Совместная работа школы и родителей по патриотическому воспитанию
статья по теме

Голондарева Ирина Владимировна

В условиях становления гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. В связи с этим особую роль приобретает гражданско-патриотическое воспитание, направленное на познание историко-культурных корней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников. Особая роль в этом направлении должна принадлежать военной истории, соприкасаясь с которой подрастающее поколение равняется на лучших его представителей, учится на героических примерах дедов и отцов беззаветному служению Отечеству, готовности встать на его защиту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rossii_ne_stanet_togda.docx20.16 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ №2 г. Калининска Саратовской области»

«Совместная работа школы и родителей по патриотическому воспитанию»

(Выступление на педсовете  «Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС»)

Приготовила                           учитель высшей категории

Голондарева И. В.

Калининск 2012 год

 «России не станет тогда, когда не станет последнего патриота».

                                                                                               Н. М. Карамзин.

        В условиях становления гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. В связи с этим особую роль приобретает гражданско-патриотическое воспитание, направленное на познание историко-культурных корней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников. Особая роль в этом направлении должна принадлежать военной истории, соприкасаясь с которой подрастающее поколение равняется на лучших его представителей, учится на героических примерах дедов и отцов беззаветному служению Отечеству, готовности встать на его защиту.

         Духовные и культурные ценности являются ключевыми компонентами патриотического воспитания, способствующим пониманию сути патриотизма. Обесценивание идеалов прошлого привело к отсутствию у нынешней молодежи стройной системы значимых понятий, которые помогли бы новому поколению достойно представлять Россию на мировой арене и защищать ее национальные интересы.

          Анализ, проведенный в наши дни, показывает, что лишь 15% представителей российской молодежи признали у себя наличие качеств духовности в общепринятом понятии высокой культуры, знания истории Отечества, готовности соизмерять свои поступки с идеалами высшего духовного порядка. Поэтому необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа. В начальном звене нашей школы существует данная программа – это программа гражданско-патриотического воспитания «Российская культура – драгоценное и неделимое  наследие». Цель данной программы охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.  Дело в том, что уже в младшем школьном возрасте необходимо вовлекать учащихся в систему коллективных творческих дел патриотической, социальной ценной направленности. При этом необходимо учитывать возрастные особенности младшего школьного возраста, так как их внимание недостаточно развито, и они часто бывают невнимательны, рассеянными. Поэтому мы с моими коллегами решили провести в 1 классе долгосрочный межпредметный проект «Этих дней не смолкнет слава». Цели и задачи этого проекта: формировать нравственные качества у учащихся; воспитывать уважение к старшему поколению; учить любить Родину, город, край, семью; на примере краеведческого материала воспитывать патриотизм; учить детей беречь и сохранять память об истории семьи; формировать навыки исследовательской деятельности.

         Слабым местом в воспитании духовно-нравственной личности является семья. Поэтому необходимо помочь родителям осознать в первую очередь в семье должно сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками и что именно родители ответственны за воспитание детей. И поэтому на одном из собраний мы познакомили родителей с методикой проектной деятельности детей и совместными усилиями определили оптимальные формы их возможного участия: помощь советом, творческими идеями, информацией, проявлением заинтересованности.  Хотелось бы напомнить, что это межпредметный проект и были использованы часы – уроки ИЗО, технологии, русского языка, музыки.

           На уроках ИЗО дети выполняли работы, посвященные ВОВ, а затем была организована выставка рисунков «Мир на планете – счастливы дети». На уроках технологии выполнялась коллективная работа – «Праздничный букет», нам необходим был материал для оформления зала, где впоследствии проходила защита проекта.

           М. Шолохов писал: «Необходимо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времен дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень». Речь, конечно же, идет о пословицах и поговорках. На уроках русского языка стало традиционным проводить  работу с народными изречениями. Эта работа проводится в группах, каждой группе выдается «звездочка», на которой записаны пословицы, поговорки о Родине. Учащиеся должны попытаться объяснить смысл, «зажечь» опасные места, т.е. найти изученные орфограммы. Дети с удовольствием выполняют эту работу и даже самостоятельно готовят свои «звездочки».

