«Сопровождение детей с трудностями в обучении»
методическая разработка (1 класс) на тему

Дуркина Валентина Юрьевна

Родительское собрание проводилось для родителей учащихся 1 класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudnosti_v_obuchenii.docx30.82 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Сопровождение детей с трудностями в обучении».

Родители делятся  на 4-5 групп .

  1. Нарисуйте  ученика с трудностями в обучении, как вы его себе представляете.
  2. Признаки  детей с трудностями в обучении.

Виды трудностей

(Типичные трудности и их причины) группы детей с трудностями в обучении- слайд. Типичные трудности и их причины

  1. В письменных работах пропускает буквы (19,9%)

Низкий уровень развития фонематического слуха

Слабая концентрация внимания

Несформированность приемов самоконтроля

Индивидуально-типологические особенности личности

  1. Неразвитость орфографической зоркости (19,0%)

Низкий уровень развития произвольности

Несформированность приемов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу)

Низкий уровень объема и распределения внимания

Низкий уровень развития кратковременной памяти

Слабое развитие фонематического слуха

  1. Невнимателен и рассеян (17,0%)

Низкий уровень развития произвольности

Низкий уровень объема внимания

Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания

Преобладающая мотивация учения — игровая

  1. Испытывает трудности при решении математических задач (14,8%)

Низкий уровень развития общего интеллекта

Слабое понимание грамматических конструкций

Несформированность умения ориентироваться на систему признаков

Низкий уровень развития образного мышления

  1. Испытывает затруднения при пересказе текста (13,5%)

Несформированность умения планировать свои действия

Слабое развитие логического запоминания

Низкий уровень речевого развития

Низкий уровень развития образного мышления

Низкий уровень развития логических операций (анализа, обобщения, систематизации)

Заниженная самооценка

  1. Неусидчив (13,1%)

Низкий уровень развития произвольности

Индивидуально-типологические особенности личности

Низкий уровень развития волевой сферы

  1. Трудно понимает объяснение с первого раза(12,7%)

Несформированность приемов учебной деятельности

Слабая концентрация внимания

Низкий уровень развития восприятия

Низкий уровень развития произвольности

Низкий уровень развития общего интеллекта

  1. Постоянная грязь в тетради (11,5%)

Слабое развитие тонкой моторики пальцев рук

Несформированность приемов учебной деятельности

Недостаточный объем внимания

Низкий уровень развития кратковременной памяти

  1. Плохое знание таблицы сложения (умножения) (10,2%)

Низкий уровень развития механической памяти

Низкий уровень развития долговременной памяти

Развитие общего интеллекта ниже возрастной нормы

Низкий уровень развития произвольности

Слабая концентрация внимания

Несформированность приемов учебной деятельности

  1. Не справляется с заданиями для самостоятельной работы (9,6%)

Несформированность приемов учебной деятельности

Низкий уровень развития произвольности

  1. Постоянно забывает дома учебные предметы (9,5%)

Высокая эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность

Низкий уровень развития произвольности

Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания

  1. Плохо списывает с доски (8,7%)

Несформированность предпосылок учебной деятельности

Низкий уровень развития произвольности

Низкий уровень переключения внимания

Недостаточный объем внимания

Низкий уровень развития кратковременной памяти

  1. Домашнюю работу выполняет отменно, а в классе справляется плохо (8,5%)

Низкая скорость протекания психических процессов

Несформированность приемов учебной деятельности

Низкий уровень развития произвольности

  1. Любое задание необходимо повторить несколько раз, прежде чем ученик начнет его выполнять (6,9%)

Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания

Низкий уровень развития произвольности

Несформированность умения выполнять задания по устной инструкции взрослого

Несформированность предпосылок учебной деятельности

  1. Постоянно переспрашивает учителя (6,4%)

Низкий уровень объема внимания

Слабая концентрация и устойчивость внимания

Низкий уровень развития переключения внимания

Низкий уровень развития кратковременной памяти

Низкий уровень развития произвольности

Несформированность умения принять учебную задачу

  1. Плохо ориентируется в тетради (5,5%)

Низкий уровень развития восприятия и ориентировки в пространстве

Низкий уровень развития произвольности

Слабое развитие мелкой мускулатуры кистей рук

  1. Поднимает руку, а при ответе молчит (4,9%)

Несформированность отношения к себе как к школьнику

Заниженная самооценка

Низкий уровень развития произвольности

  1. Опаздывает на уроки (4,8%)

Несформированность приемов самоконтроля

Низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания

Низкий уровень развития произвольности

Возможные трудности в семье

Причины вторичной выгоды

  1. Постоянно отвлекается на уроках, залезает под парту, играет, ест (4,7%)

Несформированность отношения к себе как к школьнику

Преобладающая мотивация учения — игровая

Индивидуально-типологические особенности личности

Низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания

Низкий уровень развития произвольности

Несформированность приемов учебной деятельности

  1. Испытывает страх перед опросом учителя (4,67%)

Заниженная самооценка

Возможные трудности в семье

Внутреннее стрессовое состояние

Индивидуально-типологические особенности личности

  1. При проверке тетради после проведенного урока оказывается, что письменная работа полностью отсутствует (2,6%)

Несформированность отношения к себе как к школьнику

Преобладающая мотивация учения — игровая

Низкий уровень развития произвольности

Несформированность приемов учебной деятельности

  1. Во время урока выходит и отсутствует продолжительное время(1%)

Отсутствует учебная мотивация

Несформированность отношения к себе как к школьнику

Заниженная самооценка

Внутреннее стрессовое состояние

Трудности в усвоении материала, связанные с ЗПР

23.Комментирует оценки и поведение учителя своими замечаниями (0,97%)

Возможные трудности в семье

Перенесение функции матери на учителя

Особенности развития "Я-концепции".

  1. Причины трудностей  (участники учебного процесса - слайд; развитие детей с разной активностью- слайд).
  2. Проявления : агрессия- слайд;  гиперактивные и заторможенные- слайд, тест; дезадаптация- слайд.

 Тест «Диагностика СДВГ».        

Дефицит внимания-6 положительных ответов.

  1. Не обращает внимания на детали и допускает ошибки в работе.
  2. С трудом поддерживает внимание в работе и игре.
  3. Не слушает то , что ему говорят.
  4. Не в состоянии следовать инструкциям.
  5. Не может организовать игру или деятельность.
  6. Имеет сложности в выполнении заданий, требующих длительной концентрации внимания.
  7. Часто теряет вещи.
  8. Часто и легко отвлекается, теряя интерес к занятиям.
  9. Бывает забывчив.

Гиперактивен-5 положительных ответов.

  1. Совершает суетливые движения руками и ногами.
  2. Часто вскакивает со своего места.
  3. Беспокоен ,  гиперподвижен в ситуациях, когда это неприемлемо.
  4. Не может играть в тихие игры.
  5. Всегда находится в движении.
  6. Очень  много и громко говорит.

Импульсивен-3  положительных ответа.

  1.  Отвечает на вопрос, не выслушав ответ.
  2. Не может дождаться своей очереди.
  3. Вмешивается в разговоры и игры других.
  4. Попадает в опасные ситуации.

Если положительных ответов больше, то необходима диагностика невролога и психиатра.

Если положительных ответов меньше, то требуется коррекция позиции « Я - ученик».

5.Родительское сопровождение.

 ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК……сквернословит?

Причины сквернословия:

  •  Бездумное повторение неприличных слов без намерения оскорбить кого-либо (обычно у детей младшего дошкольного возраста).
  •  Повторение часто слышимых ругательств из-за их заразительной силы, способ выразить свое отношение (дошкольный и младший школьный возраст).
  • Стремление продемонстрировать свою взрослость и независимость (младший школьный и подростковый возраст).
  • Желание позлить, подразнить взрослого или отомстить ему (подростковый возраст).

Если сквернословит маленький ребенок:

  • Объясните, что эти слова неприличны и оскорбительны для тех, кто их слышит.
  • Скажите, что некоторые люди настолько несдержанны и невоспитанны, что употребляют бранные слова, желая обидеть или разозлить человека.
  • Не уделяйте ругающемуся ребенку повышенного внимания: видя, что вы очень встревожены, ребенок может использовать ругань назло вам.
  • Заметьте, что в вашей семье не принято употреблять такие слова.
  • Предложите выразить свои чувства другими словами – от междометий (ой!) до смешных ругательств (крокозябра ты этакая!).

