Проблема речевого развития детей с аутизмом ( статья)
статья (1 класс)
РАБОТА ДЕФЕКТОЛОГА С ДЕТЬМИ С АУТИЗМОМ В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
Шадринск-2022
Платонова С.Ю.
КОНТЕНТ-АНАЛИЗ РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ ПО ТЕМЕ ПРОБЛЕМ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ
Аннотация: в статье представлены результаты проведенного контент-анализа российских и зарубежных публикаций по теме проблем речевого развития детей с аутизмом. Представлены наиболее часто рассматриваемые вопросы нарушений речи у детей с аутизмом в современной науке.
Ключевые слова: контент-анализ, дети с аутизмом, российские авторы, зарубежные авторы, исследование, эксперимент, эмпирическое исследование.
Изучение вопросов нарушения эмоционально - волевой сферыхарактеризуется заболеванием, которое именуется как аутизм, также в современной психолого-педагогической литературе применяется обобщающий термин «расстройства аутического спектра», который включает в себя различные формы проявления аутизма в зависимости от возраста и уровня интеллектуального развития. Процесс речевого развития детей с аутизмом отличается от речевого развития ребенка, у которого не наблюдаются психические расстройства. Как отмечает А.А. Калинина «одним из важных симптомов расстройств аутистического спектра у детей является нарушение речевого развития» [19, с. 208].
Однозначного утверждения о том, что абсолютно у всех детей с аутизмом имеются проблемы речевого развития, которые не встречаются унормально-развивающего ребенка, на сегодня не существует. При этом,различными российскими и зарубежными исследователями проводятся диагностические мероприятия по выявлению проблем в речи детей с аутизмом. В рамках темы нашего исследования был проведен контент-анализ проблем речевого развития у детей с аутизмом, отраженных в современных исследованиях. Нами были изучены 10 научных статей российских авторов и 10 научных статей зарубежных авторов, которые включают в себя результаты эмпирических исследований и экспериментов, целью которых выступают определение проблем речи детей с аутизмом в возрасте от 3-х до 6-ти лет. Контент-анализ позволил нам выявить, как часто та или иная проблема речевого развития встречается в научных работах.
На рисунке 1 представлены проблемы речевого развития детей с аутизмом, которые были выявлены в результате исследований и отражены в научных статьях российских авторов. Частота выявления проблемы речевого развития выражена в процентах.
Рисунок 1 – Частота освещения проблем речевого развития детей с аутизмом в российских научных работах, %
Тем самым, анализ научных работ показал, что российские исследователи большой интерес проявляют к широкому спектру проблем речевого развития. В своих исследованиях они пытаются диагностировать сразу несколько проблем в речи у детей с аутизмом, на что и нацелены эмпирические исследования и эксперименты. Так, в 70 % научных исследований, которые были нами изучены, отмечается, что у детей с аутизмом имеется низкий уровень самостоятельной речи, а также проблемы запоминания слов. 60 % научных исследований показали, что дети с аутизмом используют в своей речи глаголы в инфинитиве и у них имеются проблемы, касающиеся лексико-грамматического оформления речи. Научные работы также включали в себя исследования, которые позволили выявить у детей с аутизмом предрасположенность к эхолалии, которая выходит за рамки нормального ее применения.
Что же касается зарубежных исследований, то нами было выявлено, что исследуются на современном этапе изучения проблем речи у детей с аутизмом и в целом речевого развития проблемы артикуляции речи, проблемы запоминания слов, эхолалия, заикание и произношение звуков. Но, научные исследования зарубежных научных деятелей и специалистов-практиков направлены на изучение у детей конкретной проблемы. Тем самым, выдвигается гипотеза, которая включает в себя одну из проблем речевого развития, и в ходе исследования данная гипотеза подтверждается или опровергается. На рисунке 2 представлены проблемы речевого развития детей с аутизмом, которые были выявлены в результате исследований и отражены в научных статьях зарубежных авторов.
Рисунок 2 – Частота освещения проблем речевого развития детей с аутизмом в зарубежных научных работах, %
Зарубежные исследователи также обозначают проблемы эхолалии, запоминания слов у детей с аутизмом. У 50 % изученных нами зарубежных научных работ встречается выявление у детей с аутизмом проблем артикуляции речи. Большой интерес проявляется зарубежными исследователями к проблеме заикания и попытки связать возникновение заикания с симптомами аутизма.
Таким образом, мы наблюдаем повышенный интерес российских и зарубежных исследователей к диагностике проблем речевого развития детей с аутизмом. Определено это тем, что данное расстройство влияет именно на коммуникативную функцию. Следовательно, ребенок не использует речь как инструмент социального взаимодействия. В результате нарушения вербальной и невербальной коммуникации занимают центральное место в симптоматике расстройства аутистического спектра.
Список использованных источников:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chernovik_nauchnoy_stati.docx | 43.49 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Шадринский государственный педагогический университет»
Институт психологии и педагогики
Кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии
ЧЕРНОВИК НАУЧНОЙ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С АУТИЗМОМ В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
Выпускная квалификационная работа
направление подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование
(профиль «Организация логопедической работы с лицами, имеющими нарушения речи»)
квалификация – магистр
вид – выпускная квалификационная работа опытно-экспериментального характера
формат – исследовательская работа
Исполнитель: |
Платонова Светлана Юрьевна |
студент 1-11 М группы |
заочная форма обучения |
Руководитель ВКР: |
к. пс. н, доцент |
Скоробогатова Наталья Владимировна |
Шадринск-2022
Платонова С.Ю.
КОНТЕНТ-АНАЛИЗ РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ ПО ТЕМЕ ПРОБЛЕМ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ
Аннотация: в статье представлены результаты проведенного контент-анализа российских и зарубежных публикаций по теме проблем речевого развития детей с аутизмом. Представлены наиболее часто рассматриваемые вопросы нарушений речи у детей с аутизмом в современной науке.
Ключевые слова: контент-анализ, дети с аутизмом, российские авторы, зарубежные авторы, исследование, эксперимент, эмпирическое исследование.
Изучение вопросов нарушения эмоционально - волевой сферы характеризуется заболеванием, которое именуется как аутизм, также в современной психолого-педагогической литературе применяется обобщающий термин «расстройства аутического спектра», который включает в себя различные формы проявления аутизма в зависимости от возраста и уровня интеллектуального развития. Процесс речевого развития детей с аутизмом отличается от речевого развития ребенка, у которого не наблюдаются психические расстройства. Как отмечает А.А. Калинина «одним из важных симптомов расстройств аутистического спектра у детей является нарушение речевого развития» [19, с. 208].
Однозначного утверждения о том, что абсолютно у всех детей с аутизмом имеются проблемы речевого развития, которые не встречаются у нормально-развивающего ребенка, на сегодня не существует. При этом, различными российскими и зарубежными исследователями проводятся диагностические мероприятия по выявлению проблем в речи детей с аутизмом. В рамках темы нашего исследования был проведен контент-анализ проблем речевого развития у детей с аутизмом, отраженных в современных исследованиях. Нами были изучены 10 научных статей российских авторов и 10 научных статей зарубежных авторов, которые включают в себя результаты эмпирических исследований и экспериментов, целью которых выступают определение проблем речи детей с аутизмом в возрасте от 3-х до 6-ти лет. Контент-анализ позволил нам выявить, как часто та или иная проблема речевого развития встречается в научных работах.
На рисунке 1 представлены проблемы речевого развития детей с аутизмом, которые были выявлены в результате исследований и отражены в научных статьях российских авторов. Частота выявления проблемы речевого развития выражена в процентах.
