Логопедическая помощь в развитии лексического запаса и грамматического строя речи у младших школьников с речевыми нарушениями
статья по логопедии по теме

 

Среди наиболее существенных задач по развитию речи можно назвать пополнение лексики, работу над грамматическим оформлением речи, усвоение словосочетаний, овладение связью слов в предложении, моделями разных синтаксических конструкций, развитие и совершенствование связной речи. Примеры работы над лексико-грамматическим строем речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon выступление64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Графовская средняя общеобразовательная школа

Шебекинского района Белгородской области»

Логопедическая помощь в развитии лексического запаса и грамматического строя речи у младших школьников с речевыми недостатками

                Подготовила учитель-логопед

                Долгополова Н. В.

2012 г.

Одно из главных направлений педагогической работы в начальных классах — развитие речи учащихся. От его уровня во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания младших школьников.

Но, в основном, эта работа не требует особого времени, поскольку может проводиться на всех уроках, так как речь — это не только предмет обучения, но и инструмент познания окружающего мира, своеобразное орудие труда школьников, средство общения между членами коллектива. Речевому развитию детей способствуют, в частности, логопедические занятия.

Существует контингент детей, имеющих пониженную способность анализировать явления языка. Бедность словаря и синтаксических конструкций, наличие отдельных проявлений аграмматизма затрудняют овладение ими правильной речью. Из-за бедного словаря, нарушений грамматического строя, несформированности логико-грамматических отношений ребёнок не может дать развернутый грамотный устный ответ, что ведет к неуспешности по устным предметам. Плохая техника чтения не дает вникнуть в содержание прочитанного, что влечет за собой неправильное решение математических задач.

По исследованиям учёных, около половины детей, обучающихся в школе, имеют разнообразные нарушения речи. Среди них чрезвычайно высок процент тех, кто имеет нарушения письменной речи. Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей (дисграфия и дислексия) в настоящее время является одной из самых актуальных  задач логопедии. Около 30%  детей  начинают своё обучение в условиях неполной сформированности у них грамматических систем. Это неизбежно отражается на ходе усвоения ими грамматических правил. Формирование грамматической системы словоизменения  заканчивается примерно к четырем годам, а системы словообразования к семи годам. Понятно, что эти сроки относятся только к случаям нормально протекающего речевого развития. До определенного возраста ребенок «путает» окончания слов, неправильно согласует слова между собой при построении фраз. А дети с нарушениями в речевом развитии не усваивают этих форм даже к третьему году школьного обучения.

Среди наиболее существенных задач по развитию речи можно назвать пополнение лексики, работу над грамматическим оформлением речи, усвоение словосочетаний, овладение связью слов в предложении, моделями разных синтаксических конструкций, развитие и совершенствование связной речи.

Пополнение лексического запаса предполагает различные направления работы:

усвоение новых слов и значений, т.е. количественное обогащение словаря;

понимание смысловых оттенков слов, их переносного смысла, т.е. качественное обогащение словаря;

активизация словаря;

его очищение от просторечных, жаргонных слов.

Количественное обогащение словаря, необходимого для полноценного общения, происходит за счет усвоения новых слов, которые встречаются детям при ознакомлении с постоянно увеличивающимся кругом предметов и явлений окружающей действительности, углублении и систематизации знаний о них.

С учетом того, что учащиеся с речевым недоразвитием многие слова понимают недостаточно полно или даже искаженно, работа над объяснением их значения и употребления тщательно продумывается. Используются наглядные средства обучения (картины, сами предметы и т.д), составляем словосочетания, включаем новые слова в предложения, группируем их на основе сходства.

Центральное место в словарной работе принадлежит лексическим упражнениям. Принимая во внимание, что уточнить значение слова и его форм можно только в словосочетаниях, овладение лексикой осуществляться не только путем заучивания, но и показа его в таких словосочетаниях. Например, если в речь вводится имя существительное, то для демонстрации типичного способа его употребления к нему присоединяются глагол, имя числительное, имя прилагательное.

 Работа с синонимами: она способствует пониманию возможности подбирать разные слова со сходными значениями, формированию умения использовать их в своей речи. Находя слова, близкие по смыслу к словосочетанию, определенной ситуации или изолированному слову, дети обучаются точности словоупотребления в зависимости от контекста.

Работа над антонимами:  ребята учатся сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям, по размеру, цвету, качеству.

Работа над многозначностью разных частей речи: дети знакомятся с сочетанием слов по смыслу, в соответствии со сферой употребления.

