Формирование положительной мотивации учения в период безотметочного обучения
статья (1, 2 класс)
Описан опыт организации безотметочного обучения в начальной школе. Предлагаю описание некоторых кратковременных и долговременных игр, которые на определенных этапах первого или второго года обучения помогают формированию учебных навыков, работе над собой, создают положительную мотивацию обучения, эмоциональный микроклимат класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_polozhitelnoy_motivatsii_ucheniya_v_period_bezotmetochnogo_obucheniya.docx | 21.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование положительной мотивации учения в период безотметочного обучения (из опыта работы)
Введение федерального государственного стандарта основного общего образования требуют переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности.
Успешность обучения школьников в значительной степени зависит от их интереса к занятиям, эмоционального климата на каждом уроке, отношения к учебной деятельности. «Если у детей нет желания учиться, - говорил В. А. Сухомлинский, - то все наши замыслы, поиски и построения становятся напрасны. Школьник – не копилка, в которую можно сложить самые различные знания, а живой человек со своими радостями, заботами и переживаниями. Обилие отрицательных оценок может вызвать у детей потерю веры в добро, в учителя, в собственные силы, полностью парализовать их интерес к учебным занятиям».
В процессе обучения школьники овладевают учебными навыками, усваивают знания, развивается их мышление – это с одной стороны; с другой – воспитываются определенные личностные качества. Под воздействием оценочных суждений других (учителя, одноклассников) школьник начинает относиться определенным образом как к результатам своей деятельности, так и к самому себе как личности. «Чем бы человек ни обладал на земле: прекрасным здоровьем, любыми благами жизни, но он все-таки не доволен, если не пользуется почетом у людей» (17 век, французский мыслитель Паскаль). Человек не может успешно действовать без поддержки других, без их одобрения.
Проверка и оценка знаний учащихся – активный процесс. Учитель не пассивно регистрирует фактические знания учащихся, а непосредственно формирует их при проверке, оказывает влияние на ход и результат всего процесса обучения. Задача педагога – найти наиболее объективный способ проверки знаний, чтобы определить достижения учащихся, стимулировать их к дальнейшему совершенствованию.
В нашем лицее первые два года обучения в начальной школе проходят без выставления традиционных баллов в классе широко используются другие формы оценки. С помощью дополнительных комментариев обращается внимание на недостатки в усвоении теоретических знаний или овладении практическими навыками и умениями, причем эти комментарии делают как учитель, так и одноклассники. Одновременно отмечаются все положительные стороны ответа, выделяются особенности, которые отличают этот ответ от других, подчеркивается отношение к делу, трудолюбие, целеустремленность. Такие комментарии усиливают обучающий эффект, указывают пути преодоления недостатков в характере ученика, его отношении к учению.
Предлагаю описание некоторых кратковременных и долговременных игр, которые на определенных этапах первого или второго года обучения помогали формированию учебных навыков, работе над собой, создавали положительную мотивацию обучения, эмоциональный микроклимат класса.
1 класс
«Поощрялки» - это различные красочно оформленные картинки со словами благодарности, которые ставились ребятам на парту. Такую «поощрялку» ученик мог заработать как на уроке, так и во внеурочное время.
После каждого урока (а с начала и после каждого этапа урока) ребята сами оценивали работу своих товарищей, выражая благодарность тому, кто трудился весь урок, кто выручал, помогал товарищу, кто продвинулся в чем-либо относительно своих прежних успехов. Вопрос «Кому мы сегодня скажем спасибо?» звучал очень часто. Эта награда была как индивидуальной, так и за работу в паре. Дети моего класса являлись поначалу большими индивидуалистами и эгоистами, поэтому научить их работать в парах доставило мне много сложностей. Оценку работе в паре я постоянно практиковала, ставя вопрос «Кому сегодня было приятно работать в паре и почему?» Постепенно даже самые заядлые индивидуалисты стали с удовольствием работать в парах постоянного и сменного состава. Такое оценивание очень помогало формированию доброго микроклимата класса, успехам в борьбе с недостатками характера отдельных учеников, продвижению в овладении учебными навыками и умениями.
