Социальные истории
материал (1 класс)

Обучение детей с РАС с помощью социальных историй

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4.sotsialnye_istorii.docx502.42 КБ

Предварительный просмотр:

Фонд «ВЫХОД»

Как обучать детей с аутизмом с помощью социальных историй?

Дети с аутизмом испытывают трудности в социальном взаимодействии. Теория модели психического описывает их проблемы, когда им нужно посмотреть на ситуацию с точки зрения другого человека. Популярная стратегия решения этих проблем – социальные истории, которые помогают людям в спектре аутизма «считывать» и понимать социальные ситуации.

Адекватное социальное поведение объясняется ребенку в форме истории. Этот метод был разработан Кэрол Грей, и его цель – предоставить аутичному человеку ответы на вопросы о том, как взаимодействовать с другими людьми подобающим образом (например, ответы на вопросы «кто», «что», «когда», «где» и «почему» социальных ситуаций).

Социальные истории разрабатываются индивидуально для конкретного ребенка и могут включать вещи, которые ребенок ценит, или которыми он интересуется. Например, если ребенку нравятся динозавры, то вы можете сделать динозавров персонажами истории про учебу в школе и так далее. Дети с аутизмом часто лучше воспринимают визуальную информацию, так что желательно, чтобы история включала рисунки, фотографии или даже реальные предметы.

Как использовать социальные истории

Если человек с аутизмом умеет читать, то родитель может представить историю, прочитав ее дважды. Затем человек может читать историю один раз в день самостоятельно. Если человек с аутизмом не умеет читать, то родитель может записать свое чтение истории на видео или аудио, одновременно подсказывая человеку, что пора перевернуть страницу. Можно подсказывать с помощь звонка или вербального предложения о том, что пора перевернуть страницу.

Человек слушает и «читает» историю один раз в день. Когда у человека с аутизмом развивается навык, описанный в социальной истории, можно постепенно уменьшать ее применение. Это можно сделать, уменьшив количество раз в неделю, когда история читается, а затем напоминать об истории только раз в месяц или по необходимости. Другой способ уменьшения применения – переписывать историю, постепенно убирая из нее директивные предложения.

Социальные истории для детей с аутизмом. Пример.

Социальные истории можно использовать для самых разных целей

Социальные истории могут быть использованы не только для обучения тому, как вести себя в социальных ситуациях. Их можно использовать для освоения нового распорядка дня, новых занятий и того, как реагировать на различные чувства, такие как злость и фрустрацию. Хотя на данный момент продолжаются исследования по оценке эффективности социальных историй, они кажутся многообещающим методом для улучшения социального поведения аутичных людей.

Примеры социальных историй

Когда я не слушаю других людей

https://outfund.ru/wp-content/uploads/2012/11/bullet_point.gifОчень важно смотреть на людей и прекратить делать то, что я делаю, если они хотят мне что-то сказать.

https://outfund.ru/wp-content/uploads/2012/11/bullet_point.gifИногда взрослые говорят мне очень важные вещи, которые я должен знать.

https://outfund.ru/wp-content/uploads/2012/11/bullet_point.gifЕсли я не смотрю и не слушаю, то я могу пропустить что-то важное, и взрослые рассердятся.

https://outfund.ru/wp-content/uploads/2012/11/bullet_point.gifЯ знаю, что это плохо – продолжать делать то, что я делаю, если взрослые хотят, чтобы я слушал.

https://outfund.ru/wp-content/uploads/2012/11/bullet_point.gifЯ буду слушать взрослых, когда они говорят со мной.

Как настроиться на других людей

https://outfund.ru/wp-content/uploads/2012/11/bullet_point.gifЯ думаю только о том, что говорят или делают другие люди.

https://outfund.ru/wp-content/uploads/2012/11/bullet_point.gifКогда я это делаю, у меня могут появиться новые друзья, и я понимаю, что происходит вокруг.

https://outfund.ru/wp-content/uploads/2012/11/bullet_point.gifЕсли я думаю о других вещах, то я могу отвлечься и даже запутаться.

https://outfund.ru/wp-content/uploads/2012/11/bullet_point.gifЛюди подумают, что я странный и со мной не будут играть.

https://outfund.ru/wp-content/uploads/2012/11/bullet_point.gifЯ всегда буду думать о том, что говорят и делают другие люди.

