Консультации для родителей: ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА
консультация по логопедии (1 класс) по теме

Баранова Елена Михайловна

Консультации для родителей: ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_narusheniy_pisma.docx16.98 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА

К концу дошкольного периода дети в норме овладевают развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной. К семи годам ребенок овладевает речью как полноценным средством общения (при условии сохранности речевого аппарата, если нет отклонений в психическом и интеллектуальном развитии, если ребенок воспитывается в нормальном речевом и социальном окружении). Но данные условия соблюдаются не всегда. И более 50% детей (по данным обследования детей при записи в первый класс) поступающих в первый класс имеют речевые нарушения различной структуры и степени выраженности

Для выявления учащихся с предпосылками к нарушениям письма среди старших дошкольников и первоклассников проводится обследование устной речи, невербальных процессов (пространственные и временные представления; зрительно-моторная координация; сукцесивные способности), выявление степени сформированности латерального профиля и моторики.

Речевые игры и упражнения

Упражнения, направленные на развитие фонематических процессов и слухового восприятия:

Игра «Угадай, откуда звук»;

Игра «Угадай, что/кто звучит» (различение различных звучащих предметов, голосов животных, людей на слух);

Игра «Оркестр» (повторить ритм заданный педагогом на детских музыкальных инструментах»;

Назови слово, которое отличается от остальных (УДОЧКА-УДОЧКА-УТОЧКА-УДОЧКА; ДАЧКА – ТАЧКА – ТАЧКА –ТАЧКА);

Найти/подобрать слова на заданный звук;

Игра с мячом «Я знаю пять слов со звуком…»;

Найти место звука в слове (начало, середина, конец);

Игра «Назови первый/последний звук» (выделение первых/последних звуков в словах);

Игра «Кто внимательнее?» (выделение слов с заданным звуком из предложения, стихотворного текста);

Игра «Найди пару» (выделение из стихотворного текста пары слов, отличающихся одним звуком: Накоси травы, коса. – Будет сытая коза и т.п.);

Упражнения, направленные на развитие лексико-грамматической стороны речи:

Упражнение «Назови всё вместе одним словом» (подбор обобщающего слова);

Упражнение «Четвертый лишний» (исключение лишнего слова по лексическому признаку);

Упражнение на называние детёнышей животных (и наоборот);

Игра «Один – много» с перекидыванием мяча (подбор существительных множественного числа);

Игра «Назови ласково» с перекидыванием мяча (подбор уменьшительно-ласкательных существительных);

Упражнение «Части» (название частей целого);

Игра «Хвастунишка» – использование сравнительной степени прилагательных (у меня дом большой, а у меня еще…больше);

Игра «Опиши игрушку» (подбор качественных прилагательных к существительному);

Игра «Моя конфета» (образование прилагательных от существительных: конфета с малиновым вкусом – малиновая);

Игра «Скажи наоборот» с перекидыванием мяча (подбор слов-антонимов);

Упражнение «Что делает?» (подбор глаголов к существительному);

Упражнение «Составь предложение» (с заданным словом или по сюжетной картинке);

Игра «Сочини сказку» (составление рассказа по сюжетной картине, серии сюжетных картин может выполняться индивидуально или несколькими детьми).

Упражнения, направленные на развитие зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия:

Упражнение «Узнай предмет» (предъявление детям контурного изображения предмета);

Упражнение «Найди предмет» (предъявление зашумленного изображения предметов или контурных изображений предметов, наложенных друг на друга);

Упражнение «Узнай предмет по части» (предъявление изображения части предмета);

Упражнение на развитие понимания предлогов с опорой на сюжетную картину (Что ты видишь НАД…? ПОД…?ПЕРЕД…? и т.д.);

Упражнение на употребление предлогов с опорой на сюжетную картину (Где находится самолёт? Где лежит кубик? и т.д.);

Упражнение «Покажи своего часть тела» направлено на ориентировку в схеме собственного тела;

Упражнение «Покажи часть тела другого человека» направлено на ориентировку в схеме тел человека, стоящего напротив;

Игра «Зеркало» (повторение за педагогом различных поз тела и пальцев);

Игра «Изобрази» (дети самостоятельно придумывают позы или изображают фигуры, буквы, цифры);

Упражнение «Назови что вокруг», направлено на ориентировку в пространстве;

Игра «Кто где стоит?» (дети по инструкции педагога выстраиваются в определенной последовательности, называют перед/за кем они стоят);

Упражнения, направленные на ориентировку на листе бумаги (название углов верхний правый, нижний левый и т.д.);

Игра «Разложи фигуры/предметы» (дети раскладывают геометрические фигуры/предметы по инструкции педагога);

Игра «Нарисуй фигуры/предметы» (дети рисуют геометрические фигуры/предметы на листе бумаги по инструкции педагога);

Игра «Муха» на игровом поле разделенном на 25 квадратов (дети передвигают пуговицу-«муху» по инструкции педагога: одна клеточка вправо, две клеточки вниз и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика нарушений письма у младших школьников

"Что нужно знать родителям о мерах ранней профилактики нарушений письма у младших школьников?" Эти знания Вы получите, прочитав данную статью....

"Профилактика нарушений письма и чтения у первоклассников."

Консультация  для родителей "Профилактика нарушений письма и чтения у первоклассников"Цель: помочь родителям, вовремя исправить дефект речи ребёнка, направить в правильное русло развитие речи, на...

Профилактика нарушений письма и чтения у младших школьников с ОВЗ.

За последние годы все чаще стали наблюдаться случаи, когда ребенок с трудом осваивает родной язык как учебный предмет. Родители и учителя жалуются на неусидчивость ребенка, невнимательность, нежелание...

Индивидуально-ориентированная программа, направленная на профилактику нарушения письма и чтения

Индивидуально-ориентированная программа, направленная на профилактику нарушения письма и чтения...

Профилактика нарушений письма у обучающихся 1 класса

Проблема профилактики нарушений письма у обучающихся младших классов - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство да...

Консультация для родителей " Профилактика нарушения осанки у детей школьного возраста"

В документе представлена консультация для родителей, для педагогических работников о том,  что из себя представляет профилактиика нарушения осанки, что нужно делать , чтобы избежать нарушения оса...

Консультация для родителей «Профилактика нарушений письменной речи у будущих первоклассников»

В статье раскрыта роль профилактики нарушений писмьенной речи у будущих первоклассников....