Совместная деятельность школы и родителей по обучения и воспитанию (памятки-советы и рекомендации для родителей)
консультация (1, 2, 3, 4 класс)
Совместная деятельность школы и родителей по обучения и воспитанию (памятки-советы и рекомендации для родителей)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Совместная деятельность по обучению и воспитанию
Актуальной проблемой школьного образования остается вовлечение родителей в совместную деятельность по обучению и воспитанию детей. Психологическая поддержка ребенка во время школьного обучения со стороны родителей — важная и большая проблема. Успешность ребенка в школе во многом зависит от того, насколько родители хотят, стремятся, могут помочь ребенку, поддержать его. Главная забота родителей — поддержание и развитие интереса узнавать новое, способствовать созданию ситуаций успеха для своего ребенка в процессе освоения новых умений, навыков и знаний. А кто научит этому родителей? Конечно, школьный психолог, классный руководитель, завуч.
Моё взаимодействие с родителями учащихся направлено на создание единого воспитательного пространства. Я считаю, что деятельность родителей и педагога в интересах ребёнка успешна только в том случае, если они становятся союзниками. Благодаря такому взаимодействию педагог лучше узнает ребёнка, приближается к пониманию его индивидуальных особенностей, вырабатывает верный подход к развитию способностей, формированию жизненных ориентиров, исправлению негативных проявлений в поведении учащегося. Педагогу важно установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создать атмосферу взаимной поддержки и общности интересов. На мой взгляд, успешная работа образовательного учреждения возможна лишь тогда, когда все участники образовательного процесса – педагоги, дети, родители – становятся единым целым, большим и сплоченным коллективом. Одним из эффективных приемов работы с родителями являются памятки, знакомящие пап и мам наших учеников с принципами воспитания, с основами взаимоотношений в семье между взрослыми и детьми. Наличие таких памяток позволяет построить беседу педагога с родителем по определенной проблеме, выбрать нужное направление в работе с конкретной семьей, дать родителям мини-пособие по проблемам воспитания и обучения.
Памятки-советы для родителей учащихся начальной школы
ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
2. Не требуй от ребёнка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.
3. Не вымещай на ребёнке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.
5. Не унижай!
6. Не забывай, что самые важные встречи человека — это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребёнке.
7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребёнка. Мучь, если можешь — но не делаешь. Помни, для ребёнка сделано недостаточно, если не сделано всё.
8. Ребёнок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нём творческого огня. Это раскрепощённая любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребёнок, но душа, данная на хранение.
9. Умей любить чужого ребёнка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
10. Люби своего ребёнка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребёнок — это праздник, который пока с тобой.
Памятка для родителей
«Хотите, чтобы Ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием?»
1. Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.
2. Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения.
3. Вспомните, сколько раз вы сидели с ребёнком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы заметили у ребенка неправильные приёмы работы и показали ему правильные?
4. В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить её, не обсуждая подробностей с ребёнком.
5. Следите, чтобы ваш ребёнок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ребёнок на уроке - грустное зрелище.
6. Пусть ребёнок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.
7. Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора.
8. Если ребёнок рассказывает вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.
9. Принимайте участие в жизни школы и класса. Ребёнку приятно, если его школа станет частью вашей жизни.
10. В школе ваш ребёнок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не утратить веры в себя.
Советы родителям. Что делать, если...
• ребенок левша*
- «Не переучивайте насильно левшу - дело не в руке, а в устройстве мозга».
- «Не переусердствуйте с соблюдением режима, если ребенок левша, для него жесткое следование режиму может быть непомерно трудным».
- «Будьте терпеливы и внимательны к ребенку-левше, помните, что он эмоционален и раним».
- «Берегите левшу от чрезмерных психологических перегрузок, будьте осторожны и тактичны наказывая его».
- «Не старайтесь сделать левшу таким, как все, больше доверяйте его природе. Его уникальность, непохожесть на других - это его достоинство»;
• ребенок испытывает трудности в общении с одноклассниками
Почаще приглашайте одноклассников ребенка к себе домой. Только не весь класс сразу, а небольшими группами, по 2-3 человека. Устраивайте интересные совместные игры, развлечения. Это сближает детей, порождает у них симпатию друг к другу. Когда увидите, с кем из одноклассников у вашего ребенка лучше налаживается контакт, постарайтесь познакомиться с их семьями;
• ребенок плохо выполняет письменные работы
Последовательные, спокойные занятия дома помогут исправить положение: ускорить темп деятельности, усилить концентрацию внимания, улучшить почерк;
• ребенок получил оценку «2», «3»
Не нервничайте сами и не нервируйте ребенка, а попытайтесь вместе (Вы, ребенок, учитель) отыскать объективные причины неудачи. Медлительность, невнимательность, неаккуратность являются частыми причинами первых неудач ребенка;
• ребенок не любит учиться
Перестаньте замечать неудачи. Сосредоточьте внимание на тех школьных достижениях, которые есть. Интересуйтесь не промахами, а успехами ребенка. Приободрите его, внушите веру в собственные силы.
• ребенок заболел или пропустил занятия
а) позвоните родителям одноклассников и узнайте максимум информации о ходе учебного процесса (особенно в пропущенные дни);
б) подойдите к учителю после уроков и получите консультацию о том, на что нужно обратить внимание при выполнении домашнего задания в связи с пропуском учебных занятий.
Памятка для родителей первоклассников
- Не подгоняйте ребенка с утра, не дергайте по пустякам, не торопите, умение рассчитать время - ваша задача.
- Ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая о чем-то. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите его.
- Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?». Встречайте ребенка спокойно, без вопросов, дайте ему расслабиться.
- Если ребенок чересчур возбужден, жаждет поделиться с вами - не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, это не займет много времени.
- Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку, услышать ласковый голос.
- Если вы видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, он потом сам все расскажет.
- Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы ваш разговор проходил без ребенка. Выслушайте обе стороны - это поможет вам яснее понять ситуацию.
- После школы не торопите ребенка садиться за уроки - необходимо 2-3 часа отдыха (1,5 часа сна).
- Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте возможность ребенку работать самому.
- Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку! Не отвлекайтесь на домашние дела, телевизор и т.д. В этот момент вам должны быть важны его дела и заботы.
- Выработайте единую тактику общения всех членов семьи с ребенком. Свои разногласия решайте без ребенка.
- Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление - это первые четыре недели, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти.
- Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие - это показатели трудностей в учебе!
- Даже совсем «большие» дети очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Это успокаивает, помогает снять напряжение, спокойно уснуть.
- Обязательно посещайте все занятия и собрания для родителей. Если не сможете, сообщите об этом учителю лично или запиской через ребенка.
- Только вместе со школой можно добиться желаемых результатов в воспитании и обучении детей. Учитель – ваш первый союзник и друг вашей семьи. Советуйтесь с ним, поддерживайте его авторитет. Замечания о работе учителя высказывайте в школе, на собрании. Нельзя этого делать в присутствии детей.
