статья с рекомендациями
методическая разработка (1 класс)

Матросова Елена Викторовна

Роль семьи в формировании эмоционального

интеллекта у детей младшего школьного возраста.

Семья – это «дом», объединяющий людей, где  закладывается основа человеческих отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_s_rekomendatsiyami.docx36.27 КБ

Предварительный просмотр:

Роль семьи в формировании эмоционального

интеллекта у детей младшего школьного возраста.

Семья – это «дом», объединяющий людей, где  закладывается основа человеческих отношений.

Семья, одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования.

Для одних семья – оплот, надёжный эмоциональный тыл, взаимные заботы, радости; для других – своего рода поле брани, где все её члены бьются за собственные интересы, раня друг друга неосторожным словом, невыдержанным поведением. Однако понятие счастья подавляющее большинство живущих на земле связывает, прежде всего, с семьёй: счастливым себя считает тот, кто счастлив в своей семье.

Младший школьник, чаще всего, не задумывается о ценности семьи. Но очень важно именно в этом возрасте представлять, что такое семья и её ценность, т.к. если акценты представлений о семье будут смещены, то формируется неправильное или не полное представление не только о семье, а и об окружающем мире в целом.

Положительный эмоциональный климат семьи, где преобладает радость, оптимизм, душевность, любовь и нежность, нужен ребёнку для его психического здоровья. То, как взрослые реагируют на происходящее в окружающей жизни, имеет огромное значение для формирования эмоционального интеллекта ребёнка, (эмоциональный интеллект предполагает знание логики человеческих чувств и следование этой логике) который откликается на всё происходящее эмоциональными средствами: смехом, гневом, жестикуляцией, мимикой.

Ребёнок внушаем, склонен к подражанию, он чутко воспринимает и перенимает все эмоциональные реакции. Если в семье ребенка царит атмосфера лицемерия и обмана, постоянно происходят ссоры и скандалы, процветает произвол и цинизм, это непременно отразится на психике и поведении ребенка, может сделать его жестоким и злым, деспотичным и грубым, беспринципным и лживым. Поэтому, если вам что-то не нравится в ребёнке, его нравственном облике, вспомните: он в какой-то степени является вашим зеркальным отражением.

С первого по четвертый класс у школьников происходит формирование критического отношения к происходящему: дети начинают различать четкую грань между плохим и хорошим, активно пытаются влиять на события семейной и школьной жизни, протестовать против обмана, фальши и другого негатива. Они болезненно переносят ущемления чувства собственного достоинства, на наказания реагируют мучительно, если по отношению к ним проявляется несправедливость или применяется физическое воздействие. Телесные наказания детей совершенно недопустимы в любой форме, так как они вызывают у них глубокое оскорбление, бурный протест, становятся причинами нервных заболеваний (заикание, навязчивые движения, невроз, энурез).

Ребёнок, подвергаемый телесным наказаниям, растёт пугливым и робким, лживым и угрюмым, зато с готовностью затевает драку со сверстниками, используя любую возможность, чтобы обидеть младших или менее сильных, проявляя при этом жестокость и злобу.

Даже несильный удар или шлепок (так называемые «лёгкие телесные наказания») могут подвергнуть психику ребенка жёстокому испытанию: в его душе происходит столкновение любви и ненависти –  двух противоположных чувств – к близкому ему человеку.

Статья 156 Уголовного Кодекса Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. 

Жестокость выражается в непредставлении несовершеннолетнему питания, крова, одежды, запирание в помещении одного на долгое время, в систематическом унижении его достоинства, издевательствах, нанесении побоев и в других действиях.
Ответственность за совершение данного преступления несут родители, опекуны, попечители, педагоги, воспитатели, медицинские работники и иные лица, на которые законом или профессией возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетних. 

Некоторые считают, что суровость и строгость составляют основу воспитания. Но, постоянно прибегая к грубости и окрику, они не получают желаемого результата. Это объясняется тем, что таким образом родители стремятся вызвать в детях уважение к себе, и в самом деле вызывают, но уважение холодное, основанное на страхе, и тем самым отвращают детей от себя и приучают их к лживости и скрытности.

