Основные направления организации сотрудничества классного руководителя и родителей
материал на тему

Буркут Елена Алексеевна

Развитие личности ребенка происходит прежде всего в учебно-познавательной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные направления организации сотрудничества классного руководителя и родителей.

Развитие личности ребенка происходит прежде всего в учебно-познавательной деятельности,  в разнообразной и интересной жизни коллектива класса. Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться со сложнейшими задачами становления человека. Поэтому огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества. Именно школа должна пригласить семью к сотрудничеству, считаясь с ее возможностями. Семья же должна рассматривать школу как своего друга в деле воспитания ученика.

Мы, учителя, работающие с младшими школьниками, знаем, какие тревожные чувства  и какое опасение может вызвать у ребенка и его родителей начало учебы. Ни для кого не секрет , что выражение «трудный ребёнок» появляется в начальной школе вовсе не из-за так называемой трудности самого ребёнка, а из-за противоречий во взглядах на воспитание маленького человека у педагогов и родителей.  Родителям необходимо помогать становиться хорошими родителями. И роль классного руководителя в этом процессе нельзя недооценивать.  И только при тройном сотрудничестве учитель-ученик-родитель, мы можем добиться того, чтобы ребенок раскрыл свои способности, полюбил труд, умел беречь окружающий мир, любить другого человека.

Смысл педагогического взаимодействия семья и школы в создании условий для нормальной жизни ребенка, для развития его индивидуальности в общем доме « школа – семья». Это взаимодействие я стараюсь осуществлять по следующим направлениям.

  1. Просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики. Безусловно, что один классный руководитель с этой проблемой справиться не в состоянии. Поэтому я стараюсь  к психолого – педагогическому просвещению родителей привлекать учителей предметников, стоматологов, консультируюсь со школьным психологом, иногда советую родителям обратиться за помощью к логопеду.

Для того чтобы это просвещение  вызывало у родителей интерес, я не только предлагаю темы для обсуждения в ходе родительских собраний, но и стараюсь учитывать предложения и пожелания родителей при выборе тем,  так как нельзя оставлять без внимания ни один родительский вопрос. Психолого – педагогическое просвещение необходимо еще и для того, чтобы родителям можно было  увидеть себя и других в обсуждаемой проблеме, сравнить образцы подходов к её решению и сделать соответствующие выводы. Вот примерные темы для совместного обсуждения и просвещения родителей:

- Физиологические особенности младших школьников.

- Психология младших школьников.

- Основы построения общения с младшим школьником.

- Особенности адаптации ребенка к школе.

- Права и обязанности школьника в семье.

- Книга в жизни семьи и ребенка.

  1. Формирование у родителей понимания их принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству. Диагностика.

С первых дней стараюсь знакомить родителей класса с традициями проведения школьных уроков, внеклассных мероприятий. Мне кажется, что родители должны знать, каковы традиции педагога в организации работы с дневниками учащихся,  тетрадями, какова  система контроля выполнения домашних заданий, критерии оценки деятельности ученика на уроке.

На первом родительском собрании выбираем родительский комитет и стараемся сохранить его на все годы обучения в начальной школе,  провожу анкетирование родителей. Благодаря ответам на вопросы анкеты, узнаю о состоянии здоровья и об особенностях моих учеников, о склонностях и интересах и многое другое. Итоги анкетирования помогают наладить работу с родителями, составить план воспитательной работы.  

     Родительские собрания в первом классе провожу ежемесячно. В это время мне очень важно знать, как складываются отношения с новым классом. Прошу родителей написать об этом на листочках, не указывая своих фамилий. В свою очередь рассказываю родителям, о том, как дети общаются друг с другом, какие существуют проблемы, о моих планах работы с классом, говорю о важности родительской помощи в обучении и воспитании детского коллектива. Некоторые родители предлагают помощь в организации праздников, экскурсий, в оформлении класса, печатании материалов к урокам и пр. Позже, выясняется, что среди тех, кто ничего не написал о своих талантах и возможностях оказались самыми активными мамами и папами.

На каждом родительском собрании организуют для родителей консультации и практические занятии по предметам: обучаю родителей рациональным приемам помощи и контроля при выполнении домашних заданий, знакомлю с приемами развития читательских умений учащихся, разъясняю, как проверять домашнее задание, как помогать в ликвидации пробелов в знаниях, не ущемляя при этом детской самостоятельности.

