Статья "Развитие профессиональных компетенций педагогов, реализующих образование детей с ограниченными возможностями здоровья"
статья

Петрова Анна Николаевна
В процессе развития профессиональных компетенций, педагогам необходимо получать сведения о воспитании в семье различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), их особых образовательных потребностях (ООП), путях их удовлетворения, современных методах работы, взаимодействии специалистов разных профилей и родителей, особенностях ранней диагностики и ранней помощи. Дисциплина связана с рядом последующих дисциплин профессионального блока, формирующих компетенции, в основе которых лежат те или иные вопросы обучения детей с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие профессиональных компетенций педагогов, реализующих образование детей с ограниченными возможностями здоровья.

К.Д.Ушинский

«...Учитель учит успешно до тех пор,

                             пока учится сам…»

Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге. Современное общество предъявляет всё новые требования к обучающимся. «Выпускник знающий» перестал соответствовать запросам общества. На сегодняшний день спрос идет на «Выпускника умеющего, творческого», имеющего ценностные ориентиры. Решить эту проблему и призван педагогический коллектив, который должен быть профессионалом своего дела. Но если уровень профессионализма педагогов не соответствует современным требованиям, вряд ли можно рассчитывать на высокий образовательный результат, удовлетворяющий потребности общества и государства. Именно знающий и умеющий педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым объёмом  профессиональных компетенций.

Что же такое «компетенция», «профессиональные компетенции», «развитие профессиональных компетенций»?

Рассмотрим понятия «компетенция», и «компетентность». В чём различие?

Компетенция:

– Толковый словарь С. И. Ожегова: Круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлён.

– Толковый словарь Т. Ф. Ефремовой: 1) Область знаний, круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен. 2) Круг полномочий, прав какого-либо органа или должностного лица.

Компетентность:

– Компетентность – это совокупность профессионально-педагогических компетенций (Соловова Е.Н., доктор педагогических наук).

Проще говоря:

- Компетенции – это требования.

- Компетентность – это проявление этих требований.

- Компетенции – это знания в определённой области.

- Компетентность – это умение действовать в рамках этой компетенции.

Рассмотрим понятие «профессиональные компетенции». Это понятие также неразрывно связано с понятием ««профессиональная компетентность».

Необходимой составляющей профессионализма человека является владение профессиональными компетенциями. Педагог должен обладать профессиональными компетенциями, для того чтобы быть профессионально компетентным в области образования и/или в отдельных отраслях образования.

Под профессиональной компетенцией понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в развитии и воспитании.

В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность» оценивание уровня профессиональных компетенций педагогических работников предлагается осуществлять с использованием трех критериев:

  1. Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности.
  2. Готовность решать профессиональные предметные задачи.
  3. Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.

В качестве одной из важнейших составляющих профессиональных компетенций является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности.

Итак, профессиональная компетенция – это сумма знаний и умений, которая определяет результативность и эффективность труда, это комбинация личностных и профессиональных качеств.

Рассмотрим понятие «развитие профессиональных компетенций»

Наряду с понятием «профессиональные компетенции» существует такое понятие как «развитие профессиональных компетенций».

Развитие профессиональных компетенций – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

Развитие профессиональных педагогических компетенций – это важнейшая задача не только личностного развития конкретного учителя, а фундаментальное условие формирования эффективного учебно-воспитательного процесса. Формирование профессиональной компетентности - процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма.

В заявленной теме статьи, нам необходимо рассмотреть развитие профессиональных компетенций педагогов, реализующих образование детей с ограниченными возможностями здоровья.

Рассмотрим понятие «ограниченные возможности здоровья» (ОВЗ).

ОВЗ — это ограниченные возможности здоровья, которые накладывают определенные ограничения в повседневной жизнедеятельности. Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах. Данное состояние бывает хроническим или временным, частичным или общим. Естественно, физические ограничения накладывают значительный отпечаток на психологию.

Подобные ограничения подразумевают особое отношения к воспитанникам, их развитию, воспитанию и обучению, а также созданию необходимых условий для возможности получить все необходимое наравне со здоровыми детьми.

Всего выделяют восемь разных групп проблем со здоровьем:

- дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие), не могут использовать зрение для познания и ориентирования;

 - дети с нарушениями слуха (глухие, плохослышащие),  имеют двустороннее нарушение слуха, при котором общение с другими людьми при помощи речи существенно затруднено или невозможно;

- дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Ребенок с подобными нарушениями не может пользоваться коммуникативной функцией с целью познания. Это обусловлено недоразвитием речи, которое может возникнуть по самым различным причинам.

- дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА), не могут полноценно двигаться с такой же скоростью и силой, как их сверстники, не могут сохранять аналогичную скоординированность и темп движения;

- дети с задержкой психического развития (ЗПР). В данную группу относятся заболевания, вызванные поражением центральной нервной системы.

- дети с нарушением интеллекта (УО). Ребенок относится к этой категории, если у него диагностирован аутизм, эпилепсия, олигофрения, шизофрения, слабоумие, опухоли нервной системы и другие заболевания.

