности в понимании логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения. Затруднено понимание скрытого смысла, сложного сравнения. | |||
В состоянии экспрессивной речи | Фраза
| Фраза состоит из 1-4 лепетных, усечённых слов, часто малопонятная, вне конкретной ситуации понятой быть не может. Фразы часто сопровождаются жестами, мимикой. Проявляются эмоциональные переживания, если речь не понимают.
| Фраза простая распространённая, с усложнением (используются простые союзы); часто аграмматичная. Нередко фразы неполные по составу. Спонтанная форма речи развита лучше произвольной. | Фраза распространённая, с усложнением. Доступна сложная по структуре развёрнутая фраза, однако в речи используется недостаточно. В произвольной речи часто используются упрощённые фразы (наблюдаются лишь единичные аграмматизмы). | ||
Диалог
| Диалогическая речь развита слабо. | Диалогическая речь пассивна. Отвечает на вопросы, но редко задаёт их. | Диалогическая речь развита. | |||
Автоматизированная форма речи | Нарушена. | Затруднена. Нарушена дезавтоматизированная форма речи. | Сформирована. | |||
Сопряжённая форма речи | Нарушена или затруднена. | Затруднена или сформирована. | Сформирована. | |||
Отражённая форма речи | Нарушена или затруднена. | Затруднена или сформирована. | Сформирована. | |||
Номинативная форма речи | Неустойчива. | Неустойчива. | Сформирована. | |||
Связная речь
| Отсутствие или грубое недоразвитие связной речи: 1-2 предложения вместо пересказа; перечисление предметов, героев и их действий по серии сюжетных картинок. | Связная речь сформирована недостаточно: в пересказах и рассказах на наглядной основе наблюдаются пропуск и незначительные искажения смысловых звеньев. Значительно затруднена контекстная речь (без опоры на наглядность). Нередко – трудности с подбором слов. | Связная речь приближается к норме; наблюдаются следующие недочёты: в пересказе – незначительные пропуски второстепенных смысловых звеньев, не отражены некоторые смысловые отношения. В контекстной речи – несоблюдение последовательности и полноты изложения. | |||
В состоянии пассивного и активного словаря
| Словарь ограничен бытом и ближайшим социальным окружением (в речи мало признаков, частей предметов, наречий, предлогов; недостаточно глаголов, существительных). Простым обобщением не владеет. Номинации неустойчивы. Пассивный словарь намного больше активного. | Словарный запас беден. Номинации неустойчивы. Простым обобщением владеет частично. Антонимы и синонимы подбирает со значительными ошибками. Пассивный словарь значительно больше активного. | Словарный запас низкий. Владеет обобщением. Номинации устойчивы. Антонимы и синонимы подбирает с незначительными ошибками. Пассивный словарь значительно больше активного. | |||
В состоянии грамматических процессов
| Словообразование
| Не сформированы процессы словообразования. | Нарушение сложных форм словообразования, затруднения в образовании прилагательных от существительных, существительных мн. числа Р. п., детёнышей животных, уменьшительно-ласкательной формы существительных. | Затруднения в образовании притяжательных, относительных, качественных прилагательных; приставочных глаголов. | ||
Словоизменение | Выраженные аграмматизмы, нарушение сложных и простых форм словоизменения. | Аграмматизмы в сложных формах словоизменения (в изменении предложно-падежных конструкций; согласовании прилагательных с существительными ср. р. в различных падежах, существительных с числительными). | Незначительные затруднения в употреблении сложных предлогов, ошибки в согласовании существительных с числительными. | |||
В состоянии общей и мелкой моторики
| Моторика развита слабо. Латерализация часто не установлена. | Моторика развита недостаточно. Латерализация уже установлена (правосторонняя или левосторонняя). | Моторика развита (специфических особенностей не выявлено). | |||
Оптико – пространственный гнозис и праксис | Нарушен. | Затруднён. | Без особенностей. | |||
В состоянии письма
| Нарушение формирования навыков письменной речи вследствие интеллектуальной недостаточности и грубого речевого недоразвития.
Или – алексия, аграфия (полная неспособность овладения навыками письма и чтения при длительном обучении). | Выраженная дисграфия. | Нерезко выраженная дисграфия. | |||
В состоянии чтения
| Выраженная дислексия. | Нерезко выраженная дислексия. | ||||
НВ СНР – нерезко выраженное системное недоразвитие речи. Характеризуется частичными (незначительными) затруднениями в фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороне речи (на малоупотребительном лексическом материале).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на заседании школьного методического объединения учителей -дефектологов "«Особенности нарушений речи у детей с интеллектуальной недостаточностью»"
В работе раскрываются вопросы типичных нарушений речи у детей с интеллектуальной недостаточностью и особенности коррекционной вопросы дисграфии и дислексии....
Статья. " Особенности развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста. Основные методы и приёмы, используемые для развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста".
Эта статя о связи между развитием речи и мышлением ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста. В ней я показываю необходимось своевременного начала обучения речи. Рассказываю об основных задачах,...
Характеристика нарушений речи у детей с нарушением интеллекта
Статья , в которой описываеися характеристика нарушений речи у детей с интеллектуальными нарушениями...
«Особенности становления речи у детей с нарушением зрения»
Становление речи у зрячих и лиц с нарушениями зрения осуществляется одинаково, однако отсутствие зрения или его глубокое нарушение изменяет взаимодействие анализаторов, в силу чего происходит перестро...
актуальность ранней диагностики нарушений речи у детей
Актуальность ранней диагностики нарушений речи у детейЕсли ребенок в 2-2,5 года совсем не говорит или говорит мало слов, это обычно вызывает тревогу родителей, и они обращаются к специалисту-логопеду....
Особенности нарушений речи у школьников с нарушением интеллекта.
Особенности нарушений речи у школьников с нарушением интеллекта....
Особенности развития речи у детей с нарушениями слуха
Учитывая важнейшую роль слухового восприятия в формировании речевой деятельности человека, его нарушения ведут к серьезным отклонениям в речевом развитии детей. Воздействия, вызывающие подобные наруше...