Примеры заданий для развития речи детей
материал на тему

Романова Ольга Альбертовна

Речевое общение явилось одним из самых важных достижений человечества. С помощью языка люди могут общаться и передавать опыт, накопленный поколениями. Зародившись вместе с трудовыми навыками, речь развилась в систему из знаков, отдельных слов и предложений. Владение речью – неотъемлемый признак человека, выделяющий его из природной среды.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primery_zadaniy_dlya_razvitiya_rechi_detey.docx320.72 КБ
Файл u_kogo_kakoy_predmet.r.r.docx657.33 КБ
Файл chistogovorki.docx17.04 КБ

Предварительный просмотр:

Примеры заданий для развития речи детей

1. Повтори чистоговорки:

На центральных улицах

Жизнь кипит, волнуется,

Крутится, кружится,

Не угомонится.

***

Храм на площади стоит

В колокол звонарь звонит.

***

Дождь на площади частит

И прохожих не щадит.

 . Догадайся, куда направляются дети. Помоги им пройти через лабиринт (рису

Соедини одинаковые шарики ниточками и узнай, на территории какого края расположен наш город? (рисунок 2)

Раскрась флаг нашего города (рисунок 9).

1D8D57BA

 

37B0E1F1

Перенеси буквы по цветным линиям, и ты узнаешь название одной из самых длинных улиц города (рисунок 3).

37B0E1F1



Предварительный просмотр:

                У КОГО КАКОЙ ПРЕДМЕТ?

                                              Цель:

1. Упражнять детей в сравнении двух предметов, одинаковых по названию. Учить, сравнивая предметы, начинать с существенных признаков (ведущих); развивать наблюдательность.

2. Обогащать словарь дошкольников за счет существительных— названий деталей и частей предметов; прилагательных, обозначающих цвет и форму предметов; наречий, предлогов. Добиваться использования слов, наиболее точно характеризующих предмет, его качества. И т, п

                                   Игровой материал:

Парные картинки с изображением предметов, отличающихся ДРУГ от друга несколькими признаками и деталями:

2 пуговицы, разные по цвету, величине, форме, количеству дырочек;

2 чашки, разные по форме и цвету, с разными рисунками;

2 рыбки, разные по форме тела, длине и окраске плавников и хвоста;

2 рубашки — полосатая и клетчатая, с длинными и короткими рукавами, у одной кармашек наверху, у другой — два внизу;

2 фартука разного покроя с разной вышивкой;

2 ведра, разные по форме и цвету;

другие   предметы:   пряжки,   шарфы,   туфли,  лодки  и  др. (рис. 2).

             Ход  игрового упражнения  на  занятии

Учитель кладет перед детьми по 2—3 пары картинок и объясняет: «На каждой паре картинок нарисованы одинаковые по названию предметы: рубашки, рыбки, фартучки. Но предметы чем-то отличаются друг от друга. Сейчас будем про них рассказывать. Про один предмет буду рассказывать я, про другой тот, кого я вызову. Рассказывать будем по очереди. Если я назову цвет своего предмета, то и вы должны назвать только цвет; если я скажу, какой формы у меня предмет, то и вы должны определить форму предмета». Вызывает ребенка и предлагает ему вместе рассказать про рубашки1.

Учитель. На моей картинке — рубашка.

Ребенок. На моей — тоже рубашка Воспитатель. У меня рубашка с длинными рукавами. Она для осенне-зимнего сезона.

Ребенок. У меня рубашка с короткими рукавами, для весенне- летнего сезона.

Учитель. Моя рубашка клетчатая.

Ребенок. А моя полосатая.

Учитель. У рубашки один карман, расположенный на левой стороне груди.

Ребенок. У рубашки два кармана, расположенных снизу.

Другому ребенку воспитатель предлагает вместе рассказать о рыбках.

Учитель. У меня рыбка красного цвета.

Ребенок. А у меня голубого.

Учитель.  У моей рыбки большой хвост.

Ребенок. У моей маленький.

Аналогично проводится сравнение других предметов. При повторном упражнении дети могут сравнивать однородные предметы самостоятельно. В этом случае воспитатель следит за ходом игры, за правильностью сравнений.

