Консультация для родителей "Игры и упражнения для тренировки руки к письму»
консультация (1 класс)
В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к обучению в школе. Школа – это новая жизнь для ребёнка. Готовить ребёнка к школе нужно, облегчить учебу – вполне реальная задача. Насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие мелкой моторики является одним из главных условий успешного овладения письмом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_igry_i_uprazhneniya_dlya_tre._ruk.docx | 19.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Игры и упражнения
для тренировки руки
к письму»
В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к обучению в школе. Школа – это новая жизнь для ребёнка. Готовить ребёнка к школе нужно, облегчить учебу – вполне реальная задача. Насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие мелкой моторики является одним из главных условий успешного овладения письмом.
Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, нужно развивать движения пальцев, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными. С ребенком следует выполнять игры и упражнения, направленные на укрепления подвижности пальцев, развитие силы, координации движений, Это – основное составляющие овладением письма.
Развитие тонкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению. Играет важную роль, умение производить точные движения кистью и пальцами рук. Письмо является сложнейшим навыком. Зачастую, первоклассники не способны проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, написание букв, не умеют точно вырезать по контуру фигуры из бумаги. Нормально развивающемуся ребенку не помешают массаж рук , пальчиковые игры в сопровождении стихов, пальчиковая гимнастика, графические упражнения, штриховка.
Не только будет развиваться мелкая моторика и речь, но умение слушать. При подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук.
Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе. Один из навыков, который должен быть сформирован – это развитие точных движений (тонкой моторики). Проблема повышения эффективности комплексной работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей 5-6 лет не теряет своей актуальности.
В.А. Сухомлинский считал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее.
Систематические упражнения по развитию мелкой моторики помогают выработать навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук не только под контролем зрения, но и тактильно-двигательных ощущений. Во время выполнения практических действий (штриховка, обводка ,рисование) - эффективное средство коррекции зрительной недостаточности и формирования двигательных навыков. Повторение одного и того же движения способствует развитию двигательных навыков, является основой подготовки руки ребенка к обучению письма.
Надо заметить, что слабое развитие моторики у детей остается основной проблемой , поступающих детей в первый класс.
Плохая моторика пальцев рук дает плохие результаты при выполнении различных заданий. Ребенок быстро устает, у него падает работоспособность. Недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.
Почему же у дошкольников слабо развита мелкая моторика? Причин тому несколько: одна из них , в не правильном подборе игр и упражнений-заданий для развития мелкой моторики . Ориентироваться на те упражнения, задания, игры, которые способствуют развитию всех пальцев руки. Подбирая задания на развитие мелкой моторики, важно помнить , движения, на сжатие, растяжение и расслабление должны сочетаться. Упражнения должны строиться на использовании движений каждого пальца.
Для успешного развития тонкой моторики важно тренировать обе руки.
Для укрепления и развития детской руки, координации движений рекомендуются различные упражнения и действия с предметами (расстегивание и застегивание пуговиц, завязывание и развязывание ленточек узелков, шнурков, аппликации, конструирования, лепка, рисование ,штриховка, пальчиковая гимнастика и массаж ,игры с пальчиками.)
Приемы могут быть самые разнообразные. Важно вовлекать в движения больше пальцев, а сами движения производить энергично. Все это направлено на развитие ребенка: его сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, внимания, памяти.
Развитие мелкой моторики как один из эффективных способов подготовки руки ребенка к письму.
Письмо — сложный процесс, который требует совместной работы мышц кисти, всей руки.
Подготовка к письму — один из самых сложных этапов подготовки к школе. Это связано как с психофизиологическими особенностями 5–6 -летнего ребенка, так и с самим процессом письма. У детей этого возраста недостаточно развита рука. Поэтому мы в детском саду наша задача подготовить руку к письму.
Как же мы можем помочь детям преодолеть этот сложный процесс?
Систематическое выполнение определенных заданий и упражнений
с детьми, поможет в дальнейшем легче освоить все навыки процесса письма.
Задания, предназначены для подготовки детей дошкольного возраста к письму в тетради, на чистом листе. Для развития мелкой моторики пальцев и кистей рук, зрительного восприятия, внимания, овладеть навыками выполнения графических заданий. Упражнения помогут детям научиться ориентироваться на листе бумаги в клеточку, задания разовьют зрительное восприятие, логическое мышление, закрепления счета. Все графические упражнения составлены по принципу « от простого к сложному». Научившись проводить линии и рисовать фигуры, ребенок с легкостью справиться со всеми письменными заданиями в школе. В развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки и координации движений применяются следующие приемы:
- раскрашивание короткими, частыми штрихами;
- мелкими штрихами;
- штриховку длинными параллельными отрезками;
- сверху - вниз, снизу вверх;
- с наклоном влево , с наклоном вправо;
- штриховке петлями, полуовалами, волнистыми линиями.
- слева направо, с право налево;
- эффективным является «зрительный диктант».
Детям предлагаются карточки с различными фигурами (квадрат, круг, точка) и задания к ним. Например:
- нарисовать фигурку справа или слева от точки;
- нарисовать кружок, справа от него – нарисовать квадратик, слева от квадратика поставить точку;
- графические упражнения;
Данные упражнения формируют умения “входить” в клеточку, обводить ее, вести прямые линии сверху – вниз и слева – направо по разлиновке; размещать внутри клеточки круг; соединять углы клеточек по диагонали; вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки.