Статус «ребенок с ОВЗ» устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией. Установленный статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи.

В образовании детей с ОВЗ очень важно качество. Если начать развитие ребёнка вовремя и правильно, применять новейшее оборудование, использовать современные коррекционные программы, если обучением «особых» детей занимается грамотный, знающий специалист, педагог — можно смягчить очень многие отклонения.

Нередко педагог теряется, не знает, какие приёмы необходимо применить для оказания помощи  и поддержки учащимся с ОВЗ.

Подготовка педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья дает российскому образованию высококвалифицированных специалистов, использующих новые педагогические модели, ориентирующихся на гуманные ценностно-личностные критерии и опирающихся на слаженную работу междисциплинарной команды школы.

Отечественные специалисты С.В. Алехина, Е.Н. Кутепова, В. И. Лопатина, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, О.С Кузьмина выделили три основных блока профессиональных качеств компетенции.

  1. Мотивационно-ценностные качества.
  • Знать сущность специального образования, его цели и задачи, основные условия, барьеры и ресурсы.
  • Уметь признать ценности личности человека независимо от степени тяжести его нарушения; направленность на развитие личности ребенка с ОВЗ в целом, а не только на его результаты в учебе; осознание своей личной ответственности как носителя культуры для ребенка с ОВЗ; понимание творческих принципов обучения детей с ОВЗ; готовность к большим духовным, эмоциональным и энергетическим затратам.
  • Иметь способность к эмпатии, корректно и адекватно воспринимать детей с ОВЗ.
  • Уметь вести психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ на принципах гуманизма.
  • Обладать деликатностью и тактичностью, соблюдать конфиденциальность информации о здоровье и личных тайнах «особого» ученика и его семьи.
  • Обладать педагогическим оптимизмом по отношению к детям с ОВЗ, веря в их продвижение в учебе, но, не ожидая результатов, превышающих их возможности.
  1. Операционно-деятельностные качества.
  • Знать психолого-педагогические закономерности и особенности возрастного и личностного развития детей с ОВЗ.
  • Выявлять образовательные потребности детей с ОВЗ, делать предварительные прогнозы их развития с помощью психолого-педагогической диагностики и определять основные направления коррекционной работы.
  • Правильно отбирать и эффективно применять в процессе организации обучения детей с ОВЗ современные методы и технологии.
  • Адекватно применять методы организации коррекционно-развивающей работы. В том числе проектные. Микропроекты в виде небольшого исследования для адаптации «особого» ребенка к новому материалу. Использовать различные формы деятельности детей с ОВЗ. Игры и упражнения на развитие сенсорики, моторики, психических процессов и произвольной психической деятельности.
  • Проектировать коррекционно-развивающую предметно-пространственную среду, отвечающую потребностям детей с ОВЗ. Если в классе дети с нарушением зрения — дозировать зрительную нагрузку и использование информационных технологий. Слабослышащего ребенка посадить так, чтобы он четко видел лицо учителя. Детям с ЗПР давать алгоритм и пошаговую инструкцию выполнения заданий. Модифицировать задания с опорой на здоровые системы восприятия детей с ОВЗ.
  • Готовить документы для заседания психолого-медико-педагогического консилиума (при отсутствии тьютора), участвовать в его работе.
  1. Рефлексивно-оценочные способности.
  • Владеть специальной терминологией.
  • Знать и использовать технологии организации специального образования.
  • Разрабатывать, создавать и применять индивидуальные адаптрированные образовательные программы для детей с ОВЗ. В том числе разноуровневые задания с включением сначала ведущих, а затем всех работающих анализаторских систем.
  • Разрабатывать и реализовывать индивидуальные коррекционно-образовательные маршруты, основанные на принципах гуманизма и теоретических знаниях в сфере коррекционной педагогики и специальной психологии.
  • Уметь работать в междисциплинарной команде, обеспечивающей комплексный характер психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ.

Профессиональная подготовка педагогических коллективов в специальном образовании обеспечивает создание благоприятной среды для обучения детей с ОВЗ. Коллектив педагогов, работающий как единая команда, дает возможность «особым» детям полностью реализовать свой потенциал и стать успешным членом общества.

В условиях специального образования учитель оказывается в новом психологическом и педагогическом пространстве. Это пространство требует целенаправленно и последовательно развивать навыки гибкого реагирования на особые потребности детей с ОВЗ и использовать альтернативные формы коммуникации с ними. Эти навыки приобретаются с помощью специальной подготовки.

Подготовка обеспечивает наличие новых профессиональных компетенций, в том числе умение диагностировать уровень развития ребенка с ОВЗ, его потенциальные возможности и образовательные пределы, определять систему оценки знаний, планировать учебный процесс с учетом индивидуальных особенностей, вести психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ.

Профессионально подготовленные педагоги способны адекватно воспринимать нестандартные ситуации, связанные с поведенческими и психологическими особенностями учеников с ОВЗ и эффективно на них реагировать, избегать как отстранения от таких детей, и так и гипервнимания к ним.

