Статья на тему: «Профессиональные компетенции педагога, работающего с детьми с ОВЗ»
статья

Михайлов Игорь Валерьевич

Профессиональная компетентность – это способность педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность – это сумма знаний и умений, которая определяет результативность и эффективность труда, это комбинация личностных и профессиональных качеств. А какими компетенциями обязан обладать педагог, работающий с «особенными» детьми? Естественно, все дети разные и всем нужен особенный подход, но дети с ОВЗ требуют архи особенный подход.
Чужая семья – потемки – говорит нам поговорка. Но что если человек встает в такое положение, что ему необходимо раскрыть семейные ценности семьи ребенка, с которым происходит учебный процесс, тем более , если этот образовательный процесс несет под собой инклюзивную базу?!
Современные реалии требуют от учителя, методиста, психолога развивать педагогическую теорию и практики, связанные с необходимостью более широкого включения детей с ограниченными возможностями здоровья в социум. Так возникает актуальная проблема формирования инклюзивной компетентности у учителей.
Исследователи, которые занимаются развитием теории преподавания, выполняемой в рамках реализации компетентностного подхода, отмечают перегруженность понятия «компетентность» чрезмерным количеством составляющих её компетенций. Эти теории содержат ту или иную трактовку состава ключевых компетенций, необходимых современному человеку (ученику, студенту, специалисту).
Выделяют следующие профессионально-педагогические компетенции:
Социально-психологическиая компетенция, связанная с готовностью решать профессиональные задачи, в том числе в режиме развития.
Профессионально-коммуникативная компетенция, определяющая степень успешности педагогического общения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса.
Общепедагогическая компетенция, включающая в себя психологическую и педагогическую готовность к развертыванию индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов личности; знания основ педагогики.
Предметная компетенция в сфере предметной специальности: знания в области преподаваемого предмета, методики его преподавания.
Управленческая компетенция, т.е. владение умениями проводить педагогический анализ, ставить цели, планировать и организовывать деятельность.
Рефлексивная компетенция, т.е. умение видеть процесс и результат собственной педагогической деятельности.
Информационно-коммуникативная компетенция, связанная с умением работать в сфере ИК-технологий.
Компетенция в сфере инновационной деятельности, характеризующая учителя как экспериментатора.
Креативная компетенция, т.е. умение учителя выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovz.docx13.45 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональная компетентность – это способность педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность – это сумма знаний и умений, которая определяет результативность и эффективность труда, это комбинация личностных и профессиональных качеств. А какими компетенциями обязан обладать педагог, работающий с «особенными» детьми? Естественно, все дети разные и всем нужен особенный подход, но дети с ОВЗ требуют архи особенный подход.
Чужая семья – потемки – говорит нам поговорка. Но что если человек встает в такое положение, что ему необходимо раскрыть семейные ценности семьи ребенка, с которым происходит учебный процесс, тем более , если этот образовательный процесс несет под собой инклюзивную базу?!
Современные реалии требуют от учителя, методиста, психолога развивать педагогическую теорию и практики, связанные с необходимостью более широкого включения детей с ограниченными возможностями здоровья в социум. Так возникает актуальная проблема формирования инклюзивной компетентности у учителей.
Исследователи, которые занимаются развитием теории преподавания, выполняемой в рамках реализации компетентностного подхода, отмечают перегруженность понятия «компетентность» чрезмерным количеством составляющих её компетенций. Эти теории содержат ту или иную трактовку состава ключевых компетенций, необходимых современному человеку (ученику, студенту, специалисту).
Выделяют следующие профессионально-педагогические компетенции:
Социально-психологическиая компетенция, связанная с готовностью решать профессиональные задачи, в том числе в режиме развития.
Профессионально-коммуникативная компетенция, определяющая степень успешности педагогического общения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса.
Общепедагогическая компетенция, включающая в себя психологическую и педагогическую готовность к развертыванию индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов личности; знания основ педагогики.
Предметная компетенция в сфере предметной специальности: знания в области преподаваемого предмета, методики его преподавания.
Управленческая компетенция, т.е. владение умениями проводить педагогический анализ, ставить цели, планировать и организовывать деятельность.
Рефлексивная компетенция, т.е. умение видеть процесс и результат собственной педагогической деятельности.
Информационно-коммуникативная компетенция, связанная с умением работать в сфере ИК-технологий.
Компетенция в сфере инновационной деятельности, характеризующая учителя как экспериментатора.
Креативная компетенция, т.е. умение учителя выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Профессиональная компетентность педагога, работающего с детьми, имеющими устойчивые трудности в обучении"

В системе общего образования особой проблемой является постоянное увеличение числа школьников , не справляющихся со стандартнми требованиями учебной программы.Отсюда цель:находить в теории обучения и ...

Профессиональные компетенции педагога начальной школы в свете нового "Профессионального стандарта".

О рофессиональных компетенциях учитля нчальных классов в новом "Профессиональном стандарте"...

Профессиональный и личностный портрет педагога, работающего с детьми с ОВЗ.

      Одним из ключевых субъектов, происходящих изменений в образовании является педагог. Ведь именно ему суждено создавать и поддерживать инклюзивный процесс.    ...

Формирование компетенций педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в условиях дистанционного обучения

Главная ценность использования дистанционных технологий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья состоит в том, что они зачастую становятся единственной возможностью реализовать этим детя...

Статья "Развитие профессиональных компетенций педагогов, реализующих образование детей с ограниченными возможностями здоровья"

В процессе развития профессиональных компетенций, педагогам необходимо получать сведения о воспитании в семье различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), их особых образова...

Буклет по теме «Рекомендации для педагогов, работающих с детьми, имеющие нарушение слуха»

Дидактическая система обучения глухих и слабослышащих детей предусматривает первоначальное формирование у младших школьников речи как средства общения. Чтобы активизировать речевую коммуникацию в учеб...