«Развитие самостоятельной деятельности младших школьников путём овладения техникой исследовательского поиска»
методическая разработка по теме

Обобщение опыта

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15»

города Энгельса Саратовкой области

Обобщение педагогического опыта

учителя начальных классов

Филипповой Натальи Владиславовны

«Развитие самостоятельной деятельности младших школьников путём овладения техникой исследовательского поиска»

2010 – 2011 учебный года

Содержание.

  1. Актуальность проблемы.
  2.  Понятие учебно-исследовательской деятельности, ее особенности в младшем школьном возрасте.
  3. Организация учебно-исследовательской деятельности младших.
  4. Заключение.
  5. Литература.
  6. Приложение:

-виды занятий по «Курсу развития творческого мышления» (автор Ю. Б. Гатанов);

- упражнения для формирования основных умений и навыков исследовательского поиска;

- презентация исследования по теме «Больно ли дереву, когда по нему стучит дятел?»;

- конспект исследования по теме  «Какой хлеб полезнее пшеничный или ржаной»;

- конспект исследования по теме  «Как птицы находят дорогу домой?»;

- конспект исследования по теме  «Умная ли птица ворона?»;

- памятка этапов работы по темам исследования;

- примерный алгоритм систематизации найденных данных;

- критерии оценки результативности исследовательской работы.

  1. Актуальность проблемы.

Данная работа посвящена теме «Развитие самостоятельной деятельности младших школьников путём овладения техникой исследовательского поиска»

Выбор данной проблемы не случаен и  обусловлен её актуальностью.

Во-первых, условия современного, стремительно изменяющегося общества требуют от каждого человека умения быть самостоятельным, умения решать проблемы в различных сферах деятельности, а значит, умения ставить цель и добиваться ее, правильно планируя и организуя свою деятельность. В связи с этим мы говорим о необходимости осуществления компетентностного подхода в образовании. Поэтому наиболее актуальной  в современной школе становиться значимость подготовки ребенка к самостоятельной исследовательской деятельности.

Во-вторых, детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Здоровый ребенок рождается исследователем. Жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая исследовательская активность - естественное состояние ребенка. Он настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создает условие для исследовательского обучения. Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. Овладение этими важными когнитивными инструментами – залог успешности детской познавательной деятельности.

 Поэтому наиболее актуальной  в современной школе становиться значимость подготовки ребенка к самостоятельной исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя.

2. Понятие учебно-исследовательской деятельности, ее особенности в младшем школьном возрасте.

Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Она логически включает в себя мотивирующие факторы исследовательского поведения (поисковую активность) и механизм его осуществления. В роли этого механизма у человека выступает мышление.

 Наиболее продуктивным в данном случае оказывается деление мышления на конвергентное(тренируется на задачах, имеющих не одно, а несколько правильных ответов) и дивергентное(логическое) – активизируется в задачах, имеющих единственный правильный ответ. Оба, выделенные Дж. Гилфордом, вида продуктивного мышления важны для успешного осуществления исследовательского поведения в ситуациях неопределенности.

 Исследовательские способности необходимо рассматривать как комплекс трех относительно автономных составляющих: поисковой активности; дивергентного мышления; конвергентного мышления. Первый параметр – поисковая активность – выступает в роли первоисточника и главного двигателя исследовательского поведения. Он характеризует мотивационную составляющую исследовательских способностей. Стремление к поисковой активности в значительной мере предопределено биологически, вместе с тем это качество развивается под воздействием средовых факторов. Высокая мотивация, интерес, эмоциональная включенность – необходимые составляющие исследовательского поведения, указывающие на наличие поисковой активности.

Развитие поисковой активности и дивергентного мышления достигается с помощью подобранных заданий, игр, этюдов, игр-путешествий, игр-импровизаций, например, на занятиях по «Курсу развития творческого мышления» (автор Ю.Б. Гатанов). (Приложение1)

Несложно заметить, что дивергентная продуктивность – чрезвычайно важный элемент психологической готовности ребёнка, совершенно необходимый в ситуациях исследовательского поведения. Это требуется и на этапе выявления проблем, и на этапе поиска возможных вариантов решения (гипотез). Такие важные характеристики дивергентного мышления, как продуктивность, оригинальность и гибкость мышления, способность к разработке идей, выступают необходимыми условиями успешного осуществления исследовательской деятельности. Например, способности находить и формулировать проблемы, генерировать максимально большое количество идей в ответ на проблемную ситуацию, оригинальность, способность реагировать на ситуацию нетривиальным образом – все это не только проявления способности к дивергентному мышлению, но и неотъемлемые составляющие исследовательского поведения человека. Их обязательно нужно рассматривать как компонент исследовательских способностей.

