Развитие универсальных учебных действий, способностей и компетентностей
статья по теме

Эльмира Рашидовна Садриева

Э. Р. Садриева

Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе 1 ступени

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 929

Особенностью содержания современного начального образования является формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах. Все вышеперечисленные сферы в комплексе дадут положительные результаты:

- коммуникативность: умение сотрудничать, договариваться, иметь гибкость, динамичность, мобильность, адаптивность, т.е. быстро принимать решение, делать выбор и нести за него ответственность;

- определение в программах содержания тех знаний, умений и способов деятельности, которые являются надпредметными;

- дифференциация при обучении;

- способность планировать, т.е. представлять последовательность действий;

- способность рефлексировать, т.е. оценивать достигнутый результат;

Тенденция перехода на Стандарт второго поколения затрагивает позиционирование, общение на равных, демократический стиль общения.

Теперь в начальной школе ребёнка должны научить не только читать, считать и писать, ему должны привить две группы новых умений.

К первой относится группа универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, навыков самоорганизации и саморазвития.

Особое внимание следует уделить отработке алгоритма внедрения основных компонентов государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения; формированию механизма использования возможностей современных образовательных технологий, обеспечивающих формирование базовых компетентностей современного человека:

·  информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

·  коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

·  самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

·  самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентноспособность).

Считаю, что учителям начальной школы нужно позволить самим выбрать УМК для реализации целей и задач ФГОС второго поколения, тогда продуктивность, качество обучения и мотивация значительно повысятся.

Переход на требования нового стандарта в начальной школе предполагает ряд важных изменений в педагогической деятельности. Во-первых, необходимо заданное программой содержание соотнести с мотивацией ученика. От этого зависит успешная совместная деятельность ученика и учителя, работоспособность ученика, активизация мыслительных процессов. Когда ребёнку интересен материал, когда он манипулирует с этим содержанием, выполняет полезную деятельность, когда включается эмоциональная сфера ребёнка, тогда идут активно процессы познания. Содержание должно быть сориентировано на игровую деятельность, социальную роль ребёнка, на его жизненные потребности, интересы. Выбирая УМК, учитель ориентируется на мотивирующее содержание, на предложенные виды деятельности, которые интересны детям. Это новый подход к оценке учебного содержания в предложенных программах и учебниках. Несомненно, есть проблема в подборе актуального дополнительного содержания. При этом главный критерий для отбора содержания – личностный контекст: ребёнку должно быть интересно решать проблему, участвовать в исследовании явления природы, находить ответ на свой детский вопрос. Педагогическая задача - формировать учебные и познавательные мотивы – стоит на повестке дня и требует от учителя серьёзного осмысления.

Во-вторых, учителю необходимо научиться выстраивать учебную ситуацию, которая обеспечивает деятельностное освоение предметного содержания. Именно в деятельности младший школьник формирует способы познания, способы чтения, счета, способы нахождения решения проблемы – общеучебные навыки. Несомненно, учитель в 1-ых классах использует игровую деятельность, интерактивные технологии. Но, если раньше он это делал для активизации памяти, восприятия, внимания с одной целью – выдать весь объём минимального содержания по предмету, «наполнить» ребёнка содержанием, то теперь совсем другая задача - организовать процесс работы с содержанием для того, чтобы ученик приобрёл, присвоил разные способы работы с содержанием и продемонстрировал это как результат: умеет отбирать нужные буквы, слова; подбирает и предлагает варианты решения проблемы; способен выслушать других, высказать своё мнение. Целевые установки деятельности учащихся другие, поэтому важным педагогическим условием является создание учебной ситуации. Предложенные задания в учебниках не всегда отражают новые цели формирования метапредметных результатов. Это бремя ложится на учителя. Реализация нужной учебной ситуации требует дополнительного ресурсного оснащения, другого оборудования, гибкости классно-предмено-урочной системы.

В-третьих, самое главное - планируемый результат. И содержание урока, и деятельность учащихся направлены на формирование планируемого результата. Это ключевая проблема требует сегодня от учителя больших усилий. Вероятно, её разрешение основано на разработке нового учебника, который будет включать мотивационное содержание, деятельностные задания и планируемые результаты. Только в этом случае учитель станет тьютором, модератором, который обеспечивает процесс развития ребёнка: создаёт условия для деятельности, обеспечивает выбор, сопровождает успешное продвижение ученика.

В-четвёртых, стержневым компонентом стандарта становится система оценки индивидуальных достижений учащихся. Переход от системы контроля к системе обеспечения качества образования, к системе обеспечения успешности каждого ученика влечёт за собой изменения в понятии «оценки». Содержанием и критериями для оценки становятся личностные, метапредметные и предметные результаты, которые составляют планируемый результат. Такой результат оценивать прежней системой нельзя. Поэтому предлагается накопительная система оценки (балльная), портфолио, «зачет/незачет», «достиг/не достиг», «освоено/ не освоено».

Посещение уроков в 1-ых классах, дискуссий, обсуждения рабочих программ, работа внутришкольных семинаров позволит определить слабые места в реализации стандарта, принять необходимые решения на основе инновационной практики педагогов начальной школы.

