Взаимодействие детского сада и семьи по физическому развитию
методическая разработка
Семейное воспитание для родителей есть прежде всего самовоспитание.
Н.К. Крупская
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Взаимодействие детского сада и семьи по физическому развитию | 27.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад: «Взаимодействие детского сада и семьи по физическому развитию и укреплению здоровья»
Обобщение опыта работы
Т.А. Тырыкина
Достойным существование человека на земле помогает сделать здоровье, духовное и физическое, которое является главным достоянием человека, делом не только личным, но и общественным. Для ребенка быть здоровым, значит развивать в гармонии свои физические и духовные силы, обладать выносливостью и уравновешенностью, уметь противостоять действию неблагоприятных факторов внешней среды.
Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Детский сад и семья — вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Единство ДОУ и семьи в вопросах сохранения здоровья детей достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям; когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания зож. Сегодня закон «Об образовании» определяет, что родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребенка.
Необходимо отметить тот факт, что среди вновь поступивших детей в сентябре 2016 года (10 детей) все имеют 2 группу здоровья.
Распределение детей по группам здоровья
таблица №3
Год рождения | Принято всего детей | Первая (абсолютно здоровые дети) | Вторая (тубинфицированные, ЧБД) | Третья (хроники) | Четвертая (дети- инвалиды) | ||||
2012г. | 13 | 4 | 8 | 1 | |||||
2013г. | 12 | 3 | 8 | 1 | |||||
2014г. | 16 | 5 | 11 | ||||||
2015 г. | 13 | 4 | 9 | ||||||
2016 | 10 | 10 |
Если мы хотим вырастить здоровое поколение детей, то мы должны «научить ребенка быть здоровым». Здоровый ребенок — счастье семьи.
В рамках нашего детского сада мы реализуем проект «Здоровые дети — здоровое общество», в котором мы выдели такие формы взаимодействия с семьёй как: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные, практические.
Цель нашей работы: Повышение педагогической грамотности родителей в вопросах формирования навыков здорового образа жизни.
Задачи:
- Создать условия для укрепления здоровья детей в рамках ДОУ и семьи.
-Привлечь родителей к активному воспитательно - образовательному процессу по вопросам оздоровления детей ( принятие помощи педагогов и специалистов ДОУ).
-Повысить качество работы ДОУ по физкультурно-оздоровительному направлению.
-Апробировать новые, нетрадиционные формы работы с родителями воспитанников по здоровьесбережению.
Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых.
Таким образом, необходимо использовать такие формы работы с родителями, в которых они выступают заинтересованными участниками педагогического процесса.
Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника. Анкетирование и анализ анкетирования, тесты. Фронтальные и индивидуальные опросы родителей, «почтовые ящики», изучение социального портрета семей воспитанников.
На вопрос « Какие виды активной деятельности предпочитает ваш ребенок в выходные дни», 100% родителей отвечают, что дети играют в основном в компьютерные игры, любят прогулки на свежем воздухе. У 24% дома имеется необходимый спортивный инвентарь для двигательной активности: мячи, скакалки, лыжи, велосипеды, спортивные уголки. 76% родителей, не указали наличия спортивного инвентаря. Из всех родителей только 2% могут поделиться своим положительным опытом семейного физического воспитания.
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К досуговым формам относятся – семейный клуб, семейные спортивные досуги,праздники.
Родители с энтузиазмом принимают участие в семейном клубе, который существует уже 3 года. Вместе с детьми они, участвуют в играх и эстафетах, костюмированных сценках. В процессе соревнований родители и дети, что особенно важно, активно общаются, переживают и подбадривают друг друга.
Необходимо отметить, что важная роль в организации и проведении таких мероприятий отводятся родителям, так как именно взрослые естественным образом могут привлечь ребенка к игре и руководить ею, следить за выполнением правил.
Родителям и детям предлагается найти и подготовить атрибуты к какой либо игре, выбирается день, когда родители смогут прийти в детский сад и поиграть вместе с детьми.
Также вниманию родителей предлагаем картотеку игр, составленную воспитателем с учетом возрастных особенностей детей. Она представляет собой описания игр, которые можно использовать во время прогулок в детском саду, во дворе, на детской площадке среди детей приблизительно одного возраста, их правил и задач. Картотека хранится в физкультурном уголке. Родители могут брать ее домой, чтобы подробно ознакомиться с предлагаемым материалом. Данная форма работы способствует тому, что у родителей за целый год накапливается багаж знаний подвижных игр, которые они могут организовать с детьми.
Полезно начинать день с утренней зарядки. А если рядом любимые мама, папа, то это еще и праздник, масса положительных эмоций! Личный пример родителей - большая сила в воспитании детей. Родители, которые имеют свободный график работы (мамы в декретном отпуске, бабушки и дедушки), могут посетить образовательную деятельность «Физическая культура». Такая форма работы способствует не только физическому развитию ребенка и укреплению его здоровья, но и установлению доверительных, добрых отношений между родителями и детьми, улучшению психологического климата в семье, формирует добрые семейные традиции. А для родителей, данный метод взаимодействия, еще и основы физкультурной грамоты.