Кроме того, мы должны понимать, что в реальных ситуациях, требующих исследовательского поведения, и поисковая активность, и дивергентное мышление мало полезны без высокоразвитого конвергентного мышления. Оно не только тесно связано с даром решать проблему на основе логических алгоритмов, через способность к анализу и синтезу, но и принципиально важно на этапах анализа и оценки ситуации, на этапах выработки суждений и умозаключений. Конвергентное мышление выступает важным условием успешной разработки и усовершенствования объекта исследования (или ситуации), оценки найденной информации и рефлексии. Поэтому задача учителя заключается в поиске методов, приёмов, форм развития поисковой активности, конвергентного и дивергентного мышления. Учебная исследовательская деятельность определяется как деятельность учащихся по исследованию различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей учащихся.

3.Организация учебно-исследовательской деятельности младших.

Исследовательская деятельность младших школьников - это путь знакомства учащихся школы I ступени с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развитие мышления и познавательной самостоятельности, собственный творческий, исследовательский поиск учащихся.

Чтобы развить у детей навык исследовательского поведения, обучаю их следующим умениям:

  1. видеть проблемы;
  2. задавать вопросы;
  3. выдвигать гипотезы;
  4. давать определение понятиям;
  5. классифицировать;
  6. наблюдать;
  7. проводить эксперименты;
  8. делать выводы и умозаключения;
  9. структурировать материал;
  10. доказывать и защищать свои идеи.

Развитие этих навыков осуществляю в ходе урочной и внеурочной деятельности через следующие направления работы:

- урок

- дополнительные  групповые занятия «Занимательная математика», «Занимательный русский язык;

-декадники по предметам;

-олимпиады (школьные, муниципальные, всероссийские);

- конкурсы (школьные, муниципальные, всероссийские).

Дидактические принципы системы Л.В.Занкова, по которой я работаю, напрямую связаны с формированием общеучебных интеллектуальных умений, вызывающих мыслительную и познавательную активность школьников. На уроках дети учатся видеть проблемы, выдвигать гипотезы, классифицировать, обобщать, наблюдать. Причём включаются в эту деятельность все ученики класса. Этому способствует применяемая мною технология деятельностного метода.

 Какие положения характерны для деятельностного подхода?

  1. Процесс обучения есть всегда обучение деятельности – либо предметно-практическим действиям, либо умственным.
  2. Сам процесс учения должен быть творческим. Он должен звать ребенка из «ограниченной и уравновешенной, устоявшейся абстракции к новому, еще не оцененному» (А.А. Ухтомский).
  3. Для обеспечения самостоятельной, творческой деятельности каждого ученика необходимо  научить его умственным действиям, чтобы  идти «снаружи», от внешних практических материальных действий, «внутрь», к действиям внутренним, теоретическим, идеальным. (Это известное утверждение П.Я. Гальперина).

Данная технология позволяет заменять урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний.

Она позволяет и предполагает организацию исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность – это деятельность обучающихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. В своей работе с детьми я придерживалась следующей структуры организации исследовательской деятельности;

        Обоснование актуальности выбранной темы.

        Постановка цели и конкретных задач исследования.

        Выбор метода (методики проведения исследования).

        Описание процесса исследования.

        Обсуждение результатов исследования.

        Формирование выводов и оценка полученных результатов.

Хочется обратить внимание на  последовательность проведения учебных исследований младшими школьниками. Существует несколько алгоритмов построения данной работы.

1) Во-первых, обучающийся  при встрече с проблемной ситуацией может ограничиваться простым алгоритмом: ситуация (проблема) – восприятие – оценка (сразу дается решение).

2) Во-вторых, он  может воспринять проблемную ситуацию, затем изучить ее (исследовать) и только после этого дать свою оценку.

3) И более полное построение исследовательской деятельности: проблема – выдвижение гипотез – исследование – решение

В зависимости от темы какой-то из этапов может доминировать, другой же сворачиваться.

