Формы взаимодействия с родителями
методическая разработка по теме

Материал для работы с родителями. Предлагаются интересные и необычные формы взаимодействиея с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formy_vzaimodeystviya_s_roditelyami.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов

гимназии №2

Смирнова В.В.

Организация сотрудничества классного руководителя с родителями учеников.

Формы взаимодействия с родителями.

«Понимание – начало согласия».

Спиноза

Большую часть времени ребёнок находится в школе и семье. Школа и семья – это два социальных института, от согласованных действий которых зависит эффективность процесса воспитания. Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники.

 Союзниками родители и педагоги должны стать уже в начальной школе, когда формируется отношение к школе и у детей и у их родителей. Поэтому  система работа с родителями должна быть заранее продумана и четко организована, особенно в начальной школе.

 В чём смысл взаимодействия семьи и школы? В создании условий для комфортной, радостной, счастливой жизни ребёнка, для развития его  индивидуальности в общем доме «школа – семья».

Это взаимодействие раскрывается в следующих направлениях:

  1. Просвещение по вопросам педагогики и психологии.

Причем это просвещение должно носить ярко выраженный опережающий характер. К примеру, поздно поговорить о подростковом возрасте, когда он уже наступил и принёс свои проблемы.

Для того чтобы психолого – педагогическое просвещение вызывало интерес кл. рук.  должен не только предлагать темы для обсуждения, но и учитывать предложения

 и пожелания родителей при выборе тем для просвещения.

  1. Формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно – воспитательному пространству.

За этими словами стоит очень многое. Семьи учеников и  учебное заведение не должны существовать в параллельных мирах.  Родители должны  чувствовать принадлежность к образовательному – воспитательному пространству школы.  Уже в начальной школе кл. рук. должен знакомить родителей класса с традициями школы, её историей, достижениями в обучении и воспитании учащихся. Педагогу необходимо познакомить родителей с требованиями, которые предъявляет школа к своим ученикам уже с первых дней пребывания в ней. В первую очередь с уставом учебного заведения, с правилами поведения в классе, спортивном зале, библиотеке, столовой.

  1. Диагностика.

Речь идет не о психологической диагностике в чистом виде, а о психолого– педагогической диагностике, которая должна быть оперативной и зачастую носить индивидуальный характер.

 Диагностика в работе с классным коллективом  помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семьях, повлиять на  общение родителей и детей. Диагностика в работе кл. рук. может быть предварительной, оперативной и итоговой в зависимости от тех ситуаций, которые требуют её применения.

Диагностика неразрывно связана с коррекционной работой

  1. Коррекционная работа - очень значимое направление в деятельности кл. рук- ля.

Главным назначением коррекционной работы является оказание родителям психолого- педагогической помощи и поддержки в решении проблемных ситуаций семейного воспитания. К таким кризисам можно отнести и адаптацию к школьному обучению, раннее половое созревание детей, нестабильность положения семьи, развод родителей, потеря близких. В коррекционной работе нуждаются неблагополучные семьи, семьи, в которой растут одаренные дети, неполные семьи.

В этом учебном году, на родительском собрании была проведена методика Савенкова  «Карта одаренности». С ней можно ознакомиться дополнительно результаты представлены в диаграмме. В классе преобладает спортивная, артистическая и интеллектуальная одаренность.

 В октябре 2007 года я проводила диагностику  Журовой  «Хорошо ли ребёнку в школе». Диагностика позволила оценить различные стороны жизни в школе.. На родительском собрании родители были ознакомлены с результатами диагностики. Они смогли отследить ответы своего ребёнка на каждый вопрос. По этой диагностике получены следующие результаты.

Шкала удовлетворенности школьной жизнью:

68%- высокий  и средний

32% - низкий

Шкала дружеских отношений:

64 % - высокий и средний уровень

36 % - низкий уровень

Шкала  школьной тревожности:

72 % высокий уровень тревожности

28 % низкий

Показатели самочувствия:

52% - хорошее

48% недостаточно хорошее самочувствие

Уровень самооценки:

80 % - высокий

20% - низкий уровень

 Диагностика выявила  высокий уровень школьной тревожности.   Свою же задачу, как педагога я вижу в  максимальном снижении уровня тревожности, за счёт уменьшения стрессообразующих факторов. В конце учебного года я так же проведу эту диагностику, чтобы посмотреть, что изменилось.

Формы взаимодействия.

Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей,  для родителей.

В.А. Сухомлинский

 Нетрадиционные формы:

  1. клубы творчества;
  2. родительские чтения;
  3. родительские вечера;
  4. родительские тренинги.

Очень интересная форма взаимодействия родителей и детей – клубы творчества. Основой клуба может стать увлечение  изучение мира животных и растений, флористика, живопись,  увлечение поэзией и спортом, шитьем, вязанием. Клубное занятие – это не просто встреча увлеченных людей; это традиции и обычаи совместного общения, влияние на формирование культуры, характера человека.

Родительские чтения - очень своеобразная форма работы с родителями, которая дает возможность не только слушать лекции педагогов, но и самим изучать литературу по проблеме. На первом собрании в году родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует её. С помощью библиотекаря определяются книги, с помощью которых можно получить ответ на  поставленный вопрос. Родители читают книги и через определенный промежуток времени участвуют в  родительских чтениях по книгам, которые они прочитали.

Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера могут проходить в присутствии детей либо без них. Темы родительских вечеров могут быть следующие:

  1. Год рождения моего ребёнка – каким он был, этот первый год.
  2. Первые книги ребёнка.
  3. Будущее моего ребёнка. Каким я его вижу?
  4. Друзья моего ребёнка.
  5. Праздники  нашей семьи.
  6. Можно и нельзя в нашей семье.
  7. Вечер воспоминаний. Наказания и поощрения в нашей семье.
  8. Вопросы детей, которые ставят взрослых в тупик.
  9. Фотографии нашего детства.

Непринужденная атмосфера, душевность слов, добрый юмор и отсутствие назидательности. Способствуют тому, что родители достаточно откровенно говорят о своих проблемах, спрашивают совет, предлагают помощь и поддержку тем, кто в них нуждаются. Родительские вечера – это возможность кл.рук–ля найти единомышленников и помощников по воспитанию детей и формированию детского коллектива..

В последнее время достаточно эффективной формой формирования культуры  быть родителем стали занимать родительские  тренинги.

Родительские тренинги – это активная форма работы с родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить взаимодействие с собственным ребёнком, сделать его более открытым и доверительным. Тренинг проводиться с группой 12 -15 человек. Тренинг должен включать в себя 5 -8 занятий. В тренинге по возможности должны участвовать оба родителя. Родители с большим интересом выполнят такие задания, как « детские гримасы» ,  «любимая игрушка», «сказочный образ». Такие задания помогут им по- другому взглянуть на  взаимоотношения в семье.

Наиболее традиционной формой групповой работы с родителями является

родительское собрание. Первое в начале сентября организационное, последующие являются тематическими. Их тематика определяется потребностями родителей, классного руководителя, школы, актуальностью обсуждаемой темы. Последнее собрание в году является итоговым и проводится в конце учебного года.

Собрание должно включать 5 компонентов:

  1. Анализ учебных достижений учащихся класса.

            Кл. рук. знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности, а    ответы  на частные вопросы  родители получают в ходе персональной встречи.

  1. Ознакомление родителей с состоянием социально – эмоционального климата в классе. Темой разговора могут быть взаимоотношения, и речь, и внешний вид учащихся, и другие вопросы. Излишне напоминать, что должно быть предельно деликатным
  2. Психолого – педагогическое просвещение.
  3. Обсуждение организационных вопросов.
  4. Личные беседы с родителями.

Формы проведения родительского собрания:

собрание – деловая игра;

собрание- практикум;

собрание – мастерская.

Традиционную форму взаимодействия с родителями можно сделать интересной и необычной, если включить в содержание каждого родительского собрания такие рубрики.

