Развитие самостоятельности у младших школьников
статья (1 класс)
Материал указывает на особую важность развития самостоятельности для становления личности, определены 3 этапа в развитии самостоятельности ребенка. Приведены примеры ситуаций семейного воспитания, обозначены условия воспитания самостоятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_samostoyatelnosti.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 37 имени
Новикова Гаврила Гавриловича»
г. Кемерово
РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Составила: Гулевич Галина Ивановна,
учитель начальных классов
2019 г.
Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. В благоприятных условиях воспитания в семье, в детском саду ребенок, подрастая, все настоятельнее стремится к сотрудничеству и взаимодействию с взрослыми, и одновременно с этим растет его самостоятельность. Самостоятельность способствует развитию самооценки, самовоспитанию, саморегуляции поведения. Самостоятельность – качество сложное, оно выражается в свободе от внешних влияний и принуждений. Это способность подчинять свое поведение собственным взглядам, готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь.
У младших школьников самостоятельность имеет относительно ограниченный характер. Например, готовя домашние задания, большинство ребят в случае затруднения охотно спешат за помощью к старшим. Ученик подметал пол (его попросила учительница), но с доски не стер. На вопрос: «Что ж доска осталась грязной?» - мальчик недоуменно ответил: «Марья Ивановна об этом мне не говорила».
Причины таких явлений лежат в психологических и возрастных возможностях детей. Психика младших школьников отличается неустойчивостью и противоречивостью. Они с готовностью берутся за дело, но недостаточно развитая воля ведет к импульсивности, к склонности действовать под влиянием случайных побуждений. Поэтому дети не всегда могут выполнять задуманное, им недостает настойчивости, упорства в преодолении трудностей. Среди младших школьников редко кто не хочет иметь поручение, но, получив его, многие быстро утрачивают к нему интерес.
Многие взрослые часто не осознают важности и значимости развития самостоятельности для становления личности ребенка. Часто на вопросы: «Замечаете ли вы у своих детей самостоятельность?», «Учите ли вы их этому?» - родители младших школьников отвечают: «Нет, особенно не замечаю», «Не хотят они никакой самостоятельности», «Какая тут самостоятельность – малы еще». На второй вопрос большинство родителей давали положительный ответ, но тут же добавляли, что делают это от случая к случаю, не систематически: «Некогда этим заниматься». И в это же время взрослые сетуют, что школьники несамостоятельны: «Все им надо «разжевывать».
Развитие самостоятельности – процесс сложный и противоречивый. Тем не менее, можно выделить основные этапы:
Первый этап. Дети действуют по определенному образцу с помощью взрослых, копируя их действия (этап подражания).
Второй этап. Ребята в состоянии выполнить самостоятельно часть работы, находят способы их осуществления (этап частичной самостоятельности).
Третий этап. Младшие школьники выполняют определенную работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях, в любимых, наиболее значимых видах деятельности (этап более полной самостоятельности).
Вот несколько примеров ситуаций семейного воспитания, которые побуждают детей к проявлению самостоятельности.
Мама жалуется на свою дочь: «Маша привыкла к тому, что бабушка за нее все выполняла, а теперь дочь требует от меня такого же «сервиса». Но я работаю, не могу за ней ухаживать. И не хочу, потому что она должна чему-то учиться. Придется ведь ей жить и одной: не всегда будут мама и бабушка». «А чего именно она не умеет делать?» «Да ничего. Веник в руках держать не умеет. К розетке не подойдет. Даже спичку зажечь боится».
Взрослые забывают, что их навыки по самообслуживанию складывались в течение многих лет из мельчайших операций. Мамы и папы этим привычкам не придают значения и думают, что эти навыки – пустяки и ими может овладеть ребенок прямо-таки с пеленок. Поэтому они часто повторяют, обращаясь к ребенку: «Ну неужели такая мелочь тебе не под силу? Неужели такую чепуху ты не в состоянии был сделать?» а ребенок действительно не в состоянии был справиться с этим «пустяком»: что-то ему мешало, что-то отпугивало. В чем-то он был не уверен, чего-то боялся.
