"Активные формы взаимодействия с родителями - одно из условий развития эффективности воспитания"
статья на тему
Отчет о работе с родителями за 2014 - 2015 уч.год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_kolesnikova_yuyu_izmen_1.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Активные формы взаимодействия с родителями - одно из условий развития эффективности воспитания.
“Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью”
В.А.Сухомлинский
(Слайд 1)В России смысл воспитания всегда был связан с духовным ростом и становлением человека, нравственным формированием и развитием личности. Для ребёнка духовным центром, нравственным основанием является - семья, её ценности, устои, отношения – семейный уклад. Поэтому не случайно в последние годы особую важность и значимость приобретает работа образовательного учреждения с семьёй.
Эффективное сотрудничество учителя с родителями - это залог успешной воспитательной деятельности всего учреждения.
Одна из главных задач нашей школы - сделать родителей активными участниками педагогического процесса.
(Слайд 2)Школа №30 начинает интегрировать родителей в свою систему связей с родителями ещё тогда, когда их дети посещают детский сад. Для этого педагоги организуют “Дни открытых дверей” - знакомство воспитанников детского сада № 9 и их родителей со школой, с её традициями и программами обучения. Это даёт возможность выбора программы, учителя. Кроме того, дети посещают подготовительные занятия, где педагог в игровой форме организует работу по обогащению словарного запаса, работает над развитием памяти, воображения, мышления. Но самое главное – ребёнок проходит адаптацию в новом коллективе и учреждении, а родителям даются рекомендации, которые помогут сделать первый год обучения ребёнка в школе более успешным.
(Слайд 3)Своё взаимодействие с родителями мы строим на основе таких принципов, как:
- обращение к чувству родительской любви;
- умение разглядеть в каждом ребёнке личность
- уважение к отцу и матери, к их родительской заботе, трудовой и общественной деятельности.
(Слайд 4) Наша работа с родителями строится на следующих принципах:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов. Мы общаемся с родителями практически ежедневно, и именно от нас зависит, каким будет отношение семьи к школе в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Индивидуальный подход.
Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Общаясь с родителями, педагоги чувствуют ситуацию, их настроение. Вот здесь и пригодилось человеческое и педагогическое умение учителя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
(Слайд 5) 3. Сотрудничество, а не наставничество.
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому общение с позиций простой пропаганды педагогических знаний, менторско-назидателный тон сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Мы понимаем, что гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива школы разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
4. Готовимся серьезно.
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Стараемся готовить родительские собрания или семинары в системно качественно, с душой, чтобы повлиять на положительный имидж школы в целом.
5. Динамичность.
Наша школа сегодня находится в режиме развития. Она представляет собой мобильную систему, быстро реагирует на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. И в зависимости от этого меняются формы и направления работы с семьей.
(Слайд 6 - 7) Наша школа использует традиционные формы работы с родителями.
- Родительские собрания
Это родительские собрания, как общешкольные, так и классные. Были проведены следующие родительские собрания: «Режим дня в жизни школьника», «Внимание – Спайс!», «Почему наши дети обманывают», «Надо ли ругать за плохую успеваемость», «Различные стили воспитания», «Навыки культуры поведения, формирование сознательной дисциплины», «Как сохранить здоровье ребёнка», «Пирамида здорового питания», «Семья – здоровый образ жизни», «Наши ошибки в воспитании детей». На общешкольные родительские собрания приглашаем главу Нововеличковского с/п, детского врача-педиатра Нововеличковской УБ, инспектора ОПДН . Такие выступления позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и недопониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в нашей школе.
- Конференции (Слайд 8)
Они проводятся как в общешкольном масштабе, так и по отдельным классам. Самой яркой и запоминающейся конференцией ушедшего года стала литературная игра «Звёздный час». Литературная конференция способствовала сближению детей и взрослых, их равноправному общению. Она проходила по литературному произведению «Василий Тёркин» А.Т. Твардовского». Читают дети – читают родители. А как же иначе? Нельзя же ударить в грязь лицом перед своим ребёнком. Сколько радости, удивления, иногда недоумений можно увидеть ни лицах взрослых! Вот вам и решение вопроса чтения и общения. Только надо найти подход к родителям, которые в проблеме нелюбви детей к чтению сетуют чаще на школу. Вот пусть теперь и сами покажут, что они тоже заинтересованные лица, а не просто участник образовательного процесса. Такой приём оправдывает себя на все 100%.