Так в ходе исследовательской деятельности у моих обучающихся постепенно формировались навыки и умения логического и творческого мышления, а именно:

        видеть проблемы;

        задавать вопросы;

        выдвигать гипотезы;

        давать определения понятиям;

        классифицировать;

        проводить эксперименты;

        делать выводы и умозаключения;

        структурировать материал;

        доказывать и защищать свои идеи

Для развития вышеперечисленных навыков я использовала различные задания:

Развитие умения видеть проблемы

Развитие умения выдвигать гипотезы

Развитие умения задавать вопросы

Развитие умений и навыков экспериментирования

Развитие умения давать определения понятиям

Посмотри на мир чужими глазами

«Давайте вместе подумаем»

Уточняющие

Мысленный эксперимент

Описание

Составь рассказ от имени другого персонажа

Упражнение на обстоятельства

Восполняющие

Эксперименты с реальными объектами

а) «Измеряем объем капли»

Разъяснение посредством примера

Составить рассказ, используя данную концовку

Упражнение, предполагающее обратное действие

«Найди загадочное слово»

Эксперименты с реальными объектами

б) «Определяем плавучесть предметов»

Характеристика

Сколько значений у предмета

«Найти возможную причину события»

Игра «Угадай, о чем спросили»

в) «Куда вода исчезает»

г) Эксперименты с магнитом и металлами

Сравнение

«Тема одна – сюжетов много»

«Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?»

Найдите причину события с помощью вопросов

д) Эксперименты с  домашними животными

Ограничение и обобщение понятий

«Метод шести думательных шляп»

Загадки  как определение понятий

Подробнее в приложении № 2.

На уроках я часто использую приёмы создания проблемной ситуации в основе,  которой лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя. Например знакомство с темой «Длина» на уроке математике.

На доске два разные по длине отрезка, расположенные друг под другом.

- Как измерить длину отрезков, при условии, что линейкой пользоваться нельзя? ( на глаз, наложением )

- Хорошо, а если  я возьму другие отрезки и помещу их в разные концы доски, и, попрошу измерить их, не приближая  друг другу.

- Какие способы измерения длины вы предложите? ( можно воспользоваться маленькой полосочкой, выкладывая её нужное количество раз в первой полоске, а затем во второй.

Воспользуйтесь своей меркой и измерьте полоски.

- Озвучьте ответы?

-А почему они разные? (у всех были разные мерки)

 - А как вы считаете, для измерения полосок на вашем столе какая, мерка приемлема: см, м, дм?.(все мерки учитель показывает)

- Измерьте длину полоски той меркой, которая лежит у вас на столе.

- У всех получился одинаковый ответ, а почему? (одинаковая мерка)

- Так от чего же зависит результат измерения? (от  мерки)

- Как вы думаете, чем привычнее всего измерять длину ?

- А кто догадался, какая сегодня тема урока?

На уроках русского языка обучающиеся включаются в исследовательскую деятельность   при изучении слова с различных точек зрения (лексической, этимологической, орфоэпической и т.д.).

При изучении темы «Правописание  слов с  непроверяемыми  гласными и согласными»  обучающиеся в группах проводили исследование слова по плану:

             слово (мои ассоциации);

        лексическое значение слова:

        по толковому словарю С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой;

        по толковому словарю В.И. Даля;

        по другому источнику;

        к истокам слова (этимологическая справка);

        подбор однокоренных слов;

        сочетаемость слов;

        пословицы, поговорки, считалки;

        частушки, песни, потешки, дразнилки;

        загадки;

        синонимы, антонимы;

        тексты (стихи, рассказы и т.д.).

На основе данных источников, а также анализа образовательной практики начальной школы были выделены следующие педагогические условия формирования исследовательских умений младших школьников 

  1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Индивидуальный подход позволяет учитывать способности, возможности, интересы, темп работы каждого учащегося, регулировать помощь взрослого, оказываемую в процессе учебного исследования.

     2.  Мотивированность исследовательской деятельности учащихся      реализуется за счет создания ситуаций практического и интеллектуального затруднения в урочной и во внеурочной деятельности

    3.   Деятельность педагога, реализующего позицию организатора учебно-исследовательской деятельности.

 Педагог должен владеть знаниями об исследовательской деятельности, включаться в сотрудничество и сотворчество, обладать творческим потенциалом для организации процесса учебного исследования, соответствующего возрасту и интересам детей.

