ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ: КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ
статья на тему
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ:
КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystivie_s_roditelyami.doc | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ:
КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ
Семья и школа
Одним из важнейших направлений деятельности школы как организующего центра воспитания является объединение усилий школы, семьи и общественности.
Специфика этой деятельности обусловлена факторами, к которым относятся понимание особенностей и тенденций развития современной семьи и практическая подготовленность учителя к работе с родителями по воспитанию подрастающего поколения.
Школа является важнейшим социальным институтом, прямо и непосредственно осуществляющим воспитание детей и педагогическое управление семейным воспитанием. Единство воспитательной деятельности школы и семьи создается систематической работой школы, основанной на заинтересованности в результатах семейного воспитания и систематической работой по формированию педагогической культуры родителей.
В работах известного педагога В.А. Сухомлинского широко используется понятие «школьно-семейное воспитание», которое определяется единством школьного и семейного воспитания. Как личность ребенка едина, так и не может осуществляться раздельно школьное и семейное воспитание, при этом школе принадлежит ведущая роль.
Школа как образовательное учреждение выполняет основную часть воспитательной работы: на нее возлагаются задачи формирования гармонично развитой личности. Это не умаляет роли семьи, а доказывает необходимость согласования действий школы и семьи. Школа расширяет и развивает воспитательные возможностями семьи.
В настоящее время, по мнению В.А. Сластенина, педагогические работки должны направлять свои усилия не столько на поиски отдельных форм и методов работы, сколько на обоснование и утверждение системы работы школы с родителями.
Система работы с родителями складывается годами путем отбора самых рациональных форм и методов, она должна отвечать ряду требований, обеспечивающих успех в работе:
– целенаправленность деятельности всего педколлектива. Нет работы с родителями вообще, а есть конкретные, насущные педагогические проблемы, ради решения которых проводятся родительские собрания, читаются лекции, осуществляется индивидуальный подход к родителям, семье;
– повышение профессиональной квалификации, педагогической культуры учителей. Формы могут быть самыми разнообразными: работа секции классных руководителей, работа постоянного педагогического семинара «Семейная педагогика» или «Совершенствование семейного воспитания»; учет неблагополучных семей; использование и обобщение передового опыта семейного воспитания; педагогический анализ работы с родителями, определение ее эффективности;
– выработка единых требований педагогического коллектива к работе классного руководителя с родителями. Требования должны быть обоснованными, тактичными, правомерными;
- формирование действенной общественной родительской организации.
Классный руководитель и родители
Важным направлением многогранной деятельности классного руководителя является работа с родителями учащихся вверенного ему класса.
Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы воздействия педагогов и родителей не противоречили друг друга. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания. Естественно стиль работы должен быть демократический, основанный на взаимном доверии, взаимодействии с родителями.
Целью этого взаимодействия является забота о развитии ребенка.
Классному руководителю следует помнить, что он призван вместе с родителями учеников создать воспитывающую среду, обеспечить единство требований школы и семьи по отношению к личности ребенка.
Взаимную деятельность следует строить на следующих принципах:
– обращение к чувству родительской любви и уважение ее;
– доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;
– позиция сотрудничества в общении в родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.
Вся деятельность классного руководителя с родителями учащихся может быть представлена следующими направлениями и формами.
- изучение условий семейного воспитания;
- информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в классе;
- психолого-педагогическое просвещение родителей;
- взаимодействие с родительским комитетом;
- совместная деятельность родителей и учащихся;
- информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.
Л.В. Байбородова считает, что родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат может быть успешным тогда, когда они станут союзниками. В основе этого союза – единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.
Формы взаимодействия педагогов с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения.
Л.В. Байбородова дает следующую классификацию форм взаимодействия учителя и родителей. Они бывают коллективные, групповые и индивидуальные (с.48 – 61).
Коллективные: родительское собрание, родительский лекторий, конференция по обмену опытом, вечер вопросов и ответов, диспут-размышление по проблемам воспитания, встреча родителей с администрацией школы, учителями класса, «День открытых дверей».
Групповые: взаимодействие с родительским комитетом, групповые консультации, практические занятия для родителей с привлечением специалистов, формирование советов дел, комиссий.
Индивидуальные: беседа, задушевный разговор, консультация-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписка.
Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей школьника
Следует остановиться на некоторых правилах взаимодействия учителей с родителями учащихся, способов установления их контактов.
