Психологическая характеристика основных типов темперамента
классный час на тему
В данном материале характеризуются 4 типа темперамента, достоинства и недостатки их, влияние типов на сплочённость коллектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
temperament.docx | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическая характеристика основных типов темперамента
Ни для кого не секрет, что трудиться в сплочённом коллективе гораздо легче, спокойнее и эффективнее. Если в коллективе часто происходят конфликты, то их последствия отрицательно сказываются не только на совместной деятельности, но и на самочувствии каждого члена коллектива. Все люди очень разные: со своими привычками, характерами и темпераментами. Но что же такое «темперамент», «типы темперамента», какое влияние они оказывают на сплочённость коллектива, нам предстоит разобраться!
На мой взгляд, тема очень актуальна, ведь человек – существо общественное и не может развиваться вне коллектива! На протяжении всей жизни каждому человеку предстоит учиться или работать в разных коллективах. И от того, насколько хорошо мы научимся сосуществовать с другими людьми, зависит наша дальнейшая жизнь.
Цель нашей работы: изучить типы темпераментов, влияние типов темперамента на сплочённость коллектива.
Чтобы добиться этой цели я поставила себе следующие задачи:
- Изучить литературу по данной проблеме.
- Рассмотреть особенности темперамента.
- Охарактеризовать факторы сплочённости.
- Рекомендовать организовать и провести практическое исследование по проблеме влияния типов темперамента на сплочённость коллектива.
- Разработать рекомендации для педагогов и учащихся.
Темперамент – это совокупность индивидуальных особенностей человека, характеризующих эмоциональную и динамичную сторону его деятельности (умственную деятельность и поведение). Отдельные свойства и особенности темперамента могут благоприятствовать или противодействовать формированию личностных черт.
От темперамента человека зависят:
- Оценка и контроль деятельности.
- Скорость возникновения психических процессов (скорость мышления, восприятия, длительность сосредоточения внимания).
- Интенсивность психических процессов (активность воли, сила эмоций).
- Темп, ритм и ускорение деятельности.
- Дисциплинарные воздействия.
- Направленность психической деятельности на определённые объекты (экстраверсия или интроверсия).
Темперамент составляет основу развития характера человека, оказывает влияние на способы общения и поведения человека.
Темперамент – врожденная индивидуальная особенность человека, он не подвержен изменениям. Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным.
Тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого.
Взрослым, занимающимся воспитанием и обучением ребёнка необходимо учитывать тип темперамента ребенка, для того чтобы применяемые методы и приемы воспитания и обучения были эффективны и не наносили вред ребенку.
2. В психологии выделяют 4 типа темперамента человека: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.
Однако в чистом виде они встречаются редко, каждый человек лишь тяготеет к какому - то из них. В течение жизни под влиянием социального воздействия, воспитания, образа жизни, здоровья проявления темперамента могут сглаживаться. У детей признаки темперамента более отчетливы, их легко увидеть, если понаблюдать некоторое время за поведением ребенка.
Поговорим подробно о каждом виде темперамента. Расскажем о занятиях, которые являются для детей комфортными с учетом темперамента.
Психологическая характеристика типов темперамента - достоинства и недостатки.
Тип темперамента ХОЛЕРИК.
Тип нервной системы – безудержный, сильный, неуравновешенный, подвижный.
Холерик
Ребенок-холерик отличается неуравновешенностью, возбудимостью, быстротой действий, движений. Он быстро загорается и также быстро остывает. Особенно дискомфортной для него будет деятельность кропотливая, однообразная, длительная по времени. В общении со сверстниками стремится быть лидером, часто является источником конфликтов.
При верном воспитании у ребенка-холерика формируются очень важные качества: активность, инициативность, увлеченность, организаторские и коммуникативные способности.
Для ребенка с холерическим темпераментом подойдут интенсивные, но не очень продолжительные занятия, где есть возможность общения со сверстниками или конкуренция с соперником. Страстная, склонная к риску натура будет чувствовать себя в своей тарелке на футбольном поле, волейбольной или баскетбольной площадке, на велосипедной дорожке. Ребенок- холерик будет «зажигать» и на танцполе, в музыкальном коллективе — там, где требуется мощный и кратковременный выброс энергии.