             Конечно же, не в стороне остались и классные часы. Это и экскурсии в краеведческий музей. Эти экскурсии позволили учащимся познакомиться с жизнью людей в тылу; узнать, как их сверстники помогали после учебы раненым; выращивали хлеб; помогали фронту. Все это на примере краеведческого материала побуждает учащихся чтить и хранить не только семейные традиции, но и уважительно относиться к истории своего края, Отечества и соотносить свои поступки с делами детей военных лет. Эта экскурсия вызвала у ребят  необычайный интерес, дело в том, на стендах была собрана и помещена информация о дедушке  Манюшкина Артема –  Шпакове  Николае Ильиче, который дошел до Берлина и расписался на стенах рейхстага, и  о бабушке Вакина Димы –  Вакиной Анастасии Петровне, которая работала в местном госпитале.

       Посетили мы и аллею героев,  дети с гордостью узнали, что очень много земляков были  удостоены столь высокой награды. И особую гордость у них вызвал тот факт, что у нас в городе есть улица, названная в честь нашего земляка-героя Чиркина П. И.

          На защиту проекта ребята решили пригласить ветеранов, поэтому они приготовили вот такие пригласительные открытки. Была также организована выставка семейных поделок «Война и мир глазами детей» (поделки выполнены из чечевицы, вермишели, манки,  риса и другого материала). Защита проекта прошла в форме семейного конкурса «Эхо войны в каждой семье». В этом конкурсе родители проявили творческие способности: готовили газеты, устные журналы, альбомы. Этот проект способствовал формированию ключевых компетентностей ученика, сплочению семьи.

         Работа по гражданско-патриотическому воспитанию продолжается  и в следующих классах. Например,  в 3 классе по окружающему миру мы изучали раздел «Мое Отечество» (от образования Киевской Руси до современного российского государства), к урокам окружающего мира готовили доклады, собирали различную дополнительную информацию. Завершив работу по этому разделу, провели мероприятие, основанное на сюжетах древнерусских былин, совместно с родителями. А в мае  наши дети стали организаторами праздника, посвященного великой победе.

        В 4 классе планируем участвовать в конкурсе социально-значимых проектов. Для этого  ребята собирают информацию  и оформляют папку о своих родственниках, ведь «черное крыло» войны коснулось каждой семьи, и неважно сражались ли они на фронте или трудились в тылу. Завершающим этапом будет участие в смотре-параде строя и песни с призовыми местами.

       Такая работа открывает широкие возможности для формирования личности школьника, воспитывает уважение к старшему поколению, формирует патриотические взгляды, убеждения, уважение к традициям России. Также в процессе творческой работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребенка, воспитание чувства любви к своей семье и гордости за нее, чувства уважения к родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Семья и школа — это берег и море. На берег ребенок делает свои первые шаги, получаем первые уроки жизни, а потом перед ними открывается необозримое море знаний, и курс: этом море прокладывает школа. Э...

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ШКОЛЫ И СЕМЬИ ПО ВОСПИТАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Республиканская конференция по самопознанию:"Совместная работа школы и семьи по воспитанию нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста"...

Совместная работа школы и родителей

Повышение учебной мотивации у младших школьников(Рекомендации для родителей)Рекомендации по выполнению домашних заданий.Памятка для родителей.Третья четверть - самая тяжелая! (Советы для родителей)...

Совместная работа учителя и родителей как одно из условий успешной коррекционно -воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями.

Процесс письма тесно связан с устной речью. Причины плохой речи кроются в несовершенстве моторики....

Совместная деятельность школы и родителей по обучения и воспитанию (памятки-советы и рекомендации для родителей)

Совместная деятельность школы и родителей по обучения и воспитанию (памятки-советы и рекомендации для родителей)...

Совместная работа учителя и родителей по воспитанию любви к чтению у детей с ОВЗ

Совместная работа учителя и родителей по воспитанию любви к чтению у детей с ОВЗ...

Совместная работа школы и семьи по воспитанию нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста.

Данная методическая разработка может быть использвана классными руководителями для работы с родителями....