Как повысить интерес у детей к чтению.
консультация на тему

Зиновьева Татьяна Александровна

 Советы для родителей и учителей как повысить интерес у детей к чтению

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что такое интерес в педагогической психологии
"То, что ребенку необходимо запомнить и чему научиться, прежде всего должно быть для негоинтересным"В.Сухомлинский.
Значение понятия "интерес" в педагогической психологии достаточно широкое: этот термин употребляется для обозначения таких понятий как "внимание", "любопытство", "сосредоточение", "осведомленность", "желание" и "мотивация". Остановимся на понимании интереса как эмоционального переживания познавательной потребности, интересно то, что эмоционально значимо.
Роль семьи в развитии интереса к чтению
Доказано, что чем раньше начинаешь приучать ребенка к тому или иному виду деятельности, тем лучше будет результат. Чтобы добиться результата, необходима СИСТЕМА. Начало этой системы - в семье. Ребенок перенимает то отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей. Недаром еще в XVI веке были написаны строчки: "Ребенок учиться тому, что видит у себя в дому,- родители пример ему". И если родители - люди грамотные и думающие, то они первыми начнут работу по формированию интереса ребенка к книге. Как они это могут сделать? Приведем ниже несколько советов родителям:
1. Наслаждайтесь чтению сами (цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным...) и выработайте у детей тем самымотношение к чтению, как к удовольствию.
2. Читайте детям вслух с самого раннего возраста. Не подменяйте истинное знакомство с книгой прослушиванием аудиозаписей сказок.
3. Берите с собой детей в библиотеку и учите пользоваться ее фондами.
4. Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарка.
5. Сделайте чтение увлекательным занятием: покажите, что книги полны превосходных идей, которые дети могут использовать в своей жизни.
6. Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы.
7. Подпишитесь на журналы для ребенка (на его имени) с учетом его интересов.
8. Пусть ребенок читает вслух маленьким детям или кому-нибудь из домашних.
9. Поощряйте чтение (разрешите подольше не ложиться спасть, чтобы почитать).
10. Играйте в настольные игры, которые предполагают чтение.
11. В доме должна быть детская библиотека.
12. Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то прочитать об этом (книги о динозаврах, космических путешествиях и т.д.).
13. Предложите детям до и после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
14. Если дети посмотрели интересную передачу по телевизору, достаньте книгу на эту тему.
15. Устройте домашний театр: читайте по ролям, используя костюмы и реквизиты.
16. Чаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
17. Детям поначалу лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появится ощущение законченности и удовлетворенности.
(Из книги В. Уильяме "Нерадивый читатель. Как воспитать и поддерживать в детях привычку к чтению".)
Как видно из перечисленных советов, родителям предлагается создать такую атмосферу, в которой общение с книгой у ребенка вызывало бы только положительные эмоции, и было бы связано с получением удовольствия от такого общения. Любой школьный предмет, кроме литературы, дает ученику готовые знания, которые он должен освоить, запомнить и в нужный момент применить. В литературе ученик добывает знания сам, сопереживая персонажам и автору произведения. Только черезсопереживания ребенок может познать чужую боль и радость, огорчение и отчаяние и таким путем преумножить свой жизненный опыт, пережить разные состояния души, закрепить их не только в памяти ума, но и сердца. Вымышленная жизнь добавляет к настоящей то, чего в ней не было и даже то, чего вообще не может быть. Она дарит читателю возможность перевоплотиться в героя произведения, побывать в прошлом или будущем. Только литература способна дать человеку пережить в одной жизни множество других, испытать неиспытанное, пережить непережитое.
Формирование, развитие и поддержание интереса к чтению у младших школьников.
В младшем школьном возрасте (7-9 лет) идет быстрое развитие эмоциональной сферы, так называемого чувствительного интеллекта. Обращая большое внимание на эту особенность младшего школьного возраста, учитель может добиться высокой эффективности в своей работе по литературному чтению. На базе положительных эмоциональных переживаний появляются и закрепляются потребности и интересы человека. Именно в младшем школьном возрасте семимильными шагами идет накопление чувств и переживаний. Поэтому младшие школьники ищут в чтении занимательность, сильные эмоциональные переживания. Их воображение захватывают остросюжетные произведения, героические подвиги кажутся нормой жизни, а любимые герои - это, прежде всего, герои действия. Для детей младшего школьного возраста нужны произведения, которые учат их удивляться. Способность удивиться событию, явлению, человеку для ребенка очень необходима: из удивления рождается интерес к жизни, жажда познания, умение видеть прекрасное и дорожить им.
Учителю при подготовке к уроку следует учитывать особенности читателей младшего школьного возраста:
1. Маленький читатель реагирует на текст в первую очередь эмоционально. Детские переживания, связанные с текстом, - большая ценность для начальной школы.