Родители с удовольствием принимают участие в совместных спортивных мероприятиях. Раскрывают для себя способности своих детей, их спортивный дух, желание быть всегда впереди, и бороться за честь команды.
Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания у родителей навыков по формированию здорового образа жизни. Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как экскурсии, родительские собрания, групповые консультации, целевые и спонтанные беседы – встречи с членами семей воспитанников. Так же проводятся родительские гостиные – встречи родителей с гостями ДОУ.
Еще один прием в работе с семьей – привлечение родителей и детей к изготовлению спортивных атрибутов своими руками. Родители вместе с детьми принимают участие в работе «мастерских» по изготовлению атрибутов для ежедневных физкультурных занятий в группе и дома.
Проводятся театрализованные представления для детей с участием родителей.
Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. Информационная связь педагога и родителей осуществляется за счёт средств наглядности. В целях привлечения внимания родителей к здоровому образу жизни используются: круглые столы, открытые мероприятия, буклеты, рисунки, информационные бюллетени, ленты добрых дел.
Практические формы предназначены для того чтобы дать родителям практические способы приобщения детей к ЗОЖ с учетом возрастных особенностей детей и задач программы:
-Лечебно-профилактическая деятельность. Организовывать хождение по массажным ребристым дорожкам, упражнения на релаксацию для снятия напряжения; точечный массаж, самомассаж; а также обязательное проветривание помещения.
-Изготовление нетрадиционных пособий и атрибутов для физкультурно-оздоровительной работы,
-Участие в досуговых мероприятиях, конкурсах.
-Совместная образовательная деятельность детей, родителей и воспитателей (непосредственное участие в образовательно-оздоровительном процессе, совместные дид. и подвижные игры, физ. упражнения, минутки здоровья и др.)
-Физкультурно-оздоровительная направленность воспитательно - образовательного процесса в ДОУ, семье. Это различные утренние гимнастики, дыхательные, пальчиковые, бодрящие, гимнастика для глаз, подвижные игры, физкультминутки и динамические паузы. Спортивные развлечения совместно с детьми и родителями. Мастер-классы для родителей.
Очень эффективным приёмом, привлечения внимания родителей воспитанников к вопросам укрепления здоровья, является трансляция положительного опыта других семей, они могут поделиться секретами обустройства спортивного уголка дома или семейных выходных велосипедных или лыжных прогулок, посещение спортивных секций или нетрадиционных видов закаливания.
Решающее значение в повышении интереса у детей к физической культуре, занятия спортом имеет личный пример людей, которое профессионально этим занимаются и добиваются значительных успехов в этой области. Встреча с такими людьми, живое общение с ними дает возможность понять, что спортсменом или, по крайней мере, физически развитым может стать каждый человек, стоит лишь приложить старание иупорство.
Приглашаем медсестру, которая рассказывает о правильном питании, о значении витаминов для детского и взрослого организма, о пользе зарядки или о вредных привычках.
Таким образом, можно сделать вывод, что здоровье детей зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни, санитарной грамотности и гигиенической культуры родителей. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать хороших результатов, если она не решается совместно с семьей.
И в заключении можно сказать, что семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. В результате информация и практический опыт, полученный родителями, помогут: повысить эффективность работы по оздоровлению детей; получить необходимые знания о физическом развитии ребенка; сформировать потребность в здоровом образе жизни в своей семье.
Любые формы работы с детьми в данном направлении, какие бы мы не применяли на практике это прекрасно, но личный пример родителей в любом деле важнее всего! Потому здоровые дети - это не только счастливые дети, но и, прежде всего, счастливые родители! Всем удачи! Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Сотрудничество детского сада и семьи в сохранении и укреплении физического здоровья"
Статья для педагогов и родителей, в которой поднимаются вопросы актуальности тесного сотрудничества детского сада и семьи в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей....
«О преемственности в работе учителя начальной школы, детского сада и семьи»
Выступление на МО учителей начальных классов...
Статья "О преемственности в работе учителя начальной школы, детского сада и семьи"
«Надо понять, почему существует детство, чтобы обратиться к своему детству и через него войти в жизнь своих ребятишек.Взрослым постоянно надо помнить, что детство существует вовсе не назло воспитателя...
Взаимодействие детского сада и школы как единого образовательного учреждения
Решению задачи способствует организация работы по преемственности между детским садом и школой, которая заключается в связи, согласованности и перспективности всех компонентов системы образования: цел...
Выступление на региональной конференции. Взаимодействие детского сада и школы как единого образовательного учреждения. Из опыта работы.
Выступление на региональной конференции. Взаимодействие детского сада и школы как единого образовательного учреждения.Презентация....
Родительское собрание. «Воспитание любви к родному городу и краю в детском саду и семье»
laquo;Воспитание любви к родному городу и краю в детском саду и семье»...
Взаимодействие детского сада и учреждения дополнительного образования в рамках реализации сетевых программ (из опыта работы по дополнительной программе "Знайка")
В статье расматриваются вопросы организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных образовательных учреждениях и школах. Представлены формы мероприятий, п...