Работа над всеми названными лексико-грамматическими категориями проводится практически без правил или научных определений, при минимальном количестве терминов. Она обогащает и активизирует запас слов школьников, постепенно формирует понятие о языке как о функционирующей системе, помогает передавать мысли наиболее выразительно, ярко, красиво.

Для расширения лексики  важно ознакомление с разными способами словообразования. Поскольку изучение морфологического состава слова не предусмотрено программой первого класса, то вся работа по формированию у детей первоначальных морфологических представлений осуществляется в опережающем (в игровой форме) плане. Здесь будут эффективны такие упражнения, как: образование слов с помощью разных приставок от одного корня, слов, имеющих одинаковые приставки, но разные корни; подбор к глаголам-синонимам подходящих по смыслу существительных; постановка вопросов с опорой на глагол и т.д.

Для закрепления и расширения знаний о префиксальном способе словообразования  проводятся занятия на образование слов при помощи суффиксов. Это могут быть прилагательные со значением соотнесения с материалом, из которого сделан предмет, или с оттеночным, уменьшительно-ласкательным значением, а также другие части речи. Главное в этой работе — закрепить у детей понимание смысловых оттенков суффиксов. Также расширяю материал за счет упражнений в образовании новых слов путем сложения (числительное + существительное — «пятиэтажный»; существительное + глагол — «бензовоз»).

Активизация словаря обеспечивается самостоятельным выделением новых слов: объяснением их значений, словообразовательной работой, придумыванием предложений, совершенствованием написанного.

В логопедические занятия включаю элементы повышения культуры речи: исправление ошибок учащихся и их анализ, ознакомление с нормой и этикетом, исследование образцов и подражание им, обучение выразительной, образной речи.

Особое значение в общей системе по преодолению речевого недоразвития у учащихся начальных классов придается упорядочению грамматического строя речи. Основное внимание здесь уделяю не только исправлению ошибок, но и формированию языковых обобщений, чтобы дети осознали правильное употребление рода и числа существительного, его согласование с прилагательными, числительными; образование множественного числа, употребление предлогов, формы падежного управления. Обучение осуществляется на основе речевых образов, по аналогии с которыми будут составляться другие словосочетания, предложения. Для этой цели использую тренировочные упражнения, формирующие грамматические навыки на знакомом лексическом материале. Например: постановка вопроса к каждому слову словосочетания и предложения, составление словосочетаний разных типов (согласование, примыкание, управление — без терминов), рассмотрение конкретно-пространственных значений предлогов при помощи схем и т.д.

Работа над грамматическим строем ведется поэтапно. Сначала надо научить детей правильно употреблять формы винительного, дательного, родительного и творительного падежей существительного и прилагательного тех же падежей без предлога (по степени трудности их усвоения). Каждая падежная форма также отрабатывается в определенной последовательности. Для того чтобы ребенок почувствовал, как изменяется начальный вариант, требую от него ответа сперва одним словом, затем — целым предложением. После существительных приступаем к прилагательным, сначала используя словосочетания, а затем — вводя их в стереотипные предложения.

После того как дети научатся правильно употреблять слова в разных падежах, переходим к работе над предлогами. Обучающиеся, страдающие речевыми нарушениями, не осознают их смысловую значимость, как отдельных слов, и либо опускают в устной и письменной речи, либо соединяют их с последующим словом. Непонимание смысла предлогов приводит и к тому, что ребята путают понятия «предлог» и «приставка» и пишут приставки отдельно.

Для преодоления разных форм аграмматизма использую следующие упражнения: придумывание предложений с указанным предлогом; вставка нужного предлога в деформированный текст; составление предложений с предлогом по картинке; выборочные диктанты и т.д.
     Для тренировки в употреблении категории числа и рода использую игровые приемы (например, игры с мячом при изучении изменения словосочетаний по числам); картинки с местоимениями «он, она, оно»; работу с предложениями и словосочетаниями по образцу.
     Центральное место во всей системе обучения лексико-грамматическим средствам языка занимает работа над
предложением. Постоянно предлагаю детям составлять предложения самыми разными способами: по вопросам, по образцу, по схеме из разрозненных слов, по опорным словам, по картинке, по заданной теме; соединяя два—три предложения в одно; разделяя на два простых. Немаловажен и анализ предложения: определение его составных частей и членов; установление связи между словами. Эффективны упражнения в выделении границы каждого предложения — большой буквой или нужным знаком препинания. По мере усвоения  предложений разных конструкций  используем их в устной речи.

