Совместная деятельность школы и библиотеки по воспитанию творческого читателя
статья (3 класс) на тему

Стасюк Наталья Васильевна

Выступление на районном семинаре библиотекарей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_rayonnom_seminare_bibliotekarey.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная деятельность школы и библиотеки по воспитанию творческого читателя

Выступление на районном семинаре библиотекарей

подготовила Стасюк Н.В., учитель МКОУ «СОШ №1»

г. Изобильного Ставропольского края

2013г.

     Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Литература является одним из самых мощных средств  приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения. Отсюда следует ведущая роль чтения в системе начального обучения. Для того, чтобы книга стала для детей другом, наставником, необходимо  прежде всего пробудить у них интерес к чтению, а затем научить школьников с помощью книг приобретать новые знания, извлекать пользу из жизненного опыта людей разных стран и эпох.

     Целью обучения чтению в начальных классах является формирование «талантливого читателя» (так говорил Самуил Маршак), т.е. читателя, адекватно, полноценно и творчески постигающего литературное наследие человечества.

В начальной школе маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Организация работы с детской книгой – это творческий процесс, он должен быть систематическим, продуманным и деятельным. Нужно стараться сделать чтение интересным, увлекательным, личностно – ориентированным.  Мне помогает  в этом сотрудничество с детьми, родителями, районной детской библиотекой.

    Для того чтобы помочь ученикам в начальной школе сделать первые серьёзные шаги в «Страну книг», чтобы эта работа была интересной, разнообразной и увлекательной, в моём классе организован детский клуб любителей чтения «Читайка».  Идея создания клуба принадлежит заведующей детской районной библиотекой Дуйко Татьяне Владимировне. Была разработана программа духовно-нравственного воспитания учащихся «Через книгу - к добру и свету».

Её реализация рассчитана на три года и состоит из блоков:

1 блок – 2 класс «Маленькие уроки дружбы и доброты»;

2 блок – 3 класс «В человеке всё должно быть прекрасно»;

3 блок – 4 класс «Научиться быть человеком».

Основная её цель состоит в формировании нравственной личности, духовно богатой, внутренне свободной, способной строить жизнь, достойную человека, быть счастливой и нести счастье людям, умеющей отличить истинные ценности от мнимых, в стремлении реализовывать те задачи нравственного воспитания, которые содействуют прежде всего, духовному развитию ребёнка (жить по совести, уметь сопереживать, воспитание доброты, милосердия, чувства собственного достоинства).

Задачи программы:

открыть детям мир разнообразной литературы, вызвать в их душах положительный эмоциональный отклик, ввести в мир созидательного творчества, разбудить фантазию и желание творить;

пробудить у детей интерес к нравственным вопросам, поднимающимся в литературе, искусстве, православии;

воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающим людям и природе;

познакомить с нравственными понятиями, миром внутренних ценностей человека.

    Тематика занятий раскрывается через использование литературных произведений и образов путём проведения цикла громких чтений  и читательских обсуждений, уроков этикета, театрализации, ролевых игр, интервью, участия детей в оформлении выставок рисунков к прочитанным произведениям.

    В программу включены произведения и классиков литературы, написанные для детей  (Толстой Л.Н.,  Куприн А.И.,  Пушкин А.С., Тургенев И.С., Мамин - Сибиряк Д.Н., Аксаков С., Паустовский К.Г.) и произведения современных авторов, представляющие воспитательную ценность. Многие рассказы находим в журнале «Семейное чтение». Мы знакомились с такими произведениями как рассказ Л. Коротковой «Как так: нет сердца?» об отношении к пожилым людям, Ю. Бортновской «Вита» о брошенном щенке, Т. Крюковой «Каждому - своё» об умении видеть прекрасное в самых простых вещах.

    И детям, и родителям  запомнились многие занятия, проведённые в библиотеке. По теме «Милосердие и терпимость» дети инсценировали отрывки из сказки Андерсена «Гадкий утёнок», познакомились с биографией автора, приняли участие в обсуждении произведения.

    Запомнилось и занятие по теме «Делу – время, потехе – час» с инсценировкой басни Крылова «Стрекоза и Муравей»,  викториной по биографии автора и его произведениям..

    Детям нравится самостоятельно готовить сообщения к занятиям. Например, к обсуждению рассказов И.С. Тургенева «Перепёлка», В. Астафьева « Капалуха» и « Зачем я убил коростеля?» подбирали материалы о птицах. Такая работа учит пользоваться справочной литературой, энциклопедиями.

    К теме «Чтоб не забылась та война» был прочитан рассказ М. Аромштам «Не плачьте, Дед Мороз!» о жизни детей блокадного Ленинграда, проведена поисковая работа и написаны сочинения «Моя семья-частичка Победы» о родственниках учащихся, участвовавших в Великой Отечественной войне. Самые активные ребята получили в подарок свежий номер журнала «Мурзилка».

   Интересными получились высказывания учащихся в форме интервью по темам «Что мне нравится в библиотеке?», «Почему я люблю свой город?»

   На занятиях по теме «Искусство нравиться себе и другим» дети познакомились с историей этикета, инсценировали отрывок из рассказа В. Драгунского «Гусиное горло» о правилах поведения за столом, посмотрели познавательный фильм об этикете в жизни современных школьников.

  Видеоматериалы занятий являются ценными для нашего классного архива, я их использую при подготовке к родительским собраниям, к выпускному празднику в 4 классе.

  Дети с удовольствием ходят в библиотеку и в учебное время, и на каникулах. Несколько ребят стали победителями конкурсов «Лучший читатель лета», «Лучший читатель года», на школьной линейке им вручены грамоты. Так, образцом

для подражания в детском коллективе является читающий, думающий ученик.

   Важность проводимой вместе с библиотекой работы вижу прежде всего в следующих аспектах:

  во-первых, чтение является универсальным учебным действием, необходимым для успешного обучения  по всем предметам; разнообразные формы работы помогают прививать детям интерес к чтению на фоне снижения его в обществе;

  во-вторых, такие занятия развивают детей интеллектуально, побуждают их к творчеству, позволяют проявить себя тем ребятам, которым не даётся учёба.

   Считаю большим благом для моих учеников то, что совсем рядом с нашей школой есть детская библиотека, и в ней работают профессионалы своего дела, заинтересованные в том, чтобы дети умели и любили читать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ШКОЛЫ И СЕМЬИ ПО ВОСПИТАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Республиканская конференция по самопознанию:"Совместная работа школы и семьи по воспитанию нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста"...

Обобщение опыта работы по теме "Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников"

Опыт своей  работы по совместной деятельности школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников я обобщила 23 сентября 2016 года в рамках краево...

План совместной деятельности с городской библиотекой на 2007-2018 год

План совместной деятельности МБОУ «СОКШ №4» и МБУК «Городская библиотека» на 2017-2018учебный год ...

Совместная деятельность школы и родителей по обучения и воспитанию (памятки-советы и рекомендации для родителей)

Совместная деятельность школы и родителей по обучения и воспитанию (памятки-советы и рекомендации для родителей)...

«Современные подходы к формированию культуры здоровья школьников в совместной деятельности школы и семьи»

Выступление на ШМО по физической культуре на тем "Современные подходы к формированию культуры здоровья школьников в совместной деятельности школы и семьи" ....

Совместная работа школы и семьи по воспитанию нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста.

Данная методическая разработка может быть использвана классными руководителями для работы с родителями....