Итак, в выработке самостоятельных навыков нужно доброжелательное терпение родителей, многократные повторения, поощрения, радость вместе с детьми, что уже хоть что-то стало получаться. И ни в коем случае – никакого крика, раздражения, упреков. Когда вы срываетесь на крик, вы уничтожаете все результаты своего воспитания, рождаются основания для вражды. Представьте себе, что вы делаете какую-то работу впервые, а «над душой» кто-то стоит и все время раздражается, понукает и кричит. Как себя будете чувствовать? Вот так и ребенок, которого вы хотите чему-то научить и не набираетесь достаточного терпения.
Любой ребенок стремится к некоторому максимализму. А родители его часто ставят в положение мальчика на побегушках: «принеси», «подай», «вылей», «сбегай». В таких условиях трудно стать самостоятельным. В какое-то время и как можно раньше надо переходить к передаче ребенку целостных функций: убрать всю комнату, приготовить завтрак, подготовить к выходу в детский сад брата или сестру.
Когда Маше предложили встать пораньше и приготовить завтрак, она высказала: «Хорошо, когда вы встанете, завтрак будет на столе». Маленькая хозяйка больше всего была озабочена тем, как бы вовремя успеть и как бы никто из взрослых не пришел на кухню раньше положенного срока. «Когда мы были приглашены к столу, от беспомощной Маши не осталось и следа. На кухне суетилась настоящая хозяйка, она ждала наших оценок. И мы не поскупились на похвалу. И ничего, что каша чуть подгорела, мы этого не замечали.
Конечно, в приготовлении завтрака было что-то от игры. Но именно такая игра нужна в семейном общении. Именно такая игра создает приятный и радостный тон взаимоотношений, ведет к системе неигровых действий, которые переходят в навык, становятся привычкой.
Итак – больше доверия, больше самостоятельности и поощрения – таковы несложные правила развития самостоятельности ребенка в домашних делах. Ребенок должен чувствовать, что все не «понарошку», что его работа кому-то нужна, приносит пользу. Тогда, выполняя ее многократно, он сформирует навык и будет хотеть ее выполнять.
Конечно, невозможно перечислить всевозможные методы развития самостоятельности, тем более что каждая семья по мере взросления ребенка овладевает своими воспитательными средствами, и это замечательно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самостоятельная исследовательская практика как фактор развития познавательных потребностей младших школьников.
Развитие познавательных потребностей и интересов ребенка во многом зависит от того, насколько он вовлекается в собственный творческий, исследовательский поиск, в самостоятельное открытие новых з...
«Развитие самостоятельной деятельности младших школьников путём овладения техникой исследовательского поиска»
Обобщение опыта...
Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие самостоятельности у младших школьников в процессе обучения математики"
Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие самостоятельности у младших школьников в процессе обучения математики"...
Развитие самостоятельности у младших школьников
Самостоятельность необходимо развивать и воспитывать. В статье говорится о значимости развития самостоятельности в становлении личности ребенка. В процессе развития самостоятельности выделяются 3 этап...
Педагогическое исследование «Проектная деятельность как средство развития самостоятельности у младших школьников»
Практическая значимость исследования заключается в том, чтовыделенные и апробированные условия развития самостоятельности младшихшкольников на основе проектной деятельности, разработанные иапробирован...
Статья"Пути развития самостоятельной активности младших школьников". Презентация .
Общеизвестно то, что человек, осуществляя любую деятельность, имеет перед собой определенную цель. Какова же должна быть цель деятельности учителя, желающего развить у учащихся интерес к обучению и же...
Презентация к ВКР на тему: "Развитие самостоятельности современных младших школьников в учебной деятельности"
Данная презентация содержит в себе наглядный материал для выступления по теме "Развитие самостоятельности современных младших школьников в учебной деятельности"....