Значение игр-занятий с предметами-орудиями в развитие детей второго года жизни.
консультация

Тузовская Олеся Алексеевна

Значение игр-занятий с предметами-орудиями в развитие детей второго года жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Значение игр-занятий с предметами-орудиями

в развитии детей второго года жизни»

         

Психологи выделяют возраст от 1 года до 3 лет как период, когда в деятельности ребенка главенствующую роль играет предметная деятельность. Занятия с предметами – орудиями оказывают существенное воздействие на умственное развитие ребёнка. Он учится выполнять какую – либо практическую задачу, используя подручные средства (палочка, молоточек, рычажок, сачок и пр., воздействуя одним предметом на другой. Например, придвигать к себе игрушку палочкой, доставать из воды рыбку сачком, насыпать песок в формочку совочком.

«Так что здесь трудного?» - спросят озадаченные родители. Ответ и прост, и сложен одновременно: орудийные действия доступны только человеческому интеллекту. Считается, что человек приобрёл свой статус, впервые применив камень в качестве орудия труда. Так появились предметы – орудия, которые на протяжении многих лет имели свое назначение.

В возрасте от 1 года до 3 лет ребенок, когда он встречается с новым для него предметом, начинает интересоваться, для чего этот предмет, как его можно употребить. Но не все действия, которые он усваивает, однотипны, не все одинаково значимы для его психического развития. Психологи считают особо значимыми для развития ребенка, в раннем возрасте так называемые соотносящие и орудийные действия – с пирамидками, матрешками и другими сборно-разборными материалами. Правда, если малышу дать только образец действия, многократно разбирая и собирая пирамидку у него на глазах, скорее всего он запомнит место, на которое попадает каждое кольцо при разборке. Важнее, если пирамидку он будет разбирать сам. Тогда и запомнит, куда следует класть кольца, и постарается нанизать их снова точно так же. Возможен и другой вариант – взрослый обращает внимание на ошибки и на их исправление. В этом случае он начнет действовать путем проб, замечая допущенные ошибки и исправляя их. Третий способ: можно научить ребенка предварительно примеривать кольца, выбирать самое большое из них. Тогда малыш научиться подбирать нужные кольца и надевать их не стержень по порядку. Этот способ оказывается наиболее отвечающим цели, он позволяет выполнять действие в самых разнообразных ситуациях.

Ложка, чашка, совочек, лопатка, карандаш – самые простые орудия, с которыми знакомится ребенок. Осваивая их, малыш впервые учится перестраивать движения своей руки в зависимости от их устройства. Вглядитесь, как ребенок постигает умение пользоваться ложкой. Она «устроена» так, что зачерпнув ею пищу, мы должны поднять ее вертикально, не наклоняя, а уж потом отправить в рот. Но ведь «невооруженная» рука, несущая пищу, действует совсем иначе – по

прямой линии сразу ко рту. Значит, движение руки, в которую попадает ложка, нужно перестраивать. Это орудийное действие ребенок сразу усвоить не может. Сначала ложка служит ему просто продолжение руки. Ребенок захватывает ее в кулачок как можно ближе к углублению и, зачерпнув при помощи взрослого пищу, несет ее ко рту, как он нес бы пищу, если бы у него в руке не было ложки. Все внимание его устремлено не на ложку, а на пищу. Естественно, значительная часть попадает или разливается. Успеха добивается сначала от случая к случаю. Пройдет не так уж много времени, пока рука приспособится в достаточной степени к свойствам ложки, - возникает орудийное действие.

Почему же этот вид деятельности так необходим для развития интеллекта ребенка?

Психологи отвечают: ребенок, который при выполнении различных практических задач использует предметы – орудия целесообразно, не только совершенствует «ручную» умелость, но и расширяет возможности мышления, памяти и восприятия. А орудия становятся средством достижения положительного результата. Действия с предметами-орудиями оказывают наиболее существенное влияние на интеллектуальное развитие ребенка. Осваивая деятельность с предметами, ребенок никаких мыслительных задач самостоятельно не решает. Но очень важно, чтобы он волей-неволей обращает внимание на то, что между предметами, с которыми он действует, между предметом и орудием может быть установлена связь. Это важная ступень в развитии мышления ребенка.

