Про способность действовать «В уме»
материал (1 класс)

Акишина Валентина Васильевна

СПОСОБНОСТЬ ДЕЙСТВОВАТЬ «В УМЕ» – это возможность индивида оперировать в мысленном плане с заместителями реальных предметов.

ССПОСОБНОСТЬ ДЕЙСТВОВАТЬ «В УМЕ» – это важнейший показатель общего развития психики человека, который представляет собой нерасторжимое единство воображения, внимания, памяти и мышления.

ЭЭто интеллектуальная способность, не сводимая к простому накоплению знаний и умений.

ССпособность действовать «в уме» навык, формирующийся у ребенка в период от 4 до 12 лет.
В начальной школе обучение ведется предметно, подразумевается, что ученик на пороге школы уже обладает системой надпредметных (общепредметных) умений.

ЭЭто не так. Надпредметным умениям необходимо специально обучать.
Поэтому курс «Шахматы – школе» изначально разработан как надпредметный: шахматы не ради шахмат, а для развития у детей высших психических функций, пропедевтики математики и логики. То есть перед изучением предметов, формирование навыка учиться.

ООтечественными психологами было установлено, что СДУ - это навык, который нужно специально формировать у ребёнка в сензитивный период от 4 до 12 лет. Сензитивный период - наиболее благоприятные условия для формирования определенных психологических свойств и видов поведения.

ККогда дети начинают играть в шахматы, они учатся структурировать полученные знания, учатся умственному мышлению и выстраиванию логических цепочек. Эти навыки позволяют в будущем также четко структурировать школьные дисциплины, искать и понимать суть, а не бездумно зубрить материал.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что вы сегодня узнаете Способность действовать в «уме» и что это даёт Пять этапов развития этой способности Игры на развитие этой способности

Слайд 2

Только населения Земли достигает оптимального развития способности действовать «в уме» Ни один школьный предмет целенаправленно не формирует эту способность Большинство детей не могут осознанно принимать решения - не умеют думать на несколько шагов вперёд 5%

Слайд 3

1 этап Знакомство с натуральным объектом Понимание и закрепление характеристик объекта в памяти

Слайд 4

2 этап Задача может быть решена лишь путём взаимодействий с окружающими предметами

Слайд 5

3 этап Умеет управлять картинками, схемами предметов Не удаётся использовать это умение для решения задач

Слайд 6

4 этап В итоге проб и ошибок человек приходит к решению Полученное решение он кладёт в основу плана повторных действий

Слайд 7

5 этап Не прибегает к пробам и ошибкам Анализирует внутреннюю структуру задачи Точно видит результат сразу

Слайд 8

Задачка На столе 70 листов бумаги. За каждые 10 секунд можно посчитать 10 листов. Сколько секунд понадобится, чтобы отсчитать 50 листов бумаги?

Слайд 9

«Кратчайший путь». Доберись конём до снеговика за наименьшее число ходов.

Слайд 10

Решение: Кd1 - е3 - с2 - а1. Три хода.

Слайд 11

Задача о нахождении маршрута шахматного коня, проходящего через все 64 поля доски по одному разу (50 полей – отлично)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

В своём педагогическом проекте я исследую социально-педагогические условия развития креативности через использование различных методов и приемов обучения, направленных на развитие ...

Выступление «Формирование универсальных учебных действий и развитие творческих способностей детей через использование информационно-коммуникационных технологий»

Формирование УУД и развитие творческих способностей детей через использование информационно-коммуникационных...

Рефлексивный отчёт исследования в действии по теме: «Развитие творческих способностей через систему заданий на уроках, как главное условие в работе с одарёнными и талантливыми детьми»

      Любознательность. Выраженное  стремление к познанию нового, неизвестного. Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в ...

Развитие универсальных учебных действий, способностей и компетентностей

Э. Р. СадриеваЗаместитель директора по учебно-воспитательной работе 1 ступениГосударственное бюджетное образовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 929Особенностью содержания современ...

Выступление по теме «Формирование универсальных учебных действий и развитие творческих способностей детей через использование информационно-коммуникационных технологий»

Тема «Формирование универсальных учебных действий и развитие творческих способностей детей через использование информационно-коммуникационных технологий»...

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для учащихся 1-х классов «Шахматы» (шахматно - задачная технология развития способности действовать “в уме” И.Г.Сухина)

Программа «Шахматы» является  адаптированной,  составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы И...