Совместная работа школы и родителей по патриотическому воспитанию
статья по теме
В условиях становления гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. В связи с этим особую роль приобретает гражданско-патриотическое воспитание, направленное на познание историко-культурных корней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников. Особая роль в этом направлении должна принадлежать военной истории, соприкасаясь с которой подрастающее поколение равняется на лучших его представителей, учится на героических примерах дедов и отцов беззаветному служению Отечеству, готовности встать на его защиту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rossii_ne_stanet_togda.docx | 20.16 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «СОШ №2 г. Калининска Саратовской области»
«Совместная работа школы и родителей по патриотическому воспитанию»
(Выступление на педсовете «Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС»)
Приготовила учитель высшей категории
Голондарева И. В.
Калининск 2012 год
«России не станет тогда, когда не станет последнего патриота».
Н. М. Карамзин.
В условиях становления гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. В связи с этим особую роль приобретает гражданско-патриотическое воспитание, направленное на познание историко-культурных корней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников. Особая роль в этом направлении должна принадлежать военной истории, соприкасаясь с которой подрастающее поколение равняется на лучших его представителей, учится на героических примерах дедов и отцов беззаветному служению Отечеству, готовности встать на его защиту.
Духовные и культурные ценности являются ключевыми компонентами патриотического воспитания, способствующим пониманию сути патриотизма. Обесценивание идеалов прошлого привело к отсутствию у нынешней молодежи стройной системы значимых понятий, которые помогли бы новому поколению достойно представлять Россию на мировой арене и защищать ее национальные интересы.
Анализ, проведенный в наши дни, показывает, что лишь 15% представителей российской молодежи признали у себя наличие качеств духовности в общепринятом понятии высокой культуры, знания истории Отечества, готовности соизмерять свои поступки с идеалами высшего духовного порядка. Поэтому необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа. В начальном звене нашей школы существует данная программа – это программа гражданско-патриотического воспитания «Российская культура – драгоценное и неделимое наследие». Цель данной программы охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Дело в том, что уже в младшем школьном возрасте необходимо вовлекать учащихся в систему коллективных творческих дел патриотической, социальной ценной направленности. При этом необходимо учитывать возрастные особенности младшего школьного возраста, так как их внимание недостаточно развито, и они часто бывают невнимательны, рассеянными. Поэтому мы с моими коллегами решили провести в 1 классе долгосрочный межпредметный проект «Этих дней не смолкнет слава». Цели и задачи этого проекта: формировать нравственные качества у учащихся; воспитывать уважение к старшему поколению; учить любить Родину, город, край, семью; на примере краеведческого материала воспитывать патриотизм; учить детей беречь и сохранять память об истории семьи; формировать навыки исследовательской деятельности.
Слабым местом в воспитании духовно-нравственной личности является семья. Поэтому необходимо помочь родителям осознать в первую очередь в семье должно сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками и что именно родители ответственны за воспитание детей. И поэтому на одном из собраний мы познакомили родителей с методикой проектной деятельности детей и совместными усилиями определили оптимальные формы их возможного участия: помощь советом, творческими идеями, информацией, проявлением заинтересованности. Хотелось бы напомнить, что это межпредметный проект и были использованы часы – уроки ИЗО, технологии, русского языка, музыки.
На уроках ИЗО дети выполняли работы, посвященные ВОВ, а затем была организована выставка рисунков «Мир на планете – счастливы дети». На уроках технологии выполнялась коллективная работа – «Праздничный букет», нам необходим был материал для оформления зала, где впоследствии проходила защита проекта.
М. Шолохов писал: «Необходимо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времен дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень». Речь, конечно же, идет о пословицах и поговорках. На уроках русского языка стало традиционным проводить работу с народными изречениями. Эта работа проводится в группах, каждой группе выдается «звездочка», на которой записаны пословицы, поговорки о Родине. Учащиеся должны попытаться объяснить смысл, «зажечь» опасные места, т.е. найти изученные орфограммы. Дети с удовольствием выполняют эту работу и даже самостоятельно готовят свои «звездочки».