Занятия, требующие кропотливости, тщательности, например рисование, лепка, вышивание, бисероплетение, могут быстро надоесть такому ребенку. Тяжелым испытанием для ребенка-холерика будет одиночество, отсутствие общения со сверстниками.
Достоинства Холерика:
- Холерический тип темперамента отличается решительностью, инициативностью, прямолинейностью.
- Подвижный и быстрый.
- С увлечением берется за дело, работает на подъеме, преодолевая трудности.
- Почти всегда находчив в споре.
- Незлопамятен и необидчив.
- Обладает выразительной мимикой.
- Речь живая, эмоциональная.
- Холерик способен быстро принимать решения и действовать.
- Неустанно стремится к новому.
- Быстро засыпает и просыпается, крепко спит.
- В критической ситуации проявляет решимость и напор.
- Чувства быстро возникают и ярко проявляются.
Недостатки Холерика:
- Холерик слишком тороплив.
- Для холерического типа темперамента характерны резкие, порывистые движения, неусидчивость, неуравновешенность, склонность к горячности.
- Не отличается терпением.
- В отношениях и в общении с людьми может проявлять резкость и прямолинейность.
- Холерик может провоцировать конфликтные ситуации.
- Упрям, зачастую капризен.
- Характерен резкий подъем и быстрый спад деятельности, т.е. работает холерик рывками.
- Иногда не вникает в суть проблемы, скользит по поверхности, отвлекается.
- Склонен к рискованным поступкам.
- Речь у холериков быстрая, порой сбивчивая, страстная.
- Агрессивен, очень вспыльчив и не выдержан.
- Холерик склонен к резким переменам настроения, нервным срывам.
- Когда запас энергии истощается, его настроение резко падает.
- Нетерпим к промахам и недостаткам других.
- Обидчив.
Холерикам необходимо научиться сдерживать себя, не быть заносчивыми. Им можно посоветовать сосчитать до десяти прежде, чем отреагировать на ситуацию.
Тип темперамента САНГВИНИК
Тип нервной системы – сильный, уравновешенный, подвижный.
Сангвиник
Это живой, любознательный, подвижный, жизнерадостный ребенок. Он эмоционально устойчив, не обидчив, легко переживает неудачи. Он умеет быстро налаживать контакты, любит коллективные мероприятия.
Правильное воспитание сформирует в ребенке активное отношение к обучению, целеустремленность.
Такому ребенку подойдут подвижные, активные занятия. Можно выбрать спорт, танцы. Занятия могут быть как индивидуальные, так и в группе, в команде. Возможно, в силу своей активности ребенок будет интересоваться многими видами деятельности, он захочет заниматься сразу в нескольких кружках, студиях. Позвольте ему это, разрешите переходить из одной секции в другую. Чем больше умений он освоит, тем больше задатков получат стимулы для развития. Более глубокое погружение в выбранную деятельность может произойти в последующие годы — в подростковом, юношеском возрасте.
Достоинства Сангвиника:
- Сангвинистический тип темперамента отличается веселостью, энергичностью, жизнерадостностью, отзывчивостью.
- Настроение сангвиника имеет свойства часто меняться, но в основном преобладает хорошее настроение.
- Чувства привязанности, враждебности, радости и горя возникают у сангвиников быстро, но они неглубоки.
- Быстро схватывает все новое и интересное.
- Быстро переключается с одного вида деятельности на другой.
- Свои неудачи и неприятности переживает легко.
- С легкостью приспосабливается к различным обстоятельствам жизни.
- Обладает хорошей работоспособностью и выносливостью.
- За всякое новое дело берется с энтузиазмом.
- Сангвиник отличается громкой, торопливой, но при этом отчетливой речью, сопровождающейся. активной жестикуляцией и выразительной мимикой.
- В общении с новыми людьми не испытывает страха и скованности.
- Сохраняет самообладание в стрессовой, критической ситуации.
- Сангвиник способен аргументировано защитить себя и в тоже время пытается нормализовать обстановку.
- Быстро просыпается и засыпает.
- Проявляет настойчивость в достижении поставленной задачи, цели.
- Хороший организатор.
