Практические рекомендации для родителей по развитию словарного запаса и грамматического строя речи у детей
консультация

Башарова Айгуль Фиргатовна

Для овладения грамотным письмом очень важна роль словарного запаса. Ребенку с бедным словарным запасом бывает просто не из чего подбирать проверочные слова. Например,  дети не улавливают смыслового различия между такими словами, как «лес»,  и «лиса». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практические рекомендации для родителей по развитию словарного запаса и грамматического строя речи у детей

Для овладения грамотным письмом очень важна роль словарного запаса. Ребенку с бедным словарным запасом бывает просто не из чего подбирать проверочные слова. Например,  дети не улавливают смыслового различия между такими словами, как «лес»,  и «лиса». И поэтому допускают ошибки на письме из-за неправильного подбора проверочных слов.

Далее предлагаются упражнения для развития грамматического строя речи и словарного запаса.

Упражнения для развития словарного запаса

«Сравни предметы» (объяснить, чем отличаются предметы: чашка и стакан; помидор и тыква; самолет и птица и др.).

«Назови одним словом» (после воспроизведения обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе).

Например:

Помидор, овощи, морковь, лук- как назвать одним словом?

Ручка, карандаш, линейка, тетрадь- ….

Медведь, заяц, лиса, енот-…

Корова, лошадь, свинья, собака-…

И т.д.

«Назови части»:

- рубашка: рукава, воротник, манжеты, застежка, карман;

- дом: фундамент, стенка, крыша, окно, дверь: крыльцо, и т.д.

«Подбери соответствующие картинки к следующим словам»:

 Высокий, тонкий, пятнистый… (жираф);

- Лохматый, косолапый… (медведь);

- Маленькая, быстрая, проворная… (белка) и т.д.

 «Кто как ест?» (по картинкам):

 Кошка лакает молоко;

 Собака грызет кость;

- Корова жует траву.

«Кто как голос подает?» (подобрать (по картинкам) как можно больше слов к предметам, которые отвечают на вопрос «Что делает?» (Собака (что делает?) –  лает, бегает, рычит, кусает, грызет), аналогично с другими животными.

«Какое?», «Какая?», «Какой?», «Какие?» (подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какое?», «Какая?», «Какой?», «Какие?»).

Солнце (какое?) –  яркое, блестящее, веселое, желтое, весеннее.

Составление загадок-описаний по определенному плану. (Например, про одежду: полосатый, длинный, теплый, шерстяной, носят осенью, зимой. Что это? (Шарф.)

Развитие грамматического строя речи

1. Развитие навыков словообразования.

«Назови ласково» (образование уменьшительно-ласкательных существительных).

Солнце, ложка, снег, стакан, и т.д.

 «Кто у кого?», «Чей малыш?» (образование названий детенышей в единственном и множественном числе).

«Папа, мама, я» (дети уточняют названия домашних животных и их детенышей: называют папу, маму и детеныша).

«Чей хвост?», «Чей след?» (образование притяжательных прилагательных).

У лисы- лисий, у медведя -…, у волка- …, у лошади, у льва-…, и т.д.

«Какой сок?», «Какой суп?», «Какой компот?»; «Какая каша» (образование относительных прилагательных).

Сок из яблок  (какой сок) – яблочный.

Сок из груш-…, из персиков- …, и т.д.

Каша из гречки, ячменя, риса, пшена, и т.д.

«Подбери похожие слова» Например: подобрать слова - «родственники» к слову «снег».

Образование сложных слов (составить одно слово из двух: сам летает – … (самолет), сам катится – … (самокат).

Игры и упражнения:

«Один – много» (дифференциация существительных единственного и множественного числа);

«Что из чего?» (закрепление формы родительного падежа существительных);

«Кому что дадим?» (закрепление формы дательного падежа существительных);

«Кто где живет?» (закрепление формы предложного падежа существительных);

«Два и пять» (закрепление формы существительных родительного падежа единственного и множественного числа);

закрепление и дифференциация предлогов: В, НА, ПОД, ЗА;

«Играем с глаголами» (закрепление согласования существительных и глаголов в числе);

«Мой, моя, мое, мои», «Жадина» (согласование притяжательных местоимений с существительными);

«Какого цвета предмет?» (закрепление согласования прилагательных с существительными).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая помощь в развитии лексического запаса и грамматического строя речи у младших школьников с речевыми нарушениями

Среди наиболее существенных задач по развитию речи можно назвать пополнение лексики, работу над грамматическим оформлением речи, усвоение словосочетаний, овладение связью слов в предложении, мод...

Доклад на областном семинаре. "Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР."

В докладе говорится о развитии лексико-грамматического строя речи детей с ОНР. Предлагается практический материал направленный на развитие лексики-грамматического строя речи у детей с ОНР....

Упражнения и игры для развития лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР.

   Грамматическая система русского языка сложна, ребенку с общим недоразвитием речи с ней не справиться. Для детей с общим недоразвитием речи  нарушение грамматического строя реч...

"Развитие грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста"

     Своевременное развитие грамматического строя языка ребенка является важным условием его полноценного речевого и общего психического развития. Овладение грамматическим строем...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 1-ых классов с тяжелыми нарушениями речи с применением игровых технологий

Дети с тяжелыми нарушениями речи имеют некий запас пассивного словаря. Активизировать его, расширить лексические горизонты, развить грамматический строй речи помогут игровые технологии. Представим, чт...

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Игра – это эффективное средство логопедической работы с детьми. Они побуждают учащихся включаться в работу без принуждения, вызывают у них интерес, вносят разнообразие в занятия....

Обследование лексического запаса и грамматического строя речи.

Обследование лексического запаса и грамматического строя речи у детей с нарушения речи....