Если сквернословит подросток:

  • Объясните, что ругань является частью нашего языка, но не надо навязывать ее тем, чей слух она оскорбляет.
  • Скажите подростку, что вы знаете о существовании и значении бранных слов, но они вам не нравятся.

Бесполезно:

  •  ругать или запрещать;
  • бить по губам или заставлять мыть рот с мылом.

Полезно:

  • следить за собственной речью: если вы сами при ребенке используете бранные слова, не удивляйтесь, что он начнет их повторять;
  • объяснить, что люди используют ругательства в самом крайнем случае, когда от непереносимых чувств (отчаяния, гнева, разочарования) им не хватает слов;
  • научить ребенка справляться с отрицательными эмоциями;
  • научить реагировать на чужую грубость или агрессию.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК…...дразнит других детей?

 «Обзывания» – частая причина детских обид и даже драк. В то же время – это «испытание на прочность»: общаясь, дети неизбежно обзывают и дразнят друг друга, будто бы проверяя силу характера.

Причины, по которым дети дразнят и обзывают друг друга:

  • Сознательное желание оскорбить или разозлить сверстника (у агрессивных детей).
  • Желание привлечь внимание или начать забавную игру.
  • Оскорбление-провокация (дразнящий хочет спровоцировать сверстника на ответные действия – словесную перепалку, борьбу, погоню).
  • Желание повеселить окружающих.
  • Самоутверждение (дразнящий унижает сверстника и утверждает свое лидерство).
  • Месть.

Невозможно запретить детские дразнилки и «обзывания» – это часть детского фольклора и особая форма общения со сверстниками. Как правило, дети в состоянии выяснить свои отношения самостоятельно. Однако, если ваш ребенок часто задевает своих сверстников, следует задуматься о причинах такого поведения. Чтобы ребенок не растерял своих друзей, научите его ценить дружбу и доброжелательно общаться.

Или вашего ребенка дразнят другие дети?

Ребенок, которого часто дразнят или обзывают, может почувствовать себя неполноценным, потерять уверенность в себе. Нелегко приходится детям, которые имеют особенности, провоцирующие сверстников на придумывание обидных прозвищ: «долговязый», «толстая», «заика», «косоглазый».
Важно, чтобы взрослые (родители, воспитатели и учителя) позаботились о повышении самооценки ребенка и помогли ему правильно относиться к своей особенности, не допуская насмешек и издевательств со стороны других детей.
Во все времена дети произносили (и сочиняли сами) специальные «отговорки» – ответы на дразнилки, помогающие им отстоять себя в «выяснении отношений».

Кто так обзывается,
Тот сам так называется.
Я тебя не слушаю,
Посолю и скушаю.

Обзывай меня весь век,
Все равно я человек.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК…...постоянно спорит и дерзит?

Ребенок ведет себя так, будто хочет доказать, что он всех главнее. Он говорит, что собирается поступать так, как сам считает нужным.Он постоянно спорит и дерзит родителям и другим взрослым, как будто нарочно дразнит их. С ним невозможно договориться.Увы, почти все попытки переспорить или подчинить ребенка ведут к поражению взрослых. Ребенок продолжает бороться за власть, рассчитывая, что такое поведение поможет ему самоутвердиться, доказать свою силу.

«Борясь за власть», дети обнаруживают:

  •  вспыльчивость;
  • намерение прогуливать уроки;
  • тяготение к спорам;
  • упрямство;
  • забывчивость;
  • склонность к безделью;
  • демонстрацию превосходства;
  • дерзость;
  • непокорность, неподчинение.

Склонность к дерзости и спорам может быть вызвана типичной особенностью поведения детей и подростков – негативизмом. Это стремление к противодействию всякому внешнему влиянию – начиная с отказа выполнять просьбы взрослых до выраженного стремления делать все наоборот. Негативизм усиливается при чрезмерном контроле и опеке и ослабевает при сочетании разумного контроля и демонстрации уважения к личности ребенка.