К большому сожалению, в традиционном семейном воспитании наказания преобладают, а средства поощрения используются слабо и неумело. Меры поощрения могут быть разными,

-  Можно чаще одобрительно улыбнуться своему ребёнку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет своими игрушками.

- Поощряйте своего ребёнка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснётся его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмёт руку.

- Словесно выражайте одобрение пусть самым маленьким успехом своего ребёнка, его поведением.

- Используйте чаще выражение : «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» - это формирует в ребёнке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.

- Дарите своему ребёнку подарки, но при этом учите принимать их.

- Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребёнка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, и т.д.

- Учите своего ребёнка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.

- Для поощрения своего ребёнка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией у вашего ребёнка.

- Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, используйте эту возможность для того, чтобы ребёнок учился ими распоряжаться разумно.

- Если ребёнок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился и обсудить это с ним.

- Позволяйте ребёнку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребёнком и вами.

- Учите своего ребёнка ценить и понимать поощрения своих родителей.

Все эти предложенные меры поощрения ещё очень важно разумно использовать. Нежелательна любая крайность: перехвалить ребёнка также вредно, как и не оценить его старательность. Похвала ребёнку за хорошо выполненные задания, за проявленную им инициативу должна быть уместной, тогда она укрепит его веру в собственные возможности и силы, будет способствовать развитию его воли и самоутверждения.

Каждому из нас хочется, чтобы наши дети выросли здоровыми и счастливыми, чтобы они умели радоваться успешно прожитому дню, были уверены в своих силах и умели бороться с трудностями, стойко переносили удары судьбы, сохраняли душевное спокойствие в самых непредвиденных ситуациях.

Проявление умения бороться с трудностями начинается с первых дней жизни ребёнка. Но иногда, пытаясь максимально защитить своё дитя, родители стараются максимально облегчить его жизнь,нанося вред его психике, ломая его эмоциональную сферу. Ребёнок, поставленный в такую ситуацию, не развивается эмоционально, не умеет справиться со своими эмоциями, не учится бороться с трудностями жизни и решать возникающие проблемы. Это сказывается на учебных результатах, на общении со сверстниками и взрослыми. Неумение жить в гармонии с собой приводит и к нарушениям физического здоровья, различным заболеваниям.

Ребенок задает вопрос: “Вы любите меня?” От ответа, который получает ребёнок на этот жизненно важный для него вопрос, в значительной степени зависит его основное отношение к жизни. Это принципиально значимо для его дальнейшего развития.

В глубине души вы  можете испытывать пламенную любовь к своему ребёнку, но этого недостаточно. Именно через ваше поведение ребёнок ощущает любовь к себе, он не только слышит, но и чувствует, как вы говорите, а главное, что вы делаете. На ребёнка ваши поступки действуют гораздо сильнее, чем слова.

Какие есть способы выражения родительской любви и поддержки в трудных для ребенка ситуациях? Давайте подумаем о них вместе, ведь многими из них вы пользуетесь. (Названные родителями способы выражения любви и поддержки записываются на доске и обсуждаются).

Вашему вниманию я предлагаю способы поддержки ребёнка в ситуациях волнения или неудачи.

Контакт глаз

Под контактом глаз понимается прямой взгляд в глаза другому человеку. Большинство людей не осознают, насколько это решающий фактор. Пробовали ли вы когда-нибудь поговорить с человеком, который упорно отворачивается, избегая смотреть вам в лицо? Это трудно, представьте себе, и очень резко влияет на наше отношение к нему. Нам скорее симпатичнее и больше нравятся люди с открытым и дружелюбным взором, искренней улыбкой, доброжелательным и дружелюбным отношением к собеседнику. Открытый, естественный, доброжелательный взгляд прямо в глаза ребёнку существенно важен не только для установления хорошего коммуникационного взаимодействия с ним, но и для удовлетворения его эмоциональных потребностей.