- В основе работы школы и классного руководителя с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей.
- Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании.
- Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи.
- Жизнеутверждающий, мажорный настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности.
Установление контактов с родителями – начало всех начал в работе классного руководителя. Формы установления контактов:
– посещение семей школьников;
– пропаганда семейного воспитания;
– выполнение родителями педагогических поручений:
а) предполагающих активную воспитательную позицию (руководство кружком по интересам, спортивной секцией, индивидуальное шефство, наставничество);
б) предполагающих оказание организационный помощи (содействие в проведении экскурсий, создании классной библиотеки);
в) предполагающих участие в развитии и укреплении материальной базы школы, в решении хозяйственных задач: участие в оборудовании кабинетов, изготовление оборудования, приборов, помощь в ремонтных работах, в благоустройстве школы.
Педагогическое образование родителей
Реализация первого направления в настоящее время очень актуальна по причине частого отказа родителей от воспитательных функций, низким уровнем их осведомленности в вопросах воспитания детей, высокой степенью трудовой занятости. Это направление широко разработано в педагогической литературе, но на практике со времен существования советской воспитательной системы «кануло в лету». Однако ни один социальный институт не имеет такого влияния на ребенка как семья, особенно в сельской местности, где семейные устои и традиции почитания родителей, уважительного отношения к ним в большей степени сохранились, несмотря на заметные трансформации в общественном сознании.
Поэтому в нашей практической части мы решили рассмотреть такое направление деятельности классного руководителя, как педагогическое образование родителей.
Цель – повышение педагогической компетентности родителей.
Задачи:
- повышение воспитательного потенциала семей;
- содействие полноценному выполнению воспитательных функций;
- содействие созданию положительного психологического климата в семье, улучшению характера взаимоотношений между родителями, родителями и детьми;
- формирование у родителей потребности в самообразовании.
Способ достижения – реализация системы работы по педагогическому образованию родителей на основе:
1. Систематического разностороннего педагогического просвещения родителей, т.е. ознакомления их как с основами теоретических знаний, так и с практикой взаимоотношений с детьми.
2. Привлечения родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе.
3. Использования активных методов и разнообразных форм работы с родителями.
Система работы по педагогическому образованию родителей включает четыре модуля.
Диагностический модуль.
Его назначение – определить направления в просвещении родителей, степень их участия в учебно-воспитательном процессе, определиться с выбором методов и форм работы с родителями.
Содержание модуля
Направления диагностики – изучение:
– типичных и единичных проблем взаимоотношений детей и родителей;
– уровня психолого-педагогического образования родителей: уровня их элементарных знаний возрастной психологии, особенностей детей разного возраста, особенностей общения, поведения, взаимоотношений; форм и методов взаимодействия, общения;
– способов поведения дома, общения с ребенком,
– форм семейного воспитания,
– типа семейного воспитания;
– проблем в воспитании детей.
Методы изучения: анкетирование, беседы, посещение семьи, проективные методики (н-р, рисунок семьи), наблюдение, мониторинг.
Одним из ведущих методов изучения особенностей и проблем семейного воспитания является социально-педагогический мониторинг семьи – это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.
Сущность состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, сочинения и графические работы детей о семье и т. д.), так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т. д.).
При этом важную роль в осуществлении социально-педагогического мониторинга играет умение классного руководителя систематизировать сбор информации и полученные результаты.
Теоретический модуль.
Назначение – создание теоретической базы для работы с родителями по их педагогическому образованию.
Содержание модуля:
Под родительским образование понимают обогащение знаний, установок и умений родителей, необходимых для ухода за детьми и их воспитанием, гармонизации семейных отношений, выполнение родительских ролей в семье и в обществе.
Цель работы классного руководителя – влияние на знания, установки и умения родителей в воспитании детей для создание благоприятных условий личностного развития ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребенка в его жизненном пространстве. Классный руководитель выступает посредником между ребенком и взрослым, ребенком и семьей в целом.
Классный руководитель в работе с семьей выступает в трех основных ролях:
Советчик – информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.
Консультант – консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.
Защитник – защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям.
В теоретическом модуле представлены:
– тематические подборки;
– копилки форм и методов работы (проблемные ситуации, игры педагогической тематики, интерактивные методы, тесты для родителей, афоризмы, тематика для дискуссий и бесед, лекций).
В работе с родителями классный руководитель должен пройти этапы развития субъектной позиции родителей:
Первый этап направлен на развитие у родителей способности познания своего ребенка и себя как родителя, раскрытие возможностей развития ребенка, возможностей и способов своего педагогического образования.
Второй этап нацелен на развитие у родителей умений проектировать свой индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальную программу развития своего ребенка;
Третий этап развивает организационно-деятельностные способности в процессе реализации образовательных программ детей и индивидуальных образовательных маршрутов родителей;
Четвертый этап направлен на: а) развитие у родителей способности к самоанализу на основе оценки результатов развития ребенка и самооценки собственного педагогического роста; б) определение ими новых задач развития ребенка и своего развития.
Практический модуль
Назначение – реализация идей педагогического образования родителей с целью повышения их педагогической компетентности.
Содержание модуля включает три основных направления педагогической деятельности:
- психолого-педагогическое просвещение родителей;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
- стимулирование самообразования родителей.
Психолого-педагогическое просвещение родителей можно организовать с помощью следующих форм работы: родительские университеты; конференции; индивидуальные и тематические консультации; родительские собрания; тренинги и т.п.
Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности: дни творчества детей и их родителей; открытые уроки и внеклассные мероприятия; помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы школы и класса; родительское общественное патрулирование; шефская помощь.
Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности: участие родителей класса в работе совета школы; участие родителей класса в работе родительского комитета и комитета общественного контроля; участие в работе совета содействия семье и школе.
Охарактеризуем некоторые активные формы работы с родителями (табл.).
Таблица
Формы работы с родителями | Сущность формы, тематика | Назначение |
Родительские вечера | Форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив; обычно проводятся 2-3 раза в год либо в присутствии детей, либо без них. Тематика: «Год рождения моего ребенка – каким он был, этот первый год?», «Первые книжки ребенка», «Друзья моего ребенка», «Праздники нашей семьи», «Вечер воспоминаний. Наказания и поощрения в нашей семье», «Вопросы детей, которые ставят нас в тупик», «Фотографии нашего детства», «Как научиться говорить спасибо своему ребенку?» | Позволяет родителям не только высказывать свое мнение, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, сделать определенные выводы, чему-то научиться, взять лучшее на вооружение в свой воспитательный арсенал. Родительские вечера сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях взрослых и детей |
Родительские тренинги | Активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании ребенка. По результату тренинга проводится собеседование с классным руководителем и даются рекомендации по организации взаимодействия с каждым ребенком и с каждой семьей, участвовавшей в тренинге | Позволяют изменить взаимоотношения родителей с собственным ребенком, сделать их более открытыми и доверительными, приобрести новые знания и умения в воспитании |
Продолжение таблицы
Родительский ринг | Это одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива; проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так. Темы родительских рингов: «Можно ли наказывать ребенка собственным домом?», «Что делать, если папа не интересуется воспитанием собственного ребенка?», «Соблазны и пути их преодоления», «За и против» школьной формы» и др. | Полезность таких встреч родителей состоит в том, что они позволяют снять всякие закулисные разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержанию учебно-воспитательного процесса |
Дискуссия | Совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, попытка продвинуться к поиску истины, что позволяет прояснить (возможно, изменить) мнение, позиции, установки и ценности родителей Приемы организации дискуссии: «Круглый стол» – беседа, в которой участвует небольшая группа родителей и во время которой происходит обмен мнениями между ними и остальными (например, обсуждение вопросов родительским комитетом). «Форум» – обсуждение, в ходе которого группа вступает с аудиторией в обмен мнениями. По проблемам, например, причин плохой дисциплины. «Симпозиум» – более формализованное, по сравнению с предыдущим, обсуждение, в ходе которого родители и психолог выступают с сообщениями, представляющими свои точки зрения, а затем отвечают на вопросы аудитории. Любой из родителей может заявить тему и выступить со своим видением ситуации или проблемы. «Дебаты» – обсуждение, построенное на ситуации: «докладчик – оппонент» | Позволяет увидеть проблему с разных сторон |