Перебивание

https://outfund.ru/wp-content/uploads/2012/11/bullet_point.gifНельзя перебивать людей, которые разговаривают или чем-то заняты. Это невежливо.

https://outfund.ru/wp-content/uploads/2012/11/bullet_point.gifЕсли это очень важно, то я могу похлопать человека по плечу и сказать «прошу прощения». В остальных случаях я должен быть терпеливым и ждать, когда они закончат.

https://outfund.ru/wp-content/uploads/2012/11/bullet_point.gifПеребивание злит людей, потому что они перестают говорить, и они могут забыть, о чем они говорили.

https://outfund.ru/wp-content/uploads/2012/11/bullet_point.gifКаждый заслуживает того, чтобы говорить без перебивания.

https://outfund.ru/wp-content/uploads/2012/11/bullet_point.gifВзрослым нравятся вежливые дети. Они особенно гордятся детьми, которые не перебивают.

https://outfund.ru/wp-content/uploads/2012/11/bullet_point.gifИногда я думаю, что что-то очень важно, а взрослый говорит мне, что это не так.

https://outfund.ru/wp-content/uploads/2012/11/bullet_point.gifЕсли это происходит, то мне нужно терпеливо ждать.

Личное пространство

https://outfund.ru/wp-content/uploads/2012/11/bullet_point.gifКогда я говорю с людьми, мне нужно предоставлять им личное пространство и не приближаться к их лицам.

https://outfund.ru/wp-content/uploads/2012/11/bullet_point.gifКогда люди стоят слишком близко, то другие люди чувствуют себя дискомфортно.

https://outfund.ru/wp-content/uploads/2012/11/bullet_point.gifКаждому нужно личное пространство.

https://outfund.ru/wp-content/uploads/2012/11/bullet_point.gifКогда я вызываю дискомфорт у других людей, они стараются меня избегать.

https://outfund.ru/wp-content/uploads/2012/11/bullet_point.gifМожет быть, они даже не захотят снова со мной разговаривать.

https://outfund.ru/wp-content/uploads/2012/11/bullet_point.gifКогда я предоставляю достаточно личного пространства людям, то я могу играть и говорить с ними, я могу повеселиться, и у меня могут появиться новые друзья.

Никакого ответа от других людей

https://outfund.ru/wp-content/uploads/2012/11/bullet_point.gifИногда люди не отвечают, когда я говорю с ними.

https://outfund.ru/wp-content/uploads/2012/11/bullet_point.gifМожет быть, они меня не слышали.

https://outfund.ru/wp-content/uploads/2012/11/bullet_point.gifМожет быть, они были невнимательны.

https://outfund.ru/wp-content/uploads/2012/11/bullet_point.gifМожет быть, они были заняты.

https://outfund.ru/wp-content/uploads/2012/11/bullet_point.gifМожет быть, они просто не хотят со мной говорить.

https://outfund.ru/wp-content/uploads/2012/11/bullet_point.gifНе мое дело заставлять людей отвечать мне.

https://outfund.ru/wp-content/uploads/2012/11/bullet_point.gifЯ могу просто забыть об этом. Может быть, они поговорят со мной позже.

Вопросы, на которые ты знаешь ответ

https://outfund.ru/wp-content/uploads/2012/11/bullet_point.gifЭто нехорошо – задавать вопрос, на который я знаю ответ.

https://outfund.ru/wp-content/uploads/2012/11/bullet_point.gifОт этого другие люди будут скучать.

https://outfund.ru/wp-content/uploads/2012/11/bullet_point.gifЛюди могут подумать, что я не могу запомнить их ответы.

https://outfund.ru/wp-content/uploads/2012/11/bullet_point.gifЛюди могут подумать, что я глупый.

https://outfund.ru/wp-content/uploads/2012/11/bullet_point.gifЛюди могут подумать, что я их проверяю, и от этого они рассердятся.

https://outfund.ru/wp-content/uploads/2012/11/bullet_point.gifЕсли я хочу поговорить с кем-то, то я могу задать вопрос, на который я не знаю ответа.

Время в кругу

https://outfund.ru/wp-content/uploads/2012/11/bullet_point.gifВремя в кругу означает, что я слушаю учителя.

https://outfund.ru/wp-content/uploads/2012/11/bullet_point.gifЕсли я говорю с другими детьми, учитель может расстроиться, потому что я не слушаю его.

https://outfund.ru/wp-content/uploads/2012/11/bullet_point.gifДругие дети могут подумать, что я плохой мальчик, который не соблюдает правила.

https://outfund.ru/wp-content/uploads/2012/11/bullet_point.gifКогда я слушаю учителя, то я учусь.

https://outfund.ru/wp-content/uploads/2012/11/bullet_point.gifУчиться весело, и я могу помнить о том, что нужно слушать учителя.