Контакт глаз (осознаем мы это или нет) является основным средством для передачи нашей любви к детям. Чем чаще родители с любовью смотрят на ребёнка, тем больше он пропитан этой любовью. Однако через контакт глаз могут передаваться и другие сигналы. Особенно нежелательно использовать контакт глаз, когда родители делают ребёнку внушение, наказывают, ругают, упрекают его и т.п. Когда родители используют это мощное средство контроля преимущественно в отрицательном ключе, то и ребёнок видит своего родителя в основном в отрицательном плане. Пока ребёнок маленький, страх делает его покорным и послушным, и внешне это нас вполне устраивает. Но ребёнок растёт, и страх сменяется гневом, обидой, депрессией.

Внимательнее всего слушает нас ребёнок, когда мы смотрим ему в глаза.

Тревожные, неуверенные дети больше всего нуждаются в контакте глаз. Ласковый взгляд способен уменьшить уровень тревожности. Переданная взглядом информация может глубже отпечататься в сознании ребенка, чем сказанные слова.

Физический контакт

Казалось бы, это вполне естественно, но большинство родителей прикасаются к своим детям только по необходимости (помогая одеваться, переводя через дорогу и т.п.). Для физического контакта вовсе необязательно лезть к ребёнку с объятиями и поцелуями, вполне достаточно прикоснуться к руке, погладить по голове, потрепать по волосам и т.п. Главное, чтобы все эти нежные прикосновения были естественны и искренни и не были демонстративны или чрезмерны.

Бытует мнение, что ласка и нежность важны для девочек, мальчикам же "телячьи нежности" ни к чему. Это в какой-то мере справедливо по отношению к мальчикам старше 7-8 лет (но и в 8, и в 10, и в 12, и в 15 лет ребенок нуждается в физическом контакте, только его формы могут быть более сдержанными), но для полноценного развития мальчику с первых дней жизни необходимо не меньше любви и физической ласки, чем девочкам.

Пристальное внимание

Следующий способ выражения любви и поддержки ребёнку - пристальное внимание, под которым понимается наше полное сосредоточение на ребёнке, без отвлечения на какие-либо мелочи, позволяющее ему почувствовать, что он в глазах родителей самый важный человек в мире. Как ни странно, чаще всего в минуты, когда ребёнку больше всего необходимо наше пристальное внимание, мы в силу тех или иных обстоятельств к нему не расположены. Тут уж надо отказываться от каких-либо дел или развлечений, ибо это чрезвычайно важно для развития положительной самооценки ребенка. Если ребёнок не получает достаточно пристального внимания, он чувствует, что всё на свете важнее, чем он, и это служит причиной его беспокойства. В результате у такого ребёнка отсутствует чувство безопасности и тем самым нарушается его эмоциональное развитие.

Вспомните, пожалуйста, как часто вы общаетесь со своим ребенком, не занимаясь при этом какой-то другой деятельностью (кроме совместной деятельности с ребёнком)?

Это может быть совместная игра, поход, интимная беседа.

Если мы проявляем пристальное внимание к ребёнку, то он приобретает способность и потребность делится со взрослым своими переживаниями, делает это естественно, даже переживая кризисные периоды в своей жизни.

Саморегуляция

Мы уже говорили о том, что ребёнок может “заразиться” отрицательными эмоциями взрослого, поэтому важно научиться управлять своим эмоциональным состоянием и научить этому ребёнка.

Повлиять на свое эмоциональное состояние и на состояние ребёнка можно с помощью специальных  упражнений.

Когда человек испытывает какие-либо эмоции, то их обычно можно определить по его мимике. Кроме мышц лица меняется также тонус и в других мышцах тела. Только это не так заметно. Но наблюдательный человек может по походке, осанке и некоторым другим внешним признакам определять, в каком настроении находится человек.

Обучившись регулировать тонус мышц, научившись расслабляться, мы получаем некоторую власть над своими эмоциями. Так, контролируя напряженность своих мышц, мы контролируем свои эмоции.