Обогащение исследовательского опыта обучающихся происходило поэтапно.

Первый этап соответствует первому классу начальной школы. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя:

 --поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;

- развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;

- формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.

Наблюдая за различными явлениями жизни, дети начинают формулировать проблемные, поисковые вопросы. Иногда проблемы появлялись неожиданно.

Первоклассница Елизавета Дубинкина, придя после первых каникул в класс, на вопрос, чем вы занимались, сообщила: «Я проводила эксперимент». И поведала классу историю о том, что, решила проверить на самом ли деле снег такой чистый, как  кажется. Лиза принесла домой снег и положила его в стакан, а когда он растаял, то увидела в воде чёрные точки. Она очень удивилась, ведь снег казался таким белым и чистым. Так появился основной вопрос исследования для Лизы: «Чистый ли снег?» Дети провели свои исследования и поделились результатами.

Изучая тему живая и неживая  природа, в первом  классе у обучающихся возник вопрос: «Больно ли дереву, когда по нему стучит дятел?» Были выдвинуты различные гипотезы, но в рамках одного урока ответить на вопрос не смогли т.к.  не хватило знаний. Работа продолжалась две недели в урочное и внеурочное время. Приложение № 3

Хочется отметить, что все исследования делятся на

  1. кратковременные или их ещё называют экспресс-исследования:

- эмпирические (построенные на наблюдениях и экспериментах);

-  теоретические (ориентированы на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в  разные источниках; это то, что можно спросить у других людей, посмотреть в интернете, что написано в книгах и др.;

- фантастические (темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений);

  1. долговременные исследования (несколько месяцев)

Исследование по теме «Больно ли дереву, когда по нему стучит дятел?» можно назвать кратковременным, теоретическим. Эта форма организации предполагает массовое участие детей. И одарённых, и тех, кто не может быть отнесён к этой категории. Обучающиеся совместно с родителями искали материал, подчёркивали, как им казалось самое важное. В классе дети собирались группами, зачитывали друг другу найденные сведения и на этом основании старались доказать правильность своей гипотезы, старались делать выводы. Каждая группа выступала, защищала свою точку зрения.

Второй этап – второй класс начальной школы – ориентирован:

- на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;

- на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;

- на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.

 Программа второго этапа обучения предусматривает работу над формированием умения выдвигать гипотезы, а также проводить классификацию, делать умозаключения. Во втором классе дети проводили исследование по теме  «Какой хлеб полезнее пшеничный или ржаной»

Как же рождаются гипотезы? Познание начинается с удивления тому, что обыденно, говорили ещё древние греки.

Данное умение я старалась формировать у детей на  таких упражнениях, как «Последствия событий»; «Продолжи предложения; «Птицы начали вить гнёзда, потому что…»; «Колобок не сумел уйти от лисы, потому что…» Приложение № 4

На данном этапе используются следующие формы и способы деятельности:

- в урочной деятельности – учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, упражнения на развитие способов мыслительной деятельности, мини-исследования;

- во внеурочной деятельности – экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксперименты. Кроме этого в ходе работы с различными текстами организуется обучение детей графической организации материала в виде таблиц, схем, чертежей.

 Школьники второй группы активно подключаются к коллективному обсуждению отдельных вопросов, результатов урока, различных ситуаций. В связи с тем, что детей этой группы отличает невысокая активность и самостоятельность, этим ученикам предлагается возможность работы в микрогруппе, помощь со стороны учителя и других учащихся в выполнении индивидуальных исследовательских заданий, возможность осмысления собственного вклада в результаты совместной деятельности и самоанализа собственных достижений

Третий этап соответствует третьему и четвёртому  классу начальной школы.

Учащиеся работают над собственными исследованиями, учатся систематизации собранного материала, оформлению результатов работы (подготовке сообщений, докладов; созданию презентаций по выбранным темам), выступают перед классом, родителями с результатами своих исследований. При этом дети учатся анализировать, обсуждать подготовленные сообщения своих одноклассников. 