Игра «Молодец» - могла проводиться в течение двух недель. Цели, которые ставил учитель, были те же, что и при индивидуальном поощрении. Но если индивидуальная «поощрялка» выдавалась и отбиралась, то здесь результат как бы фиксировался.
На каждого ученика заводилась закладка из плотного картона с указанием его фамилии сверху и букв МОЛОДЕЦ, расположенных сбоку по вертикали. Закрасить одну из букв ученик мог в том случае, если весь класс выразил ему благодарность за трудолюбие, успехи в работе над собой, продвижение вперёд в учении. Напротив каждой буквы ставилась штампиком весёлая головка мальчика, о котором все говорят: «Молодец!» На обороте закладки постепенно создавалась фигура этого мальчика.
Закладки постоянно стояли в классе перед глазами детей, вызывая гордость за достижения у одних и желание достигнуть новых успехов у других.
Примерная тетрадь – или тетрадь для лучших работ, выполнять задание в которой доверялось тому, кто уже многому научился. Это было очень почетно. В основном, того, кто будет писать в тетради, называл учитель, но ребята с удовольствием пробовали отгадать, кто это будет, т.к. постоянный анализ детских работ вслух на уроках позволял им быть в курсе успехов и неудач каждого.
Рамочка из красочных штампиков на обложке тетради – она создавалась постепенно как знак того, сколько аккуратных и правильных работ находится в данной тетради. За каждую такую работу ставился штампик на обложке, а дети, раскрашивая их, получали удовольствие от того, как при помощи их труда хорошеет тетрадь.
Коллективные игры
После первого месяца обучения, когда ребята познакомились друг с другом, были выявлены лидеры в классе, и все ребята разделились на микрогруппы – «лучики» солнышка. Теперь большее внимание обращалось не на индивидуальные достижения (хотя и они обязательно поощрялись), а на взаимопомощь, выручку, поддержку того в «лучике», кому еще трудно. В этот период проводились такие игры, как:
- «Украсим ёлочку» - такая игра начиналась в начале декабря и длилась до новогоднего праздника. На уроках труда ребята вырезали кружки (каждый «лучик» своего цвета) – это были новогодние шары для украшения ёлки. В классе появлялся плакат с изображением елки. Тот из ребят, кто получил благодарность класса, имел право украсить (т.е. приклеить) ёлку шариком цвета своего «Лучика». Глядя на то, как наряжается ёлка, легко было увидеть, в каком «лучике» ребята лучше овладевают новой для них ролью «школьника». Ребята старались не подвести свой «лучик», помогали тому, кто отставал. Удивительно то, что из группы шариков-игрушек одного цвета каждый ученик помнил, какой именно шарик наклеил он сам.
- «Поздравляем маму» - она проводится приблизительно в течение месяца и заканчивается к празднику 8 марта. Игра похожа на предыдущую. В классе вывешивается столько букетов на плакатах, сколько «лучиков» в классе. В каждом букете столько цветов, сколько ребят в «лучике». Количество лепестков в каждом цветке одинаковое. Каждый цветок - именной, на нем фамилия его хозяина. Лепесток цветка может раскрасить тот, кто добился благодарности класса. Цель: раскрасить всем ребятам «лучика» все свои лепестки и подарить мамам букет на праздник. Для мам это является сюрпризом, и ребята очень стараются доставить им радость.
- «Строим лесную школу» - проводится после праздника «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики», который совпадает с окончанием 1 четверти. Ребята стали школьниками, теперь они помогают построить школу для зверей.
