«Наше толерантное отношение к детям с ОВЗ»
методическая разработка на тему

Куркова Любовь Анатольевна

Родительское собрание на тему "Наше толерантное отношение к детям с ОВЗ" поможет родителям по-новому взглянуть на детей с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Вышневолоцкого района «Красномайская средняя общеобразовательная школа» Тверской области

Название конкурсной работы:  Родительское собрание

      «Наше  толерантное отношение к детям  с  ОВЗ

(ограниченными возможностями здоровья)»

Автор: Куркова Любовь Анатольевна

              Учитель начальных классов, учитель-дефектолог

Родительское собрание

«Наше  толерантное отношение к детям  с  ОВЗ

 (ограниченными возможностями здоровья)»

Если я чем-то на тебя не похож,

Я этим вовсе не оскорбляю тебя,

                                                        А, напротив, одаряю.

Антуан де Сент-Экзюпери

Аннотация к данной теме:

Мы живем в обществе, где нас тысячи людей. Все мы разные, не похожие друг на друга. У каждого из нас свои интересы, желания, цели. В настоящее время актуальным стал вопрос об инклюзивном  образовании в наших Российских школах - обучении детей с ОВЗ.  Хочется поговорить о нашем  толерантном отношении  к детям  с ограниченными возможностями здоровья. Не секрет, что в общении детей преобладает озлобленность, агрессивность. Поэтому толерантное воспитание нужно начинать с младшего школьного возраста, учить их быть доброжелательными, уважительными друг к другу. В этом воспитании должны принимать участие родители, учителя школы  и другие образовательные учреждения.

Цель: формирование  у родителей толерантность по отношению к детям с ОВЗ, обучающихся в общеобразовательной школе.

Задачи:

-  познакомить родителей с понятиями: ОВЗ,  толерантное воспитание;

- учить  признавать право любого человека быть «другим»;

- создавать условия для толерантного воспитания   детей к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья, через просвещение родителей (законных представителей).

Планируемый результат: восприятие  «особых» детей, детей с ОВЗ,  как обычных членов общества; изменить свое отношение и отношение своих детей  к детям  данной категории на «толерантное».

Актуальность  темы: поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество – это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить черно-белый мир особого ребенка яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями и толерантным отношением к ним.

Родительское собрание предназначено для: родителей 1 класса, с возможным использованием материала в дальнейшей работе на первой ступени обучения, в связи с поступлением в ОО детей с ОВЗ.

Форма проведения родительского собрания: круглый стол.

Участники собрания: учитель 1 класса, учитель-дефектолог; родители.

Оборудование: презентация «Дети с ограниченными возможностями в развитии (с ОВЗ)»,  видеоролики «Они-особенные»; прихватки-варежки, маркеры, чистые листы бумаги, учебники;  карточки Бройля; зефир; наушники; платки для завязывания глаз и мел; анкеты по кол-ву родителей; литература по данной теме.

Ход собрания:

1. Вступительное слово учителя:

Уважаемые родители.

Мы рады видеть вас в этом зале, сегодня речь пойдет о толерантном отношении детей  к сверстникам  с ограниченными возможностями здоровья.

Но прежде чем начнем наше собрание, предлагаем Вам послушать не большое стихотворение:

Люди на свет

Рождаются разными:

Непохожими, своеобразными.

Чтобы других

Ты смог понимать,

Нужно терпенье.

В себе воспитать.

Нужно с добром

К людям в дом приходить,

Дружбу, любовь

В своем сердце хранить!

Новый «Закон об образовании» ратует за включение детей с ОВЗ  в образовательную среду массовой школы и прохождение ими общеобразовательной программы с дальнейшей сдачей экзамена и получении документа. В основе практики инклюзивного образования лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного учащегося, и следовательно,   обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить потребности каждого ребенка.
       Что означает аббревиатура ОВЗ?

Расшифровка гласит: ограниченные возможности здоровья. К данной категории относятся дети, которые имеют дефекты в развитии,  как в физическом, так и в психологическом  при необходимости создания специальных условий для жизни.

Должны ли мы проявлять толерантность к таким детям?

Что же такое толерантное воспитание?

