Что такое фонематический слух
консультация по логопедии (1 класс)

Миронова Любовь Александровна

Материал содержит рекомендации  родителям при подготовке ребенка к школе, с тестами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл фонематический слух19.32 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое фонематический слух?

(рекомендации  родителям при подготовке ребенка к школе)

        Важное место в подготовке детей к школе занимает развитие фонематической системы языка: фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.

        Для успешного обучения чтению и письму необходимо уметь  различать определённый звук в потоке речи - это фонематический слух.

        При его несформированности дети затрудняются в различении фонем родного языка. На письме это проявляется в виде смешения букв по звонкости и глухости (прыгает - "прыкает", бабушка - "пабушка"), по акустико-артикуляционному сходству (пахучий - "пакучий", смешная -"шмесная" и др.) Дети допускают ошибки и при подборе проверочных слов. Например, к словам "столб, таз" называют слова "столпик, тасик".

        

Проверить сформированность фонематического слуха можно в таких заданиях:

"Услышишь звук "Ш" , хлопни в ладоши" (затем произносить: п,т,ш,б,к,ш,ф,р,г,ш,н,ш).

Подобным образом предлагается выделить из ряда звуки Ж,С,З,Ц,Ч,Щ,Л,Р.

Тест проверки фонематического слуха.

Давай с тобой задумаем слово, например, «окно». Я буду все время повторять его, а потом заменю другим словом, к примеру, «табуретка». Как только услышишь это другое слово, хлопни в ладоши. Этим ты как бы укажешь мне на мою ошибку. А дальше назовешь то слово, которое я сказала по ошибке. Если же я буду называть только то слово, которое мы выбрали, тогда ты в конце скажешь: «Все правильно». Понятно?

Первое задание ознакомительно - тренировочное (его результаты не учитываются). Остальные три задания – зачетные.

  1. Первое задание – контрольная фонема Р

Рама, рама, рама, рама, рама, рама, рама, лама, рама, рама, рама, рама, рама.

Рампа, рампа, рампа, рампа, рампа, рампа, рампа, рампа, лампа, рампа, рампа, рампа.

Коробок, колобок, коробок, коробок, коробок, коробок, коробок, коробок, коробок, коробок.

Окрик, окрик, окрик, окрик, окрик, окрик, окрик, окрик, оклик, окрик, окрик, окрик.

  1. Второе задание – контрольная фонема С

Сон, сон, сон, сон, сон, сон, сон, сон, тон, сон, сон, сон, сон, сон, сон, сон, сон.

Коса, коса, коса, коса, коса, коса, коса, коса, коса, коза, коса, коса, коса, коса.

Рассвет, рассвет, рассвет, рассвет, рассвет, рассвет, расцвет, рассвет, рассвет, рассвет.

Сытый, сытый, сытый, сытый, сытый, сытый, шитый, сытый, сытый.

  1. Третье задание – контрольная фонема Ч

Челка, челка, челка, челка, челка, челка, челка, челка, щелка, челка, челка, челка.

Чадить, чадить, чадить, чадить, чадить, чадить, чадить, щадить, чадить.  

Чикать, чикать, чикать, чикать, чикать, чикать, щикать, чикать, чикать.

Почесть, почесть, почесть, почесть, почесть, почесть, пошесть, почесть.

  1. Четвертое задание – контрольная фонема Г

Гора, гора, гора, гора, гора, гора, гора, гора, гора, гора, гора, гора, пора, гора, гора.

Голос, голос, голос, голос, голос, голос, голос, голос, колос, голос, голос.

Граб, граб, граб, граб, граб, граб, граб, краб, граб, граб, граб, граб.

Пороги, пороги, пороги, пороги, пороги, пороги, пороки, пороги, пороги.

  1. Оценка теста

0 баллов – если хотя бы в одном задании не смог правильно заметить «лишнее» слово, несмотря на повторное замедленное предъявление данного ряда слов.

1 балл – заметил «лишнее» слово лишь при повторении ряда в замедленном темпе.

2 балла – заметил «лишнее» слово при обычном темпе предъявления, но не хлопнул вовремя в ладоши, назвал «лишнее» слово лишь после прослушивания всего ряда.

3 балла – во всех заданиях с первого предъявления вовремя хлопнул в ладоши и правильно назвал «лишнее» слово.

Уровни развития фонематического слуха.

Кол-во баллов                                 Уровень

  1. низкий
  2. средний
  3. высокий
  4. высокий

        Фонематический анализ - более сложная мыслительная операция. Её состояние можно проверить в упражнениях:

- выделить звук на фоне слова ("Слышишь звук "с" в слове сумка?")

- выделить звук из слова ("Какой звук ты слышишь лучше в слове шапка?)

- определить место звука в слове по отношению к другим звукам (Где ты слышишь "р" в слове "пар"- в начале или в конце?)

- определить количество звуков в слове (кот, луна, мачта).

Тест проверки состояния фонематического анализа.

- Назови первый звук в словах: астра, удочка, иней, мухомор, гребешок, свисток.(1б.)

- Назови последний звук в словах: мак, карандаш, дом, кровать, автомобиль, радуга.(1б.)

- Назови в слове все звуки по порядку: дым, каша, шапка, кошка, парта, автобус. (2б.)

Оценка теста.  (4б.)

Кроме фонематического анализа для обучения грамоте важен фонематический синтез. Для его проверки можно использовать задания:

  • "послушай звуки и скажи, какое слово получилось" (с-о-к, р-а-м-а, п-о-ч-т-а).        
  • Чтобы усложнить задание, предлагаем составить слова из звуков, данных в нарушенной последовательности:

- "послушай звуки, они поссорились, а ты их помири так, чтобы получилось слово (м,ы,д - дым; к,з,о,а - коза; к,а,б,р,ы - рыбак).

Фонематические представления - самая сложная мыслительная операция, т.к. ребёнку нужно представить предмет, звуковой облик слова, обозначающего предмет, и затем определить в нём наличие звука. Ребёнку предлагаются такие задания:

"придумай слово со звуком "п"....,со звуком "р"...., со звуком "ч"...и т.п."

        

Если у детей возникнут трудности при выполнении таких заданий, то необходимо обратиться к специалистам: логопеду,  невропатологу, психологу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специальные упражнения по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия.

Фонематический слух – умение слышать и различать звуки родного языка в потоке речи в различном линейном порядке (вдох – вход, сон – нос); в словах близких по звучанию, но разных по с...

Консультация для родителей"Что такое фонематический слух"

    А вот третий слух – специфически человеческий, тонкий, систематизированный, речевой (фонематический). Благодаря этому слуху мы можем слышать все тонкости звуков речи. Оказыв...

Консультация для родителей. "Что такое фонематический слух и как его развить"

Многим родителям приходилось слвшать от логопеда, что у их ребенка недостаточно сформирован фонематический слух....

Буклет "Что такое фонематический слух и как его развить?"

Буклет для родителей "Что такое фонематический слух и как его развить"...

Понятие о фонематическом слухе. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха.

Понятие о фонематическом слухе. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха.В современной педагогической, психологической и методической литературе используются разные термины для обоз...

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ

Статья, ранее опубликованная в сборнике ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ XХII БУШЕЛЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ, содержит рекомендации по развитию значимых фонематических процессов у младших школьников....

Что такое фонематический слух?

Фонематический слух — это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию. Благодаря фонематическому слуху ребёнок может распознать и разли...