Здесь особенно важен аналитический этап, этап систематизации и обобщения информации, который предполагает, что каждый ученик:

  1. анализирует и интерпретирует полученные данные: выделяет главное, отмечает второстепенное;
  2. систематизирует полученные данные;
  3. объединяет в единое целое полученную информацию;
  4. выстраивает общую логическую схему выводов

В третьем классе мы с детьми проводили исследования по интересующим их темам. Особенно интересными, на мой взгляд были работы обучающихся по темам «Как птицы находят дорогу домой», «Умная ли птица ворона» Обучающиеся самостоятельно разбились на группы по интересующим темам.

Способы образования групп могут быть:

- формальный (соседние парты, ряд). Учитель в соответствии со своими критериями определяет состав групп. Способ эффективен при условии его авторитета и доверия к нему;

- самоорганизующий способ. Класс (или учитель) вначале по определённым критериям выбирает лидеров будущих групп, которые и набирают себе в группы учеников. Учитель определяет учеников, которые осуществляют набор ребят в свои группы, затем в группах выбираются групповоды. Данный способ помогает развитию коммуникативных навыков учеников, даёт им шанс активного взаимодействия.

 Ученикам предлагается самим определить проблемы для групповых занятий и виды деятельности своих групп. Учителем задаются временные рамки деятельности групп и формы представления образовательного продукта.

Первоначально три-пять учеников, достигшие определённых успехов в изучении темы или проблемы, объединяются в группу и самостоятельно работают в ней во время обычных уроков. С остальными учащимися учитель занимается по своему плану. Данная форма стимулирует переход учащихся к групповой работе, однако требует от учителя владения ситуативными методами обучения.

Работа по темам исследования  проводилась поэтапно:

1.Актуализация проблемы. Цель: выявить проблему и определить направление будущего исследования.

2. Определение сферы исследования. Цель: сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти.

3. Выбор темы исследования. Цель: обозначить границы исследования.

4. Выработка гипотезы. Цель: разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные - провокационные идеи.

5. Выявление и систематизация подходов к решению. Цель: выбрать методы исследования.

6. Определение последовательности проведения исследования.

7. Сбор и обработка информации. Цель: зафиксировать полученные знания.

8. Анализ и обобщение полученных материалов. Цель: структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы.

9. Подготовка отчета. Цель: дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования.

10. Доклад. Цель: защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы.

11. Обсуждение итогов завершенной работы

Обычно, в исследовательской работе 1/3 времени занимает правильная формулировка темы и цели работы, а также выбор или отработка методики проведения исследования.

1/3 - затрачивается на сбор материала во время наблюдений или при проведении опытов. И не менее 1/3 времени уходит на обработку материала, его анализ и обобщение, написание текста работы.

Поэтому в подготовительный важно не только выбрать тему для исследования и сформулировать его задачи, но и собрать как можно больше информации о предмете изучения путём знакомства с литературой или обсуждения темы со специалистами. Всякому исследованию должно предшествовать полное изучение вопроса по литературным, опросным или любым другим данным.

Важнейшее основание для выбора темы исследования — наличие какого-либо противоречия или отсутствие объективных данных.

Успех любой работы в первую очередь зависит от того, насколько ясно сформулирована цель исследования и его задачи.

 Цель работы должна быть конкретной, чётко сформулированной, чтобы ясно выделить вопрос, на который мы хотим получить ответ.

Кроме этого цель должна быть доступна для обучающихся.

Формулировка задач исследования — тоже довольно сложное и трудоёмкое занятие. При их постановке исследователь должен чётко сформулировать, для чего делалась работа, что надо было наблюдать и выяснить, что хотелось бы узнать. Вопросы, которые ставятся в задачах, должны быть чёткими и предполагать однозначный ответ (как мы будем искать ответ на поставленный в цели вопрос).

Планирование работы подразумевает также необходимость в выборе методов работы и в определении методики проведения исследования. Очевидно, что истину дают не предположения, а точно и правильно подобранные факты и их объяснения, поэтому очень важна разработка методики сбора этих фактов. Хорошо продуманный и подобранный метод исследования часто создаёт основу его успеха.

После постановки цели и задач и выбора методов исследования, обучающиеся совместно с учителем составляют план исследования с приблизительным указанием временных промежутков.

Установление любых закономерностей начинается со сбора фактов, относящихся к теме исследования. Факты эти могут быть получены из опубликованной литературы и любых других источников.

Это требует большой самоотдачи от учащихся, как по времени, так и интеллектуальной и организаторской. И здесь мои ученики стали для меня во многом примером для подражания, поражая своей настойчивостью, упорством в достижении цели.