Для повышения эффективности коррекционно-образовательного процесса готовлю для учащихся опорные схемы, перфокарты, карточки для индивидуальной работы, дидактические игры. Использую в своей работе метод наглядности, метод уровневой дифференциации,  диагностический метод.

В качестве самого эффективного метода на логопедических занятиях выступает игровой метод. Это связано с тем, что игровые методики, включая в себя практически все формы работы (диалог, работа в группе и т. д.) предоставляют широкие возможности для творческой деятельности, интеллектуального развития ребёнка.

На своих занятиях я стараюсь развивать фантазию детей, способствую творчеству. Организация такой работы даёт положительный результат для развития словарного запаса детей и  грамматического строя речи. Используемые методические приёмы позволяют устранить многие ошибки детей, развивают орфографическую зоркость, самоконтроль. Такая системная работа по устранению нарушений лексического запаса слов и грамматического строя речи способствует развитию умственной деятельности учащихся – учит их выделять целый ряд мыслительных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия, - учит делать выводы и обобщения.

Средства наглядности повышают интерес к знаниям, позволяют облегчить процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка. А если этой наглядностью является компьютер, то, несомненно, активность детей на таком занятии обязательно возрастёт. Информатизация в школу пришла.  Возможности компьютера велики, и использование его в школе становится всё более объёмным.  При активном использовании успешнее достигаются цели обучения и, значительно повышается  интерес учащихся к занятию. Компьютер – это большая кладовая познавательного материала. Конечно, необходимо помнить о санитарных нормах. Чаще всего готовлю детям задания, где от ребёнка требуется вставить пропущенную букву, подобрать подходящее по смыслу слово, исправить ошибки. Все игры детям нравятся, они вносят в занятие элемент новизны, задора.

Примеры работы над лексико-грамматическим строем речи

1. Назвать зимующих птиц; почему они не улетают (учим устанавливать причинно-следственные связи). Вспомнить их названия, характерные признаки (хвост, клюв, оперенье, величину), где они живут, чем питаются, почему называются зимующими.
2. Познакомить с такими зимующими птицами, как клест, кедровка: показать на иллюстрациях (желательно в природе), рассказать о внешнем виде, повадках, питании. Обратить внимание ребенка на особенность строения клюва клеста и рассказать, почему именно такой клюв нужен клесту. Рассказать, что кедровка - единственная птица, делающая запасы на зиму, как белка. У нее очень хорошая память и она всегда помнит, где и какой запас сделала. Помочь запомнить информацию.
3. Провести беседу о бережном отношении к птицам, о необходимости их подкармливать зимой.
4. Порекомендовать изготовить совместно с родителями кормушку и подвесить её на улице. Во время прогулки понаблюдать, какие птицы прилетают на кормушку.
5. Упражнения на грамматический строй речи.
"Назови ласково", "Скажи, когда много", "Посчитай", "Кто как голос подает", "Скажи одним словом".
6. Упражнение "Чей, чья, чьё, чьи?" на образование притяжательных прилагательных.
Девочка Танюшка подвесила кормушку на дерево. Когда птицы от кормушки улетели, девочка Таня нашла на кормушке разные перышки. Помоги Тане разобраться, чьи перышки были на кормушке. Закончи предложения.
Перья вороны (чьи?)..., перья воробья (чьи?)..., перья снегиря (чьи?)..., перья голубя (чьи?)...
7.Упражнение "Подбери признак" на согласование имен существительных с прилагательными.
Синица (какая?) желтогрудая, шустрая, маленькая, проворная. Воробей (какой?)... Снегирь (какой?)..., клест (какой?)...
8. Учить подбирать однокоренные слова.
Корм, кормить, кормушка, накормленный, кормление (птиц).

Дети младшего школьного возраста с речевыми недостатками  имеют бедный словарный запас. При обследовании выясняется, что они не понимают и не знают значения многих слов, часто не умеют правильно употребить знакомые слова, т.е. их словарный запас количественно и качественно отличается от нормы речевого развития. В коррекции и формировании лексико - грамматической стороны речи у таких детей  особенно большую роль играет установление родственных связей между однокоренными словами. Целесообразный подбор дидактического языкового материала и строгая система заданий и упражнений к нему позволяют добиться необходимого коррекционного эффекта при ознакомлении детей с родственными словами. В этом случае языковой материал становится источником знаний, средством, способствующим развитию речевых навыков. У детей вырабатывается умение выделять родственные слова, использовать родственные слова в связной речи.

