Совместная деятельность учителя начальной школы и родителей в воспитании детей.
статья
Работа с родителями - один из труднейших участков деятельности учителя, она требует разносторонней подготовки, прежде всего знания психологии и педагогики. Эффективность воспитательной работы учителя во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями, опираясь на их помощь и поддержку.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Совместная деятельность учителя начальной школы и родителей в воспитании детей.
С.В. Михина, учитель начальных классов МКОУ Козловская СОШ Бутурлиновского района.
Семья является для ребёнка той естественной средой, где закладываются основы будущей личности. С момента, когда ребёнок попадает на подготовительные занятия в школу, начинают складываться отношения между учителем будущих первоклассников, детьми и их родителями. От того, как сложатся эти отношения, зависят и достижения в воспитании и развитии детей. Семья становится не только объектом, но и субъектом взаимодействия. Именно на неё возлагается ответственность за воспитание и обучение детей, семья должна стать социально – активным участником учебно- воспитательного процесса. Родителей беспокоит, что должен знать ребёнок, чем он должен владеть, каким он должен быть, чтобы его адаптация в школе прошла мягко, а его обучение в дальнейшем было успешным. На этом этапе учитель должен быть доверенной и надёжной личностью, которая должна свою деятельность согласовывать с семейным воспитанием, которое родители дают своим детям.
Я считаю, что совместная работа учителя и родителей начинается на подготовительных занятиях, на которых взрослые обращают внимание не только на интеллектуальную готовность ребёнка, но и на психофизиологическую готовность, а именно здоровье, работоспособность, развитие школьно-значимых функций. Школьно- значимые функции – пространственное восприятие и анализ, пространственные представления, зрительное восприятие, зрительный анализ и синтез, координация в системе «глаз-рука», сложнокоординированные движения пальцев и кистей рук, фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез. Следующий момент – эмоционально – волевая и мотивационная готовность ребёнка к школе – желание учиться, приобретать новые знания, умение регулировать своё поведение и эмоции, преодолевать посильные трудности; социальная готовность - умение ребёнка общаться со сверстниками, строить адекватные отношения с учителем и другими взрослыми, коммуникативные навыки ребёнка. Учителю, причастному к подготовке ребёнка к школе, необходимо осознать роль семьи в успешном решении этой проблемы и наряду с комплексной подготовкой ребёнка к школе готовить и его родителей. Учителю хочется не только научить своих учащихся читать, писать, считать, но и воспитать их настоящими людьми. Без семьи это сделать трудно, а иногда и невозможно. С семьи начинается развитие каждого из нас. Уверенность в себе, в своих силах и возможностях, умение бороться с трудностями зарождаются в дружной, тёплой атмосфере дома.
Работа с родителями - один из труднейших участков деятельности учителя, она требует разносторонней подготовки, прежде всего знания психологии и педагогики. Эффективность воспитательной работы учителя во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями, опираясь на их помощь и поддержку. Не зная детей и их родителей, не создав дружного коллектива, невозможно решать задачи обучения и воспитания. В настоящее время отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов воспитания. Это объясняется тем, что приоритет в воспитании детей принадлежит семье, поэтому необходимо все усилия направлять на восстановление взаимопонимания в семье, повышение педагогической культуры родителей, на совершенствование воспитательного потенциала семьи.
Сегодня сотрудничество с родителями нельзя выстраивать « на глазок», ориентироваться только на интуицию, необходимо знать особенности современной семьи, её отношение к школе и переменам в образовании.
Для чего классному руководителю нужна информация о семье?
Классному руководителю информация о семье нужна для привлечения родителей к работе класса; для проведения информационно-просветительской работы с родителями, а также для создания информационных материалов для родителей, «родительских памяток»; «для отслеживания» и «сопровождения» семьи, это позволит выяснить её особенности и использовать способ воздействия на ребёнка.
Что необходимо знать учителю начальной школы о семьях своих учеников?
Учитель должен иметь социально-демографический портрет семьи:
1.Состав семьи.
2.Фамилии, имена и отчества отца и матери, их возраст.
3.Род занятий родителей и других членов семьи (трудовая занятость родителей: сфера профессиональной деятельности и уровень квалификации)
4.Материальная обеспеченность семьи.
5. Культурный потенциал семьи: наличие библиотеки, предметов культурного досуга; отношение к искусству, литературе; основные духовные потребности членов семьи.
6.Образ жизни семьи.
Организация и принципы семейного воспитания.
1.Внутрисемейные отношения: доминирующий стиль отношений (демократический, авторитарный, смешанный), микроклимат семьи, обычаи и традиции, лидерство в семье, авторитет взрослых.
2.Воспитательная позиция. Преобладающие методы и формы воспитания. Уровень педагогической культуры и самообразования родителей.
Взаимоотношения родителей с классом.
1.Участие членов семьи в жизни класса.
2.Характер взаимодействия с педагогами, с классным руководителем.
Формы участия родителей в жизни класса и школы очень разнообразны: это в первую очередь родительские собрания, посещение предметных уроков, участие в подготовке и проведении праздников, коллективных творческих дел, организации выставок. В первом классе уже традиционными стали праздники для родителей:
1. «Праздник в первый школьный день.» – 1 сентября.