Результаты любой работы зависят от числа проведённых опытов, наблюдений и их обработки. Поэтому при выборе методики необходимо оценить, сколько необходимо провести однотипных измерений, наблюдений и т.п. и какие использовать способы обработки первичных данных. Полученные результаты должны быть однозначными и не давать возможности различного толкования.

Следующий этап работы - анализ и оформление научных исследований. Выводы делаются в соответствии с поставленной целью и задачами. Они должны быть четкими и понятными даже не специалисту. Ни для кого не секрет, что верная оценка результатов исследования является одной из наиболее сложных и в то же время важных задач. Важно научить детей решать поставленные задачи до конца, приводить любое начатое дело к логическому завершению.

На протяжении всего этапа также обеспечивается обогащение исследовательского опыта школьников на основе индивидуальных достижений.

Специфика исследовательской деятельности младших школьников заключается также в ее многосубъектности. 

Кроме учащегося и его научного руководителя субъектом деятельности выступают родители, без поддержки и помощи которых занятия младших школьников исследовательской деятельностью значительно затрудняются.

Важно обеспечение педагогом целенаправленности и систематичности процесса развития исследовательских умений младших школьников. Существенную роль в этом играет технология организации исследовательской деятельности, согласно которой выстраиваются исследовательские занятия с применением игровых, исследовательских, проблемных и эвристических методов обучения.

Проведенный анализ исследовательских умений учащихся, организации исследовательской деятельности с учетом возрастных особенностей детей, позволил  мне  выделить пять групп сформированных исследовательских умений у большинства обучающихся.

1. Умения организовать свою работу (организационные);

2. Умения и знания, связанные с осуществлением исследования (поисковые);

3. Умения работать с информацией, текстом (информационные);

4. Умения оформить и представить результат своей работы.

5. Умения, связанные с анализом своей деятельности и с оценочной деятельностью (оценочные).

В результате полученных умений обучающиеся в третьем классе активно участвовали в проектной деятельности на муниципальном уровне. Индивидуальные проекты «Дорогою добра» Штанько Петра и Дубинкиной Елизаветы заняли первое и второе место соответственно. Приложение № 6

  1. Заключение.

Обобщая педагогический опыт по теме «Развитие самостоятельной деятельности младших школьников путём овладения техникой исследовательского поиска» хочется сделать следующие выводы:

- исследовательская деятельность требует много физических и моральных затрат, но имеет большое значение в учебно-воспитательном процессе;

-в ходе разработки той или иной темы учащийся значительно расширяет свой кругозор;

- совершенствует такие навыки как конспектирование материала, выделение главного и второстепенного, анализ отобранных фактов, подготовка самостоятельных аргументированных выводов;

- развивается мышление, память и умение свободно владеть речью.

Сотрудничество руководителя и обучающегося при написании работы должно выражаться не только в раскрытии способностей ребят, ориентации их на познание как ценность, но и в развитии личности самого преподавателя, способного эффективно использовать вверенные ему человеческие ресурсы. Занятие исследовательской деятельностью позволяют расширить кругозор и учащегося, и руководителя

Примерный алгоритм систематизации найденных данных.

  1. Изменения в неживой природе:

Как солнце греет землю?

Состояние почвы.

Состояние водоёмов.

Воздух, ветер, осадки.

  1. Изменения в живой природе:

Жизнь растений.

Жизнь животных: насекомых, птиц, зверей.

Особенности труда человека.

  1. Область знаний «Растения»:

Как называется?

Это дерево? Кустарник? Травянистое растение?

Определи и назови части растений.

Какие у растения листья, цветки, плоды?

Как рассеиваются семена?

Где распространено растение в природе: на лугу? в поле? в лесу? в водоёме? в огороде? в саду?

  1. Область знаний «Горные породы. Полезные ископаемые»:

Название.

Состав.

Свойства: цвет, блеск; твёрдость, хрупкость, сыпучесть, вязкость; тяжелее или легче воды; горючесть.

Места добычи.

Использование в экономике.

  1. Область знаний «Зоология»:

Название, описание внешнего вида: цвет шерсти, форма морды, ушей, ног, хвоста.

Где живёт?

Чем питается?

Основные особенности:

тип животного;

класс;

отряд;

семейство;

род;

вид.

