Статья «Методические рекомендации учителю при «развивающем чтении» по методике Н. В. Зайцева.»
статья по чтению (1 класс)

Храмцова Анастасия Владимировна

В данном материале представлены методические рекомендации учителю при развивающем чтении по методике Н.В.Зайцева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_uchitelyu_pri.docx35.8 КБ

Предварительный просмотр:

Статья, посвященная методическим рекомендациям учителю при «развивающем чтении» по методике Н. В. Зайцева.

ПРОВЕРКА РЕЗУЛЬТАТОВ ЧТЕНИЯ 1. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Полное комплексное определение результатов чтения следует приводить по трем параметрам: скорости чтения (Сч), качеству усвоения содержания (Кч) и продуктивности (Пч). Наиболее интегративным является показатель продуктивности чтения. Его вычисление включает ряд расчетных операций, применения специального инструментария (см. подробнее [1, 6]).

Определение продуктивности чтения в компьютерной автоматизированной системе "МИСС П" осуществляется программным способом (см. методику "Чтение", которая предназначена для диагностики уровня зрелости чтения по пятибалльной шкале). Такая точность контроля обеспечивает тестирование школьников при определении их обученности. В итоговых ведомостях регистрируются индивидуальные и групповые показатели чтения: Сч, Кч, Пч в абсолютных величинах и балльных оценках.

Контроль результатов чтения, однако, может проводиться и без обращения к "МИСС П". Сокращенный вариант (при экспресс- диагностике) может проводиться по одному или двум независимым показателям - скорости и качеству чтения. Ниже даются рекомендации учителю по организации уроков продуктивного чтения с проверкой его результатов.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ

Оснащение занятий: учебный текст (тестовый), перечень вопросов и ответов к тексту, секундомер, дополнительно - справочные таблицы и бланки контроля.

Порядок работы: подготовка школьников к чтению, инструктирование, чтение текста, подведение итогов, анализ и обработка результатов.

Подготовка к чтению

Инструктивные замечания:

«Нам предстоит читать текст и определить результативность чтения. Каждому будет выдан короткий текст, который нужно прочесть в привычном для тебя темпе. Текст читается только один раз. Для начала работы дается общая команда - учитель засекает время начала чтения. По окончании чтения каждый должен поднять руку, чтобы отметит^ время конца чтения. После прочтения текст нужно перевернуть обратной стороной, чтобы учитель видел, что чтение закончено.

Каждому ученику выдается листок контроля, в котором записывают фамилию и имя, время, затраченное на чтение и ответы на вопросы к тексту. Ответы на вопросы, которые зачитывает учитель, даются письменно, кратко. Если ты не можешь ответить на какой-нибудь вопрос, то в листке контроля ставится прочерк против номера вопроса.

Подведение итогов работы проводится по затратам времени на чтение и правильности ответов на вопросы».

Подготовка детей к чтению проводится учителем для того, чтобы исключить психологическое напряжение и обеспечить благоприятный режим работы.

Чтение

К чтению текста все дети приступают одновременно по сигналу учителя, который включает секундомер. Наиболее удобен секундомер группового пользования, который позволяет каждому школьнику отметить окончание чтения. Необходимо проконтролировать запись времени в листке контроля (иногда учитель приглашает ассистента).

Поскольку дети в разное время заканчивают чтение, нужно объяснить им, что требуется выдержка для того, чтобы все окончили чтение. Только после этого школьники приступают к ответам на вопросы.

Вопросы можно повторить, но не более двух раз. Ответы должны быть очень краткими. Нужно снять негативное впечатление в случаях, когда ребенок не может дать ответ и разъяснить, что на все вопросы никто не смог бы ответить полностью (таковы естественные потери информации при чтении).

Подведение итогов

Подведение итогов работы частично можно провести во время урока, если позволяет время. Так, можно предложить школьникам проанализировать, сколько минут и секунд было затрачено на чтение, у кого какие результаты по скорости чтения. Определение скорости чтения по формуле

Сч = О : t
где О – длина текста, t – время чтения, вполне доступно ученикам третьего класса. Такое задание вызывает дополнительный интерес к работе.

Также можно привлечь детей к анализу результатов проверки качества чтения, предлагая посмотреть, на сколько вопросов из предложенных каждый дал ответы, у кого больше ответов и, наконец, сравнить разные ответы с правильными.

Обработка результатов

Окончательная проверка результатов чтения проводится учителем или экспертом, в роли которого могут выступать другие учителя и методисты, овладевшие техникой контроля чтения. В каждом контрольном листе должны быть записаны показатели скорости чтения и качества усвоения прочитанного.

