Статья "Логическое мышление дошкольников"
статья (1 класс)

Актуальность курсов по подготовке детей к школе. Подбор игр и заданий для занятий по подготовке к школе, позволяющих устранить пробелы в развитии грамматического строя речи, обогатить словарный запас ребёнка, развить интерес к слову, к речи, расширить кругозор и знания, что послужит хорошей базой для успешного обучения в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logicheskoe_myshlenie_doshkolnikov_plisova_g.g.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 452

КОЛПИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Автор: учитель начальных классов

Плисова Галина Геннадьевна

   Тема: «Развитие логического  мышления  дошкольников».

        Основным видом мышления ребёнка дошкольного возраста является наглядно-образное мышление, на основе которого формируется логическое, которое является высшей стадией развития мышления.

        Логическое мышление является основополагающим всех школьных предметов. Для того, чтобы руководить процессом познания окружающего мира, нужно знать и своевременно применять приёмы мыслительной деятельности.

        К логическому мышлению относятся многие действия (операции мыслительной деятельности), которыми ребёнок  должен обладать к моменту поступления в школу:

- анализ;

- синтез;

- сравнение;

- систематизация;

- определение;

- классификация;

- доказательство;

- исключение;

- аналогия;

- абстрагирование;

- обобщение и др.

         Логическое мышление должно  способствовать формированию умения отделять главные признаки предметов от второстепенных  (анализ и синтез).

         Воспитателям детского сада, педагогам  школ, готовящим детей на переходную ступень  из детского сада к начальной школе, необходимо работать над развитием познавательных процессов учащихся.

        Надо использовать, как можно больше,  упражнений на эффективных тренировках мышления, целью которых является формирование интереса  детей к основным предметам начального обучения, т.е.  формирование познавательной деятельности.

       Целью педагога в развитии логического мышления детей является умение найти такой  подход, который при пояснении и показе поможет  усвоить предлагаемый в сообщении  материал в результате определённой умственной работы.

         Условия задач,  которые предложит педагог,  должны    отличаться  от обычных,  т.к. в  них включаются  лишние объекты (могут быть использованы лишние понятия или признаки предметов).

         В этом случае дети должны проявить усилие, использовать уже изученные приёмы, а также попытаться найти новые приёмы.

      Ключевой целью развития логического мышления дошкольников  должно стать умение применять правила логики как в жизни, так и в учении.

              В наши дни актуальны курсы по подготовке детей к школе. Наибольшее значение они имеют для ребят, которые не посещают детский сад. На занятиях  большое внимание уделяется развитию  памяти, воображения, восприятия (зрительного и слухового), внимания,  мелкой моторики, координации движений руки, пространственных представлений и, конечно,  логического мышления, что имеет важное  значение  для будущего школьника.

        Необходимо не забывать, что у детей дошкольного возраста  ведущей деятельностью является игровая деятельность. Следовательно, всё познаётся и раскрывается в игре.     

        Развитие логического мышления неразрывно связано с развитием речи ребёнка.  Многие дети с трудом строят фразу, не умеют грамматически правильно строить предложения, имеют бедный словарный запас.  Такие недочёты незаметны дома, но выявляются в детском саду и школе.  Для того, чтобы предотвратить эти проблемы,  необходимо развивать речь ребёнка уже в дошкольном возрасте. 

        На занятиях с дошкольниками подбираю  игры и задания, позволяющие устранить пробелы в развитии грамматического строя речи, обогатить словарный запас ребёнка, развить интерес к слову, к речи, расширить кругозор и знания, что послужит хорошей базой для успешного обучения в школе.

        Приведу примеры заданий,  которые помогут в реализации этой цели.

         Задание №1.

        1-ый вариант: ребёнку предлагаются произвольно 4 картинки, связанные единым сюжетом. Их нужно расположить в порядке действий, отражённых в сюжете.