Толерантное воспитание – это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независимо от каких – либо отличий. Толерантное воспитание начинается в семье. Насколько вы родители будете терпимы к своему ребенку, так и он будет относиться с уважением и пониманием к людям с ограниченными возможностями здоровья. Для того чтобы воспитывать у детей толерантное отношение, Вам родителям, необходимо формировать систему ценностей, в основе которой стоят такие понятия как сочувствие, понимание, сопереживание.

Толерантность, сформированная в школьные годы, является одним из важнейших условий  успешной реализации в будущем потенциала личности. Важную роль в формировании толерантной личности играет школа, именно в ней ребенок проводит большую часть времени и приобретает опыт взаимного уважения, доброжелательного терпимого отношения к окружающим людям.

Совместное обучение с особыми  детьми способствует развитию таких необходимых навыков и личностных качеств обучающихся, как: социальная компетентность, толерантность, навыки решения межличностных проблем, уверенность в своих силах, самоуважение. В процессе совместных мероприятий дети учатся обсуждать проблему, слушать и слышать другое мнение, отстаивать свою точку зрения, разрешать конфликты путем переговоров, прислушиваясь к мнению оппонента. В итоге, они учатся признавать право любого человека быть «другим».

Слово предоставляется учителю-дефектологу.

2. Выступление учителя-дефектолога:

Так кто же такие дети с ограниченными возможностями здоровья?

К детям с ограниченными возможностями здоровья относят детей с разными нарушениями развития.

В настоящее время выделяются следующие категории детей с ограниченными возможностями здоровья: (просмотр  презентации- приложение 1)

Сегодня как никогда остро стала проблема отношения детей к людям с ограниченными возможностями здоровья. Многие из них посещают специализированные детские сады. Такие дети оторваны от общества своих сверстников. Как часто ребенок слышит от нас взрослых, чтобы не играл, не общался с ребенком с ограниченными возможностями здоровья. Многие из вас боятся, что дети не примут того ребенка. Но на это хочется сказать, что если дети, общаются с детьми с ограниченными возможностями здоровья в них, проявляется сочувствие, уважение, доброта, любовь. Общаясь с детьми ограниченными возможностями здоровья, они учатся быть терпимыми друг другу. Такое общение помогает развивать у здоровых детей терпимость к недостаткам сверстника, чувство взаимопомощи и стремление прийти на помощь. Формируется ответственность, уважения, усиливается умение помогать товарищу. Такое отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья дает возможность почувствовать себя на месте другого. Нам взрослым нужно постараться помочь ребенку в этом воспитании.

3. Просмотр роликов  « Они- особенные». (приложение2)

4. Ролевые игры:

«Прихватки-варежки» (трудности мелкой/крупной моторики)

Родителям необходимо надеть прихватки на обе руки. Дать им маркер (ручку), с которого нужно снять колпачок без помощи. Затем попросите их взять маркер в руку, которой они не пишут, и написать свое имя на доске (листочке). Можно попросить перелистать страницы учебника. Родители обычно «мешкаются» и неловко пытаются снять колпачок и потом пишут свои имена крупно и неаккуратно на доске (листочке). Объясните им, что дети  с ограниченными возможностями могут иметь проблемы с навыками мелкой моторики, которые причиняют трудности с открытием колпачка и написанием в маленьком пространстве или между мелкими линиями на бумаге. Вот почему их тетрадки могут выглядеть по-другому и почему им нужно больше времени закончить  работу.

«Карточки Бройля» – (приспособление, помощь)

Карточки Бройля(для детей с проблемами зрения) раздаются родителям , и просим их «прочитать» карточки. Они, конечно, не могут это сделать, только если мы не поможем и не покажем, что значат точки и знаки на карточках. И тогда мы говорим о том, как трудно может быть для детей с  ограниченными возможностями читать слова на бумаге, поэтому им, может быть, нужна дополнительная помощь с чтением. Ученики могут иметь адаптированную помощь и занятия со специалистами.

«Пойми меня…»

Дайте каждому родителю большой зефир (или казинак, например) и попросите их положить его на верхнюю часть языка, потом повернуться к своему соседу и сказать: «Привет, меня зовут _____ и мое любимое мороженое _______» Проведя этот эксперимент,  cпросите родителей, было ли обидно пытаться общаться с людьми, когда люди их не понимали.
Потом обсудите какие могут быть нарушения артикуляционного аппарата. Посоветуйте родителям, как они могут поощрять детей с ограниченными возможностями здоровья к общению, например:
Пожалуйста, говори помедленнее. Ты можешь мне показать, о чем ты говоришь? Повтори еще раз, пожалуйста. Ты можешь написать, о чем ты пытаешься рассказать? Призывайте родителей и их детей соблюдать, не прерывать, уважать время, которое необходимо их ровесникам на обдумывание и ответ. Спросите их о чем-нибудь и подождите полных 10 секунд перед тем, как задать другой вопрос или дать подсказку. Это даст им время на обработку информации и ответ.

