Изобразительной деятельность для коррекции и развития речи детей с общим недоразвитием речи.
статья по логопедии (1 класс)

Панкратова Людмила Александровна

Методы и приемы , которые можно использовать в логопедической работе с детьми для речевого развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pankratova.docx44.59 КБ

Предварительный просмотр:

Использование изобразительной деятельности для коррекции и развития речи детей с общим недоразвитием речи.

Аннотация.

Учеными доказано, что развитие мелкой моторики руки находится в тесной связи с развитием речи  ребенка, уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Изобразительная деятельность нравится детям, поэтому  занятия с детьми проходят с удовольствием, без принуждения, а воспринимаются скорее как интересное время препровождение. Эти занятия отличаются доступностью средств, привлекательностью, они понятны и безопасны.

Ключевыеслова: детский сад; группа компенсирующей направленности;        изобразительная деятельность в речевом развитии.

Текст статьи.

Важнейшими и актуальными задачами для логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи  является устранение дефектов звукопроизношения, слоговой структуры, развитие фонематического слуха и восприятия, расширение и обогащение лексического запаса дошкольников,  формирование грамматического стоя речи, развитие навыков связной речи, формирование предпосылок для обучения письму и чтению,развитие и коррекция мелкой моторики, развитие и коррекция психических процессов, осуществлять коррекцию нарушений дыхательной функций.Именно поэтому в системе обучения и воспитания детейс общим недоразвитием речи важное значение имеют логопедические занятия с включением в них изобразительной деятельности, ведь ониоказывают заметное коррекционно-развивающее воздействие на ребёнка. Л.С. Выготский в своих исследованиях отмечал особую роль художественной деятельности в развитии детей с проблемами. Роль искусства в развитии личности ребенка доказана наукой и подтверждена практикой.

Занятия с включением изобразительной деятельностиимеют большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря своей наглядности. Дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, если в качестве наглядной опоры используются натуральные объекты. Они влияют на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы ребёнка, помогают формировать умение планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль. 

Представляю вашему вниманию опыт работы по использованию изобразительной деятельности для коррекции и развития речи детей с общим недоразвитием речи.

Работая учителем - логопедом в группе компенсирующей направленности и диагностируя  детей в конце 2-х летнего обучения по программе  Н.В. Нищевой «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет.» СПб.: Детство-Пресс, 2015 г.,  обратила внимание на то, что отмечается тенденция высокого процента  несоответствия возрастным показателям речевого развития детей.(см. Приложение 1 «Диагностика»)

Проанализировав показатели, мы увидели целесообразность использования одного из эффективных методов развития ребенка,который позволяет быстро получить результат, открывает новые возможности, оптимизирует работу учителя-логопеда, гармонично вписывается в его работу. Актуальность проблемы связана с необходимостью поиска новых направлений, методов и средств коррекционной работы.

Исследования психологов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев), педагогов (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Ф.А. Сохин) создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников. Одним из таких путей может быть рассмотрен подход Е.И. Игнатьева, Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной, С.А. Мироновой и др., которые в своих исследованиях по проблеме художественного творчества показывают взаимосвязь  изобразительной деятельности и развития речи детей дошкольного возраста.

 На логопедических занятиях с использованием изобразительной деятельности складываются благоприятные условия для развития речи детей, осуществления свободного, естественного речевого общения по поводу деятельности и ее результата. Рисование, лепка, аппликацияи другие виды изобразительной деятельности могут способствовать решению разных задач речевого развития детей: накопление и обогащение их словарного запаса, развития связной речи, правильного произношения, умения описать увиденное, рассказать о созданном изображении.

Необходимо  уделить внимание изобразительной деятельности уже со старшей группы компенсирующей направленности.Логопед организует занятия (групповые и индивидуальные) по развитию речи, а так же в тесной взаимосвязи с   учителем логопедом  воспитатель  организует работу вне занятий, создает условия для самостоятельной творческойдеятельности детей. Логопед и воспитатель активно сотрудничают с семьями воспитанников.

Исходя из вышесказанного, были поставлены цель: Создание условий для  формирования фонематического восприятия, грамматических категорий, связной речи, активизации словаря, обучению элементам грамоты.Для этого необходимо было решить задачи, которые  направлены на развитие восприятия речи детьми, развитие речевых средств и речевой коммуникации, развитие мелкой моторики, развитие психических функций.

Что бы в полной мере достигнуть поставленной цели была проведена работа по разным направлениям: логопедом проводились занятия с включением в них изобразительной деятельности, совместная деятельность воспитателя с детьми по заданию логопеда, самостоятельная деятельность детей и тесный контакт с родителями. Необходимо было показать ребёнку, что его творчество нужно, поддержать его естественную потребность высказаться, поэтому было решено оформить «Копилку творчества».