- Регулярно контролируйте выполнение домашнего задания и оказывайте, если сможете, разумную помощь в их выполнении. Помощь и контроль не должны быть муштрой, назойливым морализированием. Главное – возбуждать интерес к учению.
- Проверяя домашнее задание, нацеливайте ребенка на то, чтобы он умел доказывать правильность выполнения задания, приводить свои примеры. Чаще спрашивайте: «Почему?» «Докажи», «А можно ли по-другому?».
- Обязательно оказывайте посильную помощь школе (классу).
Рекомендации родителям по подготовке домашних заданий
- Особую важность имеет твердо установленное время начала занятий. Благодаря этому вырабатывается привычка, к назначенному часу появляется
психологическая готовность и предрасположение к умственной работе, даже теряется интерес к игре, прогулке.
- При установке часа начала занятий необходимо определить разумное соотношение времени, отводимого на уроки, прогулки, домашние обязанности, чтобы одно не шло в ущерб другому.
- Необходимо постоянное место для занятий, где все необходимые предметы находятся под рукой. Так вырабатывается привычка к внутренней мобилизации с момента начала занятий и до тех пор, пока не выработалось умение управлять своим поведением, рабочее место должно быть только местом для занятий (ни игр, ни картинок, ни игрушек, ни посторонних книг, ни цветных карандашей и фломастеров, если они не нужны для текущей работы).
- Если нет возможности выделить постоянное отдельное место, то в определенный час должно быть, безусловно выделено, освобождено место для занятий.
- Важное правило - начинать работу немедленно. Чем дольше оттягивается начало работы, тем большее усилие потребуется, чтобы заставить себя приступить к ней
- Необходимо наличие перерывов в работе. Нужны единство школьного и домашнего учебного режима, профилактика перегрузок. (Попросите ребёнка показать, какие физминутки он разучил в классе).
- Работа должна идти в хорошем темпе – не более 1 часа во втором классе.
Нельзя, чтобы у школьника не было других обязанностей, кроме учёбы. Человек, который в течение дня должен сделать много дел, привыкает ценить время, планировать работу, приступать к ней без проволочек
Рекомендации родителям по развитию читательского интереса у детей
- Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства
- Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.
- Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
- Обсуждайте прочитанную книгу.
- Рассказывайте ребенку об авторе книги.
- Если вы читаете книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
- Рекомендуйте своему ребенку книги своего детства.
- Устраивайте дома дискуссию по прочитанным книгам.
- Покупайте по возможности , книги полюбившихся авторов.
- Воспитывайте бережное отношение к книге.
- Дарите ребенку книги с дарственной надписью, теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, родных людях.
«ЗОЛОТЫЕ» правила воспитания
1.Учитесь слушать и слышать своего ребёнка.
2.Постарайтесь сделать так, чтобы только вы
снимали его эмоциональное напряжение.
3.Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
4.Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
5.Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.
6.К агрессивным проявлениям в поведении ребёнка приводит агрессивность семьи.
Как предупредить детскую агрессивность
1. Не давайте своему ребёнку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.
2. Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.
3. Не ставьте ребенку, каких бы то ни было условий.
4. Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребёнка.
5. Не наказывайте своего ребёнка за то, что позволяете делать себе.
6. Не изменяйте своих требований по отношению к ребёнку в угоду чему-либо.
7. Не шантажируйте своего ребёнка своими отношениями друг с другом.
8. Не бойтесь поделиться с ребёнком своими чувствами и слабостями.
9. Не ставьте свои отношения с собственным ребёнком в зависимость от его учебных успехов.
Как помогать ребенку в приготовлении
домашних заданий.
- Посидите со своим ребенком на первых порах выполнении домашних заданий. Это для него очень важно. От того, насколько спокойными и уверенными будут его первые школьные шаги, зависит его будущие школьные успехи.
- У вашего ребенка не сформирована привычка делать уроки. Формируйте у него эту привычку спокойно, превратите ритуал начала выполнения уроков в увлекательную игру, напоминайте об уроках спокойно, будьте терпеливы.
- Оформите рабочее место ребенка, поставьте красивый и удобный стол, повесьте лампу, расписание уроков, интересные стихи и пожелания школьнику перед началом выполнения уроков.
- Учите выполнять уроки только в этом рабочем уголке.
- Объясните ребенку главное правило учебной работы - учебные принадлежности должны всегда находиться на своем месте. Постарайтесь привести в пример свое рабочее место.
- Постоянно требуйте от ребенка приведения в порядок рабочего места после выполнения уроков. Если ему трудно это делать или он устал, помогите ему. Пройдет немного времени, и он будет сам убирать свое рабочее место.
- Если ребенок в вашем присутствии делает уроки, пусть сформулирует вам, что он должен сделать. Это успокаивает ребенка, снимает тревожность. Некоторые дети, к примеру, считают, что они задание не так поняли и испытывают страх, еще не начав это задание выполнять.
- Если ребенок что-то делает не так, не спешите его ругать. То, что вам кажется простым и понятным, для него пока кажется таинственным и трудным.
- Учите вашего ребенка не отвлекаться во время выполнения уроков; если ребенок отвлекается, спокойно напоминайте ему о времени, отведенном на выполнение уроков.
- Если ребенок выполняет письменное задание, обращайте больше внимания на то, чтобы он писал чисто, без помарок, с соблюдением полей.
- Не заставляйте своего ребенка многократно переписывать домашнее задание. Это подорвет ваш авторитет и его интерес к школе и учению.
- Старайтесь, как можно раньше приучить ребенка делать уроки самостоятельно и обращаться к вам только в случае необходимости.
- Каждый раз, когда вам хочется отругать своего ребенка за плохую отметку или неаккуратно сделанное задание, вспомните себя в его возрасте, улыбнитесь и подумайте над тем, захочет ли ваш ребенок через много-много лет вспомнить вас и ваши родительские уроки.
- Научите его выполнять любое дело, в том числе и домашние задания с удовольствием, без злобы и раздражения. Это сохранит его и ваше здоровье.
- В конце концов, радуйтесь тому, что у вас есть такое счастье с кем-то делать уроки, кому-то помогать взрослеть!
Как относится к отметкам ребенка.
- Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться, чтобы быть в ваших глазах хорошим.
- Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда не высок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного труда.
- Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе оценку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.
- Не учите своего ребенка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.
- Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребенку оценки вслух.
- Есть сомнения - идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации.
- Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственных детей.
- Поддерживайте ребенка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью.
- Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Хорошее, как и плохое, запоминается ребенком надолго и его хочется повторить. Пусть ребенок получает хорошую отметку ради того, чтобы его отметили. Вскоре это станет привычкой.
- Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось вам подражать.
Домашние задания – без проблем!
- Успехи в учебе зависят от многих важных моментов жизни ученика: полноценный сон, рациональное здоровое питание, позитивное отношение к окружающим людям, стремление к успеху, наличие жизненно важных целей.