Недостатки Сангвиника:
- Если сангвиник теряет интерес к начатому делу, то он бросает его, не доведя его до конца.
- Сангвиники не любят однообразную работу.
- Склонны переоценивать как себя, так и свои возможности.
- Сангвиническому типу присущи неустойчивость в интересах и склонностях.
- Человеку с сангвиническим типом темперамента в тягость однообразная, будничная кропотливая работа.
- Поспешен в решениях, опрометчивость решений, не собран.
- Неустойчивое настроение.
- Трудно вырабатываются волевые качества.
- Для достижения успеха в деятельности сангвиникам не стоит разбрасываться по мелочам, им необходимо быть целеустремленными, аккуратными, усидчивыми.
Тип темперамента ФЛЕГМАТИК
Тип нервной системы – инертный, сильный, уравновешенный, малоподвижный.
Флегматик
Это спокойный и неторопливый малыш. Он основательно продумывает свои действия, проявляет упорство в достижении цели. Ему трудно быстро ориентироваться в ситуации, он не любит перемен, предпочитает стабильность, надолго запоминает усвоенные знания, навыки. Его настроение устойчиво, он редко выходит из себя, с удовольствием общается с окружающими его взрослыми и сверстниками.
Воспитание может сформировать у ребенка-флегматика такие качества как усидчивость, настойчивость. Ему подойдут занятия, требующие кропотливости и терпения. Если у ребенка хороший музыкальный слух, можно предложить ему занятия музыкой. Если он имеет интерес к рисованию, лепке, аппликации — займитесь с ним художественным творчеством.
Такому ребенку может не понравиться деятельность, требующая скорости, мгновенной реакции, быстрой адаптации. Поэтому из всех видов спортивных занятий выбирайте спокойные. Это плавание, бальные и спортивные танцы. Там навык формируется путем многократного повторения и индивидуальной работы с тренером.
Командные игры — футбол, гандбол, баскетбол, контактные виды спорта — бокс, фехтование не принесут флегматику удовлетворения, поскольку они требуют быстроты реакции, умения понимать партнера и соперника и мгновенно принимать решение.
Достоинства Флегматика:
- Флегматичный тип темперамента отличается спокойствием, хладнокровностью, рассудительностью, осторожностью, терпеливостью, усидчивостью, уравновешенностью и выдержкой, как в обычной жизни, так и в стрессовой ситуации.
- Проявляет последовательность и обстоятельность в делах, вследствие чего начатое дело доводится им до конца.
- Флегматики настойчивы и упорны в достижении своих целей.
- Склонность к аффектам у флегматиков отсутствует.
- Речь спокойная, размеренная с паузами, без резко выраженных эмоций, без жестов и мимики.
- Флегматики малоразговорчивые.
- Способны выполнять однообразную, длительно напряженную работу.
- Все рассчитывает и не тратит силы попусту.
- В работе придерживается системности.
- Флегматики склонны придерживается выработанного, привычного распорядка жизни.
- С легкостью соблюдает режим.
- Флегматичный тип темперамента обладает хорошей выдержкой, что легко позволяет ему сдерживать свои порывы.
- Незлопамятный.
- Снисходительно относится к колкостям, высказанным в его адрес.
- Характерно постоянство в отношениях и интересах, часто однолюбы.
- Любят порядок и аккуратность во всем.
- Разум у флегматиков преобладает над чувством.
- Хорошо контактируют с людьми других темпераментов.
- Обладает хорошей памятью.
- Флегматики – надежные люди, которых сложно вывести из себя.
- Чувства флегматиков глубоки, но тщательно скрыты от посторонних глаз.
Недостатки Флегматика:
- Флегматики практически не восприимчивы к одобрению и порицанию в свой адрес.
- Слабо реагируют на внешние раздражители, поэтому не могут быстро реагировать на новые ситуации.
- Флегматики скупы на эмоции.
- Мимика и движения флегматика невыразительны и медлительны.
- Обстоятельны до занудства.
- В работу включается медленно и так же медленно переключается с одного дела на другое.
- С трудом адаптируется в новой обстановке и медленно сходятся с новыми людьми.
- В жизни много стереотипов, шаблонов.
- Ненаходчивы.
Флегматикам стоит развивать недостающие ему качества такие как: подвижность, активность. Не допускать проявление таких качеств как: инертность и вялость.
Тип темперамента МЕЛАНХОЛИК
Тип нервной системы – слабый, неуравновешенный, малоподвижный.
Меланхолик
У детей с меланхолическим типом темперамента деятельность протекает замедленно, при этом они быстро утомляются. Если ребенка подгонять, действия еще больше замедляются. Медленно, но надолго ребенок погружается в то или иное эмоциональное переживание. Плохое настроение не будет мимолетным, возникшая печаль удивляет взрослых своей глубиной, силой, длительностью. Ребенок тревожится в незнакомой обстановке, стесняется незнакомых людей, избегает многочисленных контактов со сверстниками.
В процессе воспитания у детей-меланхоликов формируются мягкость, отзывчивость, душевность.
Для такого ребенка подойдут спокойные виды деятельности в комфортных условиях. Дети-меланхолики с удовольствием читают книги, смотрят познавательные передачи, фильмы, любят наблюдать окружающую их природу, исследовать ее.
Их глубокие чувства и переживания могут раскрыться в художественном, литературном творчестве.
Чтобы определить темперамент ребенка, воспользуйтесь вопросами, которые представлены в разделе «Диагностика способностей и интересов». Они помогут увидеть в поведении ребенка признаки типа темперамента.
Достоинства Меланхолика:
- Меланхоличный тип темперамента отличается повышенной чувствительностью.
- Меланхолики способны воспринимать одобрения и порицания.
- Предъявляет высокие требования и к себе, и к окружающим людям.
- Хорошо чувствуют других людей.
- При благоприятных условиях сдержаны и тактичны.
- Эмоциональные состояния и чувства людей меланхоличного типа темперамента отличаются глубиной, длительностью и большой силой.
- Меланхоликам свойственна постоянство и глубина, острая восприимчивость к внешним воздействиям.
- В привычной и спокойной обстановке люди с меланхоличным типом темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно.
Недостатки Меланхолика:
- Меланхоликов от других типов отличает высокая эмоциональная чувствительность.
- Они тяжело переносят огорчения и обиды, внешне это может никак не проявляться.
- Свои мысли и переживания держат в себе.
- Меланхолики сильно переживают даже незначительные неудачи.
- Меланхолик очень застенчив, стеснителен, раним, скрытен, нерешителен, неуверенный в себе и своих силах.
- Всегда пессимистично настроен, редко смеется.
- При малейшей неудачи испытывает чувство подавленности и растерянности.
- В незнакомой обстановке теряется.
- Меланхолик смущается при контакте с новыми людьми.
- Долго адаптируется в новом коллективе.
- Имеет маленький круг близких людей.
- У меланхоликов наблюдается склонность к одиночеству, депрессиям, подозрительности, они замыкаются и уходят в себя.
- Быстро утомляются, в работе необходимо делать паузы.
- Для меланхоличного типа темперамента характерна слабая тихая речь вплоть до шепота, впечатлительность до слезливости, чрезмерная обидчивость и плаксивость.
- Малейшая неприятность, нервная обстановка на работе способны вывести меланхолика из равновесия.
- При неблагоприятных условиях меланхолики замкнуты, боязливы, тревожны.
- Меланхолик – единственный тип темперамента, характеризующийся легкой ранимостью и обидчивостью.
- Меланхолик предпочитает подчиняться правилам и авторитетам.
- На кануне важных событий всегда чрезмерно переживает и волнуется.
- То, что сметет на своем пути холерик, не заметит флегматик, обойдет сангвиник - для меланхолика становится препятствием. Он теряется, опускает руки, именно в такие моменты ему нужно сочувствие и поддержка близких и друзей.
В плане самосовершенствования и самореализации меланхоликам необходимо быть более активными, организаторской деятельностью, заниматься шефской помощью, чтобы ощутить свою значимость, уверенность и повысить свою самооценку. Этому способствует также занятия физкультурой и спортом, гимнастикой.
