Практические рекомендации для родителей по развитию словарного запаса и грамматического строя речи у детей
консультация
Для овладения грамотным письмом очень важна роль словарного запаса. Ребенку с бедным словарным запасом бывает просто не из чего подбирать проверочные слова. Например, дети не улавливают смыслового различия между такими словами, как «лес», и «лиса».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Практические рекомендации для родителей по развитию словарного запаса и грамматического строя речи у детей
Для овладения грамотным письмом очень важна роль словарного запаса. Ребенку с бедным словарным запасом бывает просто не из чего подбирать проверочные слова. Например, дети не улавливают смыслового различия между такими словами, как «лес», и «лиса». И поэтому допускают ошибки на письме из-за неправильного подбора проверочных слов.
Далее предлагаются упражнения для развития грамматического строя речи и словарного запаса.
Упражнения для развития словарного запаса
«Сравни предметы» (объяснить, чем отличаются предметы: чашка и стакан; помидор и тыква; самолет и птица и др.).
«Назови одним словом» (после воспроизведения обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе).
Например:
Помидор, овощи, морковь, лук- как назвать одним словом?
Ручка, карандаш, линейка, тетрадь- ….
Медведь, заяц, лиса, енот-…
Корова, лошадь, свинья, собака-…
И т.д.
«Назови части»:
- рубашка: рукава, воротник, манжеты, застежка, карман;
- дом: фундамент, стенка, крыша, окно, дверь: крыльцо, и т.д.
«Подбери соответствующие картинки к следующим словам»:
- Высокий, тонкий, пятнистый… (жираф);
- Лохматый, косолапый… (медведь);
- Маленькая, быстрая, проворная… (белка) и т.д.
«Кто как ест?» (по картинкам):
- Кошка лакает молоко;
- Собака грызет кость;
- Корова жует траву.
«Кто как голос подает?» (подобрать (по картинкам) как можно больше слов к предметам, которые отвечают на вопрос «Что делает?» (Собака (что делает?) – лает, бегает, рычит, кусает, грызет), аналогично с другими животными.
«Какое?», «Какая?», «Какой?», «Какие?» (подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какое?», «Какая?», «Какой?», «Какие?»).
Солнце (какое?) – яркое, блестящее, веселое, желтое, весеннее.
Составление загадок-описаний по определенному плану. (Например, про одежду: полосатый, длинный, теплый, шерстяной, носят осенью, зимой. Что это? (Шарф.)
Развитие грамматического строя речи
1. Развитие навыков словообразования.
«Назови ласково» (образование уменьшительно-ласкательных существительных).
Солнце, ложка, снег, стакан, и т.д.
«Кто у кого?», «Чей малыш?» (образование названий детенышей в единственном и множественном числе).
«Папа, мама, я» (дети уточняют названия домашних животных и их детенышей: называют папу, маму и детеныша).
«Чей хвост?», «Чей след?» (образование притяжательных прилагательных).
У лисы- лисий, у медведя -…, у волка- …, у лошади, у льва-…, и т.д.
«Какой сок?», «Какой суп?», «Какой компот?»; «Какая каша» (образование относительных прилагательных).
Сок из яблок (какой сок) – яблочный.
Сок из груш-…, из персиков- …, и т.д.
Каша из гречки, ячменя, риса, пшена, и т.д.
«Подбери похожие слова» Например: подобрать слова - «родственники» к слову «снег».
Образование сложных слов (составить одно слово из двух: сам летает – … (самолет), сам катится – … (самокат).
Игры и упражнения:
«Один – много» (дифференциация существительных единственного и множественного числа);
«Что из чего?» (закрепление формы родительного падежа существительных);
«Кому что дадим?» (закрепление формы дательного падежа существительных);
«Кто где живет?» (закрепление формы предложного падежа существительных);
«Два и пять» (закрепление формы существительных родительного падежа единственного и множественного числа);
закрепление и дифференциация предлогов: В, НА, ПОД, ЗА;
«Играем с глаголами» (закрепление согласования существительных и глаголов в числе);
«Мой, моя, мое, мои», «Жадина» (согласование притяжательных местоимений с существительными);
«Какого цвета предмет?» (закрепление согласования прилагательных с существительными).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическая помощь в развитии лексического запаса и грамматического строя речи у младших школьников с речевыми нарушениями
Среди наиболее существенных задач по развитию речи можно назвать пополнение лексики, работу над грамматическим оформлением речи, усвоение словосочетаний, овладение связью слов в предложении, мод...
Доклад на областном семинаре. "Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР."
В докладе говорится о развитии лексико-грамматического строя речи детей с ОНР. Предлагается практический материал направленный на развитие лексики-грамматического строя речи у детей с ОНР....
Упражнения и игры для развития лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР.
Грамматическая система русского языка сложна, ребенку с общим недоразвитием речи с ней не справиться. Для детей с общим недоразвитием речи нарушение грамматического строя реч...
"Развитие грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста"
Своевременное развитие грамматического строя языка ребенка является важным условием его полноценного речевого и общего психического развития. Овладение грамматическим строем...
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 1-ых классов с тяжелыми нарушениями речи с применением игровых технологий
Дети с тяжелыми нарушениями речи имеют некий запас пассивного словаря. Активизировать его, расширить лексические горизонты, развить грамматический строй речи помогут игровые технологии. Представим, чт...
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Игра – это эффективное средство логопедической работы с детьми. Они побуждают учащихся включаться в работу без принуждения, вызывают у них интерес, вносят разнообразие в занятия....
Обследование лексического запаса и грамматического строя речи.
Обследование лексического запаса и грамматического строя речи у детей с нарушения речи....