Как готовится к зиме и как зимует?

Какие повадки (поведение) у этого зверя?

Какую пользу он приносит?

Кто его главные враги?

После того как собранный материал структурирован, необходима работа над составлением плана презентации: согласовать форму, определить участников, сроки выступления.

Любая форма презентации является учебным процессом. Содержание презентации должно отражать самостоятельные исследования, соответствовать возрасту и возможностям, а также реальному уровню знаний учащихся.

Время презентации – 5-7 минут. О выполненной работе надо не только рассказать, но и суметь её защитить.

Критерии оценки результативности исследовательской работы:

  1. познавательная ценность темы;
  2. оригинальность, ценность собранного материала;
  3. исследовательское мастерство;
  4. структура, логика работы;
  5. язык и стиль изложения, умение ответить на вопросы по своему исследованию

Упражнения для формирования основных умений и навыков исследовательского поиска

1 Развитие умений видеть проблему.

Проблема - это затруднение, неопределенность. Чтобы устранить проблему, требуются действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией. Умение видеть проблемы - интегральное свойство, характеризующее мышление. Для развития можно этого можно использовать специальные упражнения и методики, которые помогут в решении этой сложной педагогической задачи.

Задание “Посмотрите на мир чужими глазами”. Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем - способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон.

Читаем детям неоконченный рассказ: “В четвертом классе просто “эпидемия” - все играют в космических пришельцев…”.

Предлагается продолжить рассказ, оценив эту ситуацию с позиций учителя, директора школы, одного из космических пришельцев.

Использую методику известного психолога Эдварда де Боно “Метод шести думательных шляп”. Предлагаю ученикам не пытаться сделать все сразу, а выполнять по одному мыслительному действию за один раз. Чтобы каждый этап четко фиксировать в сознании, предлагается мысленно снимать и надевать шляпы разных цветов, каждая из которых задает определенное направление мышлению.

Шляпы

  1. Белая-факты, цифры и информация.
  2. Красная-эмоции, чувства, интуиция и предчувствия.
  3. Черная-осторожность. Истина, здравый смысл и соответствие фактам.
  4. Желтая-преимущества, выгода.
  5. Зеленая-исследования, предложения, новые идеи. Возможности альтернативы.
  6. Синяя-размышления о мышлении. Контроль над мыслительным процессом.

2 Развитие умений выдвигать гипотезы.

Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления. В умении вырабатывать гипотезы можно потренироваться.

Задание “Давайте вместе подумаем”:

- Как птицы узнают дорогу на юг?

- Почему течет вода?

- Почему самолеты летают?

Задание “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?” Надо придумать как можно больше гипотез и провокационных идей, объясняющих что бы случилось в результате.

3 Развитие умений задавать вопросы.

В процессе обучения детей искусству задавать вопросы также существует своя иерархическая лесенка.

Куда дальше?

Вопрос, ориентированный на будущее

Что правильно, а что нет?

Что, было бы, если бы?

Что я чувствую, что я знаю?

Почему, что, как, что делает?

Кто, как, что, где, когда?

 

 

Оценочный вопрос

Воображаемый вопрос

субъективный вопрос

Каузальный вопрос

Описательный вопрос

 Значение детских вопросов в образовательной деятельности переоценить невозможно. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа и приобщает его к умственному труду.

4 Развитие умений давать определения понятиям.

Понятием называют форму мысли, отражающую предметы в их существенных и общих признаках. Цель определения - уточнение содержания используемых понятий.

Определение решает следующие задачи:

- отличить и ограничить предмет от всех иных;

- раскрыть сущность предмета.

5 Развитие умений и навыков экспериментирования.

Эксперимент - важнейший из методов исследования. Так именуется метод познания, при помощи которого в строго контролируемых и управляемых условиях исследуется явление природы или общества.

Приведу одну ситуацию, описывающею экспериментирование.

Эксперимент “Определяем плавучесть предметов” .

Предлагаем детям собрать по 10 самых разных предметов.Это могут быть самые неожиданные предметы, например: яблоко, камень, морская раковина, гвоздь и другие.

Когда предметы собраны, можно выстроить гипотезы и проверить.

Вопросы:

- Все ли они легкие?

- Все ли они одинаково держатся на воде?

- А что произойдет ,если мы соединим плавающий и неплавающий предметы?