- ориентировка на листе;
После каждого упражнения, применяется расслабляющий момент (опустили руки вниз и потрясли ими, показали движения плавными руками, покатали карандаш между ладошками – пусть отдохнут руки.)
Работу, начинаем в следующей последовательности:
- посадка;
- положение листа тетради, рук, умение держать ручку;
- ведение руки по строке слева направо.
Для развития мелкой моторики используем.
- пальчиковая гимнастика;
- рисование по образцу;
- раскрашивание предметных и сюжетных картинок;
- штриховка геометрических фигур, предметов;
- рисование по клеточкам по образцу;
- вырезание ножницами (геометрические фигуры, рисунки)
- лепка;
- рисование различным материалом (простым карандашом, красками, восковыми карандашами, ручкой)
- игры с мелким конструктором, мозаикой, пазлы;
- рисование загадок;
- зрительный, слуховой диктант;
- графические упражнения;
- массаж кистей;
Эти игры и упражнения способствуют:
-укрепляет мышцы рук; тренируют пальцы рук;
- развитию координации, гибкости, ловкости;
- развитию творческих способностей, фантазии;
- воспитанию аккуратности, терпеливости, доброты;
- на развитие восприятия цвета, формы;
2. Практическая часть состоит из комплекса игр и упражнений предусмотренных для работы с детьми.
Раздел 1: «Пальчиковая гимнастика»
• гимнастика в стихах;
• игры со счетными палочками;
• игры пальчиковые;
• самомассаж пальчиков;
• массаж пальчиков массажором.
Раздел 2: «Веселый карандаш»
• штриховка;
• работа с трафаретами;
• контур предмета (обведи рисунок);соедини по точкам (за штрихуй, раскрась);
• дорисовка (по принципу симметрии);
• волшебные узоры;
• лабиринты.
Раздел 3: «Умники и умницы»
• работа с пластилином;
• работа с бумагой;
мелкий конструктор « Лего»;
шнуровка « Веселые шнурки».
Раздел 4: «Считаем и рисуем»
• знакомство с тетрадь, работа по клеточкам;
• ориентировка в пространстве на листе;
• графические диктанты;
• копирование (по точкам);
• слуховой диктант.
Более важным при подготовке к школе является подготовка мелкой моторики пальцев рук, развитие внимания, памяти. Подготовка руки к письму – процесс сложный, и дети боятся этого. Для преодоления страха можно использовать все возможные конструкторы, пластилин, пазлы, шнуровку рисования карандашами, красками , рисование штрихом, рисование картин без отрыва руки ,приобретать всевозможные книги – раскраски.
Мелкая моторика должна быть хорошо развита, для того чтобы ребёнок мог держать ручку и карандаш, и не уставал так быстро. Для укрепления и развития руки детям предлагались упражнения: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков, лент.
Чтобы преодолеть трудности письма, необходимо начинать задолго до поступления в школу.
Упражнения по развитию мелкой моторики приносят огромную пользу ребенку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений рук. Формируют у него художественный вкус, развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка.
Литература:
1. Арцишевская И.Л. Психологический тренинг для будущих первоклассников: Конспекты занятий. – М.: Книголюб, 2008. – 72 с.
2. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
3 Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – 4 изд.- СПб.: Питер, 2007. – 208 с.
4. Нефедова Е.А., Узорова О.В. Готовимся к школе. – К.:ГИППВ, 1998, 400с.
5. Родительские собрания в детском саду: Подготовительная группа / Авт.-сост. С.В. Чиркова. – М.: ВАКО, 2009. – 320 с.
6. Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. СПб, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей учащихся начальных классов"Письмо без ошибок"
В тексте консультации кратко характеризуются процессы письма и речи; в качестве реализации деятельностного подхода предлагается группа игровых упражений по теме " Письмо без ошибок"...
Консультации для родителей: ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА
Консультации для родителей: ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА...
Консультация для родителей: "Нарушение письма и чтения у младших школьников"
Материал для консультации родителей (родительского собрания), чьи дети зачислены на логопункт при общеобразовательной школе, на тему:«Нарушение письма и чтения у младших школьников»...
Консультация для педагогов «Трудности в обучении младших школьников письму и чтению»
Письмо и чтение - сложнейшие интегрированные базовые навыки, объединяющие в единую структуру деятельности все высшие психические функции - внимание, восприятие, память, мышление и т. п. На основе этих...
Консультация для родителей 1 класса на тему: "Как помочь ребёнку в овладении чтением, письмом и счётом".
Эта статья поможет родителям ответить на часто задаваемые вопросы. Как помочь ребёнку в овладении счётом, как освоить грамоту и письмо....
Консультация для родителей "Готовим руку к письму"
В школе на первом этапе, многие дети, как правило, испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное писание букв, нередко встречается «зерк...
Консультация для родителей первоклассников «Преодоление первоклассниками трудностей овладения навыком письма»
Консультация поможет родителям разобраться в возможных трудностях, возникающих у детей при овладении навыком письма....