«Наушники»

Попросите родителей надеть заглушающие наушники и отойти в дальний от вас угол комнаты. Затем, тихим голосом попросите их что-нибудь сделать (например, три шага). Родители  не смогут Вас расслышать и сделать то, что Вы попросили. Покажите, чтобы они подходили к Вам ближе до тех пор, пока не смогут Вас слышать. В большинстве случаев, им придется подойти прямо к Вам, и даже тогда, они не всегда смогут слышать Вас. Объясните, что у многих детей  с ограниченными возможностями здоровья есть потеря слуха. Поэтому, всегда удостоверяйтесь, что Вы говорите с таким человеком, у которого есть нарушение слуха, когда он находится близко к Вам и у Вас есть зрительный контакт с ним, так как Вам это даст лучший шанс на коммуникацию.

«Чудо-художник»

Попросить одного из родителей  завязать глаза и нарисовать мелом на доске дом-дерево и человека. Можно попросить переписать левой рукой какое-нибудь предложение. Наверняка, это получится смешной рисунок или текст. Затем объяснить родителям , что многие дети  с ограниченными возможностями плохо видят или им трудно скоординировать свои движения.

Сейчас мы попробовали себя в роли детей с ОВЗ.

5. Ответы на вопросы

А теперь попробуйте ответить на вопросы:

- Скажите, пожалуйста, в Вашем окружении есть дети с ограниченными возможностями здоровья?

- Как вы думаете, Ваш ребенок сможет принять ребенка с ограниченными возможностями здоровья?

- Вы сможете объяснить Вашему ребенку, что его нельзя обижать?

- Как вы думаете, ребенок с ограниченными возможностями здоровья может посещать общеобразовательную школу, или же ему нужно ходить в специализированную школу?

- Если в нашем классе  будет ребенок с ограниченными возможностями здоровья, Вы будете против?

6.Проведение анонимного  анкетирования.(приложение 3)

7. Заключение.

Наше родительское собрание подходит к концу.

Нам нужно в нашем окружении быть терпимыми к детям с ограниченными возможностями здоровья. Каждый из нас должен постараться сделать шаг навстречу, протянуть руку помощи, поменять свое отношение к детям с ограниченными возможностями.

  • Опыт взаимодействия нормально развивающихся детей и детей, имеющих отклонения в развитии способствует формированию у «нормы» гуманности. Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу. «Нормальные дети » учатся воспринимать «особых» как нормальных членов общества.
  • Включенность воспитанников с особыми нуждами в среду нормально развивающихся сверстников повышает их опыт общения, формирует навыки коммуникации, межличностного взаимодействия в различных ролевых и социальных позициях, что в целом повышает адаптационные возможности детей.

Мы надеемся, что у Вас изменилось  отношение  к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Огромное Вам спасибо за активную работу.

Список литературы:

1. Институт проблем инклюзивного образования. http://inclusive-edu.ru/

2. Кленова Н. В. Как воспитать толерантность / Н.В. Кленова // Дополнительное образование. - 2006. - № 3. - С. 17-22.

3. Кувалдина Е. А. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в деятельности классного руководителя // Концепт. – 2014.

4. Методические рекомендации для классных руководителей по формированию толерантного отношения общества к детям с ограниченными возможностями здоровья Анапа 2013г. Электронный ресурс: anapa6school.narod.rucdo/mk_mru.docx.

5. Методическое пособие включает две брошюры: «Формирование толерантного отношения общества к детям-инвалидам», разработано психологом ЧерниковойО.А.Электронный ресурс: humanhealth.rufiles/Nachi…Tolerantnost.pdf

6. Перевалова Н.Е. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования .Электронный ресурс: festival.1september.ru›articles/580261/ Н.Е. Перевалова

7. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование, 2001, №  9; 2002, №  9.

8. Столганова Л.В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности). – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 128с.