- Помните, что на выполнение домашних заданий не стоит тратить всю жизнь (есть ещё много чего интересного и увлекательного). Возьмите на заметку, что в начальных классах надо укладываться с домашней работой за 1 час.
- Каждые 45 минут не помешает отдохнуть: потанцевать, поваляться по полу, поупражняться с гантелями. Любящие родители могут поиграть с ребенком в игру "разожми кулачок", нарисовать в воздухе, следя глазами, (причем и одной и другой рукой) знак бесконечности, а ребенку назовите это "ленивой восьмеркой", а можно и цветы полить, и с собакой поиграть.
- Лучшее время для выполнения домашних заданий: с 15.00 до 18.00. Плотно пообедать надо не меньше, чем за час-полтора до этого, но и голодным садиться за уроки не стоит.
- С чего же начать? Убрать всё лишнее со стола! Если человек входит в работу легко, но быстро устаёт - начинать лучше с самых трудных заданий, если врабатывание растягивается, долго раскачивается - начинать лучше со средних заданий, потом уже переходить к сложным. А если совсем никак - надо начать с самых простых, чтобы почувствовать успех от быстро и легко выполненного.
- Уважаемые родители, дедушки и бабушки! Помните! Домашнее задание задают вашему ребёнку! Помощь необходима только в том случае, если у ребенка есть некоторые сложности в развитии познавательных навыков. В этом случае неплохо ещё и посоветоваться со специалистом, чтобы не навредить.
Поможем детям учиться!
- Будите ребенка спокойно; проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если “вчера предупреждали”.
- Не прощайтесь, предупреждая и наставляя: “смотри, не балуйся”, “веди себя хорошо”, “чтобы сегодня не было замечаний о твоем поведении” и т.п. Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов. У него впереди трудный день.
- Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.
- Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится и расскажет сам.
- Лучшее время для домашних занятий с ребенком с 15 до 17 часов - первая смена, с 9 до 11 часов – вторая смена. Занятия вечерами бесполезны, т.к. ребенок уже устал от насыщенного учебного дня.
- Не заставляйте делать все задания в один присест, это должно занимать не больше 15-20 минут времени, и только после 20 минутного отдыха можно вернуться к заданию.
- Во время занятий с ребенком необходимы: спокойный тон, поддержка (“не волнуйся, все получится”, “давай разберемся вместе”, “я тебе помогу”), похвала (даже, если не очень получается).
- В общении с ребенком старайтесь избегать условий: “Если ты сделаешь, то…”. Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
- Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели утомления, трудности учебы.
- Имейте ввиду, что все дети любят сказку перед сном, песенку, ласковые слова. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном о неприятностях.
Родителям о наказаниях
- Шлепая ребенка, вы учите его бояться вас.
- Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им плохой пример.
- Телесные наказания требуют от родителей меньше всего ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.
- Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребенка.
- Если вы шлепаете ребенка «под горячую руку», это означает, что вы хуже владеете собой, нежели требуете того от ребенка.
- Задача дисциплинарной техники - изменить желания ребенка, а не только его поведение.
- Очень часто наказание не исправляет поведение, а лишь преображает его.
(Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям. У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нем объединятся два чувства - любовь и ненависть, - как сразу возникнет конфликт.)
- Частые наказания побуждают ребенка оставаться инфантильным.
- Наказание может заставить ребенка привлекать внимание родителей любыми средствами.
- Нельзя наказывать ребенка до 2,5-3 лет.
Чем заменить наказания?
- Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.
- Объяснением. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.
- Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что ему хочется.
- Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь - подождите, пока поступок повторится.
- Наградами. В конце концов, они более эффективны, чем наказание.
Как поддержать самоценность ребенка?
- Безусловно, принимайте ребенка!
- Активно и заинтересованно выслушивайте рассказы о его переживаниях и потребностях.
- Чаще бывайте с ребенком (играйте, читайте, гуляйте и т.п.)
- Не вмешивайтесь в те его занятия, с которыми он справляется сам.
- Помогайте, когда он просит.
- Поддерживайте каждый успех.
- Делитесь своими чувствами, проявляя доверие к ребенку.
- Конструктивно решайте конфликты.
- Используйте в повседневном общении приветливые фразы, ласковые слова.
- Обнимайте ребенка не менее четырех раз в день.
Как привить интерес к чтению?
- Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п.
- По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор. Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят читать.
- Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.
- Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.п.).
- Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
- Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов - пусть дети больше читают.
- На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок).
- В доме должна быть детская библиотечка.
- Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т.п.).
- Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.
- Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).
- Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появляется ощущение законченности и удовлетворения.
- Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
- Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.
Чему необходимо научить ребёнка
- Любить себя. Пока ребенок не будет ценить собственную жизнь, он не станет деятельным, а значит, не сможет реализовать себя.
- Интерпретировать поведение. Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Если ребенок научился понимать и объяснять поведение людей, он не будет склонен огорчаться в подобных ситуациях.
- Ребенка надо учить объяснять собственное поведение. Он сможет объяснить, как он вел себя на уроке, хорошо это или плохо, почему это с ним случилось и что при этом чувствует. Тогда он лучше сможет понять, чего от него хотят, что он делает не так и почему с ним это случается.
- Общаться с помощью слов. Ребенок, который может объяснить, что с ним происходит, словами, помогает другим лучше понять себя и этим снимает многие проблемы и неприятности.
- Понимать различия между мыслями и действиями. Ребенок не может чувствовать одно, думать о другом, а действовать в третьем. У него детская, чистая коммуникация. Если он о чем-то переживает, надо научить его говорить о своих чувствах, а не переводить их в постоянные мысли, которых он боится или стесняется. Рекомендуется помогать ребенку отреагировать свои негативные эмоции через рассказ, игру, драматизацию, рисунок, пантомиму: «Нарисуй, покажи, расскажи, проиграй, что тебя сейчас тревожит, а потом мы начнем с тобой делать уроки!»
- Интересоваться и задавать вопросы. Все разговоры о подготовке детей к школе, интересе к учению, познавательных способностях окажутся излишними, если мы перестанем интересоваться и реагировать на замечательные вопросы, которые дети задают себе и окружающим: «Почему солнце не падает с неба?» и т.д.
- Понимать, что на сложные вопросы нет простых ответов. Ребенок столкнется в жизни с серьезными вопросами, социальными и научными проблемами. Не надо постоянно твердить ему: «Ты еще маленький», «Не твоего это ума дело», «Вырастешь - поймешь». Можно приоткрыть завесу и показать, что не на все вопросы есть однозначные ответы. Этим мы будем развивать стереоскопическое, глобальное, а не только черно-белое мышление ребенка.
- Не бояться неудач. Чтобы научиться чему-либо, ребенок не должен бояться ошибок и неудач. Детям надо помочь понять, что на ошибках можно учиться. Тем более нельзя за это унижать и наказывать детей. Ребенок, который боится ошибок и неудач, вырастет неуверенным в себе человеком, настоящим неудачником.