  На классных родительских собраниях уделяю внимание вопросам медико- гигиенического воспитания обучающихся. Часто в семье не выполняются гигиенические правила, режимные моменты: продолжительность пребывания  ребёнка на свежем воздухе, длительность просмотра передач, игр у компьютера и т. д. Стараюсь убедить родителей серьёзно относиться к здоровью ребёнка.

  1. Коррекционная работа.

Очень значимым направлением деятельности классного руководителя с семьями учащихся является коррекционная работа. Главным назначением этой работы является оказание родителям своевременной психолого-педагогической помощи и поддержки в решении проблемных ситуаций семейного воспитания. Чтобы коррекционная работа была эффективной, нужна активная помощь и поддержка родителей.  Индивидуальная коррекционная работа должна быть направлена на работу с семьей, в которой растут одаренные дети. Задача классного руководителя состоит в том, чтобы создать условия для развития таланта и способностей такого ребенка, сохранить его душевное спокойствие и комфортное положение в детском коллективе.

В коррекции классного руководителя нуждаются неблагополучные семьи. Я стараюсь изучать семьи учеников и сразу же даю понять родителям, не обеспечивающим надлежащего внимания собственным детям, что спокойной и безмятежной жизни у них не будет.

На мой взгляд, в индивидуальной коррекционной работе нуждаются семьи, где ребенка воспитывает один из супругов или бабушка с дедушкой.

Все перечисленные направления совместной деятельности классного руководителя и семьи будут эффективны тогда, когда классный руководитель будет использовать активные формы взаимодействия с семьями своих учеников. Формы участия родителей в жизни класса и школы разнообразны: родительские собрания, походы, экскурсии, поездки.   Одной из таких форм является участие родителей в подготовке и проведении праздников: « День пожилого человека», « День матери», « День защитника Отечества», « Никто не забыт, ничто не забыто», «До свидания, начальная школа!». Родители вместе с детьми готовят презентации и  рассказы о своих близких, поздравительные открытки, украшают класс и участвуют в конкурсах. Ведь праздник - это не только развлечение для школьников, но и возможность подняться на более высокие ступеньки знаний, раскрыть свои способности.  Ребята твердо усваивают, что нужно беречь и любить Родину, уважительно и внимательно относиться к людям и с особой теплотой к людям пожилого возраста, помогать родителям и своим родственникам. Во время проведения таких  праздников, мне кажется, происходит  единение родителей и детей .

Активное участие родителей в праздниках, в поездках, походах  помогает им по-новому:

- Взглянуть на своего ребенка и на сам процесс образования в целом.

-Преодолеть авторитаризм и взглянуть на мир с позиции ребенка.

-Относиться к ребенку как к равному.

-Узнавать сильные и слабые стороны ребенка.

-Проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовым к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радости и горести.

-Установить хорошие доверительные отношения с ребенком.

Каковы же результаты взаимодействия?

- Повысилась активность родителей.

- Свои праздники мы строим с учетом пожеланий, предложенных родителями.

- У детей формируется понимание ценности семьи и ее значимости в жизни ребенка.

- Реализация творческого потенциала детей и родителей.

Я считаю, что именно классный руководитель способен показать ученику и его родителям, что они есть в жизни друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная система классного руководителя "Сотрудничество классного руководителя с родителями как средство формирования творческой личности"

Из опыта работы классного руководителя, победителя районного конкурса "Моя классная - самая классная, участника очного тура  областного этапа Педагогического марафона классных руководителей...

Сотрудничество классного руководителя и родителей как одно из условий повышения творческой активности младших школьников

Сотрудничество классного руководителя и родителей как одно из условий повышения творческой активности младших школьников...

Организация сотрудничества классного руководителя с родителями учеников.

Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная  и чётко организованная система  сотрудничества. Спонтанные плохо организованные собрания , встречи...

Сотрудничество классного руководителя с родителями

Выступление на педсовете из опыта работы по теме "Сотрудничество классного руководителя начальных классов с родителями"...

Основные направления в деятельности классного руководителя

На протяжении всего периода педагогической деятельности осуществляю классное руководство....