Статья "Взаимодействие семьи и школы в процессе социализации младшего школьника"
статья

Статья о социализации младшего школьника через совместные мероприятия с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsializatsiya_mladshego_shkolnika.docx24.51 КБ

Предварительный просмотр:

«Взаимодействие семьи и школы в процессе социализации младших школьников»

В современной педагогике проблема социализации ребёнка младшего школьного

 возраста  выходит на первый план.

          Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека. Первые элементарные сведения человек получает в семье. Образовательное учреждение является вторым по значимости (после семьи) институтом социализации и выступает для ребёнка «подлинной моделью общества,… приобретённые в семье задатки и навыки социальной жизни приобретают здесь новый социальный контекст,… ребёнку передаётся вся система социальных требований» .

         Главным действующим лицом в школе со «взрослой»  стороны остается учитель, и решать проблемы психолого-педагогических затруднений учеников в процессе обучения приходится ему. Особое значение это приобретает в начальной школе, т.к. позиция, которую занимает ребенок на этом этапе, закладывает основы его дальнейшего отношения к процессу овладения знаниями и во многом определяет социальное положение в детском коллективе.

     Сотрудничество семьи и школы становится всё более актуальным и востребованным, имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни младшего школьника.

        Что же такое социализация? Это процесс становления личности,усвоение социальных норм ,ценностей,образцов поведения,которые присущи данному обществу.Семья-важнейший институт социализации ,школа-центр воспитательного пространства.

       Цель моего проекта-создать благоприятные условия для обеспечения взаимопонимания и однонаправленности стремлений школы и семьи в развитии личности ребенка,ценностных ориентаций,творческого потенциала

      Одна из задач-активизировать работу с родителями, находить новые пути привлечения семьи к участию в учебно – воспитательном процессе школы и класса.

     Предполагаемый результат проекта-повысить психолого-педагогическую культуру родителей,раскрыть личностный потециал обучающихся в воспитательной системе.                              

      Процесс взаимодействия семьи и образовательного учреждения должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.Для этого я использую:психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания,вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми,корректирую воспитание в   семьях отдельных учащихся,взаимодействие с родительским комитетом и советом школы.

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников.  

 Упор делаю на психолого-педагогическое просвещение родителей, используя индивидуальные формы: беседы, консультации; групповые: родительские собрания ,я разнообразила формы проведения собрания.

1.Собрание мастерская-изготовление кукол-в каждом классе найдется творческий родитель-кто  проведет мастер –класс.

Результативность таких собраний-родители дома поделятся опытом со своими детьми,на таких собраниях-доброжелательная обстановка распологает к сотрудничеству и к доверительной непринужденной беседе,общаются в спокойной обстановке.

2.Круглый стол-тема собрания «Взаимоотношения родителей и детей в семье,Поощрение и наказание».Родители делятся своим опытом ,идет диалог ,а не монолог.

3.Собрание- соревнование- «Зимние забавы», «Мама,папа.я-спортивная семья»

Результативность:дети учатся не только выигрывать,но и проигрывать,принимать поражение,формируется положительное отношение к себе и одноклассникам, формируется характер,самооценка,присутствует дух соревнования.

        Наиболее предпочитаемыми формами социализации  в моем опыте являются те, которые имеют непосредственное отношение к традициям русского народа: коллективные, групповые, индивидуальные.

1.Защита проектов,исследовательская деятельность.

Результативность-формируются лидерские качества,умение представить себя ,свою работу,накопление и обогащение опыта нравственного поведения детей путем организации их практической деятельности.

2.Совместные праздники-«День матери», «Прощание с азбукой», «Супер второклассник», «До свиданья 1класс»,дни открытых дверей –посещение уроков и мероприятимй.Результативность таких мероприятий:совместная деятельность детей и родителей не только сближает духовно, наполняет взаимоотношения атмосферой радости, взаимопонимания, тепла и доброты,формируются нравственные приоритеты.

3.Пропаганда здорового образа жизни через совместные походы ,дни здоровья.

Результативнось:формирование у детей ответственности за свое здоровье,снижение агрессивности в поведении учащихся,понимание важнейших общечеловеческих ценностей-дружба.умение ценить и дорожить дружбой.

4.Совместные экскурсии и посещение выставок-это благоприятное пространство для повышения уровня воспитанности и   культуры обучающихся.  

Результативнось:  

  • 65 % учится на «4» и «5»;
  • Отсутствие правонарушений;
  • Внеурочная занятость составляет 83%;
  • Участие в конкурсах;
  • Благоприятный климат в классном коллективе, отсутствие конфликтов;
  • Заинтересованность родителей процессом обучения и воспитания ребёнка

Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия.

   Мы сейчас говорим о воспитании и развитии личности младшего школьника, периоде, когда ребенок особенно нуждается в поддержке со стороны взрослого.

               Я буду продолжать работу по социализации обучающихся через взаимодействие семьи и школы,надеюсь .что мои ученики выйдут в большую  жизнь адаптированными в обществе.

Литература

  1. Изотова Е.И. Индивидуализация профессиональной деятельности педагогов и психологов и её влияние на социализацию младших школьников.//Психология и школа. – 2010. - №1. – С. 24 - 39
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2000.
  3. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени детства. М.: Флинта, 1997. – с. 55
  4. Примерная программа воспитания и социализации учащихся. Начальное общее образование. Москва, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль семьи и школы в формировании личности младшего школьника"

Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Взаимоотношения семьи и школы очень  важен для жизни ребенка. Именно в школе у ребенка появляется шанс...

Статья "Роль семьи в процессе социализации младших школьников"

Главная мысль этой статьи - всё, что происходит с ребёнком, идёт из семьи. Семья и школа - два неразрывных крыла, помогающие детям стать достойными гражданами нашего общества....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.

Общество покоится на духовно-нравственных основах человеческой души, которые закладываются в семье, в ней формируются, из нее вырастают. Из семьи ребенок выносит в жизнь те качества, которые становятс...

Статья на тему "Содержание процесса социализации младшего школьника"

Процесс социализации младшего школьника неразрывно связан с четырьмя компонентами: коммуникативным, познавательным, поведенческим и ценностным.Главная цель педагогического коллектива и каждого отдельн...

Технологии организации внеурочной деятельности в процессе социализации младших школьников.

Особо требуется рассмотреть технологии организации внеурочной деятельности, которые помогут учителю начальных классов, педагогам дополнительного образования организовать ее в соответствии с ФГОС начал...