Консультации для родителей: ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА
консультация по логопедии (1 класс) по теме
Консультации для родителей: ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_narusheniy_pisma.docx | 16.98 КБ |
Предварительный просмотр:
К концу дошкольного периода дети в норме овладевают развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной. К семи годам ребенок овладевает речью как полноценным средством общения (при условии сохранности речевого аппарата, если нет отклонений в психическом и интеллектуальном развитии, если ребенок воспитывается в нормальном речевом и социальном окружении). Но данные условия соблюдаются не всегда. И более 50% детей (по данным обследования детей при записи в первый класс) поступающих в первый класс имеют речевые нарушения различной структуры и степени выраженности
Для выявления учащихся с предпосылками к нарушениям письма среди старших дошкольников и первоклассников проводится обследование устной речи, невербальных процессов (пространственные и временные представления; зрительно-моторная координация; сукцесивные способности), выявление степени сформированности латерального профиля и моторики.
Речевые игры и упражнения
Упражнения, направленные на развитие фонематических процессов и слухового восприятия:
Игра «Угадай, откуда звук»;
Игра «Угадай, что/кто звучит» (различение различных звучащих предметов, голосов животных, людей на слух);
Игра «Оркестр» (повторить ритм заданный педагогом на детских музыкальных инструментах»;
Назови слово, которое отличается от остальных (УДОЧКА-УДОЧКА-УТОЧКА-УДОЧКА; ДАЧКА – ТАЧКА – ТАЧКА –ТАЧКА);
Найти/подобрать слова на заданный звук;
Игра с мячом «Я знаю пять слов со звуком…»;
Найти место звука в слове (начало, середина, конец);
Игра «Назови первый/последний звук» (выделение первых/последних звуков в словах);
Игра «Кто внимательнее?» (выделение слов с заданным звуком из предложения, стихотворного текста);
Игра «Найди пару» (выделение из стихотворного текста пары слов, отличающихся одним звуком: Накоси травы, коса. – Будет сытая коза и т.п.);
Упражнения, направленные на развитие лексико-грамматической стороны речи:
Упражнение «Назови всё вместе одним словом» (подбор обобщающего слова);
Упражнение «Четвертый лишний» (исключение лишнего слова по лексическому признаку);
Упражнение на называние детёнышей животных (и наоборот);
Игра «Один – много» с перекидыванием мяча (подбор существительных множественного числа);
Игра «Назови ласково» с перекидыванием мяча (подбор уменьшительно-ласкательных существительных);
Упражнение «Части» (название частей целого);
Игра «Хвастунишка» – использование сравнительной степени прилагательных (у меня дом большой, а у меня еще…больше);
Игра «Опиши игрушку» (подбор качественных прилагательных к существительному);
Игра «Моя конфета» (образование прилагательных от существительных: конфета с малиновым вкусом – малиновая);
Игра «Скажи наоборот» с перекидыванием мяча (подбор слов-антонимов);
Упражнение «Что делает?» (подбор глаголов к существительному);
Упражнение «Составь предложение» (с заданным словом или по сюжетной картинке);
Игра «Сочини сказку» (составление рассказа по сюжетной картине, серии сюжетных картин может выполняться индивидуально или несколькими детьми).
Упражнения, направленные на развитие зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия:
Упражнение «Узнай предмет» (предъявление детям контурного изображения предмета);
Упражнение «Найди предмет» (предъявление зашумленного изображения предметов или контурных изображений предметов, наложенных друг на друга);
Упражнение «Узнай предмет по части» (предъявление изображения части предмета);
Упражнение на развитие понимания предлогов с опорой на сюжетную картину (Что ты видишь НАД…? ПОД…?ПЕРЕД…? и т.д.);
Упражнение на употребление предлогов с опорой на сюжетную картину (Где находится самолёт? Где лежит кубик? и т.д.);
Упражнение «Покажи своего часть тела» направлено на ориентировку в схеме собственного тела;
Упражнение «Покажи часть тела другого человека» направлено на ориентировку в схеме тел человека, стоящего напротив;
Игра «Зеркало» (повторение за педагогом различных поз тела и пальцев);
Игра «Изобрази» (дети самостоятельно придумывают позы или изображают фигуры, буквы, цифры);
Упражнение «Назови что вокруг», направлено на ориентировку в пространстве;
Игра «Кто где стоит?» (дети по инструкции педагога выстраиваются в определенной последовательности, называют перед/за кем они стоят);
Упражнения, направленные на ориентировку на листе бумаги (название углов верхний правый, нижний левый и т.д.);
Игра «Разложи фигуры/предметы» (дети раскладывают геометрические фигуры/предметы по инструкции педагога);
Игра «Нарисуй фигуры/предметы» (дети рисуют геометрические фигуры/предметы на листе бумаги по инструкции педагога);
Игра «Муха» на игровом поле разделенном на 25 квадратов (дети передвигают пуговицу-«муху» по инструкции педагога: одна клеточка вправо, две клеточки вниз и т.д.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика нарушений письма у младших школьников
"Что нужно знать родителям о мерах ранней профилактики нарушений письма у младших школьников?" Эти знания Вы получите, прочитав данную статью....
"Профилактика нарушений письма и чтения у первоклассников."
Консультация для родителей "Профилактика нарушений письма и чтения у первоклассников"Цель: помочь родителям, вовремя исправить дефект речи ребёнка, направить в правильное русло развитие речи, на...
Профилактика нарушений письма и чтения у младших школьников с ОВЗ.
За последние годы все чаще стали наблюдаться случаи, когда ребенок с трудом осваивает родной язык как учебный предмет. Родители и учителя жалуются на неусидчивость ребенка, невнимательность, нежелание...
Индивидуально-ориентированная программа, направленная на профилактику нарушения письма и чтения
Индивидуально-ориентированная программа, направленная на профилактику нарушения письма и чтения...
Профилактика нарушений письма у обучающихся 1 класса
Проблема профилактики нарушений письма у обучающихся младших классов - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство да...
Консультация для родителей " Профилактика нарушения осанки у детей школьного возраста"
В документе представлена консультация для родителей, для педагогических работников о том, что из себя представляет профилактиика нарушения осанки, что нужно делать , чтобы избежать нарушения оса...
Консультация для родителей «Профилактика нарушений письменной речи у будущих первоклассников»
В статье раскрыта роль профилактики нарушений писмьенной речи у будущих первоклассников....