        2-ой вариант: перед ребёнком кладётся лишь одна картинка из серии. Предлагается найти картинку с началом (или окончанием) действия. Можно предложить составить по ним рассказ и придумать ему название.

          При выполнении этих заданий  осуществляется сложная аналитико-синтетическая деятельность: выявляется понимание главного в сюжете, способность к установлению причинно-следственных связей и взаимозависимостей.

        Рассказ по серии картинок способствует развитию речи ребёнка: произношению, расширению словарного запаса, построению грамматического строя предложений.

          Задание №2. 

         1-ый вариант: «Разложи слова». Ребёнку объясняется, что некоторые слова состоят из двух частей. Например: слово рыболов получается из двух слов: рыба и ловит. Затем ребёнку предлагается послушать  слова и подумать из каких двух частей они состоят: пчеловод, землекоп, трубочист, листопад и т. д.

        2-ой вариант: «Сложи слова». Ребёнку объясняется, что два слова можно сложить в одно. Например:  рыбу ловит (кто?) рыболов. Затем ребёнку предлагается послушать слова и подумать, какое новое слово можно из них составить: сладкое ест, мышей ловит, кофе варит, мясо рубит и т. д.

         Для развития такой мыслительной операции, как сравнение, помогают задания  на подбор антонимов. Ребёнку предлагается правильно  закончить предложения.  Например:

«Большой – маленький»:  Слон большой, а мышка - …  

«Длинный – короткий»:  У лисы хвост длинный, а у зайца - …

«Высокий – низкий»:  Дерево высокое, а куст - …

«Узкий – широкий»:  Дорога широкая, а тропинка - …

«Тонкий – толстый»:  Ствол толстый, а ветка - …

«Горький - сладкий»:  Конфета сладкая, а горчица - …

«Старый - молодой»:  Внучка молодая, а бабушка - …

«Холодный – горячий»:  Огонь горячий, а лёд - …

«Лёгкий – тяжёлый»:  Пёрышко лёгкое, а кирпич - …

«Пушистый – гладкий»:  Кот пушистый, а слон - …

«Твёрдый – мягкий»:  Кирпич твёрдый, а подушка - …

«Глубокий – мелкий»:  Ручей мелкий, а океан - …

«Добрый – злой»:  Айболит добрый, а Бармалей - …

        Развитию логического мышления способствует использование смекалок, головоломок, лабиринтов, логических задач. Логические задачи помогают в формировании умения рассуждать и делать выводы. У многих детей эти задачи вызывают затруднения. Прочитав  ребёнку задачу, надо объяснить, если ему непонятно, задать наводящие вопросы.

         Приведу примеры таких задач. Обязательно используется наглядность. Начинать надо с более простых:

-   Маша и Даша пошли в лес собирать грибы и ягоды.  Маша грибы не собирала. Что собирала Даша?

-  Катя и Таня решили рисовать. Одна девочка рисовала фломастерами, а другая карандашами. Катя фломастерами не рисовала. Чем стала рисовать Таня?

     Затем задачи усложняются:

  -  Жираф, крокодил и бегемот жили в разных домиках. Жираф жил не в зелёном и не в синем домике. Крокодил жил не в зелёном и не в жёлтом домике. В каких домиках жили звери?

-    Божья коровка села не на цветок  и не на листок. Жук сел не на грибок и не на цветок. Куда села бабочка? А божья коровка и жук?

       Интерес у детей вызывают и задачи в стихах, когда при даче ответа на вопрос надо проявить смекалку.

Например:

Семь воробьёв опустились на грядки,

Скачут и что-то клюют без оглядки.

Котик-хитрюга тихонько подкрался,

Быстро схватил одного и умчался.

Вот как опасно клевать без оглядки.

Сколько теперь их осталось на грядке?

            (Ни одного,  все улетели)

     Дети первоначально решают задачу вычитанием: 7 – 1 = 6. После объяснения начинают внимательно слушать аналогичные задачи на смекалку.