- Доверять взрослым. Ребенку необходимо доверять взрослым, но доверие разрушается, если родители в угоду ребенку постоянно играют с ним в разные игры и обманывают: «Съешь кашу, станешь большим», «Мама всегда говорит правду», «Папа самый сильный и смелый».
- Думать самому. Чувство собственной уникальности и способности к выбору - жизненно важная часть человеческого существования. Этой способности легко научить, если просто поощрять ребенка в том, чтобы он высказывал свое суждение, не боясь, что его накажут или будут над ним смеяться.
Памятка-совет
родителям
- Завтра, когда Ваш ребенок проснется, скажите ему: «Доброе утро!» и …. не ждите ответа. Начните день бодро, а не с замечаний и ссор.
- Когда Вы браните ребенка, не употребляйте слов «Ты всегда», «Ты вообще», «Вечно ты…». Ваш ребенок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня сделал что-то не так. Об этом и скажите ему.
- Не расставайтесь с ребенком в ссоре. Сначала помиритесь, а потом идите по своим делам.
- Обычно, когда ребенок возвращается из школы, его спрашивают: «Тебя вызывали? Какую отметку получил?» Лучше спросите его: «Что сегодня было интересного?»
- Старайтесь, чтобы ребенок был привязан к дому, к тем четырем стенам, в которых живет семья. Возвращаясь домой, не забывайте сказать: «А все-таки, как хорошо у нас дома!»
- Когда Вам хочется сказать ребенку: «Не лги, не ври, не обманывай!», скажите лучше: «Не обманывай», А еще лучше улыбнитесь: «Кажется кто-то говорит неправду».
- Внушайте ребенку давно известную формулу психического здоровья: «Ты хорош, но не лучше других!».
- Мы, взрослые, ночью отдыхаем, а ребенок – работает, он растет. Когда он встанет, хорошо покормите его перед школой.
- Когда ребенок выходит из дому, обязательно проводите его до дверей и скажите на дорогу: «Не торопись, будь осторожен». Это надо повторять столько раз, сколько ребенок выходит из дому.
- Когда сын или дочь возвращаются, встречайте их у дверей. Ребенок должен знать, что Вы рады его возвращению, даже если он провинился.
- Ни при каких обстоятельствах не заглядывайте в портфель и карман ребенка, даже если вам кажется, что Вы все должны знать о своих детях.
- Как бы Вы не устали, постарайтесь поменьше жаловаться детям. Жалуясь, Вы учите их жаловаться, а не жалеть. Попытайтесь вызвать жалось у ребенка не к себе, а к другим людям, родным и незнакомым.
В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, что они вечно неправы. Эти Вы научите уступать, признавать ошибки
Правила хорошего тона во время беседы
Уважаемые родители!
Надеюсь, эти правила этикета, с Вашей помощью, будут усвоены детьми.
Пусть они знают, что во время беседы неприлично:
- говорить о человеке в его отсутствии;
- выпячивать своё «Я»;
- шептаться в компании;
- прерывать разговор (если нужно что-то срочно спросить, то следует перед этим извиниться);
- разговаривать с дальнего расстояния: через стол, через коридор, через улицу;
- во время беседы смотреть на потолок, в сторону, на часы.
Если ребёнок провинился…
- Не принимайтесь за воспитание в плохом настроении.
- Ясно определите, что Вы хотите от ребёнка (и объясните ему это), а также узнайте, что он думает по этому поводу.
- Не показывайте готовых решений.
- Не унижайте ребенка словами типа: «А у тебя вообще голова на плечах есть?»
- Не угрожайте: «Если ты ещё раз сделаешь – ты у меня получишь».
- Не вымогайте обещаний, для ребенка они ничего не значат.
- Сразу дайте оценку поступку, ошибке и сделайте паузу. Оценивайте поступок, а не личность: не – «Ты плохой», а – «Ты поступил плохо».
- После замечания прикоснитесь к ребенку и дайте почувствовать, что Вы ему сочувствуете, верите в него.
Наказывая ребёнка, пожалуйста,
помните:
- Гораздо большей воспитательной силой обладает прощение проступка, а наказание освобождает от мук совести.
- Правом наказания в семье должен пользоваться один человек, наиболее уважаемый, любимый ребёнком.
- Наказывать следует за проступок, а не потому, что у вас плохое настроение.
- Не стоит читать длинных нотаций.
- Не нужно впоследствии напоминать о проступке.
- Нельзя пугать ребёнка бабой Ягой, милиционером, волком.
- Не стоит всегда наказывать ребёнка после проступка сразу. Иногда лучше сказать: «Хорошо, я подумаю до завтра, как с тобой поступить».
Разговор о проступке следует вести только наедине.
Предварительный просмотр:
1 КЛАСС
Первое собрание
Тема: Знакомство с родителями учеников-первоклассников
Педагоги встречаются с родителями первоклассников перед началом учебного года, уместнее всего проводить такую встречу-собрание в конце августа. Учитель использует первое собрание для того, чтобы познакомиться с родителями, настроить семью на необходимость общения со школой, педагогами, создать оптимистический настрой на учебную деятельность, снять боязнь семьи перед школой.
Задачи собрания:
- Познакомить родителей с педагогами, школой, администрацией, службами школы и друг с другом.
- Помочь подготовиться семье к обучению ребенка в первом классе.
Вопросы для обсуждения:
- Где можно получить родителям консультацию по вопросам воспитания ребенка?
- По каким законам должно идти воспитание в семье?
- Что интересного есть в отдельно взятой семье: традиции и обычаи (обмен опытом)?
План проведения собрания (примерный)
- Знакомство с директором школы и школьной администрацией.
- Представление педагога, который будет работать с классом.
- Экскурсия по школьному зданию.
- Мини-лекция «Законы воспитания в семье. Какими им быть?».
- Анкетирование родителей по теме собрания.
- Самопредставление – визитная карточка семьи.
- Родительский тренинг «Ребенок в зеркале родителей».
Ход собрания-встречи
Собрание проводится в том классе, где будут проходить занятия детей. Класс празднично оформлен (можно поместить на стенде пожелания, творческие работы учащихся, закончивших начальную школу). На доске фотографии выпускников, которые учились у педагога, набирающего класс.
- Вступительное слово директора школы (вариант).
– Уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки, все взрослые, пришедшие на первую встречу со школой, порог которой переступят в сентябре ваши малыши!
Сегодня мы объявляем вас и себя членами одной большой команды корабля под названием «Школа». Наше плавание начинается сегодня, а заканчивается через 12 лет. Столько мы будем вместе, а пока наш корабль будет плыть по океану Знаний, мы будем переживать штормы и бури, огорчения и радости. Хочется, чтобы это плавание было интересным, радостным и значительным в жизни каждого ребенка и каждой семьи.
Как научиться преодолевать трудности, как научиться падать, набивая как можно меньше шишек, где получить консультацию, исчерпывающий ответ на неразрешимый вопрос – все это можно узнать в кабинете заместителя директора по начальной школе. - Выступление заместителя директора по начальной школе.