Дело в том, что мышечный тонус напрямую связан с активностью мозга, поэтому, расслабив почти все свои мышцы, мы снижаем эту активность и даём мозгу возможность отдохнуть и восстановить свои силы.

Релаксация – это универсальный процесс восстановления не только мышц, но и нервной системы.

Релаксационные упражнения для младших школьников

Релаксационные упражнения лучше проводить под спокойную музыку. Регулярное выполнение этих упражнений делает ребёнка более спокойным, уравновешенным, а также позволяет ребёнку лучше понять свои чувства. В результате ребёнок владеет собой, контролирует свои деструктивные эмоции и действия. Релаксационные упражнения позволяют ребёнку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние.

Муха

Пусть ребёнок сядет удобно: руки свободно лежат на коленях, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представит, что на его лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Задача ребёнка, не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

Лимон

Ребёнок принимает удобную позу: руки свободно лежат на коленях (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. «Мысленно представь себе, что у тебя в правой руке лежит лимон. Начинай медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуешь, что «выжал»весь сок. Расслабься. Запомни свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повтори упражнение. Вновь расслабься и запомни свои ощущения. За тем выполни упражнение одновременно двумя руками. Расслабься. Насладись состоянием покоя».

Сосулька

Встань, закрой глаза, руки подними вверх. Представь, что ты — сосулька или мороженое. Напряги все мышцы своего тела. Запомни эти ощущения. Замри в этой позе на 1 —2 минуты. Затем представь, что под действием солнечного тепла ты начинаешь медленно таять, расслабляя постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомни ощущения в состоянии расслабления.

Воздушный шар

Встань, закрой глаза, руки подними вверх, набери воздух. Представь, что ты — большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постой в такой позе 1 —2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представь себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинай выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления.

И, наконец, при сильном нервно психическом напряжении ты можешь выполнить 20 —30 приседаний либо 15 —20 прыжков на месте. Это позволит избавиться от возникшего напряжения. Данный метод снятия психоэмоционального напряжения широко используется как спортсменами, так и артистами перед ответственными выступлениями.

В младшем школьном возрасте повышается потребность ребёнка в оценке его личности. От того, насколько грамотно пользуются взрослые оценкой, зависит результативность руководства детским поведением.

Оценочные воздействия взрослых способствуют воспитанию чувства долга, уверенности в собственных силах, ответственности, организованности и многих других качеств, оказывают влияние на уровень притязаний школьников в учёбе.

Необходимо знать каждому!

Первая помощь при стрессе.

Потратьте на отдых и расслабление 10 минут своего времени. За это время ничего страшного не произойдет. В этот короткий отрезок времени важно постараться забыть о своих обязанностях по дому. Такой отдых в конце дня необходим. После него домашние проблемы решаются на свежую голову, и затрачивается гораздо меньше нервной и физической энергии.

И Вы опять полны сил и энергии!

1. Противострессовое дыхание. Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте через нос выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе, что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.

2. Минутная релаксация. Расслабьте уголки рта, увлажните губы (язык пусть свободно лежит во рту). Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните, что они отражают ваши эмоции, мысли, внутреннее состояние. Вполне естественно, что вы не хотите, чтобы окружающие знали о вашем стрессовом состоянии. В этом случае вы можете изменить 'язык лица и тела' путем расслабления мышц и глубокого дыхания (с особенно продолжительным выдохом).

3. Инвентаризация. Оглянитесь вокруг и внимательно осмотрите помещение, в котором вы находитесь. Медленно, не торопясь, мысленно найдите в помещении, в котором Вы находитесь 7 красных предметов, 'переберите' все предметы один за другим. Постарайтесь полностью сосредоточиться на этой 'инвентаризации'. Говорите мысленно самому себе: 'Красная обложка тетради, красные занавески, красная ваза для цветов' и т. д. Сосредоточившись на каждом отдельном предмете, вы отвлечетесь от внутреннего стрессового напряжения, направляя свое внимание на рациональное восприятие окружающей обстановки. Можно находить и рассматривать предметы по любому признаку.

