Совместная работа семьи и школы в воспитании и формировании личности младшего школьника.
статья (2 класс)

Матвиенко Наталья Николаевна

Совместная работа семьи и школы в воспитании и  формировании личности младшего школьника.

        "Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом".

                                                                                                   Ш.А. Амоношвили.

 

Семья, по мнению В.Н. Худякова, является «тем первичным звеном, где начинается становление ребенка как личности. И то, что будет заложено в ребенке с детства, должно неизбежно проявиться в его будущей жизни». В Конвенции о правах ребенка сказано: "Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания". То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В семье закладываются основы личности ребенка, и к окончанию  школы он уже  формируется как личность. Как этого достичь? Что представляет собой современная семья? Об этом пойдет речь в данной методической разработке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья82 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная работа семьи и школы в воспитании и  формировании личности младшего школьника.

Матвиенко Н.Н. учитель начальных классов

Муниципальное автономное образовательное

учреждение школа «Эврика-развитие»города Томска

МАОУ Школа «Эврика-развитие»  г.Томска

        "Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом".

                                                                                                   Ш.А. Амоношвили.

Семья, по мнению В.Н. Худякова, является «тем первичным звеном, где начинается становление ребенка как личности. И то, что будет заложено в ребенке с детства, должно неизбежно проявиться в его будущей жизни». В Конвенции о правах ребенка сказано: "Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания". То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В семье закладываются основы личности ребенка, и к окончанию  школы он уже  формируется как личность. Как этого достичь? Что представляет собой современная семья? Об этом пойдет речь в данной методической разработке.

Современные семьи развиваются в условиях сложной экономической и социальной обстановки в стране. Обостряются семейные проблемы на государственном уровне. Это приводит к конфликтам внутри семей и часто к распаду семьи. Сегодняшняя семья в корне изменилась. Родители зачастую предпочитают не думать о том, кого они хотят вырастить, каким будет их ребенок. Все труднее педагогу находить общий язык с родителями учащихся. Работа школы с родителями и родительской общественностью в настоящее время актуальна тем, что школа может оказать реальную помощь родителям в воспитании ребенка. Непременным условием стабильности семьи и нормального развития ребенка является сотрудничество родителей с педагогическим коллективом школы, в которую поступил их ребенок.

Главная задача классного руководителя при этом – найти такое взаимоотношение с родителями ребенка, которое поможет развивать и формировать будущую личность в правильном направлении, с минимальными психологическими затратами.

В условиях нашей школы наиболее важно при создании воспитательной системы формировать целостное понимание родителями воспитательного процесса, привлекать их к организации воспитательного процесса в различных формах, организовать социальную работу на должном уровне (к сожалению, большое количество асоциальных семей). В начале работы создается программа деятельности классного руководителя по воспитательной работе класса. Она создается вместе с представителями родительской общественности, с учетом их пожеланий, требований, – ведь это их дети будут воспитываться на основе данной программы. Ведь  новая образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами образовательного процесса, а значит, возложила на них ответственность за качество образования и воспитания своих детей. Часть родителей активно стремится  к педагогическому самообразованию, пытается разобраться в сущности современных образовательных процессов, в особенностях образовательной и воспитательной программ школы. Возросший уровень педагогической компетентности родителей позволяет говорить об успешности их психолого-педагогического просвещения. Широко используемый культивируемый вид сотрудничества – родительские собрания, консультирование родителей педагогами и психологами – выходит сегодня в своем содержании на качественно новую ступень. 

Цель работы – организация сотрудничества  родителей и школы в деле воспитания и формирования ребенка на основе единой педагогической позиции.

Задачи:

  • включение родителей в совместную со школой воспитательную деятельность;
  • правовое просвещение родителей;
  • оказание помощи родителям в семейном воспитании;
  • оказание родителями материально-финансовой помощи школе;
  • совместная со школой организация социальной защиты детей;
  • организация здорового образа жизни ребёнка в семье и школе.
  1. Для изучения семьи составляется анкета, которую классный руководитель заполняет в ходе беседы с родителями.

