Основные физиологические и психологические характеристики детей, поступающих в школу
консультация (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Собрание №1
Основные физиологические и психологические характеристики детей, поступающих в школу
Чтобы представить, какие изменения происходят в психике ребёнка младшего школьного возраста, необходимо знать о физиологических изменениях в этом возрасте.
Происходит функциональное совершенствование мозга - развивается аналитико-семантическая функция коры. Постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны. Поэтому и такие психические процессы, как память, внимание, восприятие носят непроизвольный характер.
Теперь поговорим о том, как изменяется поведение ребенка, отношение его к окружающему миру, взаимодействие его с окружающими его людьми, когда он становится школьником.
Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребенка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится учение, важнейшей обязанностью - обязанность учиться, приобретать знания. А учение- это серьезный труд, требующий таких качеств характера, как организованность, дисциплина, воля.
Школьник включается в новый для него коллектив. На первых порах учащиеся начальной школы хорошо учатся, руководствуясь своими отношениями в семье, иногда ребенок хорошо учится по мотивам взаимоотношений с коллективом. Большую роль играет и личный мотив: желание получить хорошую оценку, одобрение учителей и родителей. Позднее формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний. С самого начала пребывания детей в школе учитель становится для них непререкаемым авторитетом. Это самая важная предпосылка для обучения и воспитания в младших классах для обучения и воспитания в младших классах. Часто можно наблюдать, как школьники спорят с родителями, высказывая такие доводы: «Так сказал учитель!», «Учитель будет ругать»
Воспринять предмет для ребенка - значит что-то делать с ним, что-то изменить в нем, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его. Характерная особенность учащихся - ярко выраженная эмоциональность восприятия. Поэтому если в процессе выполнения домашнего задания возникли трудности, можно помочь ребенку, решив подобное задание с иллюстрацией, выполнением каких-либо практических действий. Некоторые возрастные особенности присущи и вниманию учащихся начальных классов. Основная из них - слабость произвольного внимания. Произвольное внимание младшего школьника требует так называемой близкой мотивации (перспективы получить отличную отметку, заслужить повалу учителя, лучше всех справиться с заданием и т.д.)
Значительно лучше в этом возрасте развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.
У младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Пример. Дома вы с ребенком долго учили правило, но, придя в класс, он забыл его и получил отрицательную отметку. Вы удивлены и рассержены. А между тем виноват не ребенок, а способ, который вы выбрали для заучивания. Лучше было бы, если бы вы помогли ему осмыслить текст: разделили бы его на части, выделили главную мысль каждой из частей и подобрали бы примеры. Помогают в запоминании ассоциации, иллюстрирование, образы, примеры из жизни.
Младший школьный возраст- возраст достаточного заметного формирования личности. Для ребенка характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности - учебу. Все формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.
Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, дети этого возраста импульсивны - склонны незамедлительно действовать, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник еще не обладает опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Это своеобразная форма протеста против тех твердых требований, которые предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.
Младшие школьники очень эмоциональны. Все, что они наблюдают, о чем думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Ребята пока не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. Особенность возраста заключается также в большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, бурных проявлениях радости, горя, страха. С годами все больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления, но до этого взрослым необходимо набраться терпения.
За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности. Навыки общения, полученные в этот период, очень важны для его будущей учебной, трудовой, а впоследствии и профессиональной деятельности. Поэтому родители не должны препятствовать ребенку, когда он приводит в дом друзей, чтобы заняться каким-то важным для него, но незначительным, на ваш взгляд, делом. Конечно, это не должно происходить без контроля взрослых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физиологические и психологические особенности мальчиков и девочек
Выборка основных моментов из книги В.Д.Еремеевой поможет иначе взглянуть на своих учеников и детей....
Физиологические и психологические особенности младшего подростка.
Статья была подготовлена для выступления на собрании для родителей 4 классов. Это первое собрание по данному вопросу.. Далее запланировано выступление на тему " В семье младший подросток". Темы ...
Психологическая характеристика детей, испытывающих семейное неблагополучие
Психика ребёнка, его душевный склад, восприятие и отношение к окружающему миру, другим людям формируются с самого раннего детства в родительской семье под влиянием той атмосферы, которая царит в родно...
Психологическая характеристика основных типов темперамента
В данном материале характеризуются 4 типа темперамента, достоинства и недостатки их, влияние типов на сплочённость коллектива....
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Методическая рекомендация по использованию диагностических методов в работе с младшим школьным возрастом от 7 до 9 - 10 лет...
«Психология дошкольного возраста» на тему: 1.Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. 2.Психологическая характеристика ребенка 5-7 лет.
Готовность к школе – очень актуальный вопрос для многих родителей шестилетних деток. Они часто задаются вопросами: «Пускать ли ребенка в школу? Готов ли он к школьной программе? Не тяжело ...
«Организация образовательного процесса с учетом физиологических и психологических особенностей обучающихся.»
ШМО«Организация образовательного процесса с учетом физиологических и психологических особенностей обучающихся.»...