2. Другая особенность читателей младшего школьного возраста - отождествление художественного мира и реального. Это выражается в отношении к персонажу как к живому, реальному; в проявлении доверчивости к его изображению. Мысля конкретно, дети постоянно спрашивают: "А это на самом деле было?"
3. Следует отметить наличие у младших школьников чуткости к слову и к художественной детали. Ребенок реагирует на такие психологические тонкости, которые взрослые порой не замечают.
4. Присущ младшим школьникам так называемый эффект присутствия, означающий способность ребенка жить в образе.
5. Последняя особенность читателя младшего возраста - отсутствие реакции на художественную форму.
В художественном произведении дети в первую очередь видят героев, сюжет, отдельные события, но не вычитываются в текст автора, не вступают с ним в диалог. Строфы, эпитеты, знаки препинания, деление на абзацы - ничего этого ребенок сам не замечает. Эти качества восприятия младших школьников и являются для учителей опорой в процессе развития у них интереса к литературному произведению, а значит и к уроку чтения. На уроке учителю необходимо показывать детям, что чтение - это общение, диалог читателя и автора. Но это общение не непосредственное, а общение через текст, созданный автором.
Поэтому очень важно, чтобы дети знали, что на уроках литературы они не только будут анализировать произведения, делать общий вывод о нем и его основной идее, но и то, что всех их переживания, образы, мысли и воспоминания, рождающиеся у них в процессе чтения, не останутся на уроке без внимания.
Сформировать интерес к чтению - значит, прежде всего, обеспечит хорошую сформированность самого умения читать.
Для подготовки к чтению необходимо развитие речи детей, воображения, суждений и восприятия, чему способствует:
1. Показывание разных предметов и картин;
2. Рассказывание детям сказок;
3. Беседы о событиях действительной жизни, о пережитых ими явлениях, предложение изложить и  оценить это;
4. Занятие рисованием (позволяет углубить восприятие суждения, что составляет основу процесса чтения);
5. Подвижные игры и другие физические упражнения (в результате происходит быстрое изменение направления внимания, у детей формируются важные для чтения свойства внимания, как распределение и переключение).
Психологические предпосылки для овладения ребенком в будущем навыков чтения необходимо закладывать в дошкольном периоде развития в рамках дошкольных видов деятельности.
На протяжении нескольких лет работала над темой самообразования "Пути повышения интереса к чтению у младших дошкольников". Изучила и использую в работе методику обучения "чтению - общению" детей с книгой-собеседником (Н.Н. Светловская), методику Г.А. Бакулиной "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения" (в основе поисковая работа).
Руководствуясь положениями, ориентирующими учителя в том, как ему работать, чтобы успешно обучать современных детей, сформулированными кандидатом педагогических наук Т.С. Пиче-оол в статье "Практические советы учителю, овладевающему современной методикой обучения чтению".
Работая с первоклассниками, как можно раньше выявляю склонности и способности детей для того, чтобы осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход. Сильных учеников я привлекаю для чтения пословиц, загадок, стихов на уроке. Печатаю их на листочках и раздаю перед уроком. Ищу для дополнительного чтения тексты из детских журналов "Мурзилка", из детских книг, для этого есть специальная папка, которая всегда лежит под рукой. Со слабоуспевающими мы читаем, например, по слоговой таблице слоги, а остальные читают тексты, которые я раздала. Для чтения слогов сшила специальную слоговую таблицу. В ней находятся все изученные гласные и согласные в кармашках. По этой таблице дети читают открытые и закрытые слоги, перемещая буквы. На уроках использую индивидуальное и хоровое чтение, чтение в парах. Сказочные гости (Чебурашка, Карлсон и другие) приносят в своих карманчиках или корзинках письма. Сначала это слоги, затем слова, предложения, потом рассказы или сказки. Дети читали все по очереди, чтобы не оставить без чтения пассивных детей. Одни слушают, другие читают, чтобы все внимательно слушали, применяю игру "Эхо": один читает, а весь класс хором повторяет (иногда можно одного ученика "А сейчас эхом будет Андрей"). После этого детям легче вспомнитьи пересказать. Некоторые тексты печатаю на доске, чтобы все дети сначала прочли про себя, а потом уже хором. Тексты беру из букваря подготовительного первого класса школы для детей с тяжелыми нарушениями речи автор Н.Л. Крылова, печатаю заранее на доске. Учащиеся читают про себя, затем придумывают сами вопросы. Оказалось это трудная для них работа. Отвечать на вопросы легче, чем их задавать. На следующий урок печатаю другой текст, а на правой половинке какой-нибудь "гость" задает вопросы (их тоже печатаю заранее) по содержанию рассказа предыдущего урока. Эти вопросы могут быть и к самому ученику: "Как тебя зовут" и т.д. Если в тексте встречаются не изученные буквы, то прошу найти эти слова, прочитать, в классе обязательно есть дети, которые их знают.
Нравится учащимся чтение "Кто играет в прятки". На доске пишу 4-5 рядов букв. Среди случайного набора букв встречаются слова. Дети находят их и узнают, кто играет с ними в прятки.