2. «Мы теперь не просто дети - мы теперь ученики !» - октябрь.
3. « Праздник первого десятка» - ноябрь
4. «Праздник прощания с азбукой»-февраль
5. « С Новым годом!» - декабрь
6. « Папа, мама и я – спортивная семья!»- февраль
7. «С праздником Защитника Отечества!»- февраль
8. Конкурсная программа для девочек « А ну-ка, девочки!»- март
9. Участие в районом конкурсе « Дети, техника, творчество»- апрель
10. Участие в проведении митинга памяти « О прошлом память сохраним»- май
Работа по укреплению и сохранению здоровья учащихся невозможна без привлечения родителей. Всё чаще родители становятся участниками КТД по здоровому образу жизни. На протяжении нескольких лет родители с удовольствием участвуют в спортивном празднике «Папа, мама, я – спортивная семья!». К этому празднику начинаем готовиться заранее: выбираем судейскую комиссию, готовим эмблемы для команд, составляем программу спортивного праздника, готовим призы для участников. Сколько радости и эмоций испытывают и взрослые и дети! Праздник заканчивается построением, подведением итогов, награждением победителей «медалями» и сладкими призами.
Каждый раз после таких праздников мне кажется, что семья стала сплочённее, а дети и родители стали лучше понимать друг друга.
Особенно радует работа членов родительского комитета. Ведь праздники - это не только развлечения для школьников, но и возможность подняться на более высокие ступеньки знаний, проявить свои способности. Родительский комитет закупает подарки и сладости для детей, организует чаепития к 23-ему февраля и к 8-ому Марта.
Я глубоко убеждена в том, что главным звеном в воспитании и обучении детей является работа в тесном контакте с родителями.
Хочется, чтобы родители знали, что их ждут в школе, рады встрече с ними.
Общие дела и интересы школы и семьи сплачивают, помогают найти общий язык и достичь взаимопонимания.
Использованная литература:
1.журнал начальная школа №11,2009г.
2.ресурсы интернета
Предварительный просмотр:
Совместная деятельность учителя начальной школы и родителей в воспитании детей.
С.В. Михина, учитель начальных классов МКОУ Козловская СОШ Бутурлиновского района.
Семья является для ребёнка той естественной средой, где закладываются основы будущей личности. С момента, когда ребёнок попадает на подготовительные занятия в школу, начинают складываться отношения между учителем будущих первоклассников, детьми и их родителями. От того, как сложатся эти отношения, зависят и достижения в воспитании и развитии детей. Семья становится не только объектом, но и субъектом взаимодействия. Именно на неё возлагается ответственность за воспитание и обучение детей, семья должна стать социально – активным участником учебно- воспитательного процесса. Родителей беспокоит, что должен знать ребёнок, чем он должен владеть, каким он должен быть, чтобы его адаптация в школе прошла мягко, а его обучение в дальнейшем было успешным. На этом этапе учитель должен быть доверенной и надёжной личностью, которая должна свою деятельность согласовывать с семейным воспитанием, которое родители дают своим детям.
Я считаю, что совместная работа учителя и родителей начинается на подготовительных занятиях, на которых взрослые обращают внимание не только на интеллектуальную готовность ребёнка, но и на психофизиологическую готовность, а именно здоровье, работоспособность, развитие школьно-значимых функций. Школьно- значимые функции – пространственное восприятие и анализ, пространственные представления, зрительное восприятие, зрительный анализ и синтез, координация в системе «глаз-рука», сложнокоординированные движения пальцев и кистей рук, фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез. Следующий момент – эмоционально – волевая и мотивационная готовность ребёнка к школе – желание учиться, приобретать новые знания, умение регулировать своё поведение и эмоции, преодолевать посильные трудности; социальная готовность - умение ребёнка общаться со сверстниками, строить адекватные отношения с учителем и другими взрослыми, коммуникативные навыки ребёнка. Учителю, причастному к подготовке ребёнка к школе, необходимо осознать роль семьи в успешном решении этой проблемы и наряду с комплексной подготовкой ребёнка к школе готовить и его родителей. Учителю хочется не только научить своих учащихся читать, писать, считать, но и воспитать их настоящими людьми. Без семьи это сделать трудно, а иногда и невозможно. С семьи начинается развитие каждого из нас. Уверенность в себе, в своих силах и возможностях, умение бороться с трудностями зарождаются в дружной, тёплой атмосфере дома.
Работа с родителями - один из труднейших участков деятельности учителя, она требует разносторонней подготовки, прежде всего знания психологии и педагогики. Эффективность воспитательной работы учителя во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями, опираясь на их помощь и поддержку. Не зная детей и их родителей, не создав дружного коллектива, невозможно решать задачи обучения и воспитания. В настоящее время отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов воспитания. Это объясняется тем, что приоритет в воспитании детей принадлежит семье, поэтому необходимо все усилия направлять на восстановление взаимопонимания в семье, повышение педагогической культуры родителей, на совершенствование воспитательного потенциала семьи.