При изучении основных положений ФГОС общего образования педагогами начальной школы были выделены некоторые положительные моменты. Радует тот факт, что эти изменения идут в направлении на обеспечение перехода от простой трансляции знаний к развитию творческих способностей каждого обучающегося, раскрытию им своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного, компетентностого подхода.

Учителями высоко оценен тот факт, что стандарт впервые определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения. При этом разработана методология и методика оценки здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.

Проектная деятельность, которой уделяется много внимания на уроках и внеурочных занятиях, очень важна для формирования навыков проблематизации, планирования своей деятельности, презентации её результатов. Дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, её интерпретацию, представление своих проектов. Во второй половине дня дети не проявляют признаков переутомления, активны, с удовольствием занимаются творческими видами деятельности.

Главным результатом образования в рамках ФГОС НОО является ученик: любящий свой народ, край, Родину, уважающий ценности семьи и общества, доброжелательный, толерантный, готовый к самостоятельной деятельности, владеющий основами умения учиться, любознательный, выполняющий правила ЗОЖ.

Такого результата можно достичь через обеспечение:

- преемственности между всеми ступенями образования;

- равнодоступности освоения стандарта детьми с разными возможностями;

- формирования универсальных учебных действий;

- духовно-нравственного становления личности;

- удовлетворения потребности здорового образа жизни школьника;

- разнообразия организационных форм.

Изменилась и деятельность педагога в рамках нового стандарта. Каждый педагог имеет возможность повышать мастерство в работе с ИКТ, изменяя тем самым образовательную практику, работая на новый результат.

Для обеспечения признания и принятия идей стандарта педагогическим сообществом школы и общественностью мы наметили формы и средства информирования о деятельности школы. Это проведение семинаров, дискуссий с педагогами района и округа. Организация круглых столов и конференций с родителями. Ведь только при совместной работе мы можем достичь серьёзного результата при реализации ФГОС НОО стандарта.

Используемая литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие универсальных учебных действий, способностей и компетентностей

                                                                      Э. Р. Садриева

Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе 1 ступени

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 929

Особенностью содержания современного начального образования является формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах. Все вышеперечисленные сферы в комплексе дадут положительные результаты:

- коммуникативность: умение сотрудничать, договариваться, иметь гибкость, динамичность, мобильность, адаптивность, т.е. быстро принимать решение, делать выбор и нести за него ответственность;

- определение в программах содержания тех знаний, умений и способов деятельности, которые являются надпредметными;

- дифференциация при обучении;

- способность планировать, т.е. представлять последовательность действий;

- способность рефлексировать, т.е. оценивать достигнутый результат;

Тенденция перехода на Стандарт второго поколения затрагивает позиционирование, общение на равных, демократический стиль общения.

Теперь в начальной школе ребёнка должны научить не только читать, считать и писать, ему должны привить две группы новых умений.

К первой относится группа универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, навыков самоорганизации и саморазвития.

Особое внимание следует уделить отработке алгоритма внедрения основных компонентов государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения; формированию механизма использования возможностей современных образовательных технологий, обеспечивающих формирование базовых компетентностей современного человека:

  • информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
  • коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
  • самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
  • самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентноспособность).

Считаю, что учителям начальной школы нужно позволить самим выбрать УМК для реализации целей и задач ФГОС второго поколения, тогда продуктивность, качество обучения и мотивация значительно повысятся.

Переход на требования нового стандарта в начальной школе предполагает ряд важных изменений в педагогической деятельности. Во-первых, необходимо заданное программой содержание соотнести с мотивацией ученика. От этого зависит успешная совместная деятельность ученика и учителя, работоспособность ученика, активизация мыслительных процессов. Когда ребёнку интересен материал, когда он манипулирует с этим содержанием, выполняет полезную деятельность, когда включается эмоциональная сфера ребёнка, тогда идут активно процессы познания. Содержание должно быть сориентировано на игровую деятельность, социальную роль ребёнка, на его жизненные потребности, интересы. Выбирая УМК, учитель ориентируется на мотивирующее содержание, на предложенные виды деятельности, которые интересны детям. Это новый подход к оценке учебного содержания в предложенных программах и учебниках. Несомненно, есть проблема в подборе актуального дополнительного содержания. При этом главный критерий для отбора содержания – личностный контекст: ребёнку должно быть интересно решать проблему, участвовать в исследовании явления природы, находить ответ на свой детский вопрос. Педагогическая задача - формировать учебные и познавательные мотивы – стоит на повестке дня и требует от учителя серьёзного осмысления.

