Содружество семьи и школы как основных институтов воспитания подрастающего поколения
статья (1, 2, 3, 4 класс) по теме
В работе содержатся формы, приёмы и методы организации учебной и воспитательной работы в начальной школе в сотрудничестве семьи и школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chteniya.doc | 373 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 32»
Приокский район
Районные педагогические чтения
Содружество семьи и школы как основных институтов воспитания подрастающего поколения
Пичугина Ольга Михайловна,
учитель начальных классов
Н. Новгород, 2017
Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание-это наша
счастливая старость, плохое воспитание- это наше будущее горе.
А. С. Макаренко
Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей
В.А. Сухомлинский
С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений. Одной из основных функций семьи является воспитательная функция. В Законе «Об образовании» говорится, что родители – это первые педагоги. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Именно родители являются основными трансляторами социальных и культурных ценностей ребенку. Они формируют характер ребенка, особенности его взаимоотношения с окружающими людьми. Поэтому готовность семьи к воспитанию ребенка, их уровень психолого-педагогической культуры имеют огромное значение.В структуре формирования педагогической культуры родителей можно отметить мотивационный, когнитивный, операционный, коммуникативный, рефлексивный, эмоциональный компоненты.
Таблица 1. Структура педагогической культуры родителей
Название компонента | Содержание |
Мотивационный | Побуждение к целенаправленной деятельности при воспитании и организации обучения детей |
Когнитивный | Наличие определённого уровня психолого-педагогических, физиологических знаний |
Операционный | Осмысление изученных способов, форм воспитательного взаимодействия |
Коммуникативный | Формирование подходящего психологического климата в семье |
Рефлексивный | Умение разбирать личные действия, состояния, расценивать эффективность применяемых методов. |
Эмоциональный | Способность к эмпатии, сопереживанию, сочувствию. |
Я считаю, что школа и я, как классный руководитель, можем стать первыми помощниками родителям в деле их просвещения, и тем самым помочь им стать настоящими профессионалами в деле воспитания ребенка. С 1 сентября 2011 года образовательные организации приступили к реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Я считаю, что при формировании образовательных результатов (личностные, предметные, метапредметные) личностные результаты представляют особую трудность, так как формирование отношения к себе и другим людям, системы ценностей, мотивов, взглядов, чувств, таких как патриотизм, толерантность, гуманизм, происходит достаточно долго, и не только в школе. Беспорно, на этот процесс оказывает большое влияние среда, в которой растёт ребёнок, т.е. семья. Стратегия воспитания тоже накладывает на семью и школу важную миссию в деле воспитания ребенка. Поэтому повторимся, что семье и школе важно идти в ногу не только со временем, но и совместно СОПЕРЕЖИВАТЬ, СОТРУДНИЧАТЬ, СОУПРАВЛЯТЬ воспитанием личности ребенка. В условиях изменений, происходящих в системе образования, важно родителей сделать соратниками, партнёрами педагогов, а не наблюдателями, судьями. Именно классный руководитель становится организатором сотрудничества родителей, школы и ученика, так как семья с раннего детства призвана заложить в ребёнка нравственные ценности, нравственные ориентиры на построение разумного образа жизни. А какая же сегодня российская семья? Сейчас в обществе происходит кризис семьи. Это, прежде всего кризис общения. Во многих семьях родители, общаясь с детьми, интересуются только отметками и выполнением домашнего задания. Влияние родителей на формирование личности ребёнка намного слабее воздействия СМИ, компьютерных игр. Я убедилась в этом, не только изучая состояние семьи по педагогической литературе, совместно со службой СППС я провела диагностику семей моего класса. Итоги анкетирования, проведенного во 1 «Б» (май 2016 г.) показали, что родители в будние дни проводят с детьми 1-2 часа – 77 %, 3-4 часа- 12%. Не лучше ситуация и в выходные дни: 1-2 часа – 28%, 3-4 часа- 56 %. (Приложение 1). Общение сводится к выполнению домашних заданий – 52%, выполнение домашних дел-22%, лишь 19% ответили, что совместно читают. (Приложение 1). Таким образом, задача школы не только дать знания детям, но и помочь родителям правильно построить взаимотношения с детьми. Я понимаю, что результат детско-родительских отношений зависит от готовности и способности взрослых грамотно организовать процесс взаимного существования, от уровня сформированности психолого-педагогической культуры родителей, их родительской компетентности. Я и школа готова вместе с родителями пойти вместе с ребенком вперед, помочь ему стать личностью.
В этой связи необходим поиск новых форм сотрудничества основных участников образовательных отношений.
Схема 1. Взаимодействие школы, родителей и детей.