Особое место в науке и наших повседневных исследованиях принадлежит эксперименту.

В своей работе применяю различные методы и приемы поисковой активности младших школьников:

- экскурсии как способ стимулирования поисковой активности;

- коллективные игры как средство развития исследовательского поведения;

- коллекционирование как исследовательская практика ребенка;

- проекты и проектирование;

- экспресс –исследования;

Литература

1. Гафитулин, М.С. Проект "Исследователь". Методика организации исследовательской деятельности учащихся / М.С.Гафитулин // Педагогическая техника. 2005. - №3. - С.21-26.

2.  Долгушина, Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников] /Н.Долгушина//Начальная школа (Первое сентября). - 2006. - №10. - С.8

3. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук» / авт. – сост. Г. И. Осипова. – Волгоград: Учитель, 2007.

4. Поддъяков, А. Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт [Текст] / А. Н. Поддъяков. – М.:Просвещение, 2000. – С.45.

5. Разагатова, Н.А. Исследовательская деятельность младших школьников…Такое возможно? /Н.А.Разагатова// В школу вместе. Издание для родителей. Изд. дом «Агни»: Самара, 2007. – 88 с.

6. Разагатова, Н.А. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников по русскому языку и литературному чтению Н.Разагатова //Четвертые Ознобишенские чтения: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (19-21 мая 2006 года) / под ред. О.М.Буранка, В.Н. Шкунова. – Инза-Самара: Изд-во «НТЦ», 2006. – 186 с.

7. Разагатова, Н.А. Исследовательская деятельность младших школьников как здоровьесберегающая технология  /Н.Разагатова// Образование и психологическое здоровье. Сб. науч. тр. / Под ред. Т.Н. Клюевой. – Самара: Издательская группа ГОУ «Региональный социологический центр», 2006. - 128 с. - С. - 39-44.

8.. Разагатова, Н.А. Методика организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников  /Н.А.Разагатова// Компетентностно-ориентированное образование: от идеи к школьной практике. Материалы региональных научно-практических семинаров. Авторский коллектив. Под общей редакцией к.п.н. Полушкиной Л.И. – Самара: ООО Абрис, 2006. – 158 с.

9. Румянцева, Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников  /Н.Ю.Румянцева. – М.:Просвещение, 2001. – С.34.

10. Савенков, А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников /А.И.Савенков. – М.: «Сентябрь», 2003. – С.204

11. Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению [Текст] / А. И. Савенков. – М.:Просвещение, 2006.- 434 с.

12. Слободчиков, В.И. Понятие исследовательской работы школьников в психологии образования [/В.И.Слободчиков //Исследовательская работа школьников. – 2006. - №1. – С.34 – 38.

13. Якимов, Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников /Н.А.Якимов// Исследовательская работа школьников. – 2003.- №1. – С. 48-51.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной учебной деятельности младшего школьника при овладении иностранным языком.

Организация самостоятельной учебной деятельности младшего школьника при овладении иностранным языком.Ключевые слова: универсальная учебная деятельность; группы универсальных учебных действия; ос...

Тема по самообразованию:«Активизация познавательной деятельности младших школьников путём применения современных технологий на уроках русского языка»

  Процесс развития современного мирового сообщества характеризуется повышением требований к уровню культуры и образования его граждан. В Концепции модернизации российского...

Педагогическое исследование «Проектная деятельность как средство развития самостоятельности у младших школьников»

Практическая значимость исследования заключается в том, чтовыделенные и апробированные условия развития самостоятельности младшихшкольников на основе проектной деятельности, разработанные иапробирован...

Статья "Технологии диалогового взаимодействия как средство развития умений самостоятельной деятельности младших школьников на уроках математики."

Технологии диалогового взаимодействия как соедство развития умений самостоятельной деятельности младших школьников на уроках математики...

Презентация к ВКР на тему: "Развитие самостоятельности современных младших школьников в учебной деятельности"

Данная презентация содержит в себе наглядный материал для выступления по теме "Развитие самостоятельности современных младших школьников в учебной деятельности"....

Развитие логического интеллекта у младших школьников через овладение техниками актуализации познавательных процессов.

Чтоб достичь успеха в определенной области, нужно развивать соответствующий интеллект (мышление) для этой области! В тоже время интеллект целостен и виды интеллекта всецело взаимосвязаны.  Р...