- Родительские комитеты (Слайд № 9)
В течение этого учебного года проводились заседания общешкольного родительского комитета, где обсуждались проблемы нашего учебного заведения, которые требовали помощи родителей, планы на будущее, демонстрировались достигнутые успехи и результаты работы. Родительский комитет помог в подготовке ремонта школьных помещений к новому учебному году.
- Индивидуальные беседы, консультации. (Слайд 10)
Индивидуальные консультации проводим либо по инициативе родителей или по инициативе классного руководителя. Повод для приглашения родителей на консультацию бывает различный. Это может быть и результат наблюдений педагога за ребенком, и проблемы в общении ребенка с классом и педагогами, и конфликтная ситуация и инициатива ребенка, связанная с семейной ситуацией. Учителя знакомят родителей с планом ликвидации пробелов, советуют, как организовать работу ребёнка дома по преодолению пробелов и отставания.
Кроме выше перечисленного, в нашей практике чаще используем нетрадиционные формы работы с родителями:
(Слайд 11) Формы познавательной деятельности:
общественные форумы знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет и т. д.
Родители помогают в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвуют в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это такие конкурсы, как: “Семья-эрудит”, “Семейное увлечение”; читательские конференции “Круг семейного чтения” и др. (Слайд 12)
Формы трудовой деятельности:
оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей, создание классной библиотеки; ярмарка-распродажа семейных поделок, выставки “Мир наших увлечений” и др. (Слайд 13)
Формы досуга:
совместные праздники «Мама и я – спортивная семья», «Мы с папой очень похожи!», подготовка концертов, спектаклей; просмотр и обсуждение фильмов, соревнования, конкурсы, КВНы, походы, экскурсионные поездки. (Слайд 14, 15)
Хотелось бы поделиться с вами интересной формой работы с родителями, которую мы используем - родительские вечера. (Слайд 16) Родительский вечер - это праздник общения с родителями друзей твоего ребенка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребенка. На вечере «Материнские берегини», родители говорили о роли матери и отца в семье. Собрание прошло в тёплой, дружеской атмосфере. Нам кажется, такие вечера сплачивают родительский коллектив, их нужно проводить хотя бы раз в год.
Родительские вечера помогают более тепло и сердечно пережить общие положительные эмоции, преодолеть обиды и огорчения, посмотреть на наболевшие проблемы в воспитании ребенка спокойно и без истерик.
Школьники очень рады тому, что их родители приходят на уроки и внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках и походах, и гордятся участием родителей в жизни класса и школы.
(Слайд 17, 18, 19) Центром спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в нашей школе является клуб «Старт». Он объединяет учащихся, учителей и родителей, занимающихся спортом, ведущих здоровый образ жизни. Под руководством клуба проходят все спортивные мероприятия. В них участвуют помимо детей и педагоги, и родители. Хотим в новом учебном году провести дружеские матчи сборных команд педагогов и старшеклассников и их родителей. Но боимся, что… выиграем у наших семей.
Особую заботу у педагогов школы вызывают семьи, где дети состоят на профилактическом учёте.
В последнее время мы встречаемся с такой ситуацией, что ребята в собственных семьях подвергаются насилию со стороны взрослых, матери забывают о своем родительском долге. Дети в таких семьях чувствуют себя изгоями и при этом далеко не всегда школа и классный руководитель знают о том, что происходит в семье ученика. Если преподаватель знает о тех проблемных ситуациях, которые есть в семьях учащихся класса, необходимо бывать в семьях таких ребят, не оставляя его без поддержки и помощи.
Каждая консультация или беседа должна классным руководителем тщательно анализироваться. Результаты посещения на дому, консультации фиксируются в дневнике классного руководителя, они являются руководством к действию для последующих встреч с семьей.
(Слайд 20) В текущем учебном году в школе на профилактическом учёте состоит 1 семья, в которой проживают 3 несовершеннолетних. Основные причины постановки на учёт: ненадлежащее выполнение родителями обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних. Для работы с такими семьями, как правило, сил только специалистов школы не достаточно. Поэтому задача школы – обеспечить взаимодействие со службами системы профилактики. Школа активно взаимодействует с администрацией с/п, которая еженедельно проводит «Оперативный час». На его заседаниях по представлениям школ поселения рассматриваются дела несовершеннолетних и их родителей. Глава поселения – Кова С.М. ставит конкретные сроки для исправления ситуации учащимся и их родителям.
Конечно, профилактическая работа – процесс сложный и длительный во времени, но можно отметить следующие положительные результаты, которые мы получили, организуя работу ШВР.