Подготовка педагогов в условиях специального образования требует постоянного самообучения и саморазвития. Цель — выявлять и решать практические проблемы, анализировать педагогические явления, проводить опытно-эксперементальную работу в системе.

Компетенции педагогов включают, также, готовность к взаимодействию с семьями детей с ОВЗ, осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации детей данной категории.

         В рамках развития профессиональных компетенций, педагог должен знать:

• теоретико-методологические и правовые основы проблемы воспитания и образования детей с ОВЗ в Российской Федерации, закрепленные Всеобщей декларацией прав человека;

уметь:

• проектировать работу с детьми ОВЗ с учетом тяжести их проблем, реализуя личностно-ориентированный подход,

• осуществлять психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ,

• применять психотерапевтические методы в психокоррекционной работе с детьми с ОВЗ.

• формировать положительное отношение к детям с ОВЗ в обществе;

владеть:

• способами проектирования и осуществления психолого-педагогической поддержки детей с разными нарушениями в развитии.

• методами конструирования развивающей среды для ребенка как средства профилактики вторичных отклонений в развитии.

• методами и приемами воспитания и обучения детей с разными нарушениями в развитии с учетом возраста и структуры дефекта, условий воспитания, индивидуальных возможностей, особенностей и способностей каждого ребенка,

• методами психотерапии, в том числе арттерапии в психокоррекционной работе с детьми и их родителями.

Делая вывод по выше сказанному можно утверждать, что в процессе развития профессиональных компетенций, педагогам необходимо получать сведения о воспитании в семье различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), их особых образовательных потребностях (ООП), путях их удовлетворения, современных методах работы, взаимодействии специалистов разных профилей и родителей, особенностях ранней диагностики и ранней помощи. Дисциплина связана с рядом последующих дисциплин профессионального блока, формирующих компетенции, в основе которых лежат те или иные вопросы обучения детей с ОВЗ.

Закончить статья я хочу мыслями, убеждениями великого педагога К.Д.Ушинского. Разрабатывая педагогику как науку, К. Д. Ушинский особое внимание уделил проблеме учителя и системе его подготовки. Взгляды по этому вопросу изложены им в целом ряде работ. Проблема подготовки современного учителя — одна из важнейших социально-педагогических проблем.

В статье “О пользе педагогической литературы” (1857) К, Д. Ушинский делает попытку поднять авторитет учителя, показать его огромную общественную роль. В ней был представлен яркий образ народного учителя и сформулированы основные требования к нему. Прежде всего К, Д. Ушинский утвердил мысль о том, что учитель — самый важный элемент в педагогическом процессе: “...влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений”.

Во многих своих работах К. Д. Ушинский высказывает твердое убеждение в том, что одним из важнейших качеств учителя являются знания, и не только преподаваемого предмета, но и специально педагогические. Природные воспитательные таланты, которые сами прокладывают себе дорогу, встречаются редко, “знание и умение преподавать и действовать преподаванием на умственное и нравственное развитие детей могут быть сообщены молодым людям, и не обладающим особенными способностями”. Ушинский разработал вопрос о различных формах и содержании специальной подготовки учителя. Учитель должен обладать разнообразными, ясными, точными и определенными знаниями по тем наукам, которые он будет преподавать. Для народного учителя, писал К. Д. Ушинский, необходимо всестороннее широкое образование.

Ушинский подчеркивает, что учитель не должен ограничиваться полученными знаниями. Очень важно развить в учителе способность и готовность к постоянному расширению своего научного и педагогического кругозора.

К.Д.Ушинский

«...Учитель учит успешно до тех пор,

                             пока учится сам…»

Список литературы

  1. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога. - Педагогика. – 2003. – №10.
  2. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000
  3. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя. Педагогика. – 2001. – №10.
  4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М., 2010.
  5. Педагогическая энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1996.
  6. Сорокина Т.М. Развитие профессиональной компетенции будущего учителя средствами интегрированного учебного содержания. Начальная школа. – 2004. – №2.
  7.  Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно- ориентированной парадигмы. Народное образование. – 2003. – № 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока с применением современных средств обучения в системе специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Урок русского языка для учащихся 2 класса с ограниченными возможностями здоровья (7 вид) с использованием интерактивной доски...

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в различных организационно-педагогических условиях.

Статья рассказывает о "Неделе начальных классов" как форме создания организационно-педагогических условий максимально благоприятствующих получению качественного образования каждым учеником в зависимос...

Концептуальные основы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья

                 Инклюзивное образование•обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных...

Статья "РЕАЛИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"

Статья "РЕАЛИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"...

Консультации, рекомендации для педагогов и родителей "Дети с ограниченными возможностями здоровья".

В рамках Недели психологии в МАОУ СОШ № 18 г. Магадана были составлены рекомендации по работе, конструктивному взаимодействию с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Данные консуль...

Формирование готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья.

В статье рассматриваются особенности  формирования готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья.Актуальность проблемы обусловлена тем, что на совре...

Нормативно-правовая база по реализации образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации

Нормативно-правовая база по реализации образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации...