Выступление на родительском собрании для будущих первоклассников.
консультация (1 класс) на тему

Лисовская Елена Александровна

Рекомендации для родителей учеников, поступающих в 1 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на родительском собрании для родителей будущих первоклассников.

    Все родители с волнением и нетерпением ожидают того дня, когда ребёнок пойдёт в 1 класс. Это важное событие в жизни ребёнка, но оно не менее важно и для родителей. Обычно от поступления ребёнка в школу родители ожидают очень многого.

   Родителям кажется, что 1 сентября их ребёнок, как по волшебству, изменится, станет настоящим первоклассником. Важно, чтобы родители понимали: невозможно стать школьником в один прекрасный момент.

Школьное обучение предъявляет определенные требования к ребенку, которые объединены в понятие « готовность к школьному обучению». Наиболее значимым показателем готовности считается - адаптация, или приспособление к школе. Это очень ответственный период в жизни первоклассника. Изменяется практически вся жизнь ребёнка: его интересы, желания, общение со сверстниками и взрослыми – все подчиняется школьным проблемам.

Многие родители полагают, что, научив своего ребенка читать, писать и считать до 100, они очень хорошо подготовили будущего первоклассника к школе, и у него не будет там никаких проблем. Сталкиваясь с первым нежеланием ребенка ходить в школу, родители пребывают в полном недоумении. Совсем недавно, ребенок хотел идти в школу, в процессе подготовки к школе показывал хорошие результаты и вдруг… При встрече с учителем, вы узнаете, что и в школе не без проблем. Попробуем понять, почему так происходит и из чего складывается адаптация к школьному обучению.

Адаптация первоклассника включает два основных уровня готовности:

1) физический

2) психологический

  Следовательно, готовность к школьному обучению предполагает не только формирование определенных учебных навыков в дошкольной гимназии. Физический компонент подразумевает общее физическое развитие мальчиков и девочек 6-7 летнего возраста в соответствии с нормативными показателями. К таким показателям относятся: вес, рост, объем груди; состояние моторики, зрения, слуха; общее состояние здоровья. Оценивают здоровье детей по четырем основаниям:

  • уровень нервно-психического и физического развития;
  • показатели функционирования основных систем организма;
  • уровень противодействия организма неблагоприятным воздействиям.

На основании этих показателей исследователи выделяют 5 групп детей:

Первая группа – психическое и физическое развитие соответствует средневозрастным нормам; дети редко болеют; органы и системы организма функционируют нормально. К сожалению, в первый класс поступает лишь 20-25% таких детей.

Вторая группа – имеются функциональные нарушения, затрудняющие адаптацию к школе, но болезнь еще не перешла в хроническую форму. Количество таких детей в первом классе примерно 30-35%.

Третья группа – дети, имеющие хронические заболевания. Количество таких детей составляет 30-35%.

Четвертая и пятая группы состоят из детей, страдающих серьезными нарушениями здоровья, которые не позволяют обучаться в общей школе.

По состоянию здоровья ребенка, можно предположить, с какими проблемами адаптации он столкнется и что надо обязательно учитывать, в самом начале процесса обучения.

Родителям, необходимо помнить, что для многих детей, относящихся к группе риска по состоянию здоровья, противопоказано: обучение в школе-гимназии, пребывание в группе продленного дня, активное посещение кружков и секций сразу по нескольким направлениям. Главная задача родителей - поддерживать здоровый баланс между отдыхом и нагрузкой, в процессе всего времени обучения ребенка в школе. Это предполагает установление режима дня, правильного распределения энергозатрат. Первые признаки переутомления, плохого самочувствия отразятся на процессе адаптации и усвоении школьной программы. Часто болеющие, физически ослабленные учащиеся даже при наличии высокого уровня развития умственных способностей, как правило, испытывают трудности в обучении.

Важный компонент физической готовности - развитие мелкой моторики рук. У старших дошкольников хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, обеспечивающие сложные движения. Мелкие же мышцы кистей рук, обеспечивающие точные и тонкокоординированные движения при письме, развиты недостаточно хорошо.

Исследования отечественных физиологов (В. М. Бехтерева, М. М. Кольцовой, Л. В. Фоминой и др.) подтверждают связь развития руки с развитием мозга, что доказывает важность развития мелкой моторики рук для формирования готовности детей к школьному обучению.

Для развития кистей рук полезны игры с мелкими игрушками, занятия с мелким конструктором, мозаикой, очень полезны рисование, лепка, для девочек-макраме, вышивка, вязание. Это способствует и развитию творческих способностей. Положительное влияние оказывают раскрашивание и задания, связанные со штриховкой. Графические упражнения в тетрадях в клетку и в линейку. Большое внимание этому будем уделять на курсах.

Овладение культурно-гигиеническими навыками – важный компонент готовности ребенка к школе. Отсутствие у первоклассника следующих навыков: самостоятельное выполнение культурно-гигиенических действий (умывание, прием пищи, чистка зубов и др.); освоение приемов чистки обуви, одежды; контроль за своим внешним видом - создает затруднения при организации обучения ребенка в школе и дома. Развитие этого компонента придает физической готовности полноту и завершенность.

В медицинской карте будущих первоклассников содержатся достаточно подробные сведения о соматическом развитии ребенка (вес, рост, пропорции тела и т.д. относительно возрастной нормы), при этом практически ничего не говорится о состоянии нервной системы.  Значительная часть детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста страдают неврозами. Ещё до поступления в школу нужно обязательно посетить психоневролога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание для будущих первоклассников 20.01.12г.

Родительское собрание для будущих первоклассников 20.01.12г...

родительское собрание для будущих первоклассников

«Индивидуальная готовность ребенка к школе».Дошкольники — дети особенные, они учатся по собственной программе. Но когда они приходят в школу, то программа их обучения определена заранее. Таким о...

Родительское собрание для будущих первоклассников.

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни....

Родительское собрание для будущих первоклассников"Доброе начало"

В ходе собрания родители знакомятся с видами психологической готовности детей к школьному обучению. Определяются позиции, по которым детям оказывается помощь при подготовке к школе.Родительское собран...

Первое родительское собрание для будущих первоклассников.

1. Поздравления и знакомство.2. УМК " Школа России".3. О введении ФГОС.4 .Учебная нагрузка на первоклассника.5.Что необходимо приобрести к школьным занятиям.6. Ответы на часто-задаваемые вопросы.6.Сов...

Выступление на родительском собрании для будущих первоклассников: "Ваш ребёнок идёт в первый класс"

Данный материал содержит практические советы для родителей по подготовке детей к школьному обучению....

Выступление на родительском собрании для будущих первоклассников.

Следует отметить, что, пожалуй, в жизни ребенка нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его жизнь, как при поступлении его в школу. Между дошкольным детством и началом ...