В раннем детстве образное мышление еще весьма ограниченно в своих возможностях. Ребенку под силу только самые простые задачи. Усложняются условия – приходиться прибегать в помощи внешнего действия, внешних проб.

Когда же появляются первые орудийные действия?

Вспомним, в начале жизни ребенок совершал преимущественно простейшие манипуляции с предметами: перекладывал их из руки в руку, ощупывал, рассматривал, поглаживал. Затем появляются новые действия, в которых ребенок использует внешние свойства предметов. Постепенно его начинает интересовать, для чего тот или иной предмет служит, как его можно использовать. Самостоятельно понять, как используется данный предмет, малыш не в состоянии. Предметные действия не могут возникнуть спонтанно, ребенок не может «изобретать» их. Поэтому назначение предметов он усваивает, подражанием взрослому, который передает ему опыт социальной жизни в практическом освоении. И в этом смысле малыш является наследником материальной и духовной культуры общества. Заботясь о полноценном психологическом развитии маленького ребенка, взрослый должен помочь ему овладеть способами применения прежде всего предметов быта: посуды, постели, одежды

В результате ко второму году жизни предметные действия ребенка уже отличаются от простейших манипуляций, приобретают характер, соответствующий свойствам предметов: коляску катает, а не стучит ею, как

раньше; куклу сажает за стол или укладывает в кровать, а не бросает на пол; из кубиков или кирпичиков пытается сложить дорожку, заборчик и т. д.

Одновременно в конце первого и – в большей степени – на втором году жизни в деятельности детей наблюдаются попытки воздействовать предметом на предмет с тем, чтобы вызвать их перемещение, звучание и т. п. Именно к этому виду деятельности относится использование таких предметов орудий, как палочки, ложечки, совочки, и др. Осваивая их и другие предметы обихода, малыш совершенствует движения кисти руки, что является основой формирования трудовых, изобразительных умений и навыков письма.

Выполнение практической задачи преследует две цели: практическую – овладеть далеким предметом с помощью палочки, познавательная – познакомиться с внутренними свойствами предмета, обогатить свой опыт, понять, как нужно действовать, каковы назначения и практический смысл этих действий.

На втором году жизни речь ребенка еще не достаточно развита, и его опыт постижения мира вещей закрепляется не столько в слове, сколько в способах действия. Постепенно способ действия становится хорошо знакомым ребёнку: он обобщает накопленный опыт и применяет его в различных условиях. Так, например, научившись палочкой доставать закатившийся под диван мячик, малыш использует этот способ, чтобы достать машинку или притянуть к себе колечко и т. п. Конечно, такой «перенос» действия в новую ситуацию способствует развитию сообразительности, формирует самостоятельность в выборе средств достижения цели. Ребенок стремится к повторению удачных действий, самостоятельно добиваться нужного результата. Практическое установление связи между действием и его результатом помогает умственному развитию малыша.

Игры – занятия с предметами – орудиями способствуют развитию таких личностных качеств ребенка, как настойчивость, целеустремленность и т. п. Показав способы употребления определенного предмета, мама побуждает малыша пользоваться им самостоятельно. Важно проявление не только самостоятельности, но и индивидуальности ребенка. Мама не должна натаскивать его, формировать действия по строгой принятой схеме. Пусть он сам добьется желаемого результата, испытывает радость «победы», удачного действия, что рождает эмоциональный «всплеск».

С детьми от 1 года 6 месяцев проводятся игры – занятия с простейшими вспомогательными предметами: «Достань колечко», «Что в трубке лежит?», «Достань шарик», игры с песком. Обстановка игры, форма игрушек, их размещение в сочетании с занимательным показом и пояснениями взрослого формируют умения занять себя, используя предметы – орудия. Большое значение имеют не только участие мамы в игре, но и общение с другими детьми. Например, играя в песочнице, малыш с интересом наблюдает за тем, как сосед «печет» куличики, и пытается повторить эти игровые действия.

Для интеллектуального развития полезны любые «орудийные» игры с колокольчиками, с колпачками, с кругами, кольцами, кубиками, требующие использования наглядно-действенного мышления. Например, можно игрушку машинку поставить на стол так, чтобы ребенку трудно было дотянуться до нее рукой; через колечко на машине продернуть веревку так, чтобы оба ее конца свисали со стола. Ребенок должен догадаться, что тянуть надо не за один конец, а за два сразу.

Очень полезны для развития наглядно-действенного мышления задания с конструкторами или мозаикой. Сначала ребенок может строить что-то с помощью взрослого по задуманному образу, затем переходит к самостоятельным постройкам, что требует от него умения анализировать свойства разных строительных деталей, опробовать их и решать конструктивную задачу.

Вспомним, что в народной педагогике издавна существовали декоративно выполненные игрушки – забавы: петрушка, медведь – кузнец, рыбак, обезьянка – акробат и др. Демонстрация этих игрушек позабавит малыша и вместе с тем поможет ему связать воедино целый ряд впечатлений. Часто ребенок становится свидетелем смекалки и умелости взрослых: видит, «как дядя стучит молотком – чинит забор», «как тетя красит забор краской и кистью» и т. п. Как правило, использование предметов в качестве вспомогательных средств для решения практических задач очень часто сопровождает деловую жизнь взрослых, а ребенок, подражая, выполняет похожие игровые действия с помощью игрушек (действует молоточком, совочком и т. д.).

Мама должна обращать внимание ребенка на происходящее в окружающем – совместные наблюдения расширяют его кругозор. В процессе наблюдений и игровых действий активизируется речь ребенка. Он слышит новые слова: достань, придвинь, сделай, лови, обозначающие действия с конкретным предметом – орудием, начинает понимать простые предложения: «Достань кольцо палочкой», «Придвинь к себе коляску» и т. п.

На протяжении второго года жизни действия с предметами меняются по «рисунку» и содержанию. Вначале ребенок выявляет физические и динамические свойства объекта, подвергая их механическим воздействиям в процессе манипулирования, затем выполняет действие, подражая взрослому. Так возникают отобразительные и сюжетно - отобразительные игры. Наконец, ребенок начинает употреблять предметы по их функциональному назначению, т. е. присваивает социальный опыт их употребления.

Ученые установили: чем насыщеннее жизнь ребенка при ознакомлении с окружающим, тем более развиты его игровые действия.

Опубликовано 29.10.2021. Подготовила Тузовская О.А.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игрового занятия по сенсорному развитию (с детьми третьего года жизни)

Цели:-Различать понятия  «лёгкий»,  «тяжёлый», «мокрый», «холодный», «тёплый», «большой», «маленький», «много», «один», «два», называть их.-Различать и называть цвета красный, желтый, синий,...

Значение и роль подвижных игр в эмоциональном развитии детей младшего школьного возраста

Статья на тему: "Значение и роль подвижных игр в эмоциональном развитии детей младшего школьного возраста...

Особенности развития детей пятого года жизни

Содержит основные требования к развитию детей 5летнего возраста по всем образовательным областям....

Интегрированное занятие для детей 3 года обучения с тяжёлыми множественными нарушениями развития Тема: Разноцветные краски

Методическая разработка (конспект занятия) составлен учителем-логопедом и педагогом-психологом. Данное занятие является итоговым. Форма занятия групповая (4 человека). Цикл занятий проводился отдельно...

Сценарий занятия внеурочной деятельности социально-эмоциональному развитию детей.

Создать условия для формирования понятия «семья», выявления особенностей семьи.Организовать совместную поисковую деятельность детей по определению основных ценно­стей современной семьи...