КНОТИГРЯЖОММЕДВЕДЬЦЯ
ЮХДЯТЕЛИСА НИЕСНЕТУШ
КАНЧИКМФЬЭВОЛКУЛДГУСЬ

Дети не только учатся в этом случае читать, они расширяют свои знания о животном и растительном мире и т.д. Это упражнение развивает внимание, зоркость при чтении. Больное место на уроках чтения это монотонное невыразительное чтение. На каждом уроке должен звучать образец учительского голоса. В период обучения грамоте провожу с детьми такую работу. На доске печатаю одно предложение, а рядом 2-3 вопроса к нему. Отвечая на эти вопросы, дети делают разное логическое ударение в этом предложении. Урок чтения начинаем с разминки. Она включает упражнение на правильное произнесение звуков, на отработку дикции, на развитие голосового аппарата (громко, тихо шепотом), темпа речи(быстро, умеренно, медленно). В разминку входит чтение сочетаний тренируемого звука с гласным, чтение коротких текстом с этим звуком, чтение скороговорок, чистоговорок.
На уроках чтения во 2-м классе вместо скороговорок используя небольшие стихотворения из детского журнала "Мурзилка", например, "Веснушки":
Разбросало по опушке
Солнце рыжее веснушки.
Собирают девочки,
Собирают мальчики
Не малину, 
Не грибы -
Одуванчики.
Прибегут домой с цветами - 
В золотых веснушках сами.
(Владимир Степанов)
Выработке выразительного чтения способствует такая работа в группах: каждой группе выдается карточка с диалогами, дети готовят выразительное чтение, затем читают и выделяют группу, которая наиболее удачно выполнила задание.
Диалоги:
1. - Тяф,тяф, тяф! О чем, заинька плачешь?
- Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, избушка и лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.
"Заюшкина избушка"
2. - Цыплята, цыплята, куда вы идете?
-Куда вы, цыплята, идете, куда?
-Да вот солнышко скрылось. Три дня его на небе не было.
-Идем его искать.
"У солнышка в гостях"
Считаю, что одним из важнейших путей повышения интереса к чтению является развитие речи учащихся.
Существует несколько условий развития речи:
1.наличие хорошей речевой среды;
2.обеспечение усвоения школьниками достаточного лексического запаса;
3.создание речевых ситуаций, обеспечивающих мотивацию собственной речи учащихся.
Умелому, эффективному общению учит риторика. Внимательно изучив учебники и тетради для 1-4 классов по этому предмету, разработала и апробировала интегрированные уроки литературного чтения и риторики, построенные на основе коммуникативной технологии (авторы концепции Л.Ф.Климанова, Л.Я.Желтовская). Ведущий метод – общение. Организационные формы – обучение в содружестве, работа в парах и группах, учебная дискуссия. Проведение таких уроков повысило темп чтения, улучшило его выразительность, правильность, плавность. Все учащиеся добились высоких результатов техники чтения.
Начиная с 3 класса, дети работают в тетрадях по чтению. В них они выполняют творческие задания – иллюстрирование, придумывание продолжения, сочинение сказок и рассказов, пишут отзывы о прочитанном.
По своей инициативе дети выпускают рукописные журналы, названия придумывают сами. Например: «Школьные дела», «Детский мир», «Журнал для девочек». Таким образом, учащиеся приобретают первый опыт литературного творчества.
Этому способствует свободная атмосфера в классе, доверие и уважение со стороны учителя, предоставление ученикам самостоятельности, внимание к интересам каждого ученика.
Главный учебный итог уроков чтения в начальной школе должен состоять в том, чтобы они рождали у детей интерес к последующему литературному образованию, пробуждали жажду знаний для ответа на все новые и новые вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы "Формирование познавательных интересов у детей" на уроках русского языка и литературного чтения

Существует  тесная  связь между знаниями и познавательным интересом. С одной стороны, благодаря познавательному интересу      ребёнок лучше усваивает знания, с...

Как повысить интерес младших школьников к занятиям физической культурой и здоровьем?

В статье рассматриваются проблемы мотивации учебной деятельности, вопросы повышения уровня заинтересованности в предмете Физическая культура и здоровье у учащихся младших классов. Определены пути повы...

Как повысить интерес школьников к коррекционно-развивающим занятиям

Вопросы учебной мотивации являются достаточно актуальными в практической деятельности любого педагога. В статье представлен опыт работы со школьниками на коррекционно-развивающих занятиях психолога. П...

"Как повысить интерес к чтению"

Актуальная информация для учителя...

Материалы видеолекции по теме "Воспитание интереса у детей к чтению" (2 класс)

Видео лекция посвящена проблеме воспитания интереса у детей к чтению. С видео лекцией Вы можете ознакомиться по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/cAHK/pwpfWMzzY...