План взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся.
методическая разработка на тему

Тимохова Наталья Юрьевна

Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагогов создаст бла­гоприятные условия для развития ребенка. Одна из важнейших задач классного руководителя – способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных, благоприятных условий для развития ребенка в семье. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_raboty_s_rod.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

План взаимодействия классного руководителя  с родителями учащихся.

Цель создания данной программы:   создание условий для развития личности, способной самостоятельно принимать решения, путём объединения воспитательных возможностей родителей и школы.

 Задачи:      

1.      Установление контакта, общей благоприятной атмосферы общения с родителями учащихся.

2.      Изучение воспитательных возможностей семей.

3.      Формирование активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного потенциала семьи.

4.      Вооружение родителей необходимыми для воспитания детей психолого-педагогическими знаниями и умениями, основами педагогической культуры.

5.      Предупреждение наиболее распространённых ошибок родителей в воспитании детей.

6.     Оказание помощи родителям в организации педагогического самообразования.

Современную ситуацию в образовании отличает то, что, наряду с утверждением гуманистических ценностей, созданием новых типов и видов образовательных учреждений, обновлением содержания образования, признанием вариативной педагогической практики и другими положительными тенденциями, остается без достаточного внимания проблема взаимодействия современного образовательного учреждения и семьи.

Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, приводящие к обострению семейных проблем. Это прежде всего падение материального уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть подростков отделяется от родителей.

Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника

Школа и семья - естественные союзники, два основных фактора в воспитании учащихся. Объединить их усилия – значит, во многом решить проблему воспитания подрастающего поколения. Для учителей и родителей необходимо единство взглядов на воспитание детей, единство воздействия на их формирование. Главное для них - условия для нормального обучения, развития и воспитания. Во-первых, школа и родители заинтересованы в том, чтобы дети были здоровы, жизнедеятельны и активны. Во-вторых, школа и родители заинтересованы в хорошей успеваемости учащихся. Очень важно, чтобы школа, родители и общественность объединили свои усилия по созданию условий для нормального обучения и воспитания учащихся.

Критерии эффективности работы в начальной школе — это сформированность положительного отношения к школе, престижность ее восприятия, уважительное отношение к педагогическому коллективу.

Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагогов создаст благоприятные условия для развития ребенка. Одна из важнейших задач классного руководителя – способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных, благоприятных условий для развития ребенка в семье. Успешное ее решение возможно, если в основе воспитательной работы заложена идея сотрудничества педагогов, родителей и учащихся. Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.

Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся

Традиционные формы работы с родителями

Я стараюсь использовать в работе разные формы общения с родителями моих учеников:

1. Изучение семьи школьника.

2. Анкетирование.

3. Беседы (индивидуальные).

4. Тренинги.

5. Памятки.

6. Родительские собрания.

7.Тематические игры.  

 8. Заочные конкурсы.

 9. Круглый стол.                        

10. Праздники.  

11.Семейные вечера.

12.Родительские рейды.

13. Общение через интернет

14. Родительский кружок.

15. Участие старших членов семьи, бабушек и дедушек.

   

Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в четверть и должны стать школой просвещения родителей, расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На таких собраниях обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы. Классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводят итоги успеваемости, но и рассматривают актуальные педагогические проблемы. На таких собраниях обсуждение успеваемости учащихся не самоцель, а мостик к решению той или иной педагогической проблеме.Общешкольные родительские собрания проводятся не более двух раз в год и носят характер отчёта работы школы за определённый период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитываются о своей работе родительский комитет школы. Можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными участниками которых станут и дети. Готовятся очень тщательно, с участием психологов, социальных педагогов, которые работают в школе. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определённые решения и намечает мероприятия по заявленной проблеме. Индивидуальные консультации особенно необходимы, когда учитель набирает класс. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Учитель должен дать возможность родителям рассказать ему всё то, что поможет в профессиональной работе с ребёнком:

•особенности здоровья ребёнка;

•его увлечения, интересы;

•предпочтения в общении в семье;

•поведенческие реакции;

•особенности характера;

•мотивация учения;

•моральные ценности семьи.

Посещение ученика на дому возможно после получения разрешения родителей. Педагог должен предупредить о предполагаемом визите с указанием дня и цели посещения.