Игра | «Психологические игры». Игра – модель социального взаимодействия, средство усвоения социальных установок. Для организации игры с взрослыми важным является как отношение друг к другу, к самой игре, культурная ситуация в целом. В процессе занятий используются следующие игровые методы: ситуационно-ролевые | Игра расширяет сознание, развивает творческие способности, талант к общению. Большое значение имеет как сам процесс игры, так и осмысление происходящего после игры |
Продолжение таблицы
игры, дидактические, творческие, деловые, разогревающие. «Ситуационно-ролевые игры». Такой вид игры особенно полезен, так как является инструментом, позволяющим избегать ролевых конфликтов, вызванных несоответствием, противоречивостью выбранных ролей, способствует социальной адаптации. «Разогревающие игры». Каждое занятие, встречу следует начинать с некоторых процедур, погружающих родителей в особую игровую атмосферу, позволяющую быстро и без усилий настроиться на специфичную работу. Например, попросить родителей расставить столы и выбрать себе место так, чтобы чувствовать себя психологически комфортно | ||
Диагностика | Использование тестов для изучения родителями особенностей своей личности. Требования: сохранение конфиденциальности, душевного спокойствия (каждый обрабатывает тест о себе самостоятельно по предложенной инструкции) | Позволяет получить информацию для раздумий, рассуждений переживаний; побудить к самоанализу |
Детско-родительские мероприятия | Проводятся в форме игры с элементами тренинга, в которой принимают участие команды смешанного состав: родители и дети. Можно включать сюда психолога и педагогов, тогда эффективность игры только увеличится. Их задача – показать родителям и другим взрослым возможности ребенка в общении, акцентировать наиболее значимые для них в том или ином возрасте темы; увидеть других детей в группе, классе, чтобы понять место своего ребенка среди них, а также через сравнение с другими точнее рассмотреть ресурсы и трудности сына или дочери | Позволяют детям и родителям увидеть и понять друг друга (без привычной родительской роли, в непривычной для многих творческой, жизнеутверждающей позиции) |
Академия любящих родителей | Это форма педагогического просвещения родителей. Программа составляется с учетом интересов родителей. Формы организации занятий разнообразны, самые удачные – творческие мастерские и игровые тренинги | Помогает вооружить родителей необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей с учетом возраста |
Продолжение таблицы
Мастерская | Это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению воспитательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для родителей. Основные принципы: а) педагог и родители - союзники в воспитании детей; б) не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное "строительство" знания родителем с помощью критического мышления к изучаемой информации; в) самостоятельность решения творческих задач; г) плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению других; д) работа в команде | Позволяет привлечь родителей к практическим действиям |
Центр семейного досуга | Одна из форм помощи семье. В центрах семейного досуга работают игровые, тренажерные площадки, проводятся педагогические и психологические консультации. Ценность таких центров состоит в том, что в них дети и взрослые проводят свое свободное время вместе, здесь объединяются их интересы. Самый приемлемый вид отдыха семейный туризм. Это прогулки, туристические походы, экскурсии, путешествия семьи или нескольких семей | Работа направлена на обогащение духовного мира семьи, развития эстетических чувств как взрослых так и детей. В совместном отдыхе родителей лучше узнают своих детей, укрепляется здоровье и взрослых и детей |
Семейные клубы | Организуются на основе идеи, например, совместного творческого труда взрослых и детей: занятие спортом, искусством и др. | Позволяют детям и родителям взаимодействовать друг с другом |
Кроме того, работа с родителями предполагает следующие наиболее используемые формы работы:
1. Родительские конференции: «Развитие современного школьника в воспитательном пространстве школы», «Адаптация школьника к разным условиям современного общества», «Как помочь школьнику учиться» и др.
2. Родительские лектории в микро-группах на основе интересов: для родителей школьников — туристов, одаренных детей и т.д.
3. Родительские университеты, педагогические всеобучи, лекционные и семинарские занятия с родителями по параллелям (не реже двух раз в год).
4. Внеклассное образование родителей: конференции родителей, мам, бабушек и дедушек; индивидуальные и групповые консультации (медицинские, юридические, педагогические – классного руководителя, учителей-предметников, социального педагога, психолога и др.); разного рода читательские конференции; обзоры и выставки литературы для родителей; вечера вопросов и ответов; «лаборатории нерешенных проблем» семейного воспитания; анкеты и мини-анкеты (например, «Портрет моего ребенка», «Общение детей и родителей» и т.д.).
5. Привлечение узких специалистов — врачей, представителей правоохранительных органов, психологов и т.п.
6. Организация консультативного пункта для родителей будущих первоклассников школы «Лучик».
7. Информативно-иллюстрированные стенды.