В воспитательной работе на основе анкетирования родителей и учащихся разработаны:

  • образ выпускника школы,
  • концепция воспитательной работы,
  • программа гражданско-патриотического воспитания,
  • программа профилактической работы,
  • родительский комитет школы и положение о его работе.

Самой эффективной групповой формой работы с родителями является родительское собрание, которое проводится один раз в месяц или в четверть, в зависимости от особенностей класса, возраста учащихся, контингента родителей.

Работа с родителями в воспитании детей будет успешной и поможет совершенствованию личностных качеств школьника,  если  за основу взять  наказ педагога В.А. Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях, «если и дальше так будет продолжаться», - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения? – это уродливое воспитание».

Классный руководитель  должен стать помощником и хорошим советчиком для родителей, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра и доверия, помочь родителям приобрести опыт в воспитании собственного ребенка. Нужно делать все, чтобы взаимодействие с родителями учащихся было эффективным. Работу направлять на создание единого воспитательного поля, единой социальной среды, где наивысшие ценности станут основой жизни, достойной Человека.

Мною были определены цели и базовые принципы воспитания, среди которых  - привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу класса, расширение внешних связей школы для решения проблем воспитания. Чтобы взрастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом, знаниями. Поэтому классный руководитель в работе  с детским коллективом многие проблемные вопросы, касающиеся общения детей и родителей, проговаривает вначале с взрослыми, осуществляя серьезное и целенаправленное просвещение родителей своих учащихся по проблемам воспитания. И  это просвещение  опережающее, а не констатирующее, предваряющее те трудные ситуации, которые могут назреть в семьях учащихся. Только тогда можно говорить о каких – то результатах в системе воспитательной работы.

Совместная деятельность учителя, учащихся и родителей позволила разработать своеобразную модель воспитательной системы класса.

Главное в воспитательной системе класса – создание соответствующего морально – психологического климата, творческой атмосферы, доброжелательного стиля отношений – всего того, что способствует развитию личности каждого ученика, коллектива в целом; помогает в формировании жизненной позиции, общего отношения к жизни; признанию личности человека как абсолютной ценности.

Для оптимального формирования и развития личности ребенка очень важно, чтобы именно в семье он чувствовал себя спокойным, открытым, эмоционально раскрепощенным, защищенным. Ведь семейное воспитание – это педагогика будней, педагогика каждого дня, это непрекращающийся эксперимент, творчество, труд, не имеющий конца, не позволяющий остановиться, застыть в самодовольном покое. Семейная педагогика в повседневной жизни совершает великое таинство – формирование личности человека. Совместная работа семьи и школы только помогает этому благородному  делу. Какие формы работы используются при этом?

Формы работы с родителями

Работа с родителями ведется по двум направлениям – повышение психолого-педагогических знаний и вовлечение их в учебно – воспитательный процесс.

Во всей работе отчетливо реализуется идея сотрудничества, она способствует обогащению жизни детей, содействует формированию благоприятного морально – психологического климата в детском коллективе, укрепляет и развивает отношения «Педагог – ученик», «Педагог – родитель», «Ученик – родитель».

Основные ценности, которые привносит учитель: образованность,  целеустремленность, демократичность,  интеллигентность, воспитанность, законопослушность.

В воспитательной системе моего класса взаимодействие и сотрудничество педагогического, ученического и родительского сообществ  выступает как системообразующий элемент, объединяя весь учебно-  воспитательный процесс. В плане воспитательной работы на учебный год мы с родителями совместно планируем культурно-просветительские мероприятия. Я, как куратор, организую мероприятие, а родители активно принимают в нем участие совместно с детьми. Инициативная группа родителей оказывает различную помощь в образовательно – воспитательном процессе. Класс участвует во всех акциях, праздниках и благотворительных мероприятиях, проводимых школой.

Формы участия родителей в управлении ОУ:

  • спонсоры;
  • социальные заказчики образовательных услуг и исполнители дополнительных образовательных услуг;
  • эксперты качества образования;
  • защитники прав и интересов ребенка.

Такое участие родителей в жизни школы влияет не только на развитие образования в целом и расширяет состав участников образовательного процесса, ответственных и лично заинтересованных в его положительном результате, но и содействует повышению авторитета родителей в семье, повышает самооценку учащихся, чьи родители уважаемы и востребованы в школе, что, несомненно, способствует сближению взрослых и детей.

Формы психолого-педагогического просвещения родителей:

Основные формы работы с родителями – тематические родительские собрания совместно с медучреждениями, органами правопорядка, ГО и ЧС, лекторий для родителей, родительские конференции, практикумы, открытые уроки,  индивидуальные тематические консультации,  рейды в неблагополучные семьи, индивидуальные беседы, проведение совместных праздников («Вместе интересней»,  «Мой папа лучше всех» и др.), концерты ко Дню Матери, Дню Победы, совместные выходы на культурно- просветительские мероприятия).

Кроме этого применяются следующие формы работы:

  • Конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей).
  1. Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. На родительских конференциях  обсуждаются насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, правовое воспитание, сексуальное воспитание в семье – вот темы родительских конференций. Родительские конференции проходят с обязательным участием психолога, социального педагога, медицинского работника, инспектора ОППН. В их задачу входит проведение социологических, психологических исследований по проблеме конференции, знакомство участников конференции с их результатами Проведение бесед по различным темам, например,   «Юношеский возраст и его особенности. Возможные «кризисы» переходного возраста» (психолог), «Научите ребенка говорить «Нет». Нет наркотикам, алкоголю, токсикомании, табаку, (памятка родителям) (нарколог). Также даются  статистические данные правонарушений среди подростков, их профилактика, проводятся беседы, например, «Роль семьи в правовом воспитании подростков» и другое.  Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.
  2. Практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей. Например, «Наказания детей. Какими им быть?»).
  3. Открытые онлайн уроки (цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Чтобы избежать проблем,  родителям необходимо посещать факультативные занятия по подготовке к ЕГЭ и обязательно знакомить их  с результатами тестирования.  Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности).
  4. Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах). Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Классный руководитель  должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:
  • особенности здоровья ребенка;
  • его увлечения, интересы;
  • предпочтения в общении в семье;
  • поведенческие реакции;
  • особенности характера;
  • мотивации учения;
  • моральные ценности семьи.
  1. Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни. Обязательное условие - составление Акта обследования семьи. Ведение дневника наблюдений за поведением и прилежанием ребенка (если семья неблагополучная, а ребенок принадлежит к «группе риска»).
  2. Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения  организую следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Например, «Половое воспитание подростка»,  «Плохая память ребенка. Как ее развить? Классный руководитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью  библиотекаря  подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного  руководителя  с  родителями  учеников  ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.

7.Родительское собрание (форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания).

Классные родительские собрания – проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем.

       Родительское собрание – это  школа просвещения родителей,  расширение их педагогического кругозора, стимулирования желаний стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируем учебные достижения учащихся, характеризуем их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. Темы родительских собраний могут быть следующими: «Какие мы сегодня?» Анализ анкет; «Помощь подросткам в выборе профессии (изучение психологических особенностей, интересов и склонностей подростков в целях профориентации) (психолог);  «Труд подростка в семье (анализ анкет). Выступления родителей; Тест «Какие мы родители?»

У каждого ученика есть Портфолио, где накапливаются его  достижения, а также создан индивидуальный маршрутный лист  качества обучения, анализируя  который,  школьник   стремится к  успеху. К родительскому собранию  также готовим  выставки творческих работ учащихся, их достижений  в учебной и внеклассной деятельности.