Советы родителям:

  • Избегайте борьбы за власть.
  • Скажите ребенку, что вы не можете «заставить» его поступать так, как вы считаете правильным, но будете признательны, если он согласится с вами.
  • Найдите благоприятную возможность продемонстрировать ребенку признательность (когда он не «борется» с вами).
  • Найдите способы дать ребенку почувствовать свою значимость. Спрашивайте у него совета в той области, где вы сможете этому совету последовать.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК….устраивает истерики?

Дети часто ведут себя неподобающим образом, пытаясь достичь каких-либо целей и добиться от взрослых исполнения своих желаний.

У детских истерик есть разные причины:

  • отказ взрослых выполнить желание ребенка;
  • чрезмерные или противоречивые требования взрослых;
  • усталость или нервное перевозбуждение ребенка;
  • подражание другим детям.

Дети, склонные к частым истерикам, могут стать избалованными, агрессивными и эгоистичными.

Как правильно реагировать на детскую истерику?

  • Выразите чувства ребенка словами: «Ты хочешь  ( что-то, на что претендует ребенок) и злишься, потому что не можешь ее получить». Доброжелательно, но твердо скажите, что вы его понимаете, но такое поведение недопустимо.
    Предупредите его о последствиях (и выполните свое обещание, если истерика не прекратится):
    «Тебе надо успокоиться. Иначе я буду вынуждена увести тебя из магазина, и мы вернемся домой без журнала, за которым пришли».
  • Возьмите тайм-аут. Усадите ребенка на стул или отведите в комнату (важно, чтобы ребенок не мог причинить себе серьезного вреда) и оставьте его одного. Если это невозможно, покиньте помещение сами – уйдите в ванную или в спальню. Без зрителей истерики часто прекращаются сами собой.
  • Если истерика случилась с ребенком на глазах у других людей, постарайтесь о них не думать. Держитесь уверенно и действуйте так, как будто вокруг никого нет.
  • Сохраняйте контроль над собой. Не кричите на ребенка и не угрожайте ему – это плохой пример для подражания. Когда ребенок успокоится, скажите, что вы были сильно огорчены, но рады, что он смог успокоиться.

Научите ребенка справляться с отрицательными эмоциями и выражать их без вреда для окружающих: делать физические упражнения, бить в ударные инструменты, рисовать, правильно дышать, говорить о своих чувствах. Оберегайте и малыша, и подростка от чрезмерной усталости, сильного голода или перевозбуждения новыми впечатлениями.

  1. Рефлексия. Дорисуйте ваш рисунок « Ребёнок с трудностями в обучении» как можно ему помочь справиться с трудностями.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям медлительных детей, испытывающих трудности в обучении письму и чтению

Медлительность – свойство нервной системы, поэтому нельзя заставить ребенка делать все так быстро, как хотят взрослые. Нельзя сравнивать медлительного ребенка с его подвижным сверстником. Быстры...

Психолого-педагогическое сопровождение детей, испытывающих трудности в учебной деятельности

В презентации предложен опыт работы учителя математики и педагога-психолога...

"Трудные дети - это дети с трудностями в обучении?" Выступление на педагогическом совете школы

В выступлении содержится анализ трудностей в обучении, возникающих у  детей с ограниченными возможностями обучения русскому языку и чтению. В выступлении рассмотрен один из аспектов этой проблемы...

Программа педагогического сопровождения учащихся, испытывающих трудности в обучении.

Программа  педагогического сопровождения учащихся начальной школы направлена на преодоление трудностей в формировании предметных результатов освоения программы ООП НОО по русскому языку и лтерату...

Индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения учащегося, имеющего трудности в обучении

Данная разработка предназначена для специлистов школ, имеющих детей с трудностями обучения, поведения и социализации. В карте прописана не только работа специалистов с детьми, но и их родителями....

Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка, испытывающего трудности в обучении и социальной адаптации (из опыта работы)

Данная программа представляет собой индивидуальный маршрут для обучающегося, испытывающего трудности в обучении и социальной адаптации. Во многих классах есть ученики, родители которых категорически о...