4. Смена обстановки. Если позволяют обстоятельства, покиньте помещение, в котором у вас возник острый стресс. Перейдите в другое, где никого нет, или выйдите на улицу, где сможете остаться наедине со своими мыслями.

5. Расслабление. Встаньте, ноги на ширине плеч, наклонитесь вперед и расслабьтесь. Голова, плечи и руки свободно свешиваются вниз. Дыхание свободное. Фиксируйте это положение 1-2 минуты, после чего медленно - внимание: очень медленно! - поднимайте голову (так, чтобы она не закружилась).

6. Отвлечение. Займитесь какой-нибудь деятельностью --- все равно, какой: начните стирать белье, мыть посуду или делать уборку. Секрет этого способа прост: любая деятельность, и особенно физический труд, в стрессовой ситуации исполняет роль громоотвода, - помогает отвлечься от внутреннего напряжения, 'спустить пар'.

7. Музыка. Включите успокаивающую музыку, ту, которую вы любите. Постарайтесь вслушаться в нее, сконцентрироваться на ней и только на ней (локальная концентрация). Помните, что концентрация на чем-то одном способствуем полной релаксации, вызывает положительные эмоции.

8. Общение. Побеседуйте на какую-нибудь отвлеченную тему с любым человеком, находящимся рядом: соседом, товарищем по работе. Если же рядом никого нет, позвоните по телефону своему другу или подруге. Это своего рода отвлекающая деятельность, которая осуществляется 'здесь и сейчас' и призвана вытеснить из вашего сознания внутренний диалог, насыщенный стрессом.

9. Наполнить ванну  не очень горячей водой и полежать в ней. В ванне проделать успокаивающие дыхательные упражнения. Сделать глубокий вдох через сомкнутые губы опустить нижнюю часть лица и нос в воду и сделать очень медленный выдох. Постараться выдыхать как можно дольше (выдох с сопротивлением). Представить себе, что с каждым выдохом общее напряжение, накопившееся за день, постепенно спадает.

Как поощрять ребёнка в семье.

- Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребёнку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет своими игрушками.

- Поощряйте своего ребёнка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснётся его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмёт руку.

- Словесно выражайте одобрение пусть самым маленьким успехом своего ребёнка, его поведением.

- Используйте чаще выражение : «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» - это формирует в ребёнке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.

- Дарите своему ребёнку подарки, но при этом учите принимать их.

- Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребёнка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, и т.д.

- Учите своего ребёнка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.

- Для поощрения своего ребёнка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией у вашего ребёнка.

- Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, используйте эту возможность для того, чтобы ребёнок учился ими распоряжаться разумно.

- Если ребёнок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился и обсудить это с ним.

- Позволяйте ребёнку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребёнком и вами.

- Учите своего ребёнка ценить и понимать поощрения своих родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Методические рекомендации по созданию паспорта логопедического кабинета в общеобразовательной школе.

           Современные тенденции школьного образования и гуманистический личностно-ориентированный подход требуют более углубленной индивидуализации обучения, особ...

Статья Педагогика. Рекомендации для родителей будущих первоклассников.docx

Ребенок попадает в совершенно новую социальную ситуацию......

Статья "Методические рекомендации учителю начальных классов в организации индивидуальной самостоятельной деятельности младших школьников в процессе обучения"

Статья "Методические рекомендации учителю начальных классов в организации индивидуальной самостоятельной деятельности младших школьников в процессе обучения"...

Статья "Методические рекомендации организации работы с текстом на уроках литературного чтения"

В условиях модернизации общего образования приоритетной целью становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. В связи с э...

Статья (консультация,рекомендации) "Для чего нужны занятия с логопедом?"

Почти каждый день ,любой логопед при общении с родителями сталкивается с подобным вопросом ,попробую сформулировать и систематизировать каким может быть корректный ответ .Данную статья рекомендую испо...

Статья «Методические рекомендации учителю при «развивающем чтении» по методике Н. В. Зайцева.»

В данном материале представлены методические рекомендации учителю при развивающем чтении по методике Н.В.Зайцева...