           Ход игрового упражнения вне занятия

Играют четверо детей. На столе лежат 4 пары картинок изображениями вниз. Учитель предлагает детям взять по одной картинке из каждой пары. Затем он открывает любую из оставшихся на столе картинок и рассказывает о том, что на ней изображено.

Ребенок, у которого предмет того же наименования, включается в сравнение. Потом эти 2 картинки выкладывают рядом, и играющие проверяют, правильно ли были названы признаки предметов, обо всем ли сказано.

 Например:

Учитель. У меня желтый фартук.

Ребенок. А у меня голубой.

Учитель. На моем фартуке один карман.

Ребенок  А на моем два кармана.

Учитель. Мой фартук украшен узором из маленьких кружков, точек и треугольников.

Ребенок. А на моем фартуке узор из крупных и мелких цветов.

В дальнейшем на роль ведущего можно назначить кого-нибудь из детей.

                               



Предварительный просмотр:

Логоритмическое занятие

«Выходные в загородном доме» (тема «Семья»)

1 часть.

Развитие слухового внимания.

Хлопни, когда услышишь название родственника.

Мама, одноклассница, папа, сосед, дядя, дворник, сестра и т. д.

Музыкально - ритмические движения, перестроения (Идем на дачу)

Шагом, бегом, скользящий шаг («Поехали на лыжах»), шагом, ходьба с высоким подниманием колена («Перешагиваем через сугробы»).

Игра на внимание «Горка, Сугроб, Дорожка»

Дети шагают, по сигналу выполняют определенные движения.

«Горка» - дети встали в круг, руки подняли вверх.

«Сугроб» - сели, руки на голову.

«Снежная дорожка» - сели друг за другом, руки положили на плечи впереди сидящему.

Прибыли на дачу, «стряхнули» снег с одежды, потопали ногами, огляделись.

Комплекс ОРУ «На даче»

  1. «Папа снимает с антресоли посуду»

ИП ноги на ширине плеч, руки опущены.

1 – руки вверх, на носочках,

2 – ИП,

2. «Мама включила миксер для замеса теста»

ИП ноги на ширине плеч, руки перед собой, вращение кистей.

  1. «Бабушка включила стиральную машину»

ИП тоже, круговые движения руками.

4. «Дочь пылесосит»

ИП ноги шире плеч.

1 - наклон, колени не сгибаются.

2 – ИП.

5. «Дядя колет дрова».

ИП ноги шире плеч, руки на верху, сцеплены в замок.

  1. Наклон, с одновременным выдохом «Ух»!
  2. ИП.

6. «Сын собирает дрова».

ИП ноги шире плеч.

  1. Наклон к правой ноге.
  2. ИП.
  3. Наклон к левой ноге.
  4. ИП.

7. «Радость от проделанной работы»

Прыжки.

Самомассаж. «Снежок».

Легкие поглаживания лица подушечками пальцев.

Развитие речевого дыхания.

«Греем замерзшие руки». Вдох через рот, выдох через рот, на выдохе произнесение звука «Х-Х-Х».

Развитие фонематического слуха.

Сейчас мы узнаем, не забыли ли вы членов семьи. Когда услышите правильное название - хлопните в ладоши.

дочка-бочка-почка

Шин – сын - син

Папушка – бапушка - бабушка

Примянница – племянниса - племянница

Артикуляционная гимнастика

«Мама испекла блинчики». Положить «широкий язык на нижнюю губу так, чтобы он краями касался углов рта. Удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии (под счет до «пяти-десяти»).

«Мама испекла пирожки с разной начинкой». Рот открыт, губы в улыбке. Положить «широкий « язык на нижнюю губу. Поднять и свернуть язык в трубочку – «пирожок с капустой». Поднять кончик языка за нижними зубами – «пирожок с брусникой».

Пальчиковая гимнастика

«Семья»  Л. Б. Гавришева, Н. В. Нищева

Папа, мама, брат и я –           Дети правой рукой загибают

                                                 на    левой руке по одному

                                                 пальчику,    

                                                 начиная с большого.

Вместе дружная семья.       Показывают крепко сжатый

                                               кулачок левой руки.