9. Учимся жить вместе. Обучение детей – инвалидов в общеобразовательных школах. Электронный ресурс: youtube.comwatch?v=AT0ZIsIgDys;

 invalirus.rudetyam-invalidam…uchitsya-vmeste-s…

10. Формирование в образовательном учреждении толерантного    отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья./ Методические рекомендации для руководителей и специалистов образовательных учреждений. – г. Новокуйбышевск, 2006 - 105 с.

Приложение № 3

АНКЕТА

1. Кого можно считать инвалидом и кто для тебя инвалид?

*   Человек с ограниченными возможностями

*  Просто несчастный человек

* Человек, которому требуется помощь

* Обычный человек, такой же, как и я

2. Как часто в повседневной жизни можно встретить инвалидов?

*   Довольно часто

*   Иногда

*   Редко

*  Ни разу не встречал

3. Как ты думаешь, сколько примерно инвалидов в нашем городе?

*   Несколько сотен

*   Несколько тысяч

*  Десятки тысяч

*  Никогда не задумывался об этом

4. Как ты относишься к людям с ограниченными возможностями?

*   С жалостью, сочувствием

*   С неприязнью

*   Безразлично

*   Доброжелательно

*  Другое

5. Как ты отнесешься к тому, что вместе с тобой будет учиться ребенок-инвалид?

*   Вполне нормально, постараюсь с ним подружиться

* Настороженно, надо будет присмотреться

*  Отрицательно, постараюсь его не замечать и не общаться с ним

6. Если инвалид попросит у тебя помощь на улице или в общественном транспорте, поможешь ему?

* Да, конечно

* Сперва подумаю

* Нет

 *  Затрудняюсь ответить

7. Как ты поступишь, если твоим соседом в поезде или автобусе окажется  человек в инвалидной коляске?

*  Постараюсь поменять своё место

*  Постараюсь не замечать его трудностей, ведь  тебя  это не касается

*  Буду помогать ему,  если только он  попросит тебя об этом

*  Буду помогать ему при малейшей возможности,  не ожидая просьбы о помощи

8.Твое отношение к инвалидам, занимающимся спортом, участвующих в соревнованиях.

*  Никогда не задумывался об этом

*  Безразлично, меня это не касается

*  Настороженно – не знаю, зачем им это нужно

*  Нормально – наверное, это хорошо,  хотя и непривычно

*  Очень хорошо, они – молодцы!

 *  Другое

9. Знаешь ли ты о жизни людей с инвалидностью, их возможностях и трудностях?

* Да, знаю, что им приходится несладко

* Имею смутное представление об их жизни, о том, что им нужно

 * Ничего не знаю о жизни инвалидов и не интересуюсь этой темой

 10.Как ты относишься к проблеме защиты прав инвалидов?

 *  Положительно, их права надо защищать

 * Безразлично, не имею чёткого мнения на этот счёт

 * Отрицательно, пускай сами себя защищают

11.Что можно постараться сделать в интересах инвалидов?

 *  Главное, пересмотреть своё отношение к инвалидам

 *  Даже не знаю, чем мы можем помочь инвалидам

*  Помощь инвалидам – забота государства

 *  Отдавать часть своего дохода инвалидам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АНКЕТА "ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ К ШКОЛЕ"

Уважаемые родители!С помощью данной анкеты мы попытаемся выявить Ваши пожелания и претензии к школе. Благодарим Вас за участие в этом анкетировании и надеемся, что наше совместное сотрудничество...

Исследование развития межличностных отношений младших школьников 2-х классов.

Представленный материал, показывает,  результаты развития межличностных отношений ,анализ статусной структуры,выделены группы,которые распределились неравномерно....

Результаты исследований межличностных отношений младших школьников

В работе представлены различные дидактические игры для гпд, также их можно применять для отработки знаний на уроках....

«Воспитание бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей. Формирование элементов экологической культуры».

Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе... - услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и...

Ребенок не может выстроить отношения со сверстниками. Как ему помочь?

Статья «Отверженный – гонимый» Ольга Крушельницкая, Антонина Третьякова.  из номера: «АиФ Здоровье»№18-19 2011...

ОТНОШЕНИЕ К ДЕТЯМ (ТЕСТ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ)

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С  психологической  точки зрения родительское отношение – это педагогическая социаль...