А.С. Макаренко писал, что воспитывает всё: вещи, явления, но, прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги. При поступлении ребенка в школу он будет лучше учиться и чувствовать себя более комфортно, если родители и педагоги станут союзниками. Совместная деятельность родителей и педагогов позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и, таким образом, помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей, формировании жизненных ценностных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Я осуществляю сотрудничество с родителями в рамках воспитательной системы «Радуга», которая функционирует на взаимном доверии и уважении, взаимной поддержке и помощи, терпении и терпимости по отношению друг к другу (семьи, ребенка, педагогов). Среди задач взаимодействия родителей и педагогов я и школа для себя выделяю:
- информирование об инновационных процессах в системе образования;
- формирование активной позиции родителей как субъектов образования;
- преодоление недоверия родителей к происходящим изменениям в системе образования;
- подготовка родителей к самостоятельному выявлению и предупреждению проблем семейного воспитания.
Процесс установления партнерских взаимоотношений семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Для этого необходимо определить содержание и формы педагогической совместной деятельности.
Совместная деятельность школы и семьи осуществляется в рамках направлений:
Таблица 2. Приоритетные направления совместной деятельности школы и семьи
Направления | Содержание | Формы |
Диагностическое |
|
|
Организационно-педагогическая работа |
|
|
Психолого-педагогическое просвещение родителей |
|
|
Вовлечение родителей в урочную и внеурочную деятельность |
|
|
Индивидуальная работа |
|
|
Сотрудничество педагогов, учащихся, родителей реализуется в различных формах совместной деятельности, охватывающих всех или большинство членов коллектива. Ряд видов деятельности и соответственно форм сориентирован на интересы отдельных групп детей и родителей. Распространены семейные формы работы. В реальной жизни коллектива рождаются комплексные формы совместной деятельности, в которых органично сочетаются все вышеназванные.
Таблица 3. Формы взаимодействия семьи и школы
Индивидуальные | Групповые | Коллективные |
|
|
|
Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда педагоги и родители станут союзниками.
Таблица 4. Ожидаемые результаты сотрудничества семьи и школы
Школа | Родители |
|
|
Давайте рассмотрим, как в нашем классном коллективе строится совместное творчество родителей и школы. Мы двигаемся в нашей работе, в нашем содружестве по лесенке, где каждая ступенька поднимает нас: меня, как классного руководителя и родителей на уровень выше, с каждой ступенькой повышается наша компетентность. А следит за успехом нашего восхождения школа.
Схема 2. Ступеньки «Совместное сотворчество»
Начнем наш путь по ступенькам сотворчества. Я, как классный руководитель, начинаю свою работу с диагностики. Мне помогает психолог школы. Психолог помогает анализировать анкеты, дает рекомендации. Диагностика в работе с классным коллективом помогает выявить проблемные ситуации в семьях. Диагностические материалы могут коренным образом повлиять на общение родителей и ребенка в семье, стратегию поведения взрослых по отношению к ребенку. Я составляю социальный паспорт класса, анализирую, какие семьи в моём классе. Использую разные виды анкетирования: контактное, анонимное. Анкеты лучше помогают понять родителей, их затруднения в воспитании детей, узнать, какими бы они хотели видеть своих детей, какие качества воспитать. Анализируя анкеты (1 класс, сентябрь 2015 г.) , я вижу, что родители ходят видеть своих детей – трудолюбивыми- 75%, честными-56 %, добрыми – 50%, ответственными -45%, целеустремленными – 30%. (Приложение 1). Также я понимаю, что наибольшие затруднения вызывают проблемы: доводить начатое дело до конца- 72%, использовать эффективные методы поощрения и наказания- 68%, научить ответственному отношению к делу- 56% (Приложение 1). Также изучение микроклимата в семье я осуществляю через анкетирование учащихся. По результатам анкет (1 класс, май 2016 г.), ежедневно семья собирается вместе у 24% учащихся, по выходным – 62 %, по праздникам – 75%. А совместные дела с родителями сводятся - выполнение домашних заданий – 56%, прогулки- 36 %, совместное чтение – 12%, занятие творчеством – 12%, настольные игры – 8%. (Приложение 1). По рисункам «Моя семья» (1 класс, декабрь 2015 г.), я могу сделать вывод, что семьи моего класса - благополучные – 100% детей нарисовали полный состав семьи, некоторые даже включили бабушек и дедушек.
Следующая ступенька нашей совместной работы – организация педагогической работы, в ходе которой выбирается актив родителей, продумывается воспитательная система класса, определятся цели, задачи, пути достижения этих целей. Результатом этой работы стала воспитательная система «Радуга», составленная в 2015 г. Участником организации педагогической работы в классе является также психолог и социально-психолого-педагогическая служба школы, а также МО классных руководителей и ШОНу. Продумывая мероприятия, мы согласуем свои планы с общешкольным планом работы, выстраиваем через ШОНу систему шефства. Так, например, над нашим классом ведет шефство актив ребят из 6 «Б». В радуге семь цветов, и в нашей системе семь направлений – духовно-нравственное, патриотическое, экологическое, трудовое, интеллектуальное, коммуникативное, здоровье-сберегающее. Реализовать эти направления можно только в сотрудничестве всех участников (педагогов, детей, родителей, органов школьного самоуправления). Реализация данных направлений осуществляются в рамках игровой деятельности, в ходе которой мы с ребятами и их родителями строим ДОМ ДРУЖБЫ. Наш дом держится на прочных кирпичиках: любви к Родине, любви и почитания матери, сохранении семейных традиций, уважении к традициям наших предков, добре и милосердии, памяти о нашем героическом прошлом. Дом Дружбы объединяет под своей крышей меня, как классного руководителя, моих учеников и родителей. Только в содружестве мы можем достигнуть поставленных целей – воспитать гармонично-развитую личность.
Эффективное взаимодействие семьи и меня, как классного руководителя, невозможно без родительской компетенции родителей. Поэтому следующая ступенька – психолого-педагогическое просвещение родителей, так как многие беды семейного воспитания обусловливаются незнанием элементарных педагогических истин работы с детьми. Ещё К.Д. Ушинский говорил о том, что родители обязаны обладать педагогическими знаниями, для чего следует учить педагогическую литературу. Поэтому тематику классных собраний, различных видов и форм педагогического просвещения разрабатываю в расчете на воспитательную работу с учащимися определенного возраста и усложняю по мере перехода школьников в следующие классы. (Приложение 2). Организация психолого-педагогического просвещения осуществляется совместно со службой СППС. В 1 классе мы провели Круглый стол «Трудности адаптации первоклассников в школе», на котором обсуждали физиологические и психологические трудности первоклассников, а также о взаимоотношениях родителей с детьми в период адаптации. Другой формой просвещения стала творческая лаборатория – «Родителям о внимании и внимательности», на которой рассматривали пути развития внимания детей. Во 2 классе прошёл педагогический тренинг «Первые уроки школьной отметки», на котором родители задумались, что для них значит оценка ребёнка, обсудили свои детские воспоминания, связанные со школьными отметками, разбирали типичные ситуации, коллективно вырабатывали стратегию поведения взрослых в предложенных ситуациях. Другой формой просвещения родителей и организацией сотрудничества семьи и школы является информирование родителей о деятельности образовательного учреждения. С нами тесно сотрудничает зам. директора по начальной школе. Также данную работу строю через электронный дневник, где родители могут посмотреть не только домашнее задание и оценки ребёнка, но так же узнать новости, происходящие в школе, классе, увидеть фотографии с мероприятий, происходивших в школе. Кроме того, родители помогают выложить детям в электронный дневник свои рисунки, фотографии. Так, в предверии 9 мая, учащиеся ищут военные песни и истории, связанные с этими песнями, весь материал можно увидеть на страничке класса. Электронный дневник я использую для подготовки к проверочным работам. Составляю тесты, кроссворды, интерактивные задания на определённые темы, где дети могут проверить свои знания, что-то доучить. Как ребёнок справляется заданиями, видит и родитель (Приложение 4). В качестве опосредованного взаимодействия школой разрабатываются памятки для родителей, в которых содержится информация об основных мероприятиях, проходящих в школе. Памятки, помимо информирования родителей, выполняют еще одну важную функцию — поддерживают уверенность родителей в том, что они являются частью школьного коллектива, равноправными участниками процесса обучения и воспитания детей. Составляю памятки, в которые включаю и описание навыков, которые необходимо развивать у детей того или иного возраста, даю примеры выполнения домашних заданий, указываю рекомендуемую литературу и материалы для дополнительных занятий (Приложение 3). Данные памятки размещены на моём сайте http://nsportal.ru/olga-mikhaylovna-pichugina. Также информированием родителей о методах воспитания осуществляют социальные педагоги школы и психолог через систему индивидуальных консультаций. Сайт школы, родительские собрания.