Конечно же, не в стороне остались и классные часы. Это и экскурсии в краеведческий музей. Эти экскурсии позволили учащимся познакомиться с жизнью людей в тылу; узнать, как их сверстники помогали после учебы раненым; выращивали хлеб; помогали фронту. Все это на примере краеведческого материала побуждает учащихся чтить и хранить не только семейные традиции, но и уважительно относиться к истории своего края, Отечества и соотносить свои поступки с делами детей военных лет. Эта экскурсия вызвала у ребят необычайный интерес, дело в том, на стендах была собрана и помещена информация о дедушке Манюшкина Артема – Шпакове Николае Ильиче, который дошел до Берлина и расписался на стенах рейхстага, и о бабушке Вакина Димы – Вакиной Анастасии Петровне, которая работала в местном госпитале.
Посетили мы и аллею героев, дети с гордостью узнали, что очень много земляков были удостоены столь высокой награды. И особую гордость у них вызвал тот факт, что у нас в городе есть улица, названная в честь нашего земляка-героя Чиркина П. И.
На защиту проекта ребята решили пригласить ветеранов, поэтому они приготовили вот такие пригласительные открытки. Была также организована выставка семейных поделок «Война и мир глазами детей» (поделки выполнены из чечевицы, вермишели, манки, риса и другого материала). Защита проекта прошла в форме семейного конкурса «Эхо войны в каждой семье». В этом конкурсе родители проявили творческие способности: готовили газеты, устные журналы, альбомы. Этот проект способствовал формированию ключевых компетентностей ученика, сплочению семьи.
Работа по гражданско-патриотическому воспитанию продолжается и в следующих классах. Например, в 3 классе по окружающему миру мы изучали раздел «Мое Отечество» (от образования Киевской Руси до современного российского государства), к урокам окружающего мира готовили доклады, собирали различную дополнительную информацию. Завершив работу по этому разделу, провели мероприятие, основанное на сюжетах древнерусских былин, совместно с родителями. А в мае наши дети стали организаторами праздника, посвященного великой победе.
В 4 классе планируем участвовать в конкурсе социально-значимых проектов. Для этого ребята собирают информацию и оформляют папку о своих родственниках, ведь «черное крыло» войны коснулось каждой семьи, и неважно сражались ли они на фронте или трудились в тылу. Завершающим этапом будет участие в смотре-параде строя и песни с призовыми местами.
Такая работа открывает широкие возможности для формирования личности школьника, воспитывает уважение к старшему поколению, формирует патриотические взгляды, убеждения, уважение к традициям России. Также в процессе творческой работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребенка, воспитание чувства любви к своей семье и гордости за нее, чувства уважения к родителям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Семья и школа — это берег и море. На берег ребенок делает свои первые шаги, получаем первые уроки жизни, а потом перед ними открывается необозримое море знаний, и курс: этом море прокладывает школа. Э...
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ШКОЛЫ И СЕМЬИ ПО ВОСПИТАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Республиканская конференция по самопознанию:"Совместная работа школы и семьи по воспитанию нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста"...
Совместная работа школы и родителей
Повышение учебной мотивации у младших школьников(Рекомендации для родителей)Рекомендации по выполнению домашних заданий.Памятка для родителей.Третья четверть - самая тяжелая! (Советы для родителей)...
Совместная работа учителя и родителей как одно из условий успешной коррекционно -воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями.
Процесс письма тесно связан с устной речью. Причины плохой речи кроются в несовершенстве моторики....
Совместная деятельность школы и родителей по обучения и воспитанию (памятки-советы и рекомендации для родителей)
Совместная деятельность школы и родителей по обучения и воспитанию (памятки-советы и рекомендации для родителей)...
Совместная работа учителя и родителей по воспитанию любви к чтению у детей с ОВЗ
Совместная работа учителя и родителей по воспитанию любви к чтению у детей с ОВЗ...
Совместная работа школы и семьи по воспитанию нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста.
Данная методическая разработка может быть использвана классными руководителями для работы с родителями....