8. Памятки и рекомендации по воспитанию детей.
Практическая работа социального педагога с родителями реализуется через коллективные (групповые) и индивидуальные формы взаимодействия.
К коллективным формам относятся: работа с родителями в группе и в парах, родительское собрание, родительский комитет, встречи за «круглым столом», тематические социально-педагогические консультации и т.д.
Эти формы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей.
К индивидуальным формам относятся: индивидуальное консультирование и беседу, инструктаж и др. Преимуществом индивидуальной работы является то, что находясь наедине с социальным педагогом, родители откровеннее рассказывают ему о своих проблемах внутрисемейных отношений, о которых никогда бы ни сказали при посторонних. При индивидуальных беседах необходимо придерживаться главного правила: содержание индивидуальной беседы должно быть достоянием только беседующих, оно не должно разглашаться.
Формы и методы работы с родителями разнообразны, но главное то, что классному руководителю необходимо делать правильный выбор, учитывая все особенности работы учителей с данным коллективом родителей, особенности системы работы школы в целом.
Результативный модуль
Назначение – подведение итогов работы с родителями по их педагогическому образованию.
Используются те же методики, что и на первом этапе деятельности. Критерии оценки образования родителей: а) демонстрация знаний; б) свободное обсуждение общепедагогических проблем; в) оперирование педагогическими терминами; г) изменение отношений с ребенком.
При этом можно вывеси уровни проявления этих критериев – высокий, средний и низкий. Однако это будет составлять значительную сложность в работе классного руководителя в школе. Он может признавать свою работу результативной, если появляются сдвиги в родительском сознании – осознании себя «Родителями».
Информация для классного руководителя
Семья как институт социализации ребенка
Литература
- Азаров, Ю.П. Семейная педагогика : Педагогика семьи и свободы / Ю.П. Азаров. – М., 1993.
- Гребенников, И.В. Школа и семья / И.В. Гребенников. – М., 1985.
- Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – М., 1996.
- Семейный кодекс Российской Федерации. – М., 1995.
- Соколова, В.Н. Отцы и дети в меняющемся мире : книга для учителей и родителей / В.Н. Соколова. – М., 1991.
- Фромм, А. Азбука для родителей / А. Фромм. – Л., 1991.
Принципы и содержание семейного воспитания
Начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности, является семья. Она связана кровными и родственными отношениями и объединят супругов, детей и родителей. Брак двух людей – это еще не семья, она появляется с появлением детей. В воспроизводстве человеческого рода, в деторождении и воспитании детей заключены основные функции семьи.
Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена.
Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения места, где ждут, любят, понимают, защищают. Семья – это такое образование, которое «охватывает»человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна.
Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.
Семейное воспитание – сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания семьи (место, дома), отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае по-разному.
Каковы задачи семьи?
– создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
– обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребенка;
– передать опыт создания и сохранения семьи, воспитание в ней детей и отношения к старшим;
– научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
– воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».
Семейное воспитание имеет свои принципы:
– гуманность и милосердие к растущему человеку;
– вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;
– открытость и доверительность отношений с детьми;
– оптимистичность взаимоотношений в семье;
– последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);
– оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на его вопросы.
Кроме этих принципов, есть ряд частных правил:
– запрещение физических наказаний;
– запрещение читать чужие письма и дневники;
– не морализировать, не говорить слишком много;
– не требовать немедленного повиновения;
– не потакать.
Все принципы, однако сводятся к одной мысли: ДЕТЯМ РАДЫ В СЕМЬЕ НЕ ПОТОМУ, ЧТО ДЕТИ ХОРОШИЕ, С НИМИ ЛЕГКО, А ДЕТИ ХОРОШИЕ И С НИМИ ЛЕГКО ОТТОГО, ЧТО ИМ РАДЫ.
Содержание семейного воспитания все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание, видоизменяясь от возраста к возрасту.
В настоящее время присутствует религиозное воспитание с его культом человеческой жизни и смерти, с почтением общечеловеческим ценностям.
Семейному воспитанию присущи свои методы, точнее, приоритетное использование некоторых из них. К ним относятся: личный пример, обсуждение, доверие, показ, проявление любви, сопереживание, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т.д.