Следующая ступень – сотрудничество, взаимодействие семьи и меня, как классного руководителя. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать родителей к делам школы, класса. Для родителей провожу открытые уроки, на которых они могут понаблюдать за своими детьми со стороны. Родители выступают на классных часах. Так мама Ани Павловой рассказывала о правилах противопожарной безопасности, загадывала загадки, показывала фильм. Если по технологии предстоит сложная работа, то на помощь снова приходят родители- мы индивидуально помогает каждому, кому необходима помощь. В итоге – у всех хорошие работы. На внеклассных чтениях родители рассказывают детям о своих любимых книгах детства. Проводим совместные праздники. (Приложение 5). Родители участвуют в организации поездок в театр, экскурсий. Более высокой ступенькой – участие родителей в управлении школой (совет школы, школьный родительский совет). Оценить сотрудничество семьи и школы помогают анкеты (февраль 2017 г.), которые рассказывают, что наиболее эффективные формы взаимодействия, по мнению родителей это – родительские собрания – 70%, совместные дела (учитель+ ребёнок+ родители) – 37%, открытые уроки – 26%, электронный дневник – 30%. (Приложение 1). Судить о эффективность содружества семьи и школы помогает алгоритм «Школа-семья».
Таблица 5. Алгоритм взаимодействия «Школа-Семья»
Школа | Семья |
Информирует семью о планах работы. | Оценивает влияние данной работы на детей. |
Раскрывает сложные проблемы. | Определяет меру содействия их решению. |
Приглашает принять участие в чем-либо. | Откликается на приглашение, участвует. |
Сообщает о необходимости помощи. | Предлагает помощь, выдвигает предложения. |
Организует общее дело. | Участвует в общих делах. |
Итоги анкетирования показали (февраль 2017 г.), что увеличилось время проводимое родителями и детьми и что общение сводится не только к выполнению домашних заданий, но и совместным прогулкам, чтению книг, занятиям творчеством (Приложение 1).
Таким образом, эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ребенка. Мы всегда должны помнить, что функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление нашей деятельности. Итогом нашей совместной деятельности мы планируем создать в конце 4 класса альбом нашего содружества для каждой семьи, в котором будут фотографии, стихи, сочиненные детьми, лучшие сочинения, работы учащихся.
Важно отметить, что промежуточные результаты диагностики показывают, что родители стали боле осознанно относится к воспитанию детей, уделять им больше внимания, находить верное решение педагогической проблеме. Школа в этом отношении, и я как классный руководитель, иду вместе плечом к плечу с родителями в нашем общем деле – деле воспитания детей.
Список использованных источников и литературы
I. Источники (Нормативно-правовые документы):
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] URL: http://nsportal.ru/vuz/biologicheskie-nauki/library/2012/07/28/fgos-noo, свободный (дата обращения: 15.04.2015).
- Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». //Консультант плюс – надежная правовая поддержка. Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/popular/edu/ свободный (дата обращения: 15.04.2015).
- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] URL: http://www.sudrf.kodeks.ru/document/420277810
II. Литература:
4. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – Спб.: Питер, 2011. – 400 с.
5. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. М.: ВАКО, 2004.
6. Степанов Е.Н. и др. Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2001г., с. 43-53.
7. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. – М.: 5 за знания, 2005. – 240 с. (Серия «Методическая библиотека»).
8. Цабыбин С.А. Взаимодействие школы и семьи (педагогический всеобуч). – Волгоград: Учитель, 2004.
III. Статьи:
9. Акутина С.П. Воспитание=семья и школа.//Классный руководитель. - 2007.-№4.
10. Морозова В.Е. Работа с родителями в начальной школе.//Завуч начальной школы. - 2007.-№1.
11. Семья и школа: проблемы и пути взаимодействия в условиях реализации новых стандартов. Под общей редакцией О.А. Щёкиной. С.-Петербург. http://tempus2013-16.novsu.ru/pluginfile.php/21/mod_page/content/96/Щекина.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Сотрудничество школы и семьи в системе нравственного воспитания подрастающего поколения" Выступление
VIII Рождественские педагогические чтения. Выступление "Сотрудничество школы и семьи в системе нравственного воспитания подрастающего поколения"...
Исследовательская работа Тема: Роль ветеранов Великой Отечественной войны- педагогов Усть-Джегутинской школы в воспитании подрастающего поколения
Тема: Роль ветеранов Великой Отечественной войны- педагогов Усть-Джегутинской школы в воспитании подрастающего поколения...
Родительское собрание на тему: Семья- важнейший институт социализации подрастающего поколения"
Родительское собрание на тему: Семья- важнейший институт социализации подрастающего поколения" ороли семьи в процессе воспитания подрастающего поколения....
Родительское собрание на тему: Семья- важнейший институт социализации подрастающего поколения"
Родительское собрание на тему: Семья- важнейший институт социализации подрастающего поколения". О роли семьи в процессе воспитания детей....
НПК "Школа - центр гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Программа научно-практической конференции "Школа - центр гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения....
Роль советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в воспитании подрастающего поколения
Роль советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в воспитании подрастающего поколения...