Сегодня сотрудничество с родителями нельзя выстраивать « на глазок», ориентироваться только на интуицию, необходимо знать особенности современной семьи, её отношение к школе и переменам в образовании.
Для чего классному руководителю нужна информация о семье?
Классному руководителю информация о семье нужна для привлечения родителей к работе класса; для проведения информационно-просветительской работы с родителями, а также для создания информационных материалов для родителей, «родительских памяток»; «для отслеживания» и «сопровождения» семьи, это позволит выяснить её особенности и использовать способ воздействия на ребёнка.
Что необходимо знать учителю начальной школы о семьях своих учеников?
Учитель должен иметь социально-демографический портрет семьи:
1.Состав семьи.
2.Фамилии, имена и отчества отца и матери, их возраст.
3.Род занятий родителей и других членов семьи (трудовая занятость родителей: сфера профессиональной деятельности и уровень квалификации)
4.Материальная обеспеченность семьи.
5. Культурный потенциал семьи: наличие библиотеки, предметов культурного досуга; отношение к искусству, литературе; основные духовные потребности членов семьи.
6.Образ жизни семьи.
Организация и принципы семейного воспитания.
1.Внутрисемейные отношения: доминирующий стиль отношений (демократический, авторитарный, смешанный), микроклимат семьи, обычаи и традиции, лидерство в семье, авторитет взрослых.
2.Воспитательная позиция. Преобладающие методы и формы воспитания. Уровень педагогической культуры и самообразования родителей.
Взаимоотношения родителей с классом.
1.Участие членов семьи в жизни класса.
2.Характер взаимодействия с педагогами, с классным руководителем.
Формы участия родителей в жизни класса и школы очень разнообразны: это в первую очередь родительские собрания, посещение предметных уроков, участие в подготовке и проведении праздников, коллективных творческих дел, организации выставок. В первом классе уже традиционными стали праздники для родителей:
1. «Праздник в первый школьный день.» – 1 сентября.
2. «Мы теперь не просто дети - мы теперь ученики !» - октябрь.
3. « Праздник первого десятка» - ноябрь
4. «Праздник прощания с азбукой»-февраль
5. « С Новым годом!» - декабрь
6. « Папа, мама и я – спортивная семья!»- февраль
7. «С праздником Защитника Отечества!»- февраль
8. Конкурсная программа для девочек « А ну-ка, девочки!»- март
9. Участие в районом конкурсе « Дети, техника, творчество»- апрель
10. Участие в проведении митинга памяти « О прошлом память сохраним»- май
Работа по укреплению и сохранению здоровья учащихся невозможна без привлечения родителей. Всё чаще родители становятся участниками КТД по здоровому образу жизни. На протяжении нескольких лет родители с удовольствием участвуют в спортивном празднике «Папа, мама, я – спортивная семья!». К этому празднику начинаем готовиться заранее: выбираем судейскую комиссию, готовим эмблемы для команд, составляем программу спортивного праздника, готовим призы для участников. Сколько радости и эмоций испытывают и взрослые и дети! Праздник заканчивается построением, подведением итогов, награждением победителей «медалями» и сладкими призами.
Каждый раз после таких праздников мне кажется, что семья стала сплочённее, а дети и родители стали лучше понимать друг друга.
Особенно радует работа членов родительского комитета. Ведь праздники - это не только развлечения для школьников, но и возможность подняться на более высокие ступеньки знаний, проявить свои способности. Родительский комитет закупает подарки и сладости для детей, организует чаепития к 23-ему февраля и к 8-ому Марта.
Я глубоко убеждена в том, что главным звеном в воспитании и обучении детей является работа в тесном контакте с родителями.
Хочется, чтобы родители знали, что их ждут в школе, рады встрече с ними.
Общие дела и интересы школы и семьи сплачивают, помогают найти общий язык и достичь взаимопонимания.
Использованная литература:
1.журнал начальная школа №11,2009г.
2.ресурсы интернета
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Идеальный Учитель. Какой он? Мнение детей и родителей.
Результаты исследования педагога-психолога. Представления родителей и учеников начальной школы о том, каким должен быть Идеальный Учитель....
Полезные ссылки для учителей, родителей и детей
Ссылки, которые я часто использую для подготовки уроков, внеклассных мероприятий и родительских собраний...
Союз учителя,родителей и детей.
В данной статье описывается опвт работы с родителями и приведены некоторые рекомендации для родителей....
Рекомендации учителям и родителям тревожных детей
Рекомендации учителям тревожных детей...
Подарок для родителей от детей и учителя - "Новогодний урок".
Открытый интегрированный урок-игра (математика, обучение письму, обучение грамоте) для родителей....
Памятка для учителей и родителей "Игры по развитию фонематических процессов у детей младшего школьного возраста"
Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы ребенка, а также закл...
Родительское собрание в конце 2 четверти "Успех обучения ребенка в успешном сотрудничестве учителя, родителей и детей"
Цель собрания Познакомить родителей с результатами за вторую четверть. Выявить представления родителей об организации учебной работы детей дома; Дать рекомендации родителям о том, как формироват...