Воспитательно – образовательный процесс  мы строим  по Адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования детского сада. Обязательная часть которой  составлена по примерной адаптированной  программе Н.В Нищевой и методикам:

-   Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей и подготовительной группе детского сада для детей с ОНР

Нами была добавлена методика Валентины  Михайловны Акименко, в которой представлен метод синквейн.

Для развития речи детей на занятиях применяются различные методы и приемы изобразительной деятельности:

Речь взрослого – образец для подражания.

Для решения коррекционных задач речь взрослого должна отвечать тем же требованиям, что и на занятиях по развитию речи. Прежде всего, речь следует рассматривать как образец для подражания. Она должна быть доступна детям, выразительна, состоять из четко построенных предложений.

Очерчивающие движения и указательные жесты совместно с речью помогают уточнить форму предмета, расположение его частей относительно друг друга и их соотношение по величине. От этого зависит правильное изображение предмета в рисунке. Обозначение всех частей и признаков, словом обогащает словарь детей.

Обследование предметов.

Большое значение в обучении детей дошкольного возраста придается обследованию предметов, которое предполагает участие различных анализаторов. Это незаменимый приемов в познании детьми формы и величины предмета, расположения его частей. 

Комментирование действий.

В процессе рисования предусматривается комментирование их действий с целью развития внимания к речи, увеличения словарного запаса, уточнения значений слов, регуляции темпа деятельности.

Воспроизведение движений в воздухе.

прежде чем рисовать, предварительно следует выработать необходимое движение в воздухе, а затем уже воспроизводить его на бумаге. Нужно привлечь внимание детей к выполнению предстоящего действия: то к направлению, то к силе нажима кистью (карандашом), то к выбору цвета и т.д.

Сравнение как прием обучения.

Этот прием развивают у детей способность сравнивать предметы, признаки, действия. Речь взрослого помогает детям осознать, что они действуют в данный момент с разными предметами. Речь можно строить путем противопоставления, можно обратить внимание на разные признаки предмета. Взрослый также отмечает, что дети выполняют разные действия.

Вопросы детям.

В процессе занятий рисованием с целью развития речевой коммуникации взрослый задает детям вопросы. В зависимости от состояния речи дети могут отвечать на них по-разному. В начале обучения большинство детей пользуются неречевыми средствами. На вопросы взрослого они отвечают мимикой, жестами. Некоторые дети могут отвечать и отдельными словами, но речь их понятна собеседнику лишь в данной конкретной ситуации. По мере овладения речевыми средствами дети начинают все активнее отвечать на вопросы словосочетаниями, а затем - и предложениями.

Важно помнить, что содержание его вопросов должно иметь наглядную опору и соответствовать той деятельности, которую выполняют дети: иначе ответы детей будут не мотивированы и превратятся в механические языковые тренировки.

Развитие фонематического восприятия, формирование образа звука и произносительной стороны речи происходит при раскрашивании предметных картинок с изучаемыми и автоматизируемыми звуками; раскрашивание предметных картинок с определенным местом изучаемого звука; путем создания предметных и сюжетных картинок о звуке.

Уточнение, пополнение, активизация словаря: «Раскрась только овощи, или только фрукты, только животных жарких стран или только животных севера»; уточнение, активизация названий цветов; развитие словообразования (свекольный цвет, сиреневый цвет, морковный цвет); «Нарисуй и назови предметы, необходимые в профессии», «Нарисуй фантастическое животное, назови его» (котопес, тигробык); «Назови и дорисуй часть предмета»:

Формирование грамматических категорий при использовании изодеятельности происходит в процессе закрепления названий цветов, согласования прилагательного с существительным, числительных с существительными. Развитию пространственно временных представлений, логико-грамматических категорий способствуют подобные инструкции: нарисуй в верхнем левом углу яблоко, нарисуй грушу перед яблоком, и т.п. Одновременно происходит практическое усвоение и употребление предлогов и предложно-падежного управления в речи детей. Зрительное внимание, память, зоркость развивают игры и задания такого характера: «Запомни и нарисуй», «Нарисуй недостающий предмет», «Дорисуй узор», «Придумай узор». В подобных играх развивается порядковость. Незаменимым становится изобразительная деятельность для закрепления элементов и образа буквы в качестве профилактики оптической дисграфии. Рисунки, состоящие из элементов букв, можно использовать для развития графомоторных навыков: Развиваем мышление с помощью изодеятельности . Задачи, которые логопед часто ставит перед дошкольниками: «Дорисуй незавершенный рисунок», «Дорисуй или измени Кляксу», «Дорисуй геометрическую фигуру до узнаваемого предмета» (по любой лексической теме); разгадывание и составление ребусов, изографов.