Рекомендации по проведению родительских собраний:

  1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.
  2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
  3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.
  4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

Примерная тематика консультаций для родителей:

  1. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
  2. Плохая память ребенка. Как ее развить?
  3. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.
  4. Наказания детей. Какими им быть?
  5. Тревожность детей. К чему она может привести?
  6. Застенчивый  ребенок.  Проблемы  застенчивости  и  пути ее преодоления.
  7. Грубость и непонимание в семье.
  8. Талантливый ребенок в семье.
  9. Друзья детей – друзья или враги?
  10. Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.

Родительские собрания по направлениям: организационная деятельность; информационно-просветительская деятельность; творческое направление; пропаганда здорового образа жизни семьи. Родительское собрание является важнейшей формой работы классного руководителя с семьей ученика, средством повышения эффективности учебно - воспитательного процесса. Ведь дети учатся жить у жизни:

  • если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;
  • если ребенка хвалят, он учится быть благородным;
  • если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;
  • если ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
  • если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Участие родителей в жизни школы становится более значимым и более активным в учреждении, отличающемся повышенным уровнем образования, т.к. уверенность в получении качественного образования повышает уровень доверия родителей к образовательному учреждению, вселяет в них надежду на осуществление их требований к образовательным услугам.

Наметившаяся тенденция к дифференциации семей по уровню их образования, социальному статусу, материальному достатку в условиях ОУ является опорой для развития образовательного процесса в школе, т.к. достаточно высокий уровень образования родителей (более 30% родителей с высшим образованием) позволяет активно привлекать их к развитию системы образования в школе.

Следовательно, задача классного руководителя  – создать условия для участия родителей в разработке индивидуальных образовательных маршрутов развития их детей, таким образом родители становятся активными участниками образовательного процесса: создано единое воспитательное пространство «родители - дети – учителя»; активизировалась  роль родителей как участников образовательного процесса; повысилась правовая и психолого-педагогическая культура родителей; уменьшилось количество семей социального риска.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2007, № 49, ст. 6070).
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности  гражданина России. Уч.издание /сост. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.. М - 2010. С.23.
  3. Мудрость воспитания. Книга для родителей. /Сост. Б.М. Бим-Бад., Э.Д. Днепров., Г.Б. Корнетов. - М.: Педагогика, 1987. - 288 с. - (Библиотека для родителей).
  4. Настольная книга классный руководитель/ Авт.-сост. Е.И.Лунина, Н.С.Шепурева и др. – Ростов н/Д, 2001: Изд-во: Феникс. – 383 с.
  5. Дереклеева Н.И. Родительские собрания 5-11 классы./Изд.-2.Москва «ВАКО», 2005 г.
  6. Дереклеева Н. И., Савченко М. Ю., Артюхова И. С. Справочник классного руководителя. 5- 9 классы. М.: Вако,2006.
  7. Дереклеева Н. И.Новые родительские собрания: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 320с. – (Педагогика.  Психология.  Управление).
  8. Титаренко В.Я.  Семья и формирование личности, - М.: Педагогика, 1987, с. 30
  9. Заслуженюк В.С. Семиченко В.А. Родители и дети: Взаимопонимание или отчуждение?: Книга для родителей. – М.: Просвещение, 1996, с.36.
  10. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.: Издательский центр Академия, 1999, с.104.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа семьи и школы по формированию волевой сферы младшего школьника "Хозяин своего Я"

Статья посвящена проблеме формирования волевой сферы младших школьников. Авторы предлагают: лекторий для родителей на тему: «Недостатки воли у детей», внеклассное мероприятие с учащимися 4-х классов «...

Мастер - класс "Совместная проектная деятельность как средство развития коммуникативных основ личности младшего школьника"

В условиях социально-экономической жизни современного общества возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, т...

Совместное сотрудничество семьи и школы в воспитании ребёнка.

Семья – это целый мир, в котором ребенок живёт.........

Внеурочная деятельность в начальной школе как один из способов воспитания гармоничной личности младшего школьника

Воспитание детей – сложное и ответственное дело. Школа играет ведущую роль в воспитании ребёнка, его становление как личности.  Воспитывать – значит любить, понимать, помогать.В после...