«Сопровождение детей с трудностями в обучении»
методическая разработка (1 класс) на тему
Родительское собрание проводилось для родителей учащихся 1 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudnosti_v_obuchenii.docx | 30.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
«Сопровождение детей с трудностями в обучении».
Родители делятся на 4-5 групп .
- Нарисуйте ученика с трудностями в обучении, как вы его себе представляете.
- Признаки детей с трудностями в обучении.
Виды трудностей
(Типичные трудности и их причины) группы детей с трудностями в обучении- слайд. Типичные трудности и их причины
- В письменных работах пропускает буквы (19,9%)
Низкий уровень развития фонематического слуха
Слабая концентрация внимания
Несформированность приемов самоконтроля
Индивидуально-типологические особенности личности
- Неразвитость орфографической зоркости (19,0%)
Низкий уровень развития произвольности
Несформированность приемов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу)
Низкий уровень объема и распределения внимания
Низкий уровень развития кратковременной памяти
Слабое развитие фонематического слуха
- Невнимателен и рассеян (17,0%)
Низкий уровень развития произвольности
Низкий уровень объема внимания
Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания
Преобладающая мотивация учения — игровая
- Испытывает трудности при решении математических задач (14,8%)
Низкий уровень развития общего интеллекта
Слабое понимание грамматических конструкций
Несформированность умения ориентироваться на систему признаков
Низкий уровень развития образного мышления
- Испытывает затруднения при пересказе текста (13,5%)
Несформированность умения планировать свои действия
Слабое развитие логического запоминания
Низкий уровень речевого развития
Низкий уровень развития образного мышления
Низкий уровень развития логических операций (анализа, обобщения, систематизации)
Заниженная самооценка
- Неусидчив (13,1%)
Низкий уровень развития произвольности
Индивидуально-типологические особенности личности
Низкий уровень развития волевой сферы
- Трудно понимает объяснение с первого раза(12,7%)
Несформированность приемов учебной деятельности
Слабая концентрация внимания
Низкий уровень развития восприятия
Низкий уровень развития произвольности
Низкий уровень развития общего интеллекта
- Постоянная грязь в тетради (11,5%)
Слабое развитие тонкой моторики пальцев рук
Несформированность приемов учебной деятельности
Недостаточный объем внимания
Низкий уровень развития кратковременной памяти
- Плохое знание таблицы сложения (умножения) (10,2%)
Низкий уровень развития механической памяти
Низкий уровень развития долговременной памяти
Развитие общего интеллекта ниже возрастной нормы
Низкий уровень развития произвольности
Слабая концентрация внимания
Несформированность приемов учебной деятельности
- Не справляется с заданиями для самостоятельной работы (9,6%)
Несформированность приемов учебной деятельности
Низкий уровень развития произвольности
- Постоянно забывает дома учебные предметы (9,5%)
Высокая эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность
Низкий уровень развития произвольности
Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания
- Плохо списывает с доски (8,7%)
Несформированность предпосылок учебной деятельности
Низкий уровень развития произвольности
Низкий уровень переключения внимания
Недостаточный объем внимания
Низкий уровень развития кратковременной памяти
- Домашнюю работу выполняет отменно, а в классе справляется плохо (8,5%)
Низкая скорость протекания психических процессов
Несформированность приемов учебной деятельности
Низкий уровень развития произвольности
- Любое задание необходимо повторить несколько раз, прежде чем ученик начнет его выполнять (6,9%)
Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания
Низкий уровень развития произвольности
Несформированность умения выполнять задания по устной инструкции взрослого
Несформированность предпосылок учебной деятельности
- Постоянно переспрашивает учителя (6,4%)
Низкий уровень объема внимания
Слабая концентрация и устойчивость внимания
Низкий уровень развития переключения внимания
Низкий уровень развития кратковременной памяти
Низкий уровень развития произвольности
Несформированность умения принять учебную задачу
- Плохо ориентируется в тетради (5,5%)
Низкий уровень развития восприятия и ориентировки в пространстве
Низкий уровень развития произвольности
Слабое развитие мелкой мускулатуры кистей рук
- Поднимает руку, а при ответе молчит (4,9%)
Несформированность отношения к себе как к школьнику
Заниженная самооценка
Низкий уровень развития произвольности
- Опаздывает на уроки (4,8%)
Несформированность приемов самоконтроля
Низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания
Низкий уровень развития произвольности
Возможные трудности в семье
Причины вторичной выгоды
- Постоянно отвлекается на уроках, залезает под парту, играет, ест (4,7%)
Несформированность отношения к себе как к школьнику
Преобладающая мотивация учения — игровая
Индивидуально-типологические особенности личности
Низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания
Низкий уровень развития произвольности
Несформированность приемов учебной деятельности
- Испытывает страх перед опросом учителя (4,67%)
Заниженная самооценка
Возможные трудности в семье
Внутреннее стрессовое состояние
Индивидуально-типологические особенности личности
- При проверке тетради после проведенного урока оказывается, что письменная работа полностью отсутствует (2,6%)
Несформированность отношения к себе как к школьнику
Преобладающая мотивация учения — игровая
Низкий уровень развития произвольности
Несформированность приемов учебной деятельности
- Во время урока выходит и отсутствует продолжительное время(1%)
Отсутствует учебная мотивация
Несформированность отношения к себе как к школьнику
Заниженная самооценка
Внутреннее стрессовое состояние
Трудности в усвоении материала, связанные с ЗПР
23.Комментирует оценки и поведение учителя своими замечаниями (0,97%)
Возможные трудности в семье
Перенесение функции матери на учителя
Особенности развития "Я-концепции".
- Причины трудностей (участники учебного процесса - слайд; развитие детей с разной активностью- слайд).
- Проявления : агрессия- слайд; гиперактивные и заторможенные- слайд, тест; дезадаптация- слайд.
Тест «Диагностика СДВГ».
Дефицит внимания-6 положительных ответов.
- Не обращает внимания на детали и допускает ошибки в работе.
- С трудом поддерживает внимание в работе и игре.
- Не слушает то , что ему говорят.
- Не в состоянии следовать инструкциям.
- Не может организовать игру или деятельность.
- Имеет сложности в выполнении заданий, требующих длительной концентрации внимания.
- Часто теряет вещи.
- Часто и легко отвлекается, теряя интерес к занятиям.
- Бывает забывчив.
Гиперактивен-5 положительных ответов.
- Совершает суетливые движения руками и ногами.
- Часто вскакивает со своего места.
- Беспокоен , гиперподвижен в ситуациях, когда это неприемлемо.
- Не может играть в тихие игры.
- Всегда находится в движении.
- Очень много и громко говорит.
Импульсивен-3 положительных ответа.
- Отвечает на вопрос, не выслушав ответ.
- Не может дождаться своей очереди.
- Вмешивается в разговоры и игры других.
- Попадает в опасные ситуации.
Если положительных ответов больше, то необходима диагностика невролога и психиатра.
Если положительных ответов меньше, то требуется коррекция позиции « Я - ученик».
5.Родительское сопровождение.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК……сквернословит?
Причины сквернословия:
- Бездумное повторение неприличных слов без намерения оскорбить кого-либо (обычно у детей младшего дошкольного возраста).
- Повторение часто слышимых ругательств из-за их заразительной силы, способ выразить свое отношение (дошкольный и младший школьный возраст).
- Стремление продемонстрировать свою взрослость и независимость (младший школьный и подростковый возраст).
- Желание позлить, подразнить взрослого или отомстить ему (подростковый возраст).
Если сквернословит маленький ребенок:
- Объясните, что эти слова неприличны и оскорбительны для тех, кто их слышит.
- Скажите, что некоторые люди настолько несдержанны и невоспитанны, что употребляют бранные слова, желая обидеть или разозлить человека.
- Не уделяйте ругающемуся ребенку повышенного внимания: видя, что вы очень встревожены, ребенок может использовать ругань назло вам.
- Заметьте, что в вашей семье не принято употреблять такие слова.
- Предложите выразить свои чувства другими словами – от междометий (ой!) до смешных ругательств (крокозябра ты этакая!).
Если сквернословит подросток:
- Объясните, что ругань является частью нашего языка, но не надо навязывать ее тем, чей слух она оскорбляет.
- Скажите подростку, что вы знаете о существовании и значении бранных слов, но они вам не нравятся.
Бесполезно:
- ругать или запрещать;
- бить по губам или заставлять мыть рот с мылом.
Полезно:
- следить за собственной речью: если вы сами при ребенке используете бранные слова, не удивляйтесь, что он начнет их повторять;
- объяснить, что люди используют ругательства в самом крайнем случае, когда от непереносимых чувств (отчаяния, гнева, разочарования) им не хватает слов;
- научить ребенка справляться с отрицательными эмоциями;
- научить реагировать на чужую грубость или агрессию.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК…...дразнит других детей?
«Обзывания» – частая причина детских обид и даже драк. В то же время – это «испытание на прочность»: общаясь, дети неизбежно обзывают и дразнят друг друга, будто бы проверяя силу характера.
Причины, по которым дети дразнят и обзывают друг друга:
- Сознательное желание оскорбить или разозлить сверстника (у агрессивных детей).
- Желание привлечь внимание или начать забавную игру.
- Оскорбление-провокация (дразнящий хочет спровоцировать сверстника на ответные действия – словесную перепалку, борьбу, погоню).
- Желание повеселить окружающих.
- Самоутверждение (дразнящий унижает сверстника и утверждает свое лидерство).
- Месть.
Невозможно запретить детские дразнилки и «обзывания» – это часть детского фольклора и особая форма общения со сверстниками. Как правило, дети в состоянии выяснить свои отношения самостоятельно. Однако, если ваш ребенок часто задевает своих сверстников, следует задуматься о причинах такого поведения. Чтобы ребенок не растерял своих друзей, научите его ценить дружбу и доброжелательно общаться.
Или вашего ребенка дразнят другие дети?
Ребенок, которого часто дразнят или обзывают, может почувствовать себя неполноценным, потерять уверенность в себе. Нелегко приходится детям, которые имеют особенности, провоцирующие сверстников на придумывание обидных прозвищ: «долговязый», «толстая», «заика», «косоглазый».
Важно, чтобы взрослые (родители, воспитатели и учителя) позаботились о повышении самооценки ребенка и помогли ему правильно относиться к своей особенности, не допуская насмешек и издевательств со стороны других детей.
Во все времена дети произносили (и сочиняли сами) специальные «отговорки» – ответы на дразнилки, помогающие им отстоять себя в «выяснении отношений».
Кто так обзывается,
Тот сам так называется.
Я тебя не слушаю,
Посолю и скушаю.
Обзывай меня весь век,
Все равно я человек.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК…...постоянно спорит и дерзит?
Ребенок ведет себя так, будто хочет доказать, что он всех главнее. Он говорит, что собирается поступать так, как сам считает нужным.Он постоянно спорит и дерзит родителям и другим взрослым, как будто нарочно дразнит их. С ним невозможно договориться.Увы, почти все попытки переспорить или подчинить ребенка ведут к поражению взрослых. Ребенок продолжает бороться за власть, рассчитывая, что такое поведение поможет ему самоутвердиться, доказать свою силу.
«Борясь за власть», дети обнаруживают:
- вспыльчивость;
- намерение прогуливать уроки;
- тяготение к спорам;
- упрямство;
- забывчивость;
- склонность к безделью;
- демонстрацию превосходства;
- дерзость;
- непокорность, неподчинение.
Склонность к дерзости и спорам может быть вызвана типичной особенностью поведения детей и подростков – негативизмом. Это стремление к противодействию всякому внешнему влиянию – начиная с отказа выполнять просьбы взрослых до выраженного стремления делать все наоборот. Негативизм усиливается при чрезмерном контроле и опеке и ослабевает при сочетании разумного контроля и демонстрации уважения к личности ребенка.
Советы родителям:
- Избегайте борьбы за власть.
- Скажите ребенку, что вы не можете «заставить» его поступать так, как вы считаете правильным, но будете признательны, если он согласится с вами.
