ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка на тему

Харалгина Наталия Александровна

Методическая рекомендация по использованию диагностических методов в работе с младшим школьным возрастом от 7 до 9 - 10 лет 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Младший школьный возраст — возраст интенсивного интеллектуального развития. В детском саду деятельность ребенка ограничивается в основном ознакомлением с окружающим. В школе за относительно короткий промежуток времени ребенок должен овладеть системой научных понятий - основой наук. Система научных понятий создавалась тысячелетиями, и то, что человечество создало в течение столетий, ребенок должен усвоить за небольшое количество времени. Основой для определения возрастных границ периода младшего школьного возраста служит время обучения детей в начальных классах. До недавнего времени в нашей стране младший школьный возраст охватывал период от 7 до 9 - 10 лет (обучение в 1 - 3 классах). Сейчас, в связи с переходом к обучению с 6 лет и четырехлетней начальной школе, нижняя граница возраста соответственно отодвинулась.

С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят существенные изменения: коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей. Особую трудность для детей 6 -7-летнего возраста, наминающих обучаться в школе, представляет саморегуляция поведения. Ребенок должен сидеть на одном месте во время урока, не разговаривать, не ходить по классу, не бегать по школе во время перемен, тормозить свои импульсивно возникающие реакции, действовать согласно школьным правилам, выполнять инструкции учителя, соотносить свои действия с заданным образцом. От него требуется проявление необычной, довольно сложной и тонкой двигательной активности, как, например, при обучении рисованию и письму. Многие первоклассники не могут постоянно удерживать себя в определенном состоянии, управлять собой в течение длительного периода времени.

Ситуация обучения предъявляет новые требования к ребенку. Педагогическая практика показывает, что очень часто трудности в обучении детей начальной школы связаны с их неумением организовать свою деятельность, точно следовать указаниям учителя, с несамостоятельностью, пассивностью детей, расторможенностью и импульсивностью их поведения. Зачастую эти причины являются первичными, ведущими к пробелам в знаниях и не усвоению школьной программы. Дети с хорошими познавательными способностями, но низким уровнем развития произвольной сферы требуют повышенного внимания к себе как во время уроков, так и при подготовке домашнего задания. Пока накопленные пробелы в знаниях не стали для ребенка непреодолимым препятствием, необходимо принимать определенные меры по коррекции его поведения в ситуации обучения.

Информационные сетки по использованию диагностических методов в работе с младшим школьным возрастом от 7 до 9 - 10 лет

Психологические характеристики возраста

Методики

интеллект

  Диагностика умственного развития детей младшего школьного возраста (ТУРМШ) 

  Тест невербального мышления Равена 

личностная сфера

  Рисуночный тест «Дом. Дерево. Человек 

  Тест рисуночной фрустрации С.Розенцвейга. 

  Шкала явной тревожности для детей 8 - 12 лет CMAS 

  Диагностика и коррекция произвольности в младшем школьном и дошкольном возрастах (Н.Г. Салмина, О.Г. Филимонова)

психофизиологические особенности

специфика межличностных отношений

  Тест - опросник родительского отношения (ОРО - А.Я.Варга, В.В.Столин)

Диагностируемые параметры

Рекомендуемые методики и диагностические методы

Социальная ситуация развития.
Проблема, связанная с адаптацией ребенка к классному коллективу, взаимоотношениями с учителем, в семье

  Социометрия

  Проективная беседа «Мой круг общения»

  Методика исследования межличностных отношений Р. Жиля.

  CMAS (модиф. А.М.Прихожан)

  Методика Э.М. Александровской «Изучение социально- психологической адаптации»

  Методика «Рисунок семьи»

  «Кинестетический рисунок семьи»

  Методика «Два дома»

  Методика изучения отношения ребенка к членам семьи Е. Антони и Е. Бине.

  Тест-опросник родительского отношения (ОРО)

  Тест-анализ семейного воспитания (АСВ)

  Тест Р. Кеттелла (модиф. Э.М. Александровской, И.Н. Гильяшева)

  Карта Стотта

Ведущая деятельность.
Сформированность компонентов структуры учебной деятельности. Возрастные психические новообразования. Предпосылки формирования учебной деятельности. Произвольность поведения и познавательных процессов

  Схемы наблюдения уровня сформированности учебной деятельности

  Проективная проба «Урок в моем классе»

  Проективная проба «Рисунок школы»

  Методика «Лесенка побуждений»

  Методика «Составь расписание»

  Методика «Конверты»

  Методика Н.Г. Лускановой по мотивации

Особености мыслительной деятельности, внимания, памяти, воображения младшего школьника

  Методика «Классификация»

  Методика обучаемости А.Я. Ивановой

  Методика «10 слов» А.Р. Лурия

  «Корректурные пробы» (Бурдон, Н.И. Озерецкий)

  «Таблицы Шульте»

  Метод пиктограммы

  Методика воссоздающего воображения П.А. Шеварева

  Тест умств. развития младшего школьника. (ТУРМШ) (Борисова Е.М. Арсланьян В.П.)

  Нейропсихологические методики ( Е.Д. Хомская, (альбом), Л.С.Цветкова, Э.Г. Симерницкая, Т.В. Ахутина)

  Тест С.Д. Забрамной

  Тест Векслера

  ГИТ (Дж. Вана)

  Исследование словесно-логического мышления (Э.Ф. Замбацявичене)

  Исследование прогностической деятельности (Л.И. Переслени)

  Кубики Кооса

  Матрицы Равена

  Фигура Рэя-Тейлора (тест)

Психологическая готовность младшего школьника к обучению в средней школе

  Программа школьной готовности А.Л. Венгера;

  Тест школьной зрелости П.Я. Кэеса;

  Программа школьной готовности Н.И. Гуткиной;

  Тест школьной зрелости Керна-Йирасека;

  Программа диагностики уровня развития поступающих в начальную школу Г. Витцлака;

  Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС);

  Диагностический комплект М.М. Семаго;

  Методика Г.Ф. Кумариной;

Подготовлено педагогом –психологом КУ «Детский противотуберкулезный санаторий имени Е.М. Сагандуковой» Харалгиной Н.А.

2014г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

психологические особенности детей младшего школьного возраста как один из факторов сохранения самоценности возрастного периода

развитие внимания, памяти, особенности психологических процессов в младшем школьном возрасте, их значение в обучении и развитии ребенка....

Статья «Психологические особенности детей младшего школьного возраста»

Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Как писал В.А.Сухомлинский: «Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Психологический дневник учителя-логопеда...

Родительское собрание в 1 классе."Психологические особенности детей младшего школьного возраста"

Источником происходящих в младшем школьном возрасте психосоциальных изменений выступает учебная деятельность. Её формирование и является главной психолого-педагогической задачей, поскольку именно этот...

СтатьяПрактическое задание по лекциям «Психологические особенности детей младшего школьного возраста».

Итак, готовность к школе. Что это такое? Думаю, что для более-менее внятного ответа на этот вопрос надо постараться понять, что такое школа и для чего она существует.    Во...

Родительское собрание в третьем классе на тему: «Психологические особенности детей младшего школьного возраста» (Форма проведения – семинар)

Освоение педагогически обоснованных приёмов развития памяти младших школьников по Л.С.Выготскому в условиях семейного воспитания....

Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В статье рассматривается характеристика детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития...