ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
материал
Семья является важнейшей ценностью для развития каждого человека. Она играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений. Основная социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. В особо трудных условиях оказываются семьи, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Появление на свет больного ребенка всегда является трагедией для семьи. Изменяется нормальный цикл семейной жизни и психологический климат в семье. Проблемы воспитания «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Родители оказываются в сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины за то, что родился такой ребенок, нередко впадают в отчаяние. Семья чаще всего отдаляется от друзей, знакомых, родственников. Часто семьи распадаются, мама одна взваливает всю тяжесть воспитания больного ребенка на свои плечи. В нашем обществе ребенку с ОВЗ трудно войти в социум, а социуму трудно его принять. Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_mart.docx | 21.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Принципы работы с родителями детей с ОВЗ:
- Личностно- ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка и семьи;
- Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи;
- Принцип комплексности- психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога, учителя-дефектолога, логопеда, социального педагога, воспитателя, родителей;
- Принцип доступности.
Формы работы с родителями детей с ОВЗ.
- Беседы: коллективные и индивидуальные.
- Консультации: коллективные, индивидуальные, по заявке, тематические, оперативные. Данные формы работы преследуют цель информирования родителей об этапах психологического развития ребёнка, организации предметно-развивающего пространства для ребёнка в семье, закономерностях аномального развития.
- Родительские собрания в форме: тренинга, «круглых столов». В ходе тренинга решаются многие задачи. Это и выработка активной родительской позиции, снятие чувства вины, повышение самооценки участников и т.д. Участие в тренинге помогает родителям приобрести навыки решения конфликтных ситуаций с ребёнком, научиться эффективному взаимодействию с ним, решить некоторые личностные проблемы, осознать и оптимизировать свою родительскую позицию. Кроме того, во время таких встреч как «круглый стол» или «педагогическая гостиная» родители детей с ОВЗ имеют возможность встречаться друг с другом, обмениваться опытом и оказывать друг другу поддержку, что даёт родителям ощущение того, что «они не одиноки». Работа, построенная таким образом, помогает решить не только личностные проблемы, но и выработать определённые социальные навыки для преодоления трудностей в воспитании детей с ОВЗ.
Семья является важнейшей ценностью для развития каждого человека. Она играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений. Основная социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. В особо трудных условиях оказываются семьи, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Появление на свет больного ребенка всегда является трагедией для семьи. Изменяется нормальный цикл семейной жизни и психологический климат в семье. Проблемы воспитания «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Родители оказываются в сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины за то, что родился такой ребенок, нередко впадают в отчаяние. Семья чаще всего отдаляется от друзей, знакомых, родственников. Часто семьи распадаются, мама одна взваливает всю тяжесть воспитания больного ребенка на свои плечи. В нашем обществе ребенку с ОВЗ трудно войти в социум, а социуму трудно его принять. Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества. Были выявлены основные проблемы, возникающие в семьях с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
1. Умышленное ограничение в общении: родители детей с ОВЗ ограничивают круг общения (как свой, так и ребёнка). Таким образом, социальная среда ребёнка с ОВЗ ограничивается семейным кругом, и это отрицательно сказывается на социализации ребёнка.
2. Гиперопека: часто гиперопека является единственным способом самореализации для родителей ребёнка с ОВЗ. Вследствие этого, дети часто окружены излишней заботой и начинают использовать свою ущербность, становятся ревнивы, требуют повышенного внимания.
3 . Родители ошибочно считают себя виновными в состоянии ребенка, настаивают на проведении самых неразумных методов «лечения», которые только расстраивают ребенка. Родители постепенно приходят к выводу о безнадежности состояния ребенка, отказывают в проявлении к нему каких-либо знаков внимания,
4.Отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома.
Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, определена общая цель психологопедагогической работы с родителями таких детей: воспитания ребенка с ОВЗ, помощь семьям по социальной адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.
Для решения данной цели в работе поставлены ряд задач:
1. научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;
2. вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития; 3.формировать адекватную самооценку.
Развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья невозможно без наличия широких сознательных контактов, постоянного общения с различными людьми. Максимально возможного уровня развития ребенка можно достигнуть только при соблюдении ряда условий. К ним относятся: - раннее начало коррекционной работы, - благоприятная семейная обстановка, - взаимодействие школы с семьей, - медицинское сопровождение.
Используются различные формы работы с родителями детей с ОВЗ.
1. Беседы: коллективные и индивидуальные.
Консультации: Данные формы работы преследуют цель информирования родителей об этапах психологического развития ребёнка, организации предметно-развивающего пространства для ребёнка в семье. Важным звеном является посещение семьи. Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке.
1. Родительские собрания в форме: тренинга, «круглых столов», «Педагогической гостиной». В ходе тренинга решаются многие задачи. Это и выработка активной родительской позиции, снятие чувства вины, повышение самооценки участников и т.д. Участие в тренинге помогает родителям приобрести навыки решения конфликтных ситуаций с ребёнком, научиться эффективному взаимодействию с ним, решить некоторые личностные проблемы, осознать и оптимизировать свою родительскую позицию. Кроме того, во время таких встреч родители детей с ОВЗ имеют возможность встречаться друг с другом, обмениваться опытом и оказывать друг другу поддержку, что даёт родителям ощущение того, что «они не одиноки».
2. Индивидуальные и групповые занятия с детьми с участием родителей.
3. Проведение совместных праздников, конкурсов, развлечений. Родители в ходе занятий знакомятся с требованиями к овладению знаниями, видят успехи и неудачи своего ребенка, ищут совместно пути выхода. Демонстрация родителям фото/видео фрагментов занятий в школе, праздников. Педагог, принимая учеников с ОВЗ, как любых других детей в классе, выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением. Именно от работы учителя зависит, насколько такие семьи понимают огромную работу, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей с ОВЗ, и участвуют в ее реализации. Именно в условиях партнерских отношений между участниками образовательного процесса и родителями можно определить правильный маршрут коррекционного воздействия для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Будущее ребенка с ОВЗ во многом зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе. Школа вместе с семьей должны сделать все возможное, чтобы он привык находиться среди людей и при этом не концентрироваться на себе, умел и любил общаться, мог попросить о помощи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы работы с родителями по теме безопасности детей
Формы работы с родителями о безопасности детей...
Формы работы с родителями детей с ОВЗ
Материал статьи познакомит учителей с формами и принципами работы с родителями детей с ОВЗ....
Формы работы с родителями по формированию экологической грамотности детей
Семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Никто не сомневается, что влияние семьи на ребенка сильнее, ч...
Совершенствование форм работы с родителями как условие повышения их компетентности в вопросах воспитания и развития детей
Статья посвящена актуальной теме – развитию родительской компетенции семей с детьми, посещающими занятия в МАУ «ЦППМиСП». Авторы представляют традиционные и инновационые формы ...
"Формы работы с родителями детей с агрессивным поведением"
Агрессия (в наиболее общем определении) – это поведение, причиняющее ущерб.Агрессия по форме подразделяется на физическую (избиение, ранение) и вербальную (словесну...
Выстраивание партнерских отношений между образовательным учреждением и семьями воспитанников по вопросам воспитания и развития детей через активные формы работы с родителями.
Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании детей младшего школьного возраста рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство куль...
Статья " Формы работы с родителями детей, склонных к девиантному поведению"
Формы работы с родителями детей, склонных к девиантному поведению....