Игра вместе

https://outfund.ru/wp-content/uploads/2012/11/bullet_point.gifЯ говорю с детьми, с которыми я играю.

https://outfund.ru/wp-content/uploads/2012/11/bullet_point.gifОчень важно не говорить с детьми, которые играют с другими детьми.

https://outfund.ru/wp-content/uploads/2012/11/bullet_point.gifЕсли я буду говорить с детьми, которые играют в другие игры, то мои друзья расстроятся, они подумают, что я их игнорирую.

https://outfund.ru/wp-content/uploads/2012/11/bullet_point.gifВозможно, в следующий раз они уже не захотят играть со мною.

https://outfund.ru/wp-content/uploads/2012/11/bullet_point.gifЕсли я говорю только с моими друзьями, то мы веселимся вместе.

https://outfund.ru/wp-content/uploads/2012/11/bullet_point.gifВ следующий раз они снова будут со мной играть.

Окликнуть кого-то по имени

https://outfund.ru/wp-content/uploads/2012/11/bullet_point.gifКогда я хочу поговорить с кем-то, то я могу подойти к этому человеку и обратиться к нему.

https://outfund.ru/wp-content/uploads/2012/11/bullet_point.gifЭто вежливый поступок.

https://outfund.ru/wp-content/uploads/2012/11/bullet_point.gifКогда людей окликают по имени, то это мешает всем остальным людям в комнате, все отвлекаются.

https://outfund.ru/wp-content/uploads/2012/11/bullet_point.gifЕсли я кого-то окликаю по имени, то люди могут подумать, что я не знаю, как себя вести.

https://outfund.ru/wp-content/uploads/2012/11/bullet_point.gifЯ смогу подходить к людям, если я хочу с ними поговорить.

Когда меня зовет взрослый

https://outfund.ru/wp-content/uploads/2012/11/bullet_point.gifКогда взрослый зовет меня, то мне нужно прекратить то, что я делаю, и подойти к нему.

https://outfund.ru/wp-content/uploads/2012/11/bullet_point.gifВозможно, что взрослый хочет сказать мне то, что мне нужно срочно узнать.

https://outfund.ru/wp-content/uploads/2012/11/bullet_point.gifЕсли я не подойду, то я не узнаю то, что мне нужно знать.

https://outfund.ru/wp-content/uploads/2012/11/bullet_point.gifВзрослым не нравятся дети, которые их не слушают.

https://outfund.ru/wp-content/uploads/2012/11/bullet_point.gifЯ буду слушать взрослых.

Когда мне очень хочется что-то сказать

https://outfund.ru/wp-content/uploads/2012/11/bullet_point.gifИногда мне так сильно хочется что-то сказать, что мне кажется, что нужно сказать это прямо сейчас.

https://outfund.ru/wp-content/uploads/2012/11/bullet_point.gifОчень важно подождать, пока другой человек не перестанет говорить.

https://outfund.ru/wp-content/uploads/2012/11/bullet_point.gifДаже если это кажется важным, это может подождать.

https://outfund.ru/wp-content/uploads/2012/11/bullet_point.gifМеня будут лучше слушать, если я терпеливо подожду.

https://outfund.ru/wp-content/uploads/2012/11/bullet_point.gifКогда я перебиваю, это только злит людей.

https://outfund.ru/wp-content/uploads/2012/11/bullet_point.gifЛюди начинают гадать: «Что с ним не так?», «Почему он не может подождать?»

https://outfund.ru/wp-content/uploads/2012/11/bullet_point.gifЕсли я могу подождать, я могу рассказать им потом.

Социальная история «Правила безопасности на дороге».

kak-vesti-sebya-na-doroge

Социальная история «Как вести себя с друзьями»

Как вести себя с друзьями? Этот вопрос может стать очень непростым для ребенка с РАС. Данная социальная история объясняет, что вовсе не обязательно выполнять все просьбы и пожелания друзей, и учит критериям, по которым можно определить, следует ли совершать те или иные поступки в угоду дружбе.

Как вести себя с друзьями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальные истории для детей с РАС.

Социальная история - это эффективный метод для обучения детей с аутизмом социальным навыкам....

Применение технологии социальных историй в формировании эмоциональной компетентности учащихся

Данная социальная история является инструментом формирования эмоциональной компетентости учащихся начальной и средней школы. Комплексная работа с социальной историей и цветовыми зонами эмоций помогает...

Социальная история

Социальная история к 1 сентября...

Социальная история для детей с ОВЗ 6-8 лет для подготовки к прохождению мед.комиссии

Материал носит практический характер и будет полезен педагогам-психологам, учителям- дефетологам и другим специалистам, сопровождающим детей с ОВЗ, в т.ч. РАС....

Развитие поведенческих навыков с помощью "Социальных историй"

Развитие поведенческих навыков методом «Социальные истории»....

Использование социальных историй в коррекции и предупреждении нежелательного поведения у детей с особенностями в развитии.

Использование на прктике при работе с особыми детьми социальных историй. Правильность их подачи. Какие бывают....

Социальная история "Поведение в школьной столовой".

Для облегчения работы педагогам и воспитателям работующим с детьми с РАС....