Роль родитель в развитии речи дете. Зачем логопед задаёт домашние задания?
консультация по логопедии

Золотова Наталья Александровна

  Часто родители считают, что если ребенок попал  в логопедическую группу, то все проблемы решены. Логопед и воспитатели научат его правильно говорить, подготовят к школе. Что еще нужно??

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domashnee_zadanie_logopeda.docx17.84 КБ

Предварительный просмотр:

 «Зачем логопед задаёт домашние задания?»

Написали мне в тетради

Трудное заданье.

Папа с мамою сказали:

- Что за наказанье?.

        Часто родители считают, что если ребенок попал  в логопедическую группу, то все проблемы решены. Логопед и воспитатели научат его правильно говорить, подготовят к школе. Что еще нужно??

        Родителей все чаще удивляет тот факт, что логопед просит завести тетрадь для выполнения домашних заданий, пишет в нее задания и просит еженедельно брать эту тетрадь домой и выполнять все рекомендации с ребенком.

        Занятия с ребёнком дома организовать ух как не просто. Необходимо выкроить вечернее время, (которое обычно отводится под домашние хлопоты), чтобы сесть с ребенком за стол, выполнить упражнения для пальцев, гимнастику для языка (и обязательно перед зеркалом), проговорить устные задания по лексике и грамматике, по коррекции звукопроизношения. Нередко логопед просит нарисовать или наклеить в тетрадь соответствующие теме картинки, а если родители не сильны в рисовании, то эти картинки еще нужно где-то найти, вырезать и наклеить.

        Зачем надо выполнять домашнее задание, если логопед и так занимается с детьми 2-3 раза в неделю, а воспитатели отрабатывают речевые умения и навыки в режимные моменты?

Давайте разберемся …

Результативность коррекционной помощи ребенку зависит от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Важная роль в сотрудничестве родителей и учителя-логопеда отводятся домашним заданиям.

        Логопедическое домашнее задание-это индивидуальная форма учебной деятельности дошкольника, которая осуществляется без непосредственного руководства и контроля со стороны учителя-логопеда, но по его поручению.

        Логопедические задания– это различные виды заданий, направленных на закрепление у детей в домашних условиях тех знаний, умений и навыков, которые были приобретены на групповых и индивидуальных занятиях по формированию лексико-грамматического строя и связной речи, при подготовке к обучению грамоте, воспитанию правильного звукопроизношения, то есть по всем направлениям развития речи, предусмотренным программным содержанием.

        Домашнее задание ребёнок выполняет в индивидуальной рабочей тетради под обязательным присмотром взрослого. Желательно, чтобы с ребёнком занимался постоянно один из родителей – это помогает обоим настроиться, и придерживаться знакомых единых требований. Выполнение дома определённых видов работы по заданию логопеда дисциплинирует и подготавливает к ответственному выполнению будущих школьных домашних заданий.

Каково значение логопедического домашнего задания?

1) Выполнение домашних заданий является огромной помощью логопеду. Дети, которые занимаются дополнительно дома с родителями по заданиям логопеда, гораздо быстрее и успешнее вводят в повседневную речь не только поставленные звуки, но и сложные речевые конструкции.

Самое главное, что должны понять родители, – без их участия не достигнуть желаемых результатов.

2) Логопедическое домашнее задание имеет большое воспитательное, обучающее и коррекционное значение: при правильной организации его выполнения у дошкольников вырабатываются новые знания и умения, а также навыки самостоятельного мышления, умение себя контролировать, воспитывается ответственное отношение к своим новым обязанностям, закрепляется весь пройденный материала на занятиях у логопеда.

Родители должны понять то, что, не выполняя требований логопеда с ребёнком-дошкольником сегодня, завтра они не смогут потребовать от школьника собранности, самостоятельности, ответственности.

3) Почему родителям необходимо выполнять логопедические домашние задания?

Выполнение домашних заданий родителей с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии. Особое значение родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал, они получают возможность закрепления ребёнком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении. Это возможно в повседневной жизни: во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок, в библиотеку и т. д.