Во-первых, происходит снижение числа учащихся, состоящих на профилактическом учёте: с 6 на начало прошлого учебного года до 3 на начало этого учебного года; на учёте в ОПДН в прошлом учебном году -3 учащийся, в этом учебном году - 1 учащийся.
(Слайд 21)Во-вторых, в этом учебном году мы добились 100% занятости в кружках и спортивных мероприятиях учащихся «группы риска».
В-третьих, повысилась активность данных учащихся и их родителей в общешкольных внеклассных мероприятиях.
(Слайд 22) Одной из актуальных форм профилактической работы в нашей школе является предупреждение и предотвращение конфликтов. От того, каким способом мы будем на них реагировать, зависит: усугубятся ли они, станут "задавленными" и хроническими или найдут свое разрешение и помогут примирению участников конфликта. Нам в этом помогает Школьная служба медиации, которая функционирует у нас со второго полугодия 2015 года. Девиз – «От конфликта - к примирению!», символом службы является пожатие рук. Основная цель работы состоит в формировании благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом. Наша школьная служба медиации направлена на формирование безопасного пространства (среды) не только для детей, но и для взрослых, путем содействия воспитанию у них культуры конструктивного поведения в различных конфликтных ситуациях.
Мы стараемся урегулировать конфликтные и мелкие криминальные ситуации "за столом переговоров", где дети, их родители, педагоги в результате избавляются от шлейфа негативных и агрессивных чувств и сами находят способ выхода из конфликта. При этом посредники получают уникальный опыт миротворческой деятельности. Так за 2014-2015 год в ходе работы службы было рассмотрено и предотвращено 6 конфликтов – это и ссоры между учащимися, конфликты в семье, драки. Благодаря работе этой службы ребята, участники конфликта, еще больше сближаются друг с другом, более того, они становятся ярыми членами ШСМ.
(Слайд 23) Регулярно, согласно графику, педагоги и родители принимают участие в рейдовых мероприятиях по закону КК №1539 и надо отметить то, что положительная динамика имеет место. Так за два года нарушивших закон учащихся нет.
(Слайд 24) Наши планы на новый учебный год:
- Организовать интерактивный лекторий для родителей на сайте школы.
- Больше информировать родителей о достижениях нашей школы за учебный год, используя различные внутришкольные и внешние источники информации (школьная газета, размещение материалов на сайте школы).
- Провести конкурс «Семья года».
- Применять новые формы в работе с родителями (родительские посиделки, конференция семейных проектов).
- Совместные субботники по уборке территории школы.
Взаимодействие школы и семьи, по нашему мнению, должно способствовать развитию современной школы, с одной стороны, а с другой – означать поворот общества к нуждам семьи.
Мы, педагоги, прекрасно понимаем, что родители доверили нам самое дорогое сокровище – своих детей, и наша обязанность – оправдать это доверие, а это возможно только при тесном сотрудничестве, общности дел, взаимопонимании всех сторон, к чему мы и стремимся.
Мы поделились с вами скромным опытом работы с родителями. На данное время осуществляем взаимодействие с семьями именно так. Мы настроены на позитив и готовы искать новые интересные для детей и их родителей формы работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы взаимодействия с родителями
Материал для работы с родителями. Предлагаются интересные и необычные формы взаимодействиея с родителями....
Из опыта работы: «Использование активных форм взаимодействия с родителями»
Материал представлен из опыта работы учителя начальных классов Менщиковой Анны Сергеевна. Когда учитель набирает новый класс, всегда волнуют вопросы: а что представляют собой будущие ученики и и...
Статья "Формы взаимодействия с родителями и детьми для развития интереса к чтению у младших школьников"
Статья о формах взаимодействия с родителями и младшими школьниками для повышения у детей интереса к чтению....
Презентация на тему:"Создание и реализация эффективных форм взаимодействия с родителями младших школьников, в том числе детей с ОВЗ"
Презентация отражает эффективные формы взаимодействия с родителями младших школьников, в первую очередь детей с ОВЗ, тему тьютерского сопровождения....
Выстраивание партнерских отношений между образовательным учреждением и семьями воспитанников по вопросам воспитания и развития детей через активные формы работы с родителями.
Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании детей младшего школьного возраста рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство куль...
Активные формы взаимодействия педагога-психолога с родителями
Работа с родителями...
Статья: " Использование Viber как одна из эффективных форм взаимодействия с родителями"
В соответствии с законом РФ,.......