- Найдите благоприятную возможность продемонстрировать ребенку признательность (когда он не «борется» с вами).
- Найдите способы дать ребенку почувствовать свою значимость. Спрашивайте у него совета в той области, где вы сможете этому совету последовать.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК….устраивает истерики?
Дети часто ведут себя неподобающим образом, пытаясь достичь каких-либо целей и добиться от взрослых исполнения своих желаний.
У детских истерик есть разные причины:
- отказ взрослых выполнить желание ребенка;
- чрезмерные или противоречивые требования взрослых;
- усталость или нервное перевозбуждение ребенка;
- подражание другим детям.
Дети, склонные к частым истерикам, могут стать избалованными, агрессивными и эгоистичными.
Как правильно реагировать на детскую истерику?
- Выразите чувства ребенка словами: «Ты хочешь ( что-то, на что претендует ребенок) и злишься, потому что не можешь ее получить». Доброжелательно, но твердо скажите, что вы его понимаете, но такое поведение недопустимо.
Предупредите его о последствиях (и выполните свое обещание, если истерика не прекратится): «Тебе надо успокоиться. Иначе я буду вынуждена увести тебя из магазина, и мы вернемся домой без журнала, за которым пришли». - Возьмите тайм-аут. Усадите ребенка на стул или отведите в комнату (важно, чтобы ребенок не мог причинить себе серьезного вреда) и оставьте его одного. Если это невозможно, покиньте помещение сами – уйдите в ванную или в спальню. Без зрителей истерики часто прекращаются сами собой.
- Если истерика случилась с ребенком на глазах у других людей, постарайтесь о них не думать. Держитесь уверенно и действуйте так, как будто вокруг никого нет.
- Сохраняйте контроль над собой. Не кричите на ребенка и не угрожайте ему – это плохой пример для подражания. Когда ребенок успокоится, скажите, что вы были сильно огорчены, но рады, что он смог успокоиться.
Научите ребенка справляться с отрицательными эмоциями и выражать их без вреда для окружающих: делать физические упражнения, бить в ударные инструменты, рисовать, правильно дышать, говорить о своих чувствах. Оберегайте и малыша, и подростка от чрезмерной усталости, сильного голода или перевозбуждения новыми впечатлениями.
- Рефлексия. Дорисуйте ваш рисунок « Ребёнок с трудностями в обучении» как можно ему помочь справиться с трудностями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям медлительных детей, испытывающих трудности в обучении письму и чтению
Медлительность – свойство нервной системы, поэтому нельзя заставить ребенка делать все так быстро, как хотят взрослые. Нельзя сравнивать медлительного ребенка с его подвижным сверстником. Быстры...
Психолого-педагогическое сопровождение детей, испытывающих трудности в учебной деятельности
В презентации предложен опыт работы учителя математики и педагога-психолога...
"Трудные дети - это дети с трудностями в обучении?" Выступление на педагогическом совете школы
В выступлении содержится анализ трудностей в обучении, возникающих у детей с ограниченными возможностями обучения русскому языку и чтению. В выступлении рассмотрен один из аспектов этой проблемы...
Программа педагогического сопровождения учащихся, испытывающих трудности в обучении.
Программа педагогического сопровождения учащихся начальной школы направлена на преодоление трудностей в формировании предметных результатов освоения программы ООП НОО по русскому языку и лтерату...
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе интегрированного обучения и воспитания для учащихся, обучающихся по программе 5 класса для детей с трудностями в обучении по теме: «Тайное становится явным». В.Драгунский
Материал включает конспект урока с приложениями....
Индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения учащегося, имеющего трудности в обучении
Данная разработка предназначена для специлистов школ, имеющих детей с трудностями обучения, поведения и социализации. В карте прописана не только работа специалистов с детьми, но и их родителями....
Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка, испытывающего трудности в обучении и социальной адаптации (из опыта работы)
Данная программа представляет собой индивидуальный маршрут для обучающегося, испытывающего трудности в обучении и социальной адаптации. Во многих классах есть ученики, родители которых категорически о...