Основные правила работы при выполнении заданий логопеда.

1)Домашнее задание ребенок выполняет с родителями в течение 5–20 минут, хотя бы 1 раз в день.

2)Если вы заметили, что у ребенка пропал интерес к занятию, прекратите его, возобновив снова спустя некоторое время.

3)Артикуляционная гимнастика выполняется сидя, перед зеркалом.

(Консультацию о правильном её выполнении вы можете получить  у логопеда).

4)Ваша речь должна быть образцом для ребенка.

5)Не заостряйте внимание ребенка на недостатках его речи. Однако, когда изучаемый звук находиться на этапе автоматизации (т.е. поставлен), родителям нужно в ненавязчивой форме напомнить о его правильном произношении.

6)Выполняйте домашние задание  с ребёнком в игровой форме.

7)Приучайте ребенка бережно относиться к тетради.

Что может входить в задания логопеда:

1)Задание на развитие артикуляционной моторики- артикуляционная гимнастика.

Сначало – общая, призванная активизировать речевой аппарат, укрепить его мышцы, затем – специальная, «постановочная» для отсутствующих звуков.

Эти упражнения выполняются перед зеркалом (чтобы ребенок мог видеть себя и следить за собой). Впоследствии к гимнастике добавляются упражнения на закрепление звука в слогах, словах, фразах и связной речи.

2)Задание на развитие мелкой моторики.

Цель: активизировать руки ребенка, развить точность, согласованность, силу движений пальцев. (Это массаж для рук, пальчиковая гимнастика, работа с трафаретами и шаблонами, рисунки, аппликации, вырезание и наклеивание картинок).

3)Задания на подготовку руки к письму и закрепление навыков чтения. (Обведение по контуру, дорисовывание элементов, штриховка, печатание букв, слогов и слов под диктовку взрослого и т.д.).

4)Задание на развитие направленной воздушной струи- дыхательная гимнастика.

5)Задание на автоматизацию поставленного звука.

6)Лексико-грамматические игры и упражнения - необходимые для того, чтобы уточнить и расширить словарь детей, научить их использовать в самостоятельной речи полученные знания, умения и навыки. (Это упражнения на словообразование: «Назови ласково», «Какой сок любишь?»); словоизменение («Один-несколько», «Что есть – чего нет?»), согласование разных частей речи («Мой, моя, моё, мои», «Посчитай до 5 и обратно”) и т.д.

7)Задания на развитие связной речи.

Это составление простых и сложных предложений, с предлогами и без, по схеме или опорным словам, описательные рассказы по плану и схеме, задавание вопросов о предметах, рассказы по серии сюжетных картин и одной картине и т.д.

8)Задания по закреплению навыков звукового анализа и синтеза и навыков чтения (в зависимости от уровня подготовки детей).

Только при регулярном выполнении домашнего задания можно добиться положительной динамики и закрепить материал, изученный на занятиях логопеда. Только при систематической работе логопеда и родителей  ребенок научится пользоваться поставленным звуком в самостоятельной речи и перестанет делать грамматические ошибки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад " Роль скороговорок в развитии речи младших школьников".

Роль скороговорок в развитии речи младших школьников...

Выступление " Роль родителей по развитию речи дошкольников"

Выступление на родительском собрании в ДОУ...

Роль родителей в развитии связной речи у детей с ОНР.

Консультирование семьи – одна из широко распространенных форм помощи родителям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. В данной статье автор раскрывает направление коррекционной р...

Консультация для родителей «Роль родителей в развитие речи у дошкольников»

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонематической, лексической, граммат...

Роль родителей в развитии речи детей

Расскрывается роль родителей ь в становлении речи ребенка....

Зачем логопед задаёт домашние задания?

Часто родители считают, что если ребенок попал на логопункт, то все проблемы решены. Логопед  научат его правильно говорить. Что еще нужно??Родителей все чаще удивляет тот факт, что логопед проси...