Семья как специфическая педагогическая система
Особенности развития современной семьи
Социология рассматривает семью как часть целого общественного организма, как клетку общества, как воспитательный коллектив. Все изменения, происходящие в социально-экономической сфере, обязательно находят свое отражение в семье. Но в отличие от других коллективов – производственных, профессиональных – семья не подвергается прямой перестройке. Процесс морального, психологического обновления более длителен, противоречив и сложен.
Утверждение новых отношений, новой морали в семье осуществляется более медленными темпами, чем в экономической области. Ведь в преобразовании семьи участвуют, кроме социально-экономических факторов, действуют и другие – биологические, психологические, демографические. Это объясняет живучесть «старого» в семейной психологии, трудность в прогнозировании развития семьи.
Жизнь семьи характеризуется многосторонними отношениями: социально-биологическими, хозяйственно-экономическими, нравственными, психологическими. Семья выполняет общественно значимые функции по отношению к обществу и человеку.
Функции семьи по отношению к обществу:
– физическое воспроизводство населения (для смены поколений необходимо соответствующее число детей в рамках определенного государства);
– воспитательная – передача знаний, умений, навыков, норм, ценностей – духовное воспроизводство;
– производственно-хозяйственная (социологи доказали: чтобы освободить семью от домашних дел, потребуется дополнительно 40-45 млн. человек);
– организация досуга.
Функции семьи по отношению к человеку:
- супружеская (супруги – самые близкие люди, они получают в лице другого супруга поддержку);
- родительская (семья дает необходимое для гармонии в жизни, для того, чтобы в старости скрасить жизнь родителей);
- организация быта.
Принимая во внимание функции семьи, их многообразие и взаимосвязь, можно отметить некоторые особенности и тенденции развития современной семьи.
- Разница в социальном укладе городской и сельской семьи. В сельской местности каждый ребенок находится под строгим контролем односельчан – это и положительный и в то же время угнетающий эффект. В городе такой контроль практически отсутствует.
- Чем образованнее родители, тем более успешно учатся их дети в школе.
- Воспитанием детей часто занимаются бабушки и дедушки, происходит столкновение методов воспитания старшего и молодого поколений.
- Социальное расслоение серьезно влияет на различия в семейном воспитании, на характер взаимоотношений между родителями и детьми. Для детей из семей с достатком характерно такое понятие, как ПРЕСЫЩЕНИЕ – при проявлении педагогической слепоты родители излишне ласковы, задабривание, закармливание. Пресыщение – это такое отношение к жизни, к материальным и духовным ценностям, которое проявляется в полнейшем пренебрежении, в безразличии к предоставляемым благам. Дети вырастают скептиками, тунеядцами, искателями острых ощущений.
- Процесс разукрупнения семьи – выделение молодой семьи, ее обособление от старшего поколения. Это позволяет развиваться ей как самостоятельному коллективу, складывается благоприятный психологический климат, молодые супруги самостоятельно утверждают в семье отношения, учатся делить и радости и беды.
- Сокращение рождаемости детей (уменьшении численности семьи) – типичной стала семья, воспитывающая одного ребенка. Тенденция к увеличению рождаемости.
- Заметное увеличение количества разводов – до 90% разводов приходится на 1-й год совместной жизни вследствие неустроенности семейного быта, неподготовленности к семейной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
взаимодействия классного руководителя с родителями в организации воспитательной работы учащихся начальной школы
в презинтации освещается взаимодействия классного руководителя с родителями в организации вопитательной работы учащихся начальной школы...
Программа взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся.
Цель создания данной программы: создание условий для развития личности, способной самостоятельно принимать решения, путём объединения воспитательных возможностей родителей и школы. ...
Презентация "Взаимодействие классного руководителя с родителями"
В презентации показана работа учителей с родителями и что можно сделать работая вместе....
Взаимодействие классного руководителя с родителями
Можно обсудить с родителями следующие вопросы:1. Что понимают под сотрудничеством людей?2. Почему необходимо сотрудничество педагога и родителя?3. Что мешает педагогу и родителю успешно сотрудничать?4...
Взаимодействие классного руководителя с родителями и опекунами в воспитательном процессе
Взаимодействие классного руководителя с родительской общественностью в учебно – воспитательном процессе. Сценарий праздника «Раз ступенька, два ступенька, три ступенька». Цели праздника: Формирование ...
План взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся.
Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, об...
Доклад - выступление на тему: *Педагогическое общение и взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся.*
Выступление на ШМО начальных классов....