Выступление должно содержать информацию о традициях и обычаях начальной школы, о требованиях к учащимся. Необходимо познакомить родителей с уставом школы, вручить каждой семье визитную карточку школы, указать дни консультаций заместителя директора по начальной школе, представить учителя начальных классов, который будет работать с конкретным классом. - Самопредставление учителя.
Учитель проводит самопредставление (вариант):
- Рассказ о себе, о выборе профессии педагога.
- Рассказ о своих учениках-выпускниках, о планах на будущее в работе с новым классом.
- Самопредставление семей.
Очень интересно проходит на родительском собрании-встрече самопредставление семей. Это своего рода визитная карточка семьи. Желательно записать на магнитофон выступления родителей, рассказывающих о себе на собрании. Такая работа позволит сразу определить особенности семей, степень их открытости, систему семейных ценностей и взаимоотношений. Классному руководителю будет важно проанализировать мини-рассказы о семье.
План самопредставления семьи
- Фамилия, имя, отчество родителей.
- Возраст родителей, день рождения семьи.
- Интересы, увлечения семьи.
- Традиции и обычаи семьи.
- Девиз семьи.
Можно записать девиз семей на листе ватмана, который крепится на доске в классе. Этот материал можно будет успешно использовать в работе с учащимися.
- Экскурсия по школьному зданию.
После самопредставления родителей, педагогов и установления теплой атмосферы проводится экскурсия по школе. Очень важно показать родителям кабинет психологической службы, познакомить с расписанием его работы, предложить записать телефон доверия психологической службы. - Советы родителям.
В конце встречи каждая семья получает наказ в виде свитка, в котором записаны законы воспитания ребенка в семье. Родителям предоставляется возможность прочесть законы и задать вопросы учителю. - Анкетирование родителей.
Проводится в конце собрания по обозначенной теме.
Можно сделать общую фотографию на память о первом «школьном» дне родителей.
Второе собрание
Тема: Проблема адаптации первоклассников в школе
Форма проведения: круглый стол.
Задачи собрания:
- Познакомить родительский коллектив с возможными проблемами адаптации детей в первый год обучения.
- Разработать рекомендации для создания системы комфортных взаимоотношений с первоклассником.
Вопросы для обсуждения:
- Физиологические трудности адаптации первоклассников в школе.
- Психологические трудности адаптации первоклассников в школе.
- Система взаимоотношений детей в классе.
Ход собрания
- Обсуждение первого школьного дня ребенка.
Родители делятся впечатлениями друг с другом и учителями: с каким настроением ребенок пришел домой, как его поздравляли члены семьи, какие получил подарки. - Родительский практикум-игра «Корзина чувств».
Это может выглядеть примерно так.
Слово педагога. Уважаемые мамы и папы! У меня в руках корзина, на дне ее находятся самые разнообразные чувства, позитивные и негативные, которые может испытать человек. После того, как ваш ребенок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили все ваше существование. Опустите руку в корзину и возьмите «чувство», которое вас переполняет более всего уже длительный период времени, назовите его.
Родители называют чувства, которые их переполняют, которые они болезненно переживают.
Такое задание позволяет акцентировать внимание на важности события, выявить проблемы и трудности, возникаемые в семьях, и обсудить эти проблемы в ходе рассмотрения темы собрания.
Физиологические условия адаптации ребенка к школе.
Обсуждение вопроса.
Ознакомление педагога и врача с проблемами здоровья ребенка. Изменение режима дня ребенка в сравнении с детским садом. Необходимость чередования игр с учебной деятельностью ребенка. Наблюдение родителей за правильной позой во время выполнения домашних занятий (предупреждение близорукости, искривления позвоночника). Организация правильного питания ребенка. Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности (создание в доме спортивного уголка). Воспитание в детях самостоятельности и ответственности как главных качеств сохранения собственного здоровья.
Психологические трудности адаптации ребенка к школе.
При обсуждении данной проблемы необходимо обратить внимание на следующие важные у с л о в и я психологической комфортности в жизни первоклассника:
– создание благоприятного психологического климата по отношению к ребенку со стороны всех членов семьи;
– роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе);
– формирование интереса к школе, прожитому школьному дню;
– обязательное знакомство с ребятами по классу и возможность их общения после школы;
– недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии третьих лиц (бабушек, дедушек, сверстников);
– исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания;
– учет темперамента в период адаптации к школьному обучению;
– предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация контроля за его учебной деятельностью;
– поощрение ребенка не только за учебные успехи, но и моральное стимулирование его достижений;
– развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка.
Взаимоотношения одноклассников.
Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, опубликовал п р а в и л а, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к общению с одноклассниками в школе. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни.
- Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
- Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защититься.
- Не дерись без причины.
- Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
- Играй честно, не подводи своих товарищей.
- Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
- Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
- Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
- Старайся быть аккуратным.
- Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
- П о м н и: ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Очень хорошо, если родители поместят свод этих правил в комнате или в рабочем уголке своего ребенка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребенка на то, какие правила ему удается выполнить, а какие – нет и почему. Можно попробовать придумать совместно с ребенком свои правила.
Третье собрание
Тема: Телевизор в жизни семьи и первоклассника
Задачи собрания:
- Определить вместе с родителями достоинства и недостатки наличия телевизора в жизни ребенка.
- Определить наименования и количество передач для просмотра детьми.
Вопросы для обсуждения:
- Роль телевидения в жизни ребенка.
- Влияние телепередач на формирование характера и познавательной сферы ребенка.
Вопросы для дискуссии:
- Считаете ли вы, что телевизор должен быть в числе главных предметов обихода?
- Какие телепередачи, на ваш взгляд, формируют личность ребенка?
- как, на ваш взгляд, необходимо организовать просмотр телевизора ребенком? Предположите возможные варианты.
Ход собрания
- Вступительное слово учителя (вариант).
– Телевизор в жизни ребенка – это хорошо или плохо? Сколько времени и какие передачи должны смотреть дети? Нужно ли выключать телевизор, если мы считаем, что передача ребенку будет неинтересна? Эти и другие вопросы сегодня требуют ответа.
немного статистики:
· Две трети наших детей в возрасте от 6 до 12 лет смотрят телевизор ежедневно.
· Время ежедневного просмотра телепередач ребенком составляет в среднем более двух часов.
· 50 % детей смотрят телепередачи подряд, безо всякого выбора и исключений.
· 25 % детей в возрасте от 6 до 10 лет смотрят одни и те же телепередачи от 5 до 40 раз подряд.
· 38 % ребят в возрасте от 6 до 12 лет при определении рейтинга использования свободного времени на первое место поставили телевизор, исключив при этом занятия спортом, прогулки на воздухе и общение с семьей.
Но, возможно, вы подумаете, что эта статистика не относится к нашим детям? Напрасно. Вот результаты опроса в классе, проведенного приблизительно по следующим в о п р о с а м:
- Сколько раз в неделю ты смотришь телевизор?