Рисунок 1 – Частота освещения проблем речевого развития детей с аутизмом в российских научных работах, %
Тем самым, анализ научных работ показал, что российские исследователи большой интерес проявляют к широкому спектру проблем речевого развития. В своих исследованиях они пытаются диагностировать сразу несколько проблем в речи у детей с аутизмом, на что и нацелены эмпирические исследования и эксперименты. Так, в 70 % научных исследований, которые были нами изучены, отмечается, что у детей с аутизмом имеется низкий уровень самостоятельной речи, а также проблемы запоминания слов. 60 % научных исследований показали, что дети с аутизмом используют в своей речи глаголы в инфинитиве и у них имеются проблемы, касающиеся лексико-грамматического оформления речи. Научные работы также включали в себя исследования, которые позволили выявить у детей с аутизмом предрасположенность к эхолалии, которая выходит за рамки нормального ее применения.
Что же касается зарубежных исследований, то нами было выявлено, что исследуются на современном этапе изучения проблем речи у детей с аутизмом и в целом речевого развития проблемы артикуляции речи, проблемы запоминания слов, эхолалия, заикание и произношение звуков. Но, научные исследования зарубежных научных деятелей и специалистов-практиков направлены на изучение у детей конкретной проблемы. Тем самым, выдвигается гипотеза, которая включает в себя одну из проблем речевого развития, и в ходе исследования данная гипотеза подтверждается или опровергается. На рисунке 2 представлены проблемы речевого развития детей с аутизмом, которые были выявлены в результате исследований и отражены в научных статьях зарубежных авторов.
Рисунок 2 – Частота освещения проблем речевого развития детей с аутизмом в зарубежных научных работах, %
Зарубежные исследователи также обозначают проблемы эхолалии, запоминания слов у детей с аутизмом. У 50 % изученных нами зарубежных научных работ встречается выявление у детей с аутизмом проблем артикуляции речи. Большой интерес проявляется зарубежными исследователями к проблеме заикания и попытки связать возникновение заикания с симптомами аутизма.
Таким образом, мы наблюдаем повышенный интерес российских и зарубежных исследователей к диагностике проблем речевого развития детей с аутизмом. Определено это тем, что данное расстройство влияет именно на коммуникативную функцию. Следовательно, ребенок не использует речь как инструмент социального взаимодействия. В результате нарушения вербальной и невербальной коммуникации занимают центральное место в симптоматике расстройства аутистического спектра.
Список использованных источников:
- Калинина, А.А. Нарушения грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра [Текст] / А.А. Калинина, О.П. Заболотских // Проблемы общественных наук в России и за рубежом: история и современность. - 2022. – С. 208-213.
- Дегальцева, В.А. Особенности речевого развития у детей с ранним детским аутизмом [Текст] / В.А. Дегальцева, Е.А. Зябкина // Современные тенденции развития системы образования : сборник статей. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2019. – С. 281-284.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОБЛЕМА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ БИЛИНГВИЗМА
ПРОБЛЕМА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ БИЛИНГВИЗМАСовременный мир многогранен и многоголосен, а взаимодействие и взаимовлияние языков все...
статья на тему "Роль скороговорок в речевом развитии детей"
В настоящее время очень важно уделять внимание речевому развитию детей. Ведь речь является не только средством общения, но и залогом хорошей успеваемости. Одним из методов развития речи являются скоро...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ТМНР)
В данной статье представлены современные педагогические подходы и технологии речевого развития детей с тяжелыми нарушениями психофизического и интеллектуального развития в условиях школы и семьи.Рассм...
Проблемы речевого развития детей школьного возраста в современном мире и пути их реализации
В настоящее время увеличивается число детей с тяжелой речевой патологией. Период обучения в начальных классах особенно важен для усвоения устной и письменной связной речи, так как «основы ...
Статья на тему: Особенности речевого развития детей с нарушением интеллекта
Особенности речевого развития у детей с нарушением интеллекта.Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется, прежде всего, когн...
Доклад "Проблемы речевого развития устной и письменной речи учащихся начальной школы"
Известно, что одна из основных задач учителя начальных классов - научить ребенка читать и писать. Общепризнанно также, что обучение письменной речи - один из самых трудных для ребенка этапов обучения ...
Статья на тему: "Особенности речевого развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
Речевое недоразвитие занимает значительное место в структуре интеллектуального дефекта учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Недостаточная сформированность речи умс...