Раз, два, три, четыре,          Левой рукой загибают на правой

                                                    по одному пальчику, начиная

                                                   с  большого.

Все живём в одной квартире. Показывают крепко сжатый

                                                   кулачок правой руки.

Мимические упражнения

Покажите, как обрадовался дядя, когда увидел, какой помощник подрос; как огорчилась мама, когда увидела занозу в пальчике сына.

Оркестр.

Песня «Золотая свадьба» Муз. Р. Паулса  (аудизапись)

Инструменты:  колокольчики и ложки.

Игра на инструментах по показу музыкального руководителя.

Пение.

 Исполнение по ролям песни «Что такое семья?»

    Муз. Е. А. Гомоновой

Что такое семья?                        Поёт солист, загибает

Папа, мама и я,                          пальчики.

И сестрёнка моя-

Вот и вся у нас семья….

  • Ну а как же бабушки?      Поют 2 бабушки.
  • Ну а как же дедушки?      Поют 2 дедушки.

Что такое семья?                        Поют вместе, загибают

Папа, мама и я,                          пальчики.

Баба Зоя, баба Зина,

Дедушки: Егор, Василий,

И сестрёнка моя-

Вот и вся у нас семья….

  • Ну а как же дяди?             Поют дяди.
  • Ну а как же тёти?              Поют тёти.

Что такое семья?                           Поют вместе, загибают

Папа, мама и я,                              пальчики.

Баба Зоя, баба Зина,

Дедушки: Егор, Василий,

Тётя Ася, тётя Таня,

Дядя Вова, дядя Ваня,

И сестрёнка моя-

Вот и вся у нас семья….

А братишек и сестрёнок                      Поёт вся группа.

Всех двоюродных назвать –

Так до вечера считать!

Игра.

«Маме надо отдыхать» Муз. О. С. Боромыковой

Мама сидит на стуле и дремлет, а  вокруг неё стоят дети, которые  не хотят её будить.

Маме надо отдыхать,                        дети, держась за руки,

Маме хочется  поспать.                   покачиваются из стороны  в сторону.        

Я на цыпочках хожу,                   идут на носочках к маме и

Маму я не разбужу.                               обратно

Тук – тук, тук – тук,                             идут врассыпную, громко

Тук, тук, тук.                                         топая пятками,

Раздаётся пяток стук.                            сходятся у стула, где спит мама.

Мои пяточки идут,                               Мама просыпается и

Прямо к мамочке ведут.                      шутливо догоняет детей.

Слушание-релаксация.

Чайковский «У камелька».

Папа растопил камин на даче. Все легли на мягкий ковер около камина и расслабились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей с задержкой психического развития

Неумолимая статистика показывает, что год от года увеличивается количество младших школьников, которые с трудом усваивают родной язык как учебный предмет. Это не может не тревожить учителей. Поче...

Развитие речи детей. Путешествие в страну правильной речи.

Я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие в страну Правильной речи. Для того, чтобы попасть в эту волшебную страну, нам нужно преодолеть путь, на котором будут встречаться разные вопросы...

Развитие мелкой моторики для развития речи детей начальных классов с помощью нетрадиционных методик. Пальчиковые игры.

    Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в  их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов, с использованием ...

Развитие артикуляционной моторики и дыхания для развития речи детей начальных классов с помощью нетрадиционных методик

 Правильное дыхание очень важно для развития речи младших школьников, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, ...

Использование пиктограмм, как одна из формы работы по развитию речи детей с ТМНР, в том числе у детей с интеллектуальным нарушением различной степенью тяжести.

Использование пиктограмм,  как одна из формы работы по развитию речи детей с ТМНР, в том числе у детей с интеллектуальным нарушением различной степенью тяжести....

Тема самообразования "Развитие речи детей в игровой деятельности у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

Самообразование по речевому развитию детей. Разработано на три года: 1 младший возраст, 2 младший и средний возраст....

Роль родитель в развитии речи дете. Зачем логопед задаёт домашние задания?

Часто родители считают, что если ребенок попал  в логопедическую группу, то все проблемы решены. Логопед и воспитатели научат его правильно говорить, подготовят к школе. Что еще нужно??...