- Ты смотришь телевизор один или со своей семьей?
- Ты любишь смотреть все подряд или предпочитаешь какие-то отдельные передачи?
- Если бы ты оказался на необитаемом острове, какие бы предметы ты заказал доброму волшебнику, чтобы твоя жизнь была интересной и нескучной?
- Обсуждение результатов анализа ответов детей на предложенные вопросы.
- Дискуссия.
Далее возможна дискуссия по в о п р о с а м:
- Что же делать и нужно ли что-то делать? Возможно, стоит просто запретить просмотр телепередач или ограничить ребенка определенными программами?
- Что дает ребенку телевизор? Есть ли в просмотре телепередач, особенно для первоклассников, нечто положительное?
Проводится о б с у ж д е н и е проблемы и обмен мнениями.
Мнения учащихся 10-летнего возраста о просмотре телепередач.
Просмотр телевизора дает возможность:
– расслабиться, забыть ежедневные проблемы, уйти от страхов и переживаний;
– находить ответы на вопросы, на которые не отвечают взрослые из-за занятости;
– понять с помощью телевизора, что такое «хорошо» и что такое «плохо»;
– узнавать о различных явлениях в разных областях знаний;
– развивать воображение, фантазию, эмоциональную сферу.
К о м м е н т а р и й учителя, о б с у ж д е н и е.
К данному родительскому собранию можно подготовить выставку рисунков детей «Я смотрю телевизор».
- Рекомендации родителям:
1) Вместе с детьми определять телепередачи для просмотра взрослыми и детьми на последующую неделю.
2) Обсуждать любимые телепередачи взрослых и детей после просмотра.
3) Выслушивать мнения детей по поводу взрослых передач и высказывать свои мнения по поводу детских.
4) Телевизор не должен быть значимой частью в жизни родителей, тогда это станет положительным примером для ребенка.
5) Необходимо понять, что ребенок, который ежедневно смотрит сцены насилия, убийства, привыкает к ним и даже может испытывать от таких эпизодов удовольствие. Необходимо исключить их из просмотра малышами. - Домашнее задание родителям: определите для себя ответы на вопросы:
- Сколько времени проводит ваш ребенок у телевизора?
- Задает ли вопросы после просмотра передач, хочет ли обсудить с вами передачу?
- Какие передачи предпочитает?
- В какой передаче хотел бы сам принять участие?
- Как сделать, чтобы дети не слышали от родителей: «опять уроки вечером делаешь?», «Чем ты занимался, опять у телевизора сидел?» и т. д.
Родителям на заметку:
Необходимо помнить о том, что влияние телевидения на психику детей резко отличается от подобного влияния на взрослых. к примеру, первоклассники, по результатам исследований, не могут четко определить, где правда, а где ложь. Они слепо доверяют всему тому, что происходит на экране. Ими легко управлять, манипулировать их эмоциями и чувствами. Лишь с 11 лет ребята начинают осознанно воспринимать то, что предлагает телевидение.
Четвертое собрание
Тема: Эмоции положительные и отрицательные
Форма проведения: семейный совет.
Задачи собрания:
- Ознакомиться с самооценкой учеников класса.
- Определить причины преобладания негативных или позитивных эмоций у учащихся.
Ход собрания
- Вступительное слово педагога (вариант).
– Уважаемые мамы и папы! У нас сегодня родительское собрание, которое мы проводим в форме семейного совета. Семейный совет собирается тогда, когда дело не терпит отлагательств и требует всестороннего анализа. Прежде чем мы перейдем к совету по объявленной проблеме, послушайте, пожалуйста, магнитофонную запись ответов детей на вопрос: какой я? (Например, я – добрый, красивый, умный и т. д.)
После прослушивания записи родители должны ответить на вопрос о мотивах выбора ребенком прилагательных, обозначающих положительные и отрицательные качества. Происходит о б м е н м н е н и я м и.
– Сегодня мы поговорим о человеческих эмоциях. Мне хотелось обратить ваше внимание на те эмоции, которые стимулируют развитие неврозов, разрушают здоровье ребенка. Это эмоции разрушения – гнев, злоба, агрессия и эмоции страдания – боль, страх, обида. Наблюдая за детьми, приходится констатировать, что эмоции страдания и разрушения им ближе, чем эмоции радости и добра. - Родительский тренинг.
В о п р о с ы:
- Приведите примеры ситуаций из вашей жизни, из жизни семьи или наблюдаемые ситуации, связанные с отрицательными и положительными эмоциями.
- Можете ли вы сказать, что в ответах ребят на магнитофонной ленте вы услышали отзвуки негативных эмоций? (По мнению психологов, положительные эмоции появляются у человека тогда, когда его любят, понимают, признают, принимают, а отрицательные – при неудовлетворении потребностей.) Как формировать положительные эмоции? С чего начинать?
- Перед вами лежат листочки бумаги. Запишите на них выражения, запрещенные в общении с ребенком в вашей семье, а также выражения рекомендуемые и желательные.
В ы в о д. При общении с детьми не следует употреблять такие, например, выражения:
· Я тысячу раз говорил тебе, что…
· Сколько раз надо повторять…
· О чем ты только думаешь…
· Неужели тебе трудно запомнить, что…
· Ты становишься…
· Ты такой же, как…
· Отстань, некогда мне…
· Почему Лена (Настя, Вася и т. д.) такая, а ты – нет…
При общении с детьми желательно употребление следующих выражений:
· Ты у меня самый умный (красивый и т. д.).
· Как хорошо, что у меня есть ты.
· Ты у меня молодец.
· Я тебя очень люблю.
· Как ты хорошо это сделал, научи меня.
· Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.
· Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.
Постарайтесь использовать перечисленные желательные выражения как можно чаще.
- Рекомендации родителям:
1) Безусловно принимайте своего ребенка.
2) Активно слушайте его переживания, мнения.
3) Как можно чаще общайтесь с ним, занимайтесь, читайте, играйте, пишите друг другу письма и записки.
4) Не вмешивайтесь в его занятия, которые ему по плечу.
5) Помогайте, когда просит.
6) Поддерживайте и отмечайте его успехи.
7) Рассказывайте о своих проблемах, делитесь своими чувствами.
8) Разрешайте конфликты мирно.
9) Используйте в общении фразы, вызывающие положительные эмоции.
10) Обнимайте и целуйте друг друга не менее четырех раз в день. - Домашнее задание родителям: напишите письмо своему ребенку, которое ему следует вскрыть в выпускном классе школы.
А н к е т а д л я р о д и т е л е й
1. Стимулируете ли вы проявление положительных эмоций у своего ребенка? Как это вы делаете?
2. Проявляет ли ваш ребенок отрицательные эмоции? Почему, на ваш взгляд, они возникают?
3. Как вы развиваете положительные эмоции своего ребенка? Приведите примеры.