При определении Сч предварительно стандартизируют показания времени - они приводятся к единой форме, к измерению в минутах и долях минут (такой масштаб времени наиболее нагляден по сравнению с измерениями в секундах). Для удобства вычисления используется специальная таблица перевода секунд в доли минуты [1, 6].

 

ТАБЛИЦА ПЕРЕХОДА СЕКУНД В ДОЛИ МИНУТ.

Сек.

Мин.

Мек.

Мин.

Сек.

Мин.

1

0,02

10

0,17

35

0,58

2

0,03

15

0,25

40

0,67

3

0,05

20

0,33

45

0,75

4

0,07

25

0,42

50

0,83

5

0,08

30

0,55

55

0,92

60

1,00

Качество чтения определяется на основании записи ответов в листах контроля. Ответ каждого ученика сопоставляют с эталонным ответом, и за каждый ответ ставится определенный процент (весовая доля). В случае неполноты ответа снижается весовая доля. Отсутствие ответа засчитывается за ноль. В итоге суммируются все весовые доли и определяется коэффициент понимания текста.

Если имеется необходимость или возможность определить продуктивность чтения, то выполняются следующие процедуры. Элементарный способ: вычисление по формуле

Пч = Сч х Кч.

Более точный расчет проводится с учетом коэффициента нормирования (q), представляющего функцию от Кч = 70 % (за норму понимания условно принимается 70 %, нормируются по убыванию, а имеющие величину выше 70 % — по возрастанию q). Величина q находится по специальной таблице [1, 6].

Нормированная продуктивность чтения (Пч) определяется по формуле Пч = Пч × q, или Пч = Сч × Кч × q.

 

ТАБЛИЦА КОЭФФИЦИЕНТА НОРМИРОВАНИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
НОРМИРОВАННОЙ ПРОДУКТИВНОСТИ ЧТЕНИЯ.

К

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0,1

0,14

0,15

0,17

0,19

0,20

0,21

0,23

0,24

0,25

0,27

0,2

0,29

0,30

0,31

0,33

0,34

0,36

0,37

0,39

0,40

0,41

0,3

0,43

0,44

0,46

0,47

0,49

0,50

0,51

0,53

0,54

0,56

0,4

0,57

0,59

0,60

0,61

0,63

0,64

0,66

0,67

0,69

0,70

0,5

0,71

0,73

0,74

0,76

0,77

0,79

0,80

0,81

0,83

0,84

0,6

0,86

0,87

0,89

0,90

0,91

0,93

0,94

0,96

0,97

0,99

0,7

1,0

1,01

1,03

1,04

1,06

1,07

1,09

1,10

1,11

1,13

0,8

1,14

1,16

1,17

1,19

1,20

1,21

1,23

1,24

1,26

1,27

0,9

1,29

1,30

1,31

1,33

1,34

1,36

1,37

1,39

1,40

1,41

1,0

1,43

Анализ результатов

Педагогика чтения в настоящее время не имеет надежных оценочных шкал для показателей чтения младших школьников. Рекомендованные свыше ориентировочные нормы по технике чтения являются эмпирическими и весьма нечеткими. В особенности это касается требований по скорости чтения. Общепринятые стандарты скорости чтения настолько размыты, что на практике учителя используют их в меру своего понимания. Так, большинство из них высший уровень принимают за 100 -110 слов в минуту, что не соответствует реально существующим, естественным механизмам речевой деятельности ребенка. С этим связаны различные педагогические деформации при обучении чтению и дидактогении, осложняющие процесс начального образования.

Экспериментальные исследования младших школьников показали, что технология продуктивного чтения должна основываться на объективных закономерностях речевой деятельности детей, которые поддаются количественно-качественному анализу. Полученные статистики показателей чтения были положены в основу шкал порядка, приведенных к пятибалльным оценкам. В настоящее время разработанные шкалы оценивания скорости и качества чтения проходят апробацию в массовой школе.

На рис. 8 показаны возрастные ступени развития навыков чтения для младших школьников. В отличие от возрастания показателей чтения молча, представленных на рис 6. (см. с.), здесь дается двойной ряд измерений — для громкого чтения и чтения молча.

Разграничение результатов чтения этих двух видов деятельности имеет принципиальное значение. На определенной ступени речевого развития у ребенка выравниваются темпоритмы чтения — громкого и про себя. Чаще всего этот рубеж достигается во втором классе. Учителю важно не пропустить этот период в освоении навыков чтения и переключить затем усилия на формирование именно чтения про себя. Любые задержки и смешение техник чтения могут вызвать в дальнейшем искажения мотивации чтения и отставание в учебной успешности школьников.