Для занятий по формированию лексико-грамматических представлений  использую разнообразный материал. Занимательные стихи, рифмованные тексты, загадки, помогающие раскрытию тем в доступной для детей форме, способствуют осознанию и усвоению родственных слов.

Для последовательного ознакомления детей с родственными словами необходимы: наблюдения, которые подводят детей к осознанию родственных слов в тексте; упражнения в определении родственных слов; упражнения на группировку родственных слов и самостоятельный их подбор; упражнения, направленные на использование родственных слов детьми в собственной речи.

Дети подводятся к пониманию того. Что многие слова могут иметь «родственников». Слова-родственники не просто имеют похожую часть, но должны быть связаны по смыслу.

Для упражнения детей в определении родственных слов в тексте на занятиях используются разные стихи.

Снежное
Снег, снежинки, снегопад!
Назвать слова я эти рад…
Веселой снежною зимой
Играем мы в снежки с тобой.
Из снега будет снеговик.
Ведь к снегопадам он привык,
А Дед Мороз на Новый год
С собой Снегурочку ведет.

Лесное
Шел я в лес, пришел в лесок.
Вот растет лесной цветок.
На лесной опушке – ягоды, волнушки.
Уже пора домой идти.
А дороги не найти…
Вдруг навстречу мне лесник,
С лесом он дружить привык.
Лесник дорогу указал,
И домой я побежал.

Данные упражнения развивают мышление детей, так как помогают решить проблему: объяснить значение слова, подобрать к нему родственное.

Для расширения словарного запаса детям предлагаются морфологические шарады.

Корень мой найди ты в слове пересказ,
Суффикс – в слове
указка,
Окончание подскажет слово
сети,
Слушать и читать их любят дети
(сказки).

Корень мой найди ты в слове море,
Суффикс – в слове
заводской,
Окончание подскажет слово
озорной,
А таким бывает камень и прибой (
морской).

Корень мой найди ты в слове городской,
В слове
закрывать найди приставку,
Суффикс отыщи ты в слове
мягкий,
А маляр покрасил меня краской
(загородка).

И, в конце своего выступления, хотелось бы обратить внимание на то, что нужно более внимательно и доброжелательно относиться к  детям с речевыми нарушениями  так как – это особенные дети, они зачастую ранимые, не верящие в свои силы, не желающие преодолевать трудности в учении, часто не замечающие их!

Список использованной литературы

  1. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие / Под ред. Е.А. Логиновой. – СПб.: Изд – во «СОЮЗ», 2004.
  2. Леонова С.В. Школьный возраст – М.: МПГУ, 2004.
  3. И.Н. Садовникова. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие — М.: Владос,1995.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие грамматического строя речи у младших школьников, которые испытывают трудности в обучении.

Актуальность настоящей работы обусловлена, во-первых, недостаточным изучением особенностей грамматического строя речи у младших школьников с  трудностями в обучении; во-вторых, увеличен...

Развитие лексико-грамматического строя речи у младших школьников с речевыми недостатками на материале родственных слов

В коррекции и формировании лексико - грамматической стороны речи у детей с речевыми нарушениями  особенно большую роль играет установление родственных связей между однокоренными словами. Целесооб...

Развитие лексического и грамматического строя речи у младших школьников с речевыми нарушениями.

Под лексико-грамматическим строем речи понимают словарь и грамматически правильное его использование: владение навыками словообразования и словоизменения. Лексический строй речи - это компон...

Статья "Формирование грамматического строя речи у младших школьников с нарушенным интеллектом"

Развитие связной речи детей - одна из наиболее важных задач обучения детей во всех школьных учреждениях (массовых и специальных). Известно, что развитие связной речи является центральным направлением ...

Особенности формирования грамматического строя речи у младших школьников с интеллектуальными нарушениями.

Особенности словообразования. словоизменения у детей с ОВЗ. Пути коррекции лексико-грамматического строя речи....

Практические рекомендации для родителей по развитию словарного запаса и грамматического строя речи у детей

Для овладения грамотным письмом очень важна роль словарного запаса. Ребенку с бедным словарным запасом бывает просто не из чего подбирать проверочные слова. Например,  дети не улавливают смыслово...

Обследование лексического запаса и грамматического строя речи.

Обследование лексического запаса и грамматического строя речи у детей с нарушения речи....