Анкетирование проводится в течение хода собрания, педагог выделяет для этого 10–15 минут. Листки с ответами родители отдают педагогу, который использует их в дальнейшей работе с родителями и учащимися.
Пятое собрание
Тема: Итоги прошедшего учебного года – «Перелистывая страницы…»
Форма проведения: устный журнал.
Устный журнал – это листы ватмана, сложенные в виде большой книги, перевитой лентой. Каждый лист – страница жизни класса за год.
На этом собрании хочется остановиться особо. Здесь подводится итог работы родителей, учащихся за год. Встреча должна быть торжественной, интересной, необычной. Собрание проводится совместно с учащимися.
Ход собрания
- Обзор страниц устного журнала.
Страница первая. «Наша жизнь на уроках» (фрагменты уроков).
Страница вторая. «Наши переменки» (физкультпауза, игры и т. д.).
Страница третья. «Наша жизнь после уроков» (самые яркие моменты мероприятий, проведенных в классе за год).
Страница четвертая. «Наше творчество» (смотр творчества учащихся: чтение стихов, песен, кружковая деятельность).
Страница пятая. «Мы и наши родители» (награждение родителей за работу в классе).
Медаль – детская ладошка, разрисованная и расписанная детьми.
Страница шестая. «Наши планы на лето» (каждый ученик получает на лето задание, которое он должен выполнить для всего класса). - Итоги работы родителей, учащихся за год.
Выступает с сообщением классный руководитель, представитель от родительского комитета.
В конце собрания учащиеся вместе с родителями и учителями фотографируются. Вручаются фотографии, сделанные ранее на других собраниях и мероприятиях класса.
2 КЛАСС
Первое собрание
Тема: Физическое развитие младшего школьника
в школе и дома
Задачи собрания:
- Обсудить с родителями новый этап в физическом и психическом развитии детей.
- Повысить контроль со стороны родителей за физической подготовкой.
Вопросы для обсуждения:
- Значение физической культуры для полноценного развития личности.
- Урок физкультуры и его требования к ученику.
План проведения собрания
- Анкетирование родителей (в начале собрания проводит педагог).
- Сообщение данных о влиянии физической культуры на развитие личности (возможно привлечение преподавателя физической культуры и медицинских работников).
- Оперативный анализ результатов анкетирования (дается в конце собрания).
А н к е т а д л я р о д и т е л е й
1. Нравятся ли вашему ребенку уроки физической культуры?
2. Расспрашиваете ли вы своего ребенка о занятиях физической культурой дома?
3. Каким вы хотели бы видеть урок физической культуры?
К собранию можно подготовить выставку рисунков «Я на уроке физической культуры».
Второе собрание
Тема: Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии
Задачи собрания:
- Определить уровень агрессии учащихся класса, используя наблюдения учителя и результаты анкетирования родителей.
- Помочь родителям понять причины агрессии у детей и найти способы их преодоления.
Вопросы для обсуждения:
- Причины детской агрессии.
- Родительская власть, ее виды и пути влияния на ребенка.
- пути преодоления детской агрессивности. Рекомендации по преодолению детской агрессии.
План проведения собрания
- Анкетирование родителей.
- Сообщение результатов анализа причин детской агрессии (выступление педагога, рекомендации родителям).
- Оперативный анализ ответов родителей.
- Обмен мнениями по теме собрания.
А н к е т а д л я р о д и т е л е й
1. Бывает ли ваш ребенок агрессивным?
2. В каких ситуациях он проявляет агрессию?
3. Против кого он проявляет агрессию?
4. Что вы предпринимаете в семье, чтобы преодолеть агрессивность ребенка?
Третье собрание
Тема: Наказание и поощрение в семье
Задачи собрания:
- Определить оптимальные позиции родителей по теме собрания.
- Рассмотреть предложенные педагогические ситуации на практике.
Вопросы для обсуждения:
- Виды наказаний и поощрений в семейном воспитании.
- Значение наказания и поощрения в семье (анализ педагогических ситуаций и результатов анкетирования).
План проведения собрания
- Выступление классного руководителя по результатам анкетирования.
- Обмен опытом родителей.
Используя материалы специальной литературы и результаты анкетирования родителей по теме собрания, проведенного заранее, учитель организует активный родительский обмен опытом и дает рекомендации на основе своего педагогического опыта.
А н к е т а д л я р о д и т е л е й
1. Какие меры наказания и поощрения используются в семье?
2. За что вы наказываете и поощряете ребенка?
3. Как реагирует ребенок на поощрения и наказания?
3 КЛАСС
Первое собрание
Тема: Значение общения в развитии личностных качеств ребенка
Задачи собрания:
- Определить значение общения для детей и взрослых.
- Рассмотреть проблемы, выявленные в результате анкетирования детей и родителей, и провести обсуждение по теме собрания.
Вопросы для обсуждения:
- Общение и его роль в жизни человека.
- Общение ребенка в семье. Результаты этого процесса для взрослых и детей.
План проведения собрания
- Выступление учителя, подготовленное по данным специальной литературы.
- Оперативное анкетирование и анализ ответов родителей и учеников, если и они отвечали на аналогичные вопросы.
А н к е т а д л я р о д и т е л е й
1. Сколько времени в день вы отводите на общение с ребенком?
2. известно ли вам от самого ребенка о его учебных успехах, о школьных друзьях и друзьях вне школы, как зовут его соседа или соседку по парте?
3. Каковы проблемы, которые есть у вашего ребенка?
Второе собрание
Тема: Трудовое участие ребенка в жизни семьи.
Его роль в развитии работоспособности
и личностных качеств
Задачи собрания:
- Ознакомление родителей с формами трудового участия ребенка в жизни семьи.
- Определить роль семьи в воспитании трудолюбия ребенка.
Вопросы для обсуждения:
- Труд и его значение в жизни ребенка.
- Интеллектуальный труд и работоспособность.
- Роль семьи в развитии работоспособности и трудолюбия ребенка.
План проведения собрания
- Разбор ситуаций (выступление педагога).
Используя результаты анкетирования родителей, проведенного до собрания, учитель останавливается на конкретных педагогических ситуациях. - Ознакомление с выставкой.
Родители знакомятся с подготовленной учениками к собранию фотовыставкой «Труд в нашей семье». - Рекомендации родителям.
Педагог дает рекомендации по физиологическим аспектам детского труда, а также советы по развитию работоспособности и воспитанию трудолюбия.
А н к е т а д л я р о д и т е л е й
1. Любит ли ваш ребенок трудиться?
2. Что он любит делать?
3. Умеет ли он делать работу самостоятельно или только с вашей помощью?
4. Как долго может трудиться ваш ребенок?
5. Работа выполняется увлеченно или неохотно?
Третье собрание
Тема: Воображение и его роль
в жизни ребенка
Задачи собрания:
- Подчеркнуть важность воображения в общем и эстетическом развитии ребенка.
- Помочь родителям развивать творческие начала у своих детей.
Вопросы для обсуждения:
- Роль воображения в жизни человека.