Рис. 8. Возрастные ступени разных видов чтения.

Рис. 8. Возрастные ступени разных видов чтения.

Экспериментальный стандарт чтения рекомендуется учителям для анализа результативности и уровня сформированное™ навыков чтения при работе по учебным текстам.

К стандарту прилагаются оценочные таблицы для показателей скорости и качества чтения. Соответствующие шкалы оценки продуктивности чтения используются в автоматизированной системе "МИСС П". Пользуясь ими, можно определять условный "возраст читателя" и его соответствие требованиям учебных программ для 1 – 4-го класса.

 

ТАБЛ. 1. ПОКАЗАТЕЛИ СКОРОСТИ ЧТЕНИЯ

Балл

5

4

3

2

1

Сч
сл./мин

...-82


81-76

75-70

69-64
 

63-...

Измерение скорости чтения, независимо от других параметров, достаточно элементарная процедура. Анализ результатов чтения по скорости дает экспресс-диагностику читающего. Скорость чтения — это сложная функциональная характеристика процесса, синтезирующая в себе взаимодействие других компонентов чтения. Скорость чтения меняется в зависимости от целей чтения, установки на проверку качества усвоения, сложности текста и др. моментов. Благодаря этому Сч является комплексной характеристикой чтения и может рассматриваться как критерий его результативности наряду с другими параметрами.

Являясь спонтанной характеристикой чтения, скорость чтения обычно не осознается школьниками, она отражает меру автоматизма навыка чтения. Проверка скорости чтения обеспечивает тренировку механизма регулирования Сч и способствует выработке "чувства" скорости, формирует навык изменения этой стороны деятельности под контролем установки чтения.

 

ТАБЛ. 2. ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ПОНИМАНИЯ

Балл

5

4

3

2

1

Кч, %

...-52


51-45

44-38

37-31
 

30-...

Анализ результатов чтения по Кч может проводиться независимо от других параметров или в сочетании с показателями скорости чтения. Из практики известно, что усвоение прочитанного, даже взрослым читателем, не бывает стопроцентным. Определенные потери информации связаны с рядом условий работы с текстом (см. об этом [1, 6]). Возрастные колебания Кч довольно значительны. Экспериментальные исследования младших школьников показали, что для начального образования средняя величина качества усвоения, прочитанного составляет 30–40 %. Одной из задач педагогики продуктивного чтения является именно повышение полноты и глубины понимания текста. Систематическая проверка Кч способствует выработке соответствующего навыка самоконтроля результативности чтения у детей и мобилизации внимания на понимание и осмысление читаемого.

Показатели качества и скорости чтения весьма изменчивы, но взаимно регулируют друг друга. В начале занятий прослеживается непроизвольная регуляция этих параметров. Так, при увеличении Сч может снижаться Кч, и обратно, стремление читать с пониманием задерживает иногда увеличение скорости чтения. Именно третий параметр — продуктивности чтения — позволяет сделать наглядным динамику результатов чтения и решить многие индивидуальные проблемы продуктивных навыков работы с текстом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Методические рекомендации учителю начальных классов в организации индивидуальной самостоятельной деятельности младших школьников в процессе обучения"

Статья "Методические рекомендации учителю начальных классов в организации индивидуальной самостоятельной деятельности младших школьников в процессе обучения"...

Статья "Методические рекомендации организации работы с текстом на уроках литературного чтения"

В условиях модернизации общего образования приоритетной целью становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. В связи с э...

Методические рекомендации по созданию развивающей среды кабинета начальных классов

        Современная школа - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его ра...

РЕЦЕНЗИЯ на методические рекомендации учителю по теме "Современный урок", созданные учителем начальных классов Лазуренко М.П.

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития у учащихся научной грамотности, исследовательских и творческих умений и навыков. Эпоха высоких технологий требует от учащегося не ша...

Методические рекомендации к проведению зрительных диктантов по методике Федоренко и тексты диктантов

Методические рекомендации к проведению зрительных диктантов по методике Федоренко и тексты диктантов для учащихся 4 класса (2-4 четверти). зрительные диктанты выполняются регулярно на каждом урок...

Статья "Методические рекомендации учителю по организации дистанционного обучения"

С 06 апреля 2020 года МАОУ Свердловская СОШ №2 перешла на   дистанционное  образование в связи с пандемией коронавируса.Расписание уроков осталось прежним, без каких-либо изменений.В Шк...

Методические рекомендации учителя-наставника начинающему учителю

Методические рекомендации учителя-наставника начинающему учителю...