Что такое фонематический слух
консультация по логопедии (1 класс)
Материал содержит рекомендации родителям при подготовке ребенка к школе, с тестами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
фонематический слух | 19.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое фонематический слух?
(рекомендации родителям при подготовке ребенка к школе)
Важное место в подготовке детей к школе занимает развитие фонематической системы языка: фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.
Для успешного обучения чтению и письму необходимо уметь различать определённый звук в потоке речи - это фонематический слух.
При его несформированности дети затрудняются в различении фонем родного языка. На письме это проявляется в виде смешения букв по звонкости и глухости (прыгает - "прыкает", бабушка - "пабушка"), по акустико-артикуляционному сходству (пахучий - "пакучий", смешная -"шмесная" и др.) Дети допускают ошибки и при подборе проверочных слов. Например, к словам "столб, таз" называют слова "столпик, тасик".
Проверить сформированность фонематического слуха можно в таких заданиях:
"Услышишь звук "Ш" , хлопни в ладоши" (затем произносить: п,т,ш,б,к,ш,ф,р,г,ш,н,ш).
Подобным образом предлагается выделить из ряда звуки Ж,С,З,Ц,Ч,Щ,Л,Р.
Тест проверки фонематического слуха.
Давай с тобой задумаем слово, например, «окно». Я буду все время повторять его, а потом заменю другим словом, к примеру, «табуретка». Как только услышишь это другое слово, хлопни в ладоши. Этим ты как бы укажешь мне на мою ошибку. А дальше назовешь то слово, которое я сказала по ошибке. Если же я буду называть только то слово, которое мы выбрали, тогда ты в конце скажешь: «Все правильно». Понятно?
Первое задание ознакомительно - тренировочное (его результаты не учитываются). Остальные три задания – зачетные.
- Первое задание – контрольная фонема Р
Рама, рама, рама, рама, рама, рама, рама, лама, рама, рама, рама, рама, рама.
Рампа, рампа, рампа, рампа, рампа, рампа, рампа, рампа, лампа, рампа, рампа, рампа.
Коробок, колобок, коробок, коробок, коробок, коробок, коробок, коробок, коробок, коробок.
Окрик, окрик, окрик, окрик, окрик, окрик, окрик, окрик, оклик, окрик, окрик, окрик.
- Второе задание – контрольная фонема С
Сон, сон, сон, сон, сон, сон, сон, сон, тон, сон, сон, сон, сон, сон, сон, сон, сон.
Коса, коса, коса, коса, коса, коса, коса, коса, коса, коза, коса, коса, коса, коса.
Рассвет, рассвет, рассвет, рассвет, рассвет, рассвет, расцвет, рассвет, рассвет, рассвет.
Сытый, сытый, сытый, сытый, сытый, сытый, шитый, сытый, сытый.
- Третье задание – контрольная фонема Ч
Челка, челка, челка, челка, челка, челка, челка, челка, щелка, челка, челка, челка.
Чадить, чадить, чадить, чадить, чадить, чадить, чадить, щадить, чадить.
Чикать, чикать, чикать, чикать, чикать, чикать, щикать, чикать, чикать.
Почесть, почесть, почесть, почесть, почесть, почесть, пошесть, почесть.
- Четвертое задание – контрольная фонема Г
Гора, гора, гора, гора, гора, гора, гора, гора, гора, гора, гора, гора, пора, гора, гора.
Голос, голос, голос, голос, голос, голос, голос, голос, колос, голос, голос.
Граб, граб, граб, граб, граб, граб, граб, краб, граб, граб, граб, граб.
Пороги, пороги, пороги, пороги, пороги, пороги, пороки, пороги, пороги.
- Оценка теста
0 баллов – если хотя бы в одном задании не смог правильно заметить «лишнее» слово, несмотря на повторное замедленное предъявление данного ряда слов.
1 балл – заметил «лишнее» слово лишь при повторении ряда в замедленном темпе.
2 балла – заметил «лишнее» слово при обычном темпе предъявления, но не хлопнул вовремя в ладоши, назвал «лишнее» слово лишь после прослушивания всего ряда.
3 балла – во всех заданиях с первого предъявления вовремя хлопнул в ладоши и правильно назвал «лишнее» слово.
Уровни развития фонематического слуха.
Кол-во баллов Уровень
- низкий
- средний
- высокий
- высокий
Фонематический анализ - более сложная мыслительная операция. Её состояние можно проверить в упражнениях:
- выделить звук на фоне слова ("Слышишь звук "с" в слове сумка?")
- выделить звук из слова ("Какой звук ты слышишь лучше в слове шапка?)
- определить место звука в слове по отношению к другим звукам (Где ты слышишь "р" в слове "пар"- в начале или в конце?)
- определить количество звуков в слове (кот, луна, мачта).
Тест проверки состояния фонематического анализа.
- Назови первый звук в словах: астра, удочка, иней, мухомор, гребешок, свисток.(1б.)
- Назови последний звук в словах: мак, карандаш, дом, кровать, автомобиль, радуга.(1б.)
- Назови в слове все звуки по порядку: дым, каша, шапка, кошка, парта, автобус. (2б.)
Оценка теста. (4б.)
Кроме фонематического анализа для обучения грамоте важен фонематический синтез. Для его проверки можно использовать задания:
- "послушай звуки и скажи, какое слово получилось" (с-о-к, р-а-м-а, п-о-ч-т-а).
- Чтобы усложнить задание, предлагаем составить слова из звуков, данных в нарушенной последовательности:
- "послушай звуки, они поссорились, а ты их помири так, чтобы получилось слово (м,ы,д - дым; к,з,о,а - коза; к,а,б,р,ы - рыбак).
Фонематические представления - самая сложная мыслительная операция, т.к. ребёнку нужно представить предмет, звуковой облик слова, обозначающего предмет, и затем определить в нём наличие звука. Ребёнку предлагаются такие задания:
"придумай слово со звуком "п"....,со звуком "р"...., со звуком "ч"...и т.п."
Если у детей возникнут трудности при выполнении таких заданий, то необходимо обратиться к специалистам: логопеду, невропатологу, психологу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специальные упражнения по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия.
Фонематический слух – умение слышать и различать звуки родного языка в потоке речи в различном линейном порядке (вдох – вход, сон – нос); в словах близких по звучанию, но разных по с...
Консультация для родителей"Что такое фонематический слух"
А вот третий слух – специфически человеческий, тонкий, систематизированный, речевой (фонематический). Благодаря этому слуху мы можем слышать все тонкости звуков речи. Оказыв...
Консультация для родителей. "Что такое фонематический слух и как его развить"
Многим родителям приходилось слвшать от логопеда, что у их ребенка недостаточно сформирован фонематический слух....
Буклет "Что такое фонематический слух и как его развить?"
Буклет для родителей "Что такое фонематический слух и как его развить"...
Понятие о фонематическом слухе. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха.
Понятие о фонематическом слухе. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха.В современной педагогической, психологической и методической литературе используются разные термины для обоз...
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ
Статья, ранее опубликованная в сборнике ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ XХII БУШЕЛЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ, содержит рекомендации по развитию значимых фонематических процессов у младших школьников....
Что такое фонематический слух?
Фонематический слух — это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию. Благодаря фонематическому слуху ребёнок может распознать и разли...