      В заключение хочется порекомендовать родителям и воспитателям использовать хорошо иллюстрированную литературу, которая поможет подготовить ребёнка к школе, научиться  последовательно  рассуждать, обобщать и делать выводы.

          В  развитии познавательных способностей ребёнка поможет   книга «Умные сказки» из серии «Программа развития и обучения дошкольника», являющаяся методическим пособием для родителей и воспитателей. Книга состоит из 2 блоков: вверху расположены сами сказки, а внизу – задания к ним. Сначала нужно прочитать ребёнку сказку,  затем задать вопросы по содержанию,  которые  помогут ребёнку запомнить и пересказать её.

        Занимательные развивающие задания внизу страниц  помогут развить не только логическое мышление, но и другие психические процессы, как память, внимание, речь.

        Книга хорошо иллюстрирована. В неё включены сказки, которые детям желательно давно знать («Курочка Ряба», Колобок», «Лиса, заяц и петух» и др.). На этих сказках выросло не одно поколение и, конечно же, нашим детям эти сказочные уроки доставят не только удовольствие, но и разовьют их.

        После известных сказок идут задания: «Найди одинаковые картинки»,  «Отгадай загадки», «Лабиринты», «Найди пару», «Исключение лишнего», «Собери в группу» , «Найди отличие», «Догадайся, кто есть кто», «На что похоже?», «Определи тень», «Найди недостающую деталь», «Последовательность», «На что похоже?» и др.

       Помните, что доступность заданий и успешность их выполнений придадут ребёнку уверенность в себе.  Занятия,  направленные на развитие логического мышления у дошкольников, необходимо проводить при хорошем эмоциональном настроении ребёнка, что будет способствовать  более эффективному восприятию материала.

       

Список литературы:

  1. Г.П.Шалаева «Большая книга логических игр» (Первая книга вашего малыша). – М.: « АСТ – СЛОВО», 2013;
  2. И.В.Скворцова « Логопедические игры» (Серия «программа развития и обучения дошкольника»). -  М.: «ОЛМА Медиа Групп», 2014;
  3.  А.В.Белошистая «Развитие логического мышления у дошкольников». -  «Владос»,  2013;

    4.  Учебник «Логика для дошкольников» «Эксмо» 2003;

     5. «Чего на свете не бывает?» (Занимательные игры для детей).

    Под  редакцией  О.М.Дьяченко, Е.Л.Агаевой. -   М.: «Просвещение», 1991.

    6.  Л.Ф. Тихомирова «Логика. Дети 5-7 лет», 2000;

     7. Тетради на печатной основе из серии «Умный малыш»

 ( Противоположности.  Логические задачи. )

8.   О.Н.Земцова. Серия «Умные книжки» («Задачки для ума», «От слова к рассказу», «Что нас окружает» и др.)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для развития речи и мышления дошкольников

В статье представлены игры для развития речи и мышления дошкольников и младших школьников....

Программа развития и коррекции мышления дошкольников.

  Программа развития и коррекции мышления дошкольников....

Программа развития и коррекции мышления дошкольников.

  Программа развития и коррекции мышления дошкольников....

Презентация на тему «Роль взрослых в развитии нестандартного мышления дошкольников»

quot;Роль взрослых в развитии нестандартного мышления дошкольников"Нестандартное мышление — способность находить новые подходы и необычные решения в любых ситуациях.Образное мышл...

«Школа будущего первоклассника» Игры для развития речи и мышления дошкольников: рекомендации родителям при подготовке детей к школе.

«Школа будущего первоклассника» Игры для развития речи и мышления дошкольников: рекомендации родителям при подготовке детей к школе....

Развитие речи и логического мышления дошкольников 95-7 лет) в процессе ознакомления с природой

При подготовке детей к школе важно активизировать мыслительную деятельность детей, больше развивать их инициативность и самостоятельность при выявлении связей некоторых предметов и явлений природы; со...