Изодеятельность может помочь в развитии физиологического и речевого дыхания. Можно предложить ребёнку раскрасить картинку путём выдувания. Приветствуется изготовление совместно с родителями игрушек для развития дыхания и использование их на занятиях с логопедом и дома. При работе с предложением, особенно на начальных этапах благоприятным фактором анализа предложения становится использование предметных картинок и линий при составлении схемы предложения. Развитие связной речи происходит в течение всего подготовительного и собственно творческого процесса создания рисунка продукта. Логопед может широко использовать словесное рисование. Способствует развитию связной речи и творческого рассказывания иллюстрирование рифмовок, стихотворений, рассказов; составление описательных рассказов, комментированное рисование.

На занятиях использовали разнообразные современные технологии, методы и приемы обучения: нетрадиционные техники рисования, сочинение и рассказывание по своему рисунку через совместное с педагогом творчество, также был использован наглядный материал по теме занятия, раздаточный материал, который разрабатывался для каждого ребенка индивидуально. Индивидуально на каждое логопедическое занятие через изобразительное творчество, на рабочем месте у каждого ребенка были краски, кисть, простой карандаш, ножницы, цветная бумага, цветная бумага, зеркало для артикуляционной гимнастики

На третьем этапе– создание книги сказок. Должен появиться новый продукт - связные, логически последовательные истории,сказки, загадки.

В процессе работы был накоплен бесценный материал: истории, сказки, загадки. Весь этот материал мы с ребятами дополнили иллюстрациями и объединили в большую книгу, которую так и назвали «Большая книга сказок».

Взаимодействие с семьями воспитанников.

Наши уважаемые родители не смогли остаться в стороне. Они сопровождали нас на экскурсиях, принимали активное участие в изготовлении книги и придумывании новых историй, создании «Музея магнита». Так возникла идея создать макет одного из самых посещаемых мест в Балахне – зоопарка «Лимпоппо», семьями были созданы именные фигурки детей с лицами-фотографиями. На его основе мы разыгрывали условно – игровые ситуации «Как я наблюдал за семьёй медведей…», «Как я потерялся…», «Моя экскурсия по зоопарку…» и другие.

Получив навыки, дети активно применяют их в свободной деятельности: «читают» книгу, рисуют новые иллюстрации, сочиняют ещё более интересные истории.

Наша «Книга» постоянно «растёт».

Развивающая предметно-пространственная среда.

Предметно – развивающую среду насыщаем компонентами, способствующими общениюдетей. Сюжетно-игровые поля и макеты, игровой набор «Коллекция», макет зоопарка. Речевой центр богат иллюстрациями, предметными и сюжетными картинками по лексическим темам, дидактическими пособиями на обобщение, классификацию, мнемотаблицами и карточками-схемами для моделирования. В библиотеке представлены произведения русских и зарубежных авторов, также есть детские познавательные журналы, энциклопедии. Центр музыкально-театрализованной деятельности насыщен сказочными персонажами для драматизаций, разыгрывания знакомых и придуманных сюжетов. С помощью интерактивного стола с программным обеспечением «Логомер» проводим познавательные и речевые игры. Мультимедийное оборудование используем для просмотра обучающих фильмов, мультфильмов, презентаций.

Заключение.

Опыт работы   значительно повысил показатели речевого развития детейдетей с ОНР  в целом и творческого рассказывания и коммуникативных навыков в частности.

Введение в речевую практику творческих заданий и приёмов способствовало развитию и лексики, и грамматики, и связной речи.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета для родителей на тему:" Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи"

Общее недоразвитие речи-это нарушение всех компонентов языковой системы. Уровень сформированности связной речи у детей с ОНР очень низкий. Анкетирование помогает логопеду определить уровень компетентн...

"Развитие навыков словообразования как средство обогащения словаря у детей с общим недоразвитием речи"

Логопедическая работа по формированию навыков словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи предполагает системный, комплексный, поэтапный характер....

Особенности психологического развития детей с общим недоразвитием речи

Психологическое развитие детей с ОНР имеет свои особенности. В данной статье подробно рассмотрен вопрос особенностей психологического развития детей с ОНР....

Особенности развития связной речи у детей в норме и у детей с общим недоразвитием речи

Анализ специальной психолого-педагогической, логопедической литературы показал, что данная проблема в настоящее время является актуальной, так как несформированность связной речи детей с общим недораз...

Методические рекомендации по коррекции нарушений звукослоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи

Данный материал содержит методические рекомендации по коррекции нарушений звукослоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи...

Пересказ литературных произведений как метод развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи

Формирование монологической речи - основной и завершающий этап развития связной речи. Обучение связной монологической речи учащихся с ОНР, имеющих I и II уровни речевого развития, практически невозмож...

Рабочая программа "Коррекция нарушений чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием речи для обучающихся 2 класса общеобразовательной школы"

Предлагаемая рабочая программа предназначена для обучающихся с логопедическим заключением «Нарушение формирования процессов чтения и письма» (2 класс), «Дисграфия», «Дисл...