3. Факторы групповой сплочённости
К числу основных факторов групповой сплочённости чаще всего относятся:
1) сходство базовых ориентаций ценностных членов группы;
2) ясность и определённость групповой цели;
3) демократический стиль лидерства (руководства);
4) кооперативная взаимозависимость членов группы в процессе совместной деятельности;
5) оптимизм и бодрость коллективной жизни и деятельности;
6) чувство защищённости;
7) наличие общественного мнения;
8) наличие положительного психологического климата;
9) относительно небольшой объём группы;
10) престиж группы.
Для высокоразвитого сплочённого коллектива характерно наличие доброжелательного фона взаимоотношений, эмоционального сопереживания, сочувствия друг другу.
ВЛИЯНИЕ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА НА СПЛОЧЁННОСТЬ КОЛЛЕКТИВА»
В заключение хочу сделать следующие выводы:
1. Темперамент – это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения.
2. Сплочённость (группы, коллектива) – характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадений оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам, людям, идеям, событиям и пр., наиболее значимым для группы в целом.
3.Типы темперамента влияют на сплочённость коллектива.
При выборе занятий для ребенка необходимо учитывать его темперамент, это обеспечит ребенку успешность в выбранной деятельности и позволит чувствовать себя комфортно.
Темперамент - очень устойчивая характеристика, он дается человеку при рождении и лишь незначительно меняется в процессе его жизни и деятельности. Он придает своеобразие поведению ребенка и проявляется в устойчивости эмоциональных состояний, в привычной скорости движений. Но нельзя ссылаться на темперамент, если ребенок нарушает правила поведения, проявляет агрессию в отношении окружающих его людей, животных, предметов, не слушает взрослых и т. д. Только воспитание делает его вежливым или грубым, дружелюбным или драчуном, послушным или капризным.
Подведем итоги
• Темперамент — это врожденное качество, не пытайтесь с ним бороться. Попытайтесь понять его и учесть при выборе занятий для ребенка.
• Не бывает «плохих» темпераментов. Грубость, агрессивность, эгоизм, низкий уровень культуры — это результат плохого воспитания.
• Выбирайте занятия согласно склонностям ребенка, его поведению. Учитывайте силу и скорость реакций ребенка, устойчивость и смену эмоций, активность и утомляемость, потребность в общении.
• Родители должны не только расширять кругозор малыша, но и развивать его способности, расширяя представления о различных видах деятельности. Важно предложить ребенку те занятия, которые подходят ему по темпераменту, по возможностям. Такие занятия сформируют у него интересы, склонности, помогут преодолеть неуверенность и страх.
Приложение 1
Формула темперамента (авторы - составители А.В. Тимченко, В.Б. Шапарь)
Инструкция. Отметьте, пожалуйста, в каждом из четырех блоков знаком «+» только те качества в паспорте темперамента, которые характерны для вас. Затем по каждому из блоков подсчитайте сумму плюсов и выведите формулу вашего темперамента.
Итак, если вы:I
1) неусидчивы; суетливы;
2) невыдержанны и вспыльчивы;
3) нетерпеливы;
4) резки и прямолинейны в
отношениях с людьми;
5) решительны и инициативны;
6) упрямы;
7) находчивы в споре;
8) работаете рывками;
9) склонны к риску;
10) незлопамятны и необидчивы;
11) обладаете быстрой, страстной, со сбивчивой интонацией речью;
12) неуравновешенны и склонны к горячности;
13) агрессивны, «забияка»
14) нетерпимы к недостаткам
других;
15) обладаете выразительной
мимикой;
16) способны быстро действовать и решать;
17) неустанно стремитесь к новому;
18) обладаете резкими,
порывистыми движениями;
19) настойчивы в достижении
поставленной цели;
20) склонны к резким сменам
настроения.
II
1) веселы и жизнерадостны;
2) энергичны и деловиты;
3) часто не доводите начатое
дело до конца;
4) склонны переоценивать себя;
5) способны быстро схватывать
новое;
б) неустойчивы в интересах и
склонностях;
7) легко переживаете неудачи и
неприятности;
8) легко приспосабливаетесь к
новым обстоятельствам;
9) с увлечением беретесь за
любое новое дело;
10) быстро остываете, если
дело перестает вас интересовать;
11.) быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной деятельности на
другую;
12) тяготитесь однообразием, будничной, кропотливой работой;
13) общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми для вас людьми;
14) выносливы и работоспособны;
15) обладаете громкой, быстрой речью, сопровождаемой живыми жестами;
16) сохраняете самообладание в неожиданной, сложной обстановке;
17) обладаете всегда бодрым настроением;
18) быстро засыпаете и пробуждаетесь;
19) часто несобранны, проявляете поспешность в решениях;
20) склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаться.