- Роль воображения в развитии эстетической культуры ребенка. Встреча родителей с учителем музыки, педагогами музыкальной школы, учителем рисования и специалистами, работающими в области других видов искусств.
План проведения собрания
- Анкетирование родителей.
- Выступление классного руководителя по проблеме.
Педагог рассматривает проблемы воображения в жизни ребенка, сообщает данные анализа анкет, заполненных родителями к собранию. Результаты анкетирования педагог использует в дальнейшей работе в классе. - Выступления представителей творческих профессий.
Консультации с ними желательно организовать для родителей после собрания.
А н к е т а д л я р о д и т е л е й
1. Умеет ли ваш ребенок фантазировать и мечтать?
2. Любит ли ваш ребенок перевоплощаться?
3. Стимулируется ли в семье желание ребенка проявить фантазию, выдумку (сочинение стихов, поздравлений к празднику, ведение дневников, украшение дома и т. д.)?
Четвертое собрание
Тема: Итоги прошедшего учебного года –
музыкальный праздник «Мы и наши таланты»
Подобное собрание проводится традиционно.
4 КЛАСС
Тема: Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных
и личностных качеств ребенка
Задачи собрания:
- Ознакомить родителей с проблемами физиологического взросления детей.
- Наметить пути воздействия на личностные качества ребенка.
Вопросы для обсуждения:
- Физиологическое взросление и его влияние на поведенческие реакции ребенка.
- Педагогические ситуации по теме собрания.
План проведения собрания
- Анкетирование родителей.
- Выступление классного руководителя по проблеме.
Педагог знакомит родителей с общими проблемами физиологического взросления. - Выступления школьного врача и психолога.
- Сообщение учителя по результатам анализа анкет, которые родители заполнили в ходе собрания.
А н к е т а д л я р о д и т е л е й
1. Что изменилось в вашем ребенке за последнее время?
2. Как он стал вести себя дома?
3. Проявляет ли он свою самостоятельность? (Как и в чем?)
4. Боитесь ли вы предстоящего разговора с ребенком по вопросам пола?
Второе собрание
Тема: Учебные способности ребенка. Пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности
Собрание проходит совместно с учениками.
Форма проведения: познавательные «Олимпийские» игры для определения лучшего (в письме, счете, чтении, декламации, пении ит. д.).
Задачи собрания:
Главная задача игр – дать возможность каждому ребенку проявить свои способности, свою уникальность и неповторимость.
Вопросы для обсуждения:
- Способности, их виды и значение в жизни человека.
- Способности учащихся нашего класса и их реализация в учебной деятельности.
План проведения собрания (игр)
- Вступительное слово классного руководителя.
- «Олимпийские» соревнования.
Сделав небольшое вступление о способностях человека и их развитии, педагог организует «олимпийские» соревнования с учетом конкретных способностей детей. В судейскую коллегию входят члены администрации, учителя-предметники и родители, они награждают «олимпийцев».
Третье собрание
Тема: Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении школьников
Задачи собрания:
- Оценить речевые навыки и умения учащихся.
- Дать рекомендации родителям по результатам анализа итогов обучения за 4 года.
Вопросы для обсуждения:
- Актуальность проблемы. Влияние речевых навыков на умственный труд школьников.
- Роль родителей в развитии речевых навыков. Особенности разговорной речи в домашней обстановке.
План проведения собрания
- Вступительное слово учителя по результатам анализа речевых умений учащихся (сочинения, буриме и т. д.).
- Выступление учителей-специалистов по результатам анализа психолого-педагогического консилиума (по итогам четырех лет обучения) и формулирование рекомендаций по развитию речевых умений детей в семье.
- Знакомство с классным руководителем и учителями, которые будут учить детей в пятом классе.
Четвертое собрание
Тема: Итоги четырех лет обучения
Подготовительная работа к собранию.
За неделю до собрания необходимо провести анкетирование учащихся и родителей.
Проанализированные результаты анкетирования используются классным руководителем при подготовке итогового собрания, которое проводится с участием учащихся.
Собрание должно быть праздничным и запоминающимся и для детей, и для родителей.
Вопросы для обсуждения:
- подведение итогов четырёхлетнего обучения.
- особенности (психологические и физиологические) предстоящей адаптации выпускников начальной школы к обучению в средней школе.
А н к е т а д л я у ч а щ и х с я
- Понравилось ли тебе учиться в твоем классе?
- Какие предметы тебе нравились больше всего и почему?
- Хочется ли тебе учиться дальше?
- Что запомнилось больше всего?
- Какими ты представляешь учителей в пятом классе?
- Каким ты хочешь стать, обучаясь дальше?
- Каким ты представляешь своего классного руководителя?
- Каким он должен быть, чтобы тебе хотелось с ним общаться?
- Что бы ты хотел пожелать будущим первоклассникам?
- Что бы ты хотел пожелать своей первой учительнице?
А н к е т а д л я р о д и т е л е й
- Какими вы видите будущих учителей своего сына или дочери? Какими качествами характера они должны обладать?
- Какими профессиональными качествами они должны обладать?
- Какие качества вы хотите развить в своем ребенке с помощью учителей, которые будут работать в пятом классе?
- Какие качества вы хотели бы изменить в своем ребенке с помощью учителей, которые будут с ним работать?
- В чем мог бы проявить себя ваш ребенок помимо учебной работы?
- Что вы ожидаете от классного руководителя, который будет работать с вашим ребенком?
- Какую помощь вы можете оказать классу, чтобы жизнь вашего ребенка в этом классе была интересной?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная работа школы и родителей по патриотическому воспитанию
В условиях становления гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. В связи с этим особую роль приобр...
Социально-педагогический проект по работе с родителями "Взаимодействие школы и родителей в обучении воспитании младших школьников"
Цель проекта: Формирование основ родительской компетенции....
Совместная деятельность школы и библиотеки по воспитанию творческого читателя
Выступление на районном семинаре библиотекарей...
Организация совместной деятельности педагогического коллектива, родителей и учащихся по достижению максимальных результатов в обучении и воспитании младших школьников
С принятием Закона Российской Федерации “Об образовании” возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и школы. Это выражается в ориентации на государстве...
Обобщение опыта работы по теме "Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников"
Опыт своей работы по совместной деятельности школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников я обобщила 23 сентября 2016 года в рамках краево...
Совместная деятельность учителя начальной школы и родителей в воспитании детей.
Работа с родителями - один из труднейших участков деятельности учителя, она требует разносторонней подготовки, прежде всего знания психологии и педагогики. Эффективность воспитательной работы учителя ...
Методические рекомендации по организации совместной деятельности педагога с родителями и детьми различных возрастных категорий, направленной на укрепление физического и духовного здоровья семьи, способствующего социальной адаптации ребенка во взрослой жиз
В работе представлены методические материалы по организации совместной деятельности педагога с родителями и детьми различных возрастных категорий, направленной на укрепление физического и духовного зд...