Во-вторых, учителю необходимо научиться выстраивать учебную ситуацию, которая обеспечивает деятельностное освоение предметного содержания. Именно в деятельности младший школьник формирует способы познания, способы чтения, счета, способы нахождения решения проблемы – общеучебные навыки. Несомненно, учитель в 1-ых классах использует игровую деятельность, интерактивные технологии. Но, если раньше он это делал для активизации памяти, восприятия, внимания с одной целью – выдать весь объём минимального содержания по предмету, «наполнить» ребёнка содержанием, то теперь совсем другая задача - организовать процесс работы с содержанием для того, чтобы ученик приобрёл, присвоил разные способы работы с содержанием и продемонстрировал это как результат: умеет отбирать нужные буквы, слова; подбирает и предлагает варианты решения проблемы; способен выслушать других, высказать своё мнение. Целевые установки деятельности учащихся другие, поэтому важным педагогическим условием является создание учебной ситуации. Предложенные задания в учебниках не всегда отражают новые цели формирования метапредметных результатов. Это бремя ложится на учителя. Реализация нужной учебной ситуации требует дополнительного ресурсного оснащения, другого оборудования, гибкости классно-предмено-урочной системы.

В-третьих, самое главное - планируемый результат. И содержание урока, и деятельность учащихся направлены на формирование планируемого результата. Это ключевая проблема требует сегодня от учителя больших усилий. Вероятно, её разрешение основано на разработке нового учебника, который будет включать мотивационное содержание, деятельностные задания и планируемые результаты. Только в этом случае учитель станет тьютором, модератором, который обеспечивает процесс развития ребёнка: создаёт условия для деятельности, обеспечивает выбор, сопровождает успешное продвижение ученика.

В-четвёртых, стержневым компонентом стандарта становится система оценки индивидуальных достижений учащихся. Переход от системы контроля к системе обеспечения качества образования, к системе обеспечения успешности каждого ученика влечёт за собой изменения в понятии «оценки». Содержанием и критериями для оценки становятся личностные, метапредметные и предметные результаты, которые составляют планируемый результат. Такой результат оценивать прежней системой нельзя. Поэтому предлагается накопительная система оценки (балльная), портфолио, «зачет/незачет», «достиг/не достиг», «освоено/ не освоено».

Посещение уроков в 1-ых классах, дискуссий, обсуждения рабочих программ, работа внутришкольных семинаров позволит определить слабые места в реализации стандарта, принять необходимые решения на основе инновационной практики педагогов начальной школы.

При изучении основных положений ФГОС общего образования педагогами начальной школы были выделены некоторые положительные моменты. Радует тот факт, что эти изменения идут в направлении на обеспечение перехода от простой трансляции знаний к развитию творческих способностей каждого обучающегося, раскрытию им своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного, компетентностого подхода.

Учителями высоко оценен тот факт, что стандарт впервые определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения. При этом разработана методология и методика оценки здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.

Проектная деятельность, которой уделяется много внимания на уроках и внеурочных занятиях, очень важна для формирования навыков проблематизации, планирования своей деятельности, презентации её результатов. Дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, её интерпретацию, представление своих проектов. Во второй половине дня дети не проявляют признаков переутомления, активны, с удовольствием занимаются творческими видами деятельности.

Главным результатом образования в рамках ФГОС НОО является ученик: любящий свой народ, край, Родину, уважающий ценности семьи и общества, доброжелательный, толерантный, готовый к самостоятельной деятельности, владеющий основами умения учиться, любознательный, выполняющий правила ЗОЖ.

Такого результата можно достичь через обеспечение:

- преемственности между всеми ступенями образования;

- равнодоступности освоения стандарта детьми с разными возможностями;

- формирования универсальных учебных действий;

- духовно-нравственного становления личности;

- удовлетворения потребности здорового образа жизни школьника;

- разнообразия организационных форм.

Изменилась и деятельность педагога в рамках нового стандарта. Каждый педагог имеет возможность повышать мастерство в работе с ИКТ, изменяя тем самым образовательную практику, работая на новый результат.

Для обеспечения признания и принятия идей стандарта педагогическим сообществом школы и общественностью мы наметили формы и средства информирования о деятельности школы. Это проведение семинаров, дискуссий с педагогами района и округа. Организация круглых столов и конференций с родителями. Ведь только при совместной работе мы можем достичь серьёзного результата при реализации ФГОС НОО стандарта.

Используемая литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучающая среда для развития универсальных учебных действий (УУД) младших школьников через проектную деятельность

Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГ...

Курсовая работа " Формирование у младших школьников умения учиться как основы развития универсальных учебных действий"

Задача учителей начальной школы , обеспечить условия для развития целостной личности младшего школьника. Средством решения этой задачи выступает учебная деятельность, организуемая по поводу различног...

Курсовая работа по теме: «Методический анализ УМК и проектирование урока, направленного на формирование у младших школьников умения учиться как основы развития универсальных учебных действий»

Обращение к разработке Программы развития универсальных учебных действий на начальной ступени школы отвечает новым социальным запросам, закрепленным Федеральным Государственным образовательным станда...

Опыт работы МО начальных классов по теме РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»

Как сформировать УУД? Может лекцию ребенку прочитать или домой задать, или может, пусть этим родители занимаются? В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологи...

«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе".

  Достоинства технологии развития критического мышления по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям: ориентирование на развитие ученика; использование современных методичес...

«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе» 2 класс УМК «Школа России»

«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтенияв начальной школе»2 классУМК «Школа России» Технологическая карта урока....

Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер

Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...