Занятие по теме "Семья"
план-конспект
Цель занятия:
Формирование позитивного отношения к понятию семьи и ответственного отношения к внутрисемейному общению; формирование положительного образа будущей семьи; формирование навыка решения внутрисемейных конфликтов; актуализация ресурсного значения родственных связей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya.docx | 20.86 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАНЯТИЕ по теме «СЕМЬЯ»
Цель занятия:
Формирование позитивного отношения к понятию семьи и ответственного отношения к внутрисемейному общению; формирование положительного образа будущей семьи; формирование навыка решения внутрисемейных конфликтов; актуализация ресурсного значения родственных связей.
Начало работы:
Упражнение «Желаем всем хорошего настроения»
Цель: создание рабочего настроя, введение в тему.
Необходимые материалы: не требуются.
Описание: ведущий говорит предложение «Встаньте те, кто…» и называет какое-то качество или действие. Участники группы, которые могут отнести это высказывание к себе, встают и хором говорят: «Желаем всем хорошего настроения». После нескольких нейтральных предложений («Встаньте те, кто любит мороженое», «Встаньте те, кто сегодня чистил зубы» и так далее) предлагаются предложения, связанные с семейной тематикой, например:
- «Встаньте те, у кого есть брат или сестра»
- «Встаньте те, кто знает имена прабабушки и прадедушки»
- «Встаньте те, кто часто видится с дальними родственниками»
- «Встаньте те, кто считает, что семья людям не нужна»
- «Встаньте те, кто дорожит своей семьей»
Предложения по семейной тематике строятся от фактических (наличие или отсутствие тех или иных родственников и контактов с ними, семейных праздников и так далее) до ценностно-ориентационных (например, ценность семьи, родственных отношений). Задачей разминки, помимо создания рабочего настроя, является актуализация размышлений о собственной семье, ее значении в жизни человека. Обсуждения результатов на этом этапе занятия не требуется.
Обсуждение проблемы «Зачем нужна семья?»:
Лекция-беседа «Семья как единый организм»
Цель: осознание собственных установок относительно семьи. Возможность поделиться друг с другом жизненным опытом.
Необходимые материалы: не требуются.
Описание: мини-лекция. Любая система состоит из отдельных частей. Каждая часть очень важна, она связана с другими частями и оказывает на них влияние. Система организована в соответствии с внутренними и внешними правилами, определяющими ее функции, реакции и взаимоотношения. Система жизнеспособна только тогда, когда все ее компоненты имеются в наличии и поддерживают друг друга. Семья – это система, поддерживающая своих членов социально, психологически и духовно.
Цель семьи - развитие всех ее членов и воспитание подрастающего поколения.
Здоровая семья - это открытая система, где есть:
1) пространство для развития каждого «Я» и общее «Мы»;
2) ясные каждому члену семьи правила и традиции, причем эти правила гибки и могут быть изменены, если требуют новые условия;
3) изменения приветствуются и считаются желанными и естественными;
4) общение внутри семьи прямое, ясное, определенное, адекватное, способствующее росту;
5) самооценка всех членов семьи адекватная, присутствует само- и взаимоуважение.
Дисфункциональная семья - это семья, не способная выполнять свои основные функции. Это закрытая система, где самооценка у членов семьи низкая, а общение непрямое, спутанное, неопределенное, неадекватное. Внутри семьи бытуют препятствующие росту ролевые взаимоотношения. В этой семье правила скрытые, жесткие, неизменные, люди изменяют свои потребности, подстраиваясь под установленные правила, существуют запреты на их обсуждение.
На основе предложенного материала обсуждается вопрос: зачем человеку семья?
Упражнение «Надписи на спине»
Цель: опыт получения позитивной обратной связи.
Необходимые материалы: листки бумаги, булавки или малярный скотч, фломастеры.
Описание: На спину каждому участнику прикрепляется листок бумаги. Все хаотично ходят по комнате и пишут на спинах то, что им нравится в этом человеке.
Упражнение «Ответы на листочках»
Цель: размышления о семье.
Необходимые материалы: коробка или шапка, бумага.
Описание: ведущий задает вопрос и просит всех участников написать ответ на листочках. Листочки не подписываются, складываются, по кругу собираются в шапку и откладываются в сторону, но так, чтобы они не перепутались с последующими. Всего задается семнадцать вопросов. После того, как все листочки собраны и разложены, ведущий с разрешения группы зачитывает все ответы на каждый из вопросов.
После этого желающие высказывают свои комментарии и дают «обратную связь». Ведущий проводит дискуссию и делает вывод о разнообразии, сложности построения и развития семьи и о необходимости понимать, что от каждого своего члена семья требует усилий и приносит счастье только тогда, когда человек ответственно и нравственно ведет работу по построению семьи. Кроме того, ведущий говорит о том, что у каждого – своя семья, и редко бывает, чтобы семья полностью соответствовала ожиданиям человека. Однако любой человек в будущем в силах построить такие семейные взаимоотношения, какие он захочет, какие сумеет и на какие он сам окажется способен – то есть те, к которым он будет готов. Готовиться к построению своей семьи необходимо уже сейчас.
Вопросы:
- Перечислите членов вашей семьи.
- Какие правила существуют в вашей семье?
- Какие традиции существуют в вашей семье?
- Что члены вашей семьи всегда делают вместе?
- Что члены вашей семьи никогда не делают вместе?
- Имеют ли члены вашей семьи внешние связи – с друзьями, приятелями, другими людьми? Как к ним относятся другие члены семьи?
- Имеют ли члены вашей семьи персональные границы и как они соблюдаются?
- Какие права имеют члены вашей семьи и как они уважаются?
- Какие обязанности имеют члены вашей семьи и как они выполняются?
- Как проявляются в вашей семье чувства – открыто, или существует негласный запрет на их выражение?
- Как члены вашей семьи узнают о чувствах и состояниях друг друга?
- Как распределяется ответственность между членами вашей семьи?
- Как распределяется власть в вашей семье?
- Происходят ли изменения в вашей семье?
- Как ваша семья реагирует на происходящие в ней изменения?
- Как ваша семья реагирует на проблемы и неприятности?
- Как ваша семья решает проблемы отдельных членов семьи и общие?
Рисунок «Моя будущая семья»
Цель: осознание привычных форм взаимодействия в семье, анализ собственного поведения, планирование изменений.
Необходимые материалы: бумага, карандаши.
Описание: ведущий просит участников нарисовать свои семьи. Далее желающие по кругу рассказывают о том, что нарисовано на их рисунках. Следует учесть, что для ряда участников данная процедура может быть сложной, так как они не захотят выставлять напоказ проблемы, связанные со своей семьей. Ведущему не следует настаивать на том, чтобы каждый участник рассказал о своем рисунке или обязательно его нарисовал.
Затем ведущий предлагает нарисовать семью с теми изменениями, которые хотелось бы внести. Иными словами, нарисовать «улучшенную», «исправленную» семью – ту, которую каждый участник хотел бы иметь. Далее следует обсуждение. Ведущий предлагает желающим обсудить рисунки. При этом обращает особое внимание на тех участников, которые ранее не выступали, мягко предлагая им взять слово и что-либо рассказать.
Следующим заданием является предложение нарисовать ту семью, которую каждый из участников хотел бы построить сам. Далее проводится обсуждение.
Обсуждение притчи «Заплачено сполна»
Цель: обращение к нравственным аспектам взаимодействия с родителями.
Необходимые материалы: не требуются.
Описание: вниманию группы предлагается притча.
Маленький мальчик однажды пришел к маме и протянул ей листок бумаги. На нем было написано:
За стрижку газона – 50 рублей
За уборку в моей комнате – 10 рубль
За то, что я сходил в магазин – 50 рублей
За то, что я понянчился с маленьким братом – 50 рублей
За «пятерку» по математике – 10 рублей
За уборку в саду – 20 рублей
Мама посмотрела на записи, перевернула листок, что-то написала и протянула мальчику. Вот что там было написано:
За те девять месяцев, что я заботилась о тебе, когда ты рос у меня в животе – 0 рублей
За все те ночи, которые я проводила рядом с тобой, когда ты болел – 0 рублей
За все те слезы, которые были из-за тебя – 0 рублей
За беспокойства, которые, я знаю, ждут впереди – 0 рублей
За еду, игрушки, и даже за сморкание твоего носа – 0 рублей
И, когда ты подведешь итог, цена моей любви будет 0 рублей
Мальчик, прочитав это, перевернул листок обратно и большими буквами написал: «Заплачено сполна».
Обсуждаются вопросы:
- О чем эта история?
- За что родители любят своих детей?
- Почему родители часто совершают поступки, которые детям кажутся неправильными и несправедливыми?
- Всегда ли родители уверены в нашей любви к ним? Чем, какими способами дети могут проявлять свою любовь к родителям?
Упражнение «Собери пословицы»
- Ребята, а сейчас вам надо собрать пословицы о семье.
Завершение работы.
Цель: подведение итогов занятия.
Необходимые материалы: не требуются.
Описание. Ведущий подчеркивает важность семьи в жизни человека и важнейшую роль родителей, их ценность. Группа высказывается на тему:
- Что нового произошло за время занятия?
- Что удивило, оказалось неожиданным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация занятия по теме : "Автоматизация звуков р, р в предложениях". ( Экскурсия в оранжерею.Занятие с использованием оздоровительныз методик, музыкотерапии.Занятие в группе с ФФНР 1 класс.)
Представлен конспект занятия с использованием оздоровительных методик : релаксации, аурикулярного массажа, су-джок терапии, музыкотерапии ( музыка из балета П.И. Чайковского " Щелкунчик ". В ходе заня...
Занятие по внеурочной деятельности Кружок «ОТ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА К ПОЗНАНИЮ ИНФОРМАТИКИ» Тема занятия : Занятие - игра « Составь алгоритм».
Место занятия в рамках раздела программыЭто занятие - повторения и закрепления знаний в 1 разделе, который посвящён дальнейшему знакомству со способами описания действий и проц...
Конспект занятия в 3 классе (2-вариант обучения). Тема занятия : «Развитие мелкой моторики». Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.
Конспект занятия в 3 классе (2-вариант обучения).Тема занятия : «Развитие мелкой моторики».Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.Организационная фо...
Конспект открытого занятия Конспект открытого занятия 1 «Г» (дополнительно) класса с ЗПР Тема занятия «Игра на развития мышления младших школьников с ЗПР»
Коррекционная работа по развитию мышления младших школьников с ЗПР осуществляется с помощью игр. Используется разнообразные игры и упражнения направленные на развитие мышления...
Технология моделирования и проигрывания сказок на логопедических занятиях (автор Ткаченко Т.А.) Конспект занятия по теме: «Моделирование и проигрывание сказок на индивидуальных логопедических занятиях, как средство развития коррекции речи у детей"
Конспект занятия по теме: «Моделирование и проигрывание сказок на индивидуальных логопедических занятиях, как с...
Конспект внеклассного занятия для обучающихся с ОВЗ из цикла занятий «Славянская письменность, правда и вымысел» Занятие №1 «Как возникла письменность»
Тема происхождения русского народа продолжает оставаться малоизученной. Отсутствие ясных ответов делает проблему происхождения русского народа чрезмерно запутанной. Достижения современной этнологии и ...