Нетрадиционные формы работы с родителями

-тематические консультации

-родительские чтения

-родительские вечера

-ролевые игры

-переписка с родителями

- лекторий для родителей

Тематические консультации дают рекомендации по проблеме, которая волнует родителей. В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет.

Родительские чтения дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в её обсуждении.

Этапы проведения родительских чтений следующие:

•на первом собрании родители определяют вопросы педагогики и психологии;

•учитель собирает и анализирует информацию;

•определяется список литературы по данному вопросу;

•изучение литературы родителями;

•изложение собственного понимания вопроса родителями на чтениях.

Родительские вечера направлены на сплочение родительского коллектива. Проводятся два-три раза в год без присутствия детей. Темы родительских вечеров могут быть разно-образными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос. Ролевые игры — форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Друзья вашего ребенка», «Польза комьпьютера», «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действийПереписка с родителями — письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.

Огромную роль в сотрудничестве родителей и школы играет родительский комитет. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в школьном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей.

Работа  с социальными партнерами.

1

Совместная работа с сельским Домом Культуры по воспитанию учащихся: посещение кружков, концерты, творческие вечера, дискотеки, смотры художественной самодеятельности, просмотр фильмов и другие.        

В течение года        

зам. директора по воспитательной работе

Щелгачев С.Ю. – зав. СДК

1

Работа с сельской, школьной библиотеками: проведение библиотечных часов, знакомство с новой литературой и другие.

В течение года        

школьный библиотекарь

Петухова Л.С.– сельский библиотекарь, классные руководители

2

Совместное проведение мероприятий с СДК: кружки по интересам, участие в мероприятиях  (акции, творческие конкурсы, праздники и другие).

В течение года

Зам. директора по воспитательной работе,

Щелгачев С.Ю.– зав. СДК. Классные руководители

3

Сотрудничество с советом профилактики, сельской администрацией.        

В течение года

Аракчеева Т.В.

Ничкова В.В.

4

Работа с отделом по делам несовершеннолетних.        

В течение года

Аракчеева Т.В., классные руководители

5

Сотрудничество с Вильгортской участковой больницей        

В течение года

Демакова М.Н.классные руководители

Повышение педагогической культуры  родителей, а также предупреждение наиболее распространённых ошибок родителей в воспитании детей реализуется через работу родтельского всеобуча.

 Тематика мероприятий  родительского  всеобуча.

класс

Название мероприятий        

Сроки

Ответственные

1-4 кл.

Ознакомление родителей с образовательным маршрутом 1 класса

-Адаптация обучающихся 1 класса

-Младший школьник: особенности развития

-Оценка результатов обучения и развития личности.

-Садимся за уроки (организационно-деятельностная игра)

-Спортивно-социальная игра «Лучший папа»

-Школьные трудности у благополучных детей (практикум)

-О детской дружбе (собрание-праздник)

«Правовые основы семейного воспитания: права и обязанности ребенка и родителей»,

«Секреты бесконфликтного взаимодействия между детьми и родителями»,

Семейное воспитание и здоровье детей

-Как помочь ребенку стать внимательным

-Содержание морально-эстетического воспитания в семье

-Организация труда и отдыха обучающихся в семье.

«Ребенок в  семье СОП»

«Чтобы не случилось беды»,

«Семейный досуг и его организация»

Тимохова Н.Ю.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие классного руководителя, учащихся и родителей в организации воспитательной работы классного сообщества.

Взаимодействие классного руководителя , учащихся и родителей в организации воспитательной работы классного сообщества.   Начальная школа – это то звено школы, где большую роль игр...

Программа по взаимодействию школы и родителей учащихся "СемьЯ"

Программа детско-родительских отношений...

Взаимодействие учителя с родителями учащихся

 Выступление на педсовете. Затрагивается пробема взаимоотношения родителей  с учителями        ...

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ

Выступление на заседании  школьного методического объединения классных руководителей...

«Роль классного часа в организации взаимодействия классного руководителя и учащихся».

Данная статья будет полезна классным руководителямТема:«Роль классного часа в организации взаимодействия классного руководителя и учащихся»....

Программа взаимодействия с семьями (родителями) учащихся с особыми образовательными потребностями "Ориентир на успех"

Программа взаимодействия с семьями (родителями) учащихся с особыми образовательными потребностями "Ориентир на успех"...