На красочно оформленном плакате появляется здание школы, которое надо построить из кирпичей. Каждый «лучик» строит свой этаж. Количество кирпичиков на этаже таково, чтобы каждый ученик имел возможность раскрасить один кирпичик каждый день на определенном отрезке времени (например, в «лучике» 6 человек, игра рассчитана на 20 учебных дней, значит, на этаже этого «лучика» 120 кирпичиков, у другого «лучика» число кирпичиков может быть иным). Кирпичик имеет право раскрасить тот, кто научился быть школьником (а в это понятие учитель может включить очень многое)
Игры, аналогичные выше приведенным, можно придумать и на другие темы. Есть у этих игр много общего, но есть и различия. Каждая следующая игра должна более жестко требовать выполнения определенных условий, она теперь поощряет не минутный успех, порыв, а трудолюбие каждодневное, постоянное, не только желание и приложенный труд, но еще и результат этого труда, его качество. Эти игры помогают учителю очень чутко реагировать на те недостатки в воспитании, которые присущи именно детям его класса, не вызывая отрицательных эмоций, увидеть свои «минусы», вести с ними борьбу, добиваться успехов каждому ученику класса. Все это происходит в атмосфере доброты, взаимовыручки, взаимопонимания. Ученик не боится выглядеть смешным, он знает: пройдет время – и у него все получится, но надо для этого приложить определенные усилия, иногда немалые.
Трудный подбор детей в классе заставил перенести подобную форму работы и во второй класс. Поскольку успехи в учении – это сумма многих слагаемых, я выделила те из них, которыми мои ученики не смогли овладеть на первом году обучения. Так возникла новая игра.
Игра «Самостоятельный» - я проводила её во 2 классе, но она возможна при определенном подборе ребят и на первом году обучения. В классе вывешивалась красочно оформленная таблица, в которой все ребята были записаны по «лучикам». Напротив каждой фамилии стояло слово «САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ». Были так же выставлены и условия игры.
Игра «Кто в классе САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ?»
Условия игры: закрасить клетку с нужной буквой имеет право тот ученик, кто уже самостоятельно умеет:
«С» - входить в класс на первый урок не позднее 8 ч 45 минут;
«А» - не забывать дома учебные принадлежности;
«М» - правильно отдыхать на перемене;
«О» - готовиться к следующему уроку на перемене;
«С»- иметь на парте все, что необходимо на данном уроке;
«Т» - сразу после звонка на урок проводить минутку чтения;
«О» - выполнять все домашние задания;
«Я» - внимательно слушать учителя и своих товарищей;
«Т» - выполнять задания учителя на уроке без лишних вопросов;
«Е» - не мешать другим, если выполнил работу раньше товарищей;
«ЛЬ» - дружно работать в паре и в группе;
«Н» - вести аккуратно и правильно записи в дневнике;
«Ы» - работать на уроке без учителя, а дома без мамы;
«Й» - быть аккуратным, опрятным, уметь быстро переодеваться.
Если все ребята в «лучике» стали самостоятельными в чем-либо, командир имеет право закрасить букву, общую для всех ребят. Какой же лучик в классе раньше всех станет полностью самостоятельным?
Если проанализировать условия игры, сразу видно, что мешает детям моего класса в овладении знаниями. Отсутствие внимания, несобранность, медлительность, несамостоятельность очень мешают детям в учебе. Здесь требуется помощь психолога (у нас в лицее имеется психологическая служба), помощь родителей и усилия самого ребенка. Именно для мобилизации таких усилий и организуется мною подобная работа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: "Формирование положительной мотивации учения в системе Л.В. Занкова"
Формирование положительной мотивации ученияв системе Л.В. Занкова...
Статья по теме «Формирование положительной мотивации учения у учащихся начальных классов с помощью различных творческих работ».
Данная статья поможет решить Проблему: Как формировать положительную мотивацию у младших школьников на уроках литературного чтения? Какие методы и приемы эффективны для получения положитель...
Обобщение опыта работы по теме «Метод проектов как один из способов формирования положительной мотивации учения младших школьников».
Выступление сопровождается презентацией....
Формирование положительной мотивации учения у обучающихся на уроках русского языка.
В статье идёт речь о технологии развития критического мышления, которая позволяет проводить уроки в оптимальном режиме. Дан урок по этой современной образовательной технологии....
Игра как средство формирования положительной мотивации учения у детей
Игра и детство неразделимы. Социологи считают, что спортивные и подвижные игры стоят на высшей ступени интересов детей и подростков, с ними могут соперничать разве только книги и к...
Формирование положительной мотивации учения младших школьников
Выступление на педагогическом совете...
«Формирование положительной мотивации учения у детей начальных классов с помощью различных творческих работ на уроках литературного чтения».
Данная статья посвящена влиянию творческой деятельности на положительную мотивацию у детей начальных классов...