Содружество семьи и школы. Из опыта работы учителя начальных классов Алексеевой Т.А.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Алексеева Татьяна Анатольевна

. Процесс воспитания –очень сложный процесс. Не секрет, что сегодня многие родители самоустранились от воспитания своих детей. Большинство из них занято зарабатыванием денег, обустройством жилища, заботой о материальном благополучии. Воспитание же детей они переложили на детский сад, школу, телевизор, компьютер…  Вот и вырастают эти дети сытыми, хорошо одетыми, обеспеченными, но чёрствыми, злыми и жестокими. Поэтому работа с семьёй – одна из главных задач школы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_3.docx18.85 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                   Содружество семьи и школы.                                    
                                              Из опыта работы учителя высшей квалификационной категории    

                                              средней общеобразовательной школы №24

                                     г Альметьевск Алексеевой Т.А.

Как быстро и неумолимо летит время. Вот уже сорок второй год работаю учителем начальных классов. Было все за это время: удачи и неудачи, спады и подъемы, радости и печали. Но оставалось одно: желание стремиться вперед, быть в поиске, не останавливаться на достигнутом. Процесс воспитания –очень сложный процесс. Не секрет, что сегодня многие родители самоустранились от воспитания своих детей. Большинство из них занято зарабатыванием денег, обустройством жилища, заботой о материальном благополучии. Воспитание же детей они переложили на детский сад, школу, телевизор, компьютер…  Вот и вырастают эти дети сытыми, хорошо одетыми, обеспеченными, но чёрствыми, злыми и жестокими. Поэтому работа с семьёй – одна из главных задач школы. Я стараюсь воспитывать у маленького человечка отношения к себе как к ценности. Любовь к себе, Понимания себя как ценности- это и основа чувства собственного достоинства, и основа понимания другого как ценности, основа дружелюбия, жизнелюбия. Вот в этом направлении я и организую воспитательную работу. Учителю необходимо обладать не только даром педагога, но и природным даром воспитателя. Он должен тонко чувствовать индивидуальность каждого ребенка. Это должен быть человек большой души, любящий детей, способный без наигранности (ибо этого дети не прощают) стать им настоящим другом.

На первой встречи с родителями я искренне благодарю их за доверие. Они доверили мне самое дорогое: своих детей. Провожу анкетирование, в которые включены вопросы особенности здоровья ребенка, интересов семьи, семейных традиций, увлечений, и склонности ребенка. Дети и родители должны поверить в учителя безгранично. Только в этом случае школа станет для них «Школой радости», а учение будет содействовать развитию ребенка, его духовному обогащению.

С первого дня знакомства с родителями я говорю: чтобы наши дети выросли нравственно здоровыми, необходим тесный контакт родителей, наша совместная, согласованная работа. На первом собрании в родительский комитет класса родители организуются по желанию, и так четыре года, каждый родитель успевает поработать членом родительского комитета. Получается  работоспособный орган. Родители мои помощники, союзники, сотрудники. Вместе с родительским комитетом класса определяем основные направления работы, составляем план воспитательной работы на год. Родители вносят предложения, предлагают свою помощь в проведении мероприятий, экскурсий, встреч, праздников, темы родительских собраний. Родители моих учеников живут жизнью своих детей. Они понимают, главное в семье-взаимная любовь, доверие, внимание и забота друг к другу. Это школа жизни для их ребенка, ведь пример родительского дома будет продолжаться в семьях, которые будут создавать их повзрослевшие дети. Стараюсь в детях сформировать чувство собственного достоинства. С достоинством проигрывать, переживать неудачу, с достоинством выходить из неприятных ситуаций. Это получается во время проведения спортивных мероприятий, интеллектуальных игр. Стало традицией проведение таких праздников, как «Папа, мама и я –спортивная семья», игр «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?» Праздники открывают детям простор для творчества, рождают в душе ребенка светлые, благородные чувства. Мероприятия в классе планируем так, чтобы участие принимала каждая семья, каждый ребенок, исходя из неповторимости ребенка, его индивидуальности. Это ведет к тому, что в детях проявляются их лучшие черты и качества. Каждый ребенок по-своему в чем-то гениален. Мои дети почти все посещают или кружок или музыкальную школу, художественную школу, спортивные секции. Где бы ребенок ни занимался, весь класс следит за его успехами. Оформляем папку «Наши победы», у каждого ребенка –портфолио, где хранятся грамоты, дипломы, сертификаты. Детей чествуем перед классом.

Живем мы в неспокойное время: жесткое, жестокое. Социальные преобразования вскрыли проблемы, связанные с духовной жизнью общества. Среди представлений детей о милосердном отношении человека к человеку особо значимы, знания об эмоциональных реакциях людей на внимание, заботу окружающих. Наблюдение помогает осознать многообразие эмоциональных состояний счастливых и несчастных людей. Становится возможным переживания растущим ребенком чувства удовлетворения от своего доброго отношения к людям, сопереживания их радости и горю. Надо видеть лица детей , и одно лицо ребенка, о котором идет речь. Перед началом урока загадочным голосом говорю: «Ребята, вчера в семье одного из наших мальчиков произошло счастливое событие…»Все молчат, слушают, затаив дыхание, горят любопытные глазки, а я продолжаю: «У нашего Павлика родилась сестренка! Мы поздравляем Павлика с этим событием и желаем тебе и твоей сестренке…..»Дети «цепочкой» высказывают пожелания Павлику. Павлик гордо их выслушивает, счастливо улыбается. На протяжении долгого времени он рассказывал всем о своей сестренке с нежностью и любовью.