  1. «Из истории воспитания детей в семье»;
  2. « Великие педагоги мира»;
  3.  « Крылатые фразы о воспитании»;
  4. « Азбука воспитанности в семье»;
  5. «Советуем прочесть»;
  6. «Книжная полка родителей»;
  7. « Обсудите вместе с ребёнком»;
  8.  « Творческая мастерская семьи».
  9. « Почта»

Учитель перед собранием пишет для каждого родителя «письмо»: пожелание по воспитанию, рекомендацию, благодарность, добрый совет. Родитель по желанию может ответить учителю, высказать свои пожелания, просьбы.

Такие рубрики позволяют сделать родительские собрания необычными, повысит рейтинг родительских собраний. Содержательное, нестандартное по форме родительское собрание может совершить переворот в сознании пап и мам, разбудить в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребёнку.

  Большое значение в работе классного руководителя имеет индивидуальная работа с родителями. К индивидуальным формам работы можно отнести: индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому. Поводом для приглашения родителей на консультацию может быть результат наблюдений педагога за ребёнком, проблемы в общении ребёнка с классом и педагогами,   конфликтная ситуация, инициатива ребёнка, связанная с семейной ситуацией. Каждая консультация или беседа должны кл. рук. тщательно анализироваться. Результаты посещения на дому, консультации фиксируются в дневнике кл.рук.

Для того чтобы взаимодействие с родителями было эффективно необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Не разговаривайте с родителями второпях, на бегу. Если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече на другое время.
  2. Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать; это вызывает раздражение и негативную реакцию
  3. Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам.
  4. Не спешите с выводами. Обдумайте хорошо, что вы услышали от родителей.
  5. То о чем вы услышали, не должно стать достоянием других родителей и педагогов.
  6. Если есть  профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, необходимо поставить об этом в известность.
  7. Родитель хочет услышать о ребёнке не только плохое, но в первую очередь и хорошее, дающее шанс на будущее.
  8. Каждая встреча с родителями должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика.
  9. Если педагог в какой – то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить обратиться за консультацией к  специалистам.
  10. Если родители принимают активное участие в жизни класса и школы, их усилия должны быть отмечены классным руководителем и администрацией школы.

Правила эффективного взаимодействия с родителями:

  1. Не разговаривайте с родителями второпях, на бегу. Если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече на другое время.
  2. Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать; это вызывает раздражение и негативную реакцию
  3. Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам.
  4. Не спешите с выводами. Обдумайте хорошо, что вы услышали от родителей.
  5. То о чем вы услышали, не должно стать достоянием других родителей и педагогов.
  6. Если есть  профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, необходимо поставить об этом в известность.
  7. Родитель хочет услышать о ребёнке  в первую очередь хорошее, дающее шанс на будущее.
  8. Каждая встреча с родителями должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика.
  9. Если педагог, в какой – то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить обратиться за консультацией к  специалистам.
  10. Если родители принимают активное участие в жизни класса и школы, их усилия должны быть отмечены классным руководителем и администрацией школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы: «Использование активных форм взаимодействия с родителями»

Материал представлен из опыта работы учителя начальных классов Менщиковой Анны Сергеевна. Когда учитель набирает новый класс,  всегда волнуют вопросы: а что представляют собой будущие ученики и и...

Формы взаимодействия с родителями

Основные направления и формы взаимодействия с родителями учащихся    Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в...

Выступление по теме "Формы взаимодействия с родителями"

Собран материал  по теме "Формы взаимодействия с родителями" ....

Нетрадиционная форма взаимодействия с родителями. Вечер совместных игр «Доставим детям радость».

Это развлечение детям очень понравилось.так получилось,что в этот день один мальчик был именинником, поэтому в программу развлечения мы включили приход Петрушки с подарком. Он играл с детьми, ка...

формы взаимодействия с родителями

кое- что о формах взаимодействия с коллективом родителей...

Доклад: "Новые формы взаимодействия с родителями детей с ОВЗ"

В данном докладе представлен опыт работы по взаимодействию с родителями школы-интерната для детей с ОВЗ....