Если вы:
III
1) спокойны и хладнокровны;
2) последовательны и
обстоятельны в делах;
3) осторожны и рассудительны;
4) умеете ждать;
5) молчаливы и не любите
попусту болтать;
6) обладаете спокойной,
равномерной речью, с остановками, без резко выраженных
эмоций и мимики;
7) сдержанны и терпеливы;
8) доводите начатое дело
до конца;
9) не растрачиваете попусту
сил;
10) строго придерживаетесь
четкого распорядка в жизни,
системы в работе;
11) легко сдерживаете порывы;
12) мало восприимчивы к
одобрению и порицанию;
13) незлобивы, снисходительны
к колкостям в свой адрес;
14) постоянны в своих отношениях и интересах;
15) медленно включаетесь
в работу и переключаетесь
с одного дела на другое;
16) ровны в отношениях со всеми;
17) любите аккуратность
и порядок во всем;
18) с трудом приспосабливаетесь к новой обстановке;
19) инертны, вялы;
20) обладаете выдержкой.
IV
1) стеснительны и застенчивы;
2) теряетесь в новой обстановке;
3) затрудняетесь установить
контакт с новыми людьми;
4) не верите в свои силы;
5) легко переносите одиночество;
6) чувствуете подавленность и
растерянность при неудаче;
7) склонны уходить в себя;
8) быстро утомляетесь;
9) обладаете спокойной, тихой
речью, иногда нисходящей до
шепота;
10) невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника;
11) впечатлительны;
12) чрезвычайно чувствительны
к одобрению и порицанию;
13) предъявляете высокие требования к себе и окружающим;
14) склонны к подозрительности, мнительности;
15) болезненно чувствительны и
легко ранимы;
16) чрезмерно обидчивы;
17) скрытны и необщительны, не
делитесь ни с кем своими мыслями;
18) малоактивны и робки;
19) безропотно покорны;
20) стремитесь вызвать сочувствие и помощь окружающих.
Обработка результатов:
Положительные ответы на вопросы первой группы соответствуют 1-му типу — холерик (Х), второй— сангвиник (С), третьей — флегматик (Ф), четвертой — меланхолик (М). Тип темперамента можно считать выраженным, если количество по какой - либо из четырех групп превышает 11—15 баллов.
Однако часто у человека может быть выражен не один тип темперамента, а несколько. Для того чтобы определить формулу темперамента, подсчитанное отдельно по каждому разделу количество пересчитывается в проценты:
Фт = Х (Ах * 100) + С (Ас * 100) + Ф (Аф * 100) + М (Ам * 100) %
А А А А
где А – общее число «+» по всем типам темперамента;
А х, с, ф, м – количество «+» соответственно в каждой из 4-х групп вопросов.
Если относительный результат положительных ответов по какому-то типу темперамента составляет 40% (т.е. 8 положительных ответов) и, выше, то данный вид темперамента у вас доминирует.
От 30 до 39 % (т.е. 6-7 положительных ответов) — черты данного темперамента выражены ярко; от 20 до 29 % (4-5 ответов положительных ответов) — средне;
от 10 до 19 % — черты данного типа темперамента выражены слабо;
от 0 до 9 % — черты не присущи.
Приложение 2
Опросник групповой сплочённости Сишора
Методика состоит из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов. Ответы кодируются в баллах согласно приведённым в скобках значениям (максимальная сумма – 19 баллов, минимальная – 5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.
1. Как бы ты оценил свою принадлежность к коллективу?
- Чувствую себя его членом, частью коллектива (5)
- Участвую в большинстве видов деятельности (4)
- Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3)
- Не чувствую, что являюсь членом коллектива (2)
- Живу и существую отдельно от него (1)
- Не знаю, затрудняюсь ответить (1)
2. Перешли бы вы в другой коллектив, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?
- Да, очень хотел бы перейти (1)
- Скорее перешел бы, чем остался (2)
- Не вижу никакой разницы (3)
- Скорее всего, остался бы в своем коллективе (4)
- Очень хотел бы остаться в своем коллективе (5)
- Не знаю, трудно сказать (1)
3. Каковы взаимоотношения между членами вашего коллектива?
- Лучше, чем в большинстве коллективов (3)
- Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)
- Хуже, чем в большинстве коллективов (1)
- Не знаю, трудно сказать (1)
4. Каковы у вас взаимоотношения с учителями?
- Лучше, чем у большинства коллективов (3)
- Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)
- Хуже, чем в большинстве коллективов (1)
- Не знаю (1)
5. Каково отношение к учебе в вашем коллективе?
- Лучше, чем в большинстве коллективов (3)
- Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)
- Хуже, чем в большинстве коллективов (1)
- Не знаю (1)
Уровни групповой сплочённости:
15 баллов и выше – высокая;
11 – 15 баллов – выше средней;
7 – 11 баллов – средняя;
4 – 6 баллов – ниже средней; 4 балла и ниже – низкая.
Приложение 3
Рекомендации для учащихся:
- Не зависимо от типа темперамента, рекомендуем развивать положительные качества личности, преодолевать и избавляться от отрицательных качеств.
- Необходимо опираться на сильные стороны своего темперамента.
- Сангвиникам следует опираться на свою общительность, отзывчивость, жизнерадостность, работоспособность, хорошую адаптацию к новым обстоятельствам, избавляться от беззаботности, поверхностности, неустойчивости в интересах, поспешности в решениях.
- Холерикам необходимо опираться на такие положительные качества, как активность, оптимизм, целеустремлённость, решительность, инициативность, избавляться от вспыльчивости, излишней прямолинейности, агрессивности, рискованности.
- Флегматикам следует опираться на старательность, надёжность, миролюбие, аккуратность, спокойствие, выдержку, рассудительность, избавляться от пассивности, медлительности, излишней осторожности.
- Меланхоликам необходимо опираться на устойчивость чувств, хорошую интуицию, преданность, чуткость, требовательность, избавляться от необщительности, неуверенности, тревожности, пассивности, обидчивости, подозрительности и мнительности.
- «В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни – меланхоликом, относительно впечатлений, глубоко затрагивающих наши интересы, - холериком и, наконец, в исполнении раз принятых решений – флегматиком» В. Вундт.
Приложение 4
Рекомендации для педагогов:
- Для оптимальной организации учебно-воспитательного процесса педагогам необходимо учитывать типы темпераментов учащихся.
- Используя групповые формы работы на уроках и во внеурочной деятельности, педагогам следует включать в состав групп учащихся с разными типами темпераментов.
- Организуя парную работу, не допускать следующих сочетаний: холериков и флегматиков, холериков и меланхоликов.
- Для повышения групповой сплочённости, педагогам необходимо создавать положительную психологическую атмосферу на уроках, применять демократический стиль преподавания.
- Для повышения сплочённости коллективов, классным руководителям планировать совместно с детьми коллективно-творческие дела и внеклассные мероприятия; формировать общественное мнение в коллективе; стараться задействовать всех учащихся во внеклассных мероприятиях с учётом их темпераментов, личностных особенностей и взаимных симпатий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Типы темперамента у детей
Материалы статьи помогут родителям понять поведение своего ребёнка в разных жизненных ситуациях. Определив преобладающий тип темперамента, взрослые смогут установить более тесный контакт со своим...
Диагностика типа темперамента
презентация идеально подходит для родительского собрания в 1-2 классе...
«О типах темперамента и профессиях»
«О типах темперамента и профессиях»...
Педагогическая статья "Влияние типа темперамента на учебную деятельность"
Данная научно-педагогическая стать будет полезна учителям начальных классов....
Ребенок с характером. Типы темперамента.
Ребенок с характером. Типы темперамента....
Основные физиологические и психологические характеристики детей, поступающих в школу
Родительское собрание для учащихся 1 класса....
Психологические особенности детей с разным типом темперамента
Информация для стенда. Особенности поведения, общения и развития детей с разными типами темперамента. Информация может быть полезна как родителям, так и педагогам, работающим с детьми....