Родители должны бесконечно доверять учителю. Обратилась мама одной из девочек. Семья ждет ребенка. Девочка, получая любовь и ласку всей семьи , слушать не хотела ни о сестренке ни о братишке, грозилась убежать из дома. Было проведено ряд мероприятий: презентация семьи, встреча с родителями одноклассников, имеющих трех и более детей беседы непосредственно с девочкой, с разрешения мамы с девочкой поработали и психолог школы. Пришлось мне самой рассказать о своей семье, в которой нас было шестеро детей. Прошло время. Конечно, девочка стала первой помощницей мамы, она безгранично любит своего братишку. Я в свою очередь благодарна им за доверие. В работе с детьми большой упор делаю на семью. О всех событиях, происходящих в семьях, знает весь класс. Если в семье радость-радуемся вместе, если несчастье- сопереживаем, сочувствуем, помогаем, чем можем. Это здорово скрепляет коллектив. Он становится дружным, где каждый знает, что ему всегда протянут руку помощи. А это очень важно.

Да, в нашей работе нужна большая любовь к детям. Искреннее желание все делать для того, чтобы она стала обоюдной. Потому что только тогда могут восстанавливаться душевные силы, когда видишь, что твой труд приносит плоды, когда осознаешь, что каждая встреча с детьми- радость, когда общение с их родителями не формальный факт, а задушевная беседа неравнодушных сторон, в конце которой слышишь: «Спасибо вам!» Только на тесном контакте с семьей можно добиться успеха в нашей работе. Роль единения семьи и школы огромна! Семья-школа-семья по этому циклу строится работа. На классных родительских собраниях обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы, подводятся итоги работы, проводим анализ, планируем мероприятия на ближайшее время. На собрании не даю характеристику работе обучающихся, на это достаточно времени вне собрания. Ежедневно встречаемся с родителями, индивидуальная работа идет с родителями и в субботние дни. На собрание выносятся общие вопросы, обязательно поднимается воспитательная проблема. Часто собрания проходят в форме круглого стола, где родители делятся своим опытом воспитания детей. Таким образом, они получают конкретную помощь и рекомендации. Темы, обсуждаемые на родительских собраниях, являются неотъемлемой частью программы повышения педагогической культуры отцов и матерей. В их подготовке и проведении принимают участие и сами родители.

Интересными получились следующие обсуждаемые темы: «Влияние престижных установок родителей на развитие личности ребенка», «Откуда берутся трудные дети?», «Нравственный климат семьи-основа формирования личности ребенка», «Родительская любовь»и др. Не устаю повторять родителям слова Сухомлинского : «дети –это зеркало нравственной жизни отцов и матерей». Каждому родителю-школьное поручение, опираясь на желание и возможность оказать помощь. Практически каждая семья вовлечена в школьную жизнь. Причем, делается это с большим удовольствием и желанием.

Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.

Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

Хочу обратить внимание: чтобы воспитать человечность, доброту, чуткое отношение друг к другу-нужно самой отвечать всем этим требованиям, самой быть человечной, чуткой, доброй. Даже в мелочах, в манерах дети подражают своему учителю. Отношения между мной, детьми, их родителями стараюсь строить на душевности, заботливости, с опорой на положительный опыт ребенка, быть искренней, всегда и во всем в отношениях с детьми, их семьями.

Уважение родительских чувств, бережное к ним отношение, знание индивидуальных особенностей каждого ребенка и семьи — все это помогает нам определить в общении с родителями учащихся правильную тактику: не допускать отношений командования и подчинения, строить общение на основе равенства, сотрудничества и взаимопомощи, не приказывать, но убеждать и советовать.
Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.

Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

                



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Использование портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В.

Методика использования портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы. Поэтапное описание опыта работы позволит учителям начальной школы выявить ряд дополнительных возмо...

Психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС в 1-2 классах начальной школы. Из опыта работы учителя начальных классов Щербаковой Татьяны Геннадьевны.

 Так как результаты деятельности учителя предполагают оценку качества образования по ряду обязательных критериев, необходим мониторинг УУД у учащихся начальной школы. В презентации предста...

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской области» Гагиной Ольги Борисовны — Транслит презентации:

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ  СОШ  №1 с. Александровское,Александровского района Томской обла...

"Формы и методы работы классного руководителя с родителями и учащимися с ОВЗ в начальной общеобразовательной школе". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ ООШ №21 Деминой Наталии Викторовны.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от ...

Дифференцированный и индивидуальный подходы к обучению в современной начальной школе из опыта работы учителя начальных классов Гришиной Ирины Ивановны

Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно – урочной системы обучения по обязательным учебным прог...

Устная работа на уроках математики в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов Паршиной Т. П.

  В методическом пособии «Математика» А.Л. Чекина говорится о том, что предлагаемый начальный курс математики призван не только  «ввести» ребёнка в абстрактный мир математических поня...

Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)

Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)...