Статья "Взаимодействие семьи и школы в процессе социализации младшего школьника"
статья
Статья о социализации младшего школьника через совместные мероприятия с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsializatsiya_mladshego_shkolnika.docx | 24.51 КБ |
Предварительный просмотр:
«Взаимодействие семьи и школы в процессе социализации младших школьников»
В современной педагогике проблема социализации ребёнка младшего школьного
возраста выходит на первый план.
Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека. Первые элементарные сведения человек получает в семье. Образовательное учреждение является вторым по значимости (после семьи) институтом социализации и выступает для ребёнка «подлинной моделью общества,… приобретённые в семье задатки и навыки социальной жизни приобретают здесь новый социальный контекст,… ребёнку передаётся вся система социальных требований» .
Главным действующим лицом в школе со «взрослой» стороны остается учитель, и решать проблемы психолого-педагогических затруднений учеников в процессе обучения приходится ему. Особое значение это приобретает в начальной школе, т.к. позиция, которую занимает ребенок на этом этапе, закладывает основы его дальнейшего отношения к процессу овладения знаниями и во многом определяет социальное положение в детском коллективе.
Сотрудничество семьи и школы становится всё более актуальным и востребованным, имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни младшего школьника.
Что же такое социализация? Это процесс становления личности,усвоение социальных норм ,ценностей,образцов поведения,которые присущи данному обществу.Семья-важнейший институт социализации ,школа-центр воспитательного пространства.
Цель моего проекта-создать благоприятные условия для обеспечения взаимопонимания и однонаправленности стремлений школы и семьи в развитии личности ребенка,ценностных ориентаций,творческого потенциала
Одна из задач-активизировать работу с родителями, находить новые пути привлечения семьи к участию в учебно – воспитательном процессе школы и класса.
Предполагаемый результат проекта-повысить психолого-педагогическую культуру родителей,раскрыть личностный потециал обучающихся в воспитательной системе.
Процесс взаимодействия семьи и образовательного учреждения должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.Для этого я использую:психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания,вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми,корректирую воспитание в семьях отдельных учащихся,взаимодействие с родительским комитетом и советом школы.
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников.
Упор делаю на психолого-педагогическое просвещение родителей, используя индивидуальные формы: беседы, консультации; групповые: родительские собрания ,я разнообразила формы проведения собрания.
1.Собрание мастерская-изготовление кукол-в каждом классе найдется творческий родитель-кто проведет мастер –класс.
Результативность таких собраний-родители дома поделятся опытом со своими детьми,на таких собраниях-доброжелательная обстановка распологает к сотрудничеству и к доверительной непринужденной беседе,общаются в спокойной обстановке.
2.Круглый стол-тема собрания «Взаимоотношения родителей и детей в семье,Поощрение и наказание».Родители делятся своим опытом ,идет диалог ,а не монолог.
3.Собрание- соревнование- «Зимние забавы», «Мама,папа.я-спортивная семья»
Результативность:дети учатся не только выигрывать,но и проигрывать,принимать поражение,формируется положительное отношение к себе и одноклассникам, формируется характер,самооценка,присутствует дух соревнования.
Наиболее предпочитаемыми формами социализации в моем опыте являются те, которые имеют непосредственное отношение к традициям русского народа: коллективные, групповые, индивидуальные.
1.Защита проектов,исследовательская деятельность.
Результативность-формируются лидерские качества,умение представить себя ,свою работу,накопление и обогащение опыта нравственного поведения детей путем организации их практической деятельности.
2.Совместные праздники-«День матери», «Прощание с азбукой», «Супер второклассник», «До свиданья 1класс»,дни открытых дверей –посещение уроков и мероприятимй.Результативность таких мероприятий:совместная деятельность детей и родителей не только сближает духовно, наполняет взаимоотношения атмосферой радости, взаимопонимания, тепла и доброты,формируются нравственные приоритеты.
3.Пропаганда здорового образа жизни через совместные походы ,дни здоровья.
Результативнось:формирование у детей ответственности за свое здоровье,снижение агрессивности в поведении учащихся,понимание важнейших общечеловеческих ценностей-дружба.умение ценить и дорожить дружбой.
4.Совместные экскурсии и посещение выставок-это благоприятное пространство для повышения уровня воспитанности и культуры обучающихся.
Результативнось:
- 65 % учится на «4» и «5»;
- Отсутствие правонарушений;
- Внеурочная занятость составляет 83%;
- Участие в конкурсах;
- Благоприятный климат в классном коллективе, отсутствие конфликтов;
- Заинтересованность родителей процессом обучения и воспитания ребёнка
Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия.
Мы сейчас говорим о воспитании и развитии личности младшего школьника, периоде, когда ребенок особенно нуждается в поддержке со стороны взрослого.
Я буду продолжать работу по социализации обучающихся через взаимодействие семьи и школы,надеюсь .что мои ученики выйдут в большую жизнь адаптированными в обществе.
Литература
- Изотова Е.И. Индивидуализация профессиональной деятельности педагогов и психологов и её влияние на социализацию младших школьников.//Психология и школа. – 2010. - №1. – С. 24 - 39
- Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2000.
- Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени детства. М.: Флинта, 1997. – с. 55
- Примерная программа воспитания и социализации учащихся. Начальное общее образование. Москва, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Роль семьи и школы в формировании личности младшего школьника"
Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Взаимоотношения семьи и школы очень важен для жизни ребенка. Именно в школе у ребенка появляется шанс...
Статья "Роль семьи в процессе социализации младших школьников"
Главная мысль этой статьи - всё, что происходит с ребёнком, идёт из семьи. Семья и школа - два неразрывных крыла, помогающие детям стать достойными гражданами нашего общества....
СОЦИАЛИЗАЦИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ
статья для семинара...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.
Общество покоится на духовно-нравственных основах человеческой души, которые закладываются в семье, в ней формируются, из нее вырастают. Из семьи ребенок выносит в жизнь те качества, которые становятс...
Статья на тему "Содержание процесса социализации младшего школьника"
Процесс социализации младшего школьника неразрывно связан с четырьмя компонентами: коммуникативным, познавательным, поведенческим и ценностным.Главная цель педагогического коллектива и каждого отдельн...
Технологии организации внеурочной деятельности в процессе социализации младших школьников.
Особо требуется рассмотреть технологии организации внеурочной деятельности, которые помогут учителю начальных